Программа по элементарной теории музыки, гармонии





Областное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Курский педагогический колледж»





РАССМОТРЕНА
на заседании ПЦК фортепиано
председатель __________Е. А. Рябко Протокол от «28» августа 2014 г.№ 1


УТВЕРЖДАЮ
Директор ОБОУ СПО
«Курский педагогический колледж»
___________О.И.Бондарева
Приказ от « 17 » сентября 2014 г.
№ 3/1




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ, ГАРМОНИЯ


Специальность 53.02.01
Музыкальное образование












Курск
2014г.






Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта
по специальности среднего профессионального образования
53.02.01 «Музыкальное образование».









Составители:
преподаватель высшей категории, отличник народного образования Углицкая Н.Н









Паспорт рабочей программы
учебной дисциплины
«Элементарная теория музыки, гармония»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 53.02.01 «Музыкальное образование».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке музыкального руководителя и учителя музыки.

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл.

Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
строить основные лады, интервалы, аккорды;
анализировать строение мелодии в форме периода;
определять характер музыки, тип и вид музыкальной фактуры;
определять средства музыкальной выразительности;
строить и разрешать аккорды в четырёхголосном гармоническом изложении;
подбирать аккомпанемент к песенной мелодии;
играть секвенции для распевания;
осуществлять гармонический анализ музыкальных произведений.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные элементы музыкального языка, систему музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, основные гармонические закономерности.

Формируемые общие и профессиональные компетенции:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.1. Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях, планировать их.
ПК 1.2. Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях.
ПК 1.3. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей.
ПК 1.4. Анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия.
ПК 2.1. Определять цели, задачи уроков музыки и внеурочные музыкальные мероприятия и планировать их.
ПК 2.2. Организовывать и проводить уроки музыки.
ПК 2.3. Организовывать и проводить внеурочные музыкальные мероприятия в общеобразовательной организации.
ПК 2.5. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования обучающихся.
ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.
ПК 3.2. Управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом.
ПК 3.3. Аккомпанировать детскому составу исполнителей.
ПК 3.4. Аранжировать произведения педагогического репертуара разных жанров с учетом исполнительских возможностей обучающихся.



Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 355,5 час., в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 237 час.; самостоятельной работы обучающегося - 118,5 часов.

2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины.

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы
Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
355,5

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего): практические занятия
237

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
118,5

Промежуточная аттестация в форме экзамена во 2 семестре.
Контрольная работа в 4, 6, 8 семестрах.



2.2. Примерный тематический план и содержание
учебной дисциплины «Элементарная теория музыки, гармония»

1курс, 1 семестр

34 уч.час.

п/п
Темы
Кол-во часов
Уровень
освоения

1.
Введение.
Теория музыки как наука и как учебная дисциплина. Предмет и задачи курса «Элементарная теория музыки».
Самостоятельная работа: изучение задач курса «Элементарной теории музыки».
2



1
2

2.
Музыкальный звук. Звук как физическое явление. Музыкальный звук и его свойства. Их значение в музыке.
Музыкальная система. Звукоряд. Ступени звукоряда и их название. Слоговые и буквенные названия звуков. Октавная система. Обозначения октав. Диапазон. Регистр. Темперированный строй. Тон. Полутон.
Производные ступени звукоряда. Знаки альтерации. Буквенные обозначения производных ступеней. Хроматические и диатонические полутоны и целые тоны. Энгармонизм звуков.
Нотное письмо. Краткие сведения о происхождении нотного письма. Нотный стан. Ключи соль, фа, до. Длительности нот. Правописание штилей на нотном стане. Паузы. Способы увеличения длительностей. Знаки переноса на октаву.
Знаки сокращения нотного письма. Практическое значение аббревиатур (знаков сокращения нотного письма).
Самостоятельная работа: изучение слоговых и буквенных названий звуков; построение хроматических и диатонических полутонов и целых тонов.
4


















2
2

3.
Метр. Ритм. Темп. Определение метра. Акценты. Сильные и слабые метрические доли и периодичность их чередования. Организующее значение метра в поэзии и в музыке.
Размер. Его определение. Обозначение. Простые двух- и трёхдольные размеры. Сложные однородные и сложные смешанные размеры.
Определение ритма. Различные виды ритмов: равномерный, пунктирный, триольный, синкопированный. Взаимосвязь метра и ритма. Особые виды метрического деления длительностей: дуоли, триоли, квартоли и др. Их обозначение.
Синкопа и её разновидности.
Группировка длительностей в простых, сложных и смешанных размерах в инструментальной музыке.
Переменные размеры – периодические и непериодические – и их обозначение.
Понятие о полиритмии и полиметрии.
Темп и его обозначение по шкале метронома. Темповые изменения. Метроном. Значение темпа в музыке.
Самостоятельная работа: изучение группировки в простых и сложных размерах; темповых обозначений.
10



















5
2

4.
Интервалы.
Интервалы мелодические и гармонические, восходящие и нисходящие. Названия интервалов. Ступеневая и тоновая величина интервалов. Интервалы на основных ступенях звукоряда. Обращение интервалов. Увеличенные и уменьшённые интервалы. Энгармонизм интервалов. Диатонические и хроматические интервалы. Консонирующие и диссонирующие интервалы. Интервалы шире октавы. Выразительное значение интервалов. Интервалы на ступенях натурального мажора и минора.
Интервалы на ступенях гармонического мажора и минора (характерные интервалы).
Интервалы в ладу. Устойчивые и неустойчивые интервалы в условиях определённого лада и тональности, их разрешение.
Разрешение диссонансов (секунды и септимы). Разрешение увеличенных, уменьшённых диссонирующих интервалов.
Самостоятельная работа: построение интервалов в тональности и от звука.
8


















4
2

5.
Лад. Тональность. Значение лада в музыкальном произведении. Устойчивые и неустойчивые звуки. Мажорный и минорный лад. Характер звучания мажора и минора.
Название ступеней лада. Натуральная мажорная гамма и её строение. Тетрахорды. Тональность. Мажорные тональности. Квинтовый круг мажорных тональностей.
Три вида мажора (натуральный, гармонический, мелодический).
Минорный лад. Свойства ступеней минорного лада. Параллельные и одноименные тональности. Три вида минора (натуральный, гармонический, мелодический). Квинтовый круг минорных тональностей. Тональности, в которых больше семи знаков в ключе. Энгармонизм тональностей.
Самостоятельная работа: построение трёх видов мажора и минора.
8














4
2

6.
Лады народной музыки.
Ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский. Дважды гармонические минорные и мажорные лады. Целотонная гамма. Уменьшённый лад. Пентатоника (мажорная и минорная).
Самостоятельная работа: построение ладов народной музыки.
2





1
2


1 курс, 2 семестр
44 уч. час.

п/п
Темы
Кол-во часов
Уровень
освоения

1.
Аккорды. Общее понятие об аккордах. Типы аккордов: трезвучие, септаккорд, нонаккорд. Виды трезвучий (мажорное, минорное, уменьшённое, увеличенное). Обращение трезвучий. Секстаккорд и квартсекстаккорд.
Аккорды в ладу. Трезвучия на ступенях мажора и гармонического минора. Главные трезвучия мажора и гармонического минора (тоническое, субдоминантовое и доминантовое). Их обращение. Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучия и их обращений в тонический аккорд. Понятие о побочных трезвучиях (VI, II, III, VII ступени). Консонирующие и диссонирующие аккорды. Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий.
Виды септаккордов: 1) большой мажорный, 2) большой минорный, 3) увеличенный, 4) малый мажорный,
5) малый минорный, 6) малый с уменьшённой квинтой, 7) уменьшённый.
Септаккорды в тональности. Наиболее распространённые септаккорды: доминантсептаккорд, септаккорд II ступени, септаккорд VII ступени (малый и уменьшённый).
Доминантсептаккорд. Его обращения и их разрешение.
Септаккорд II ступени и его разрешение через обращения доминатсептаккорда в тонику.
Септаккорд VII ступени (малый и уменьшённый). Разрешение его в тонику и через обращения доминантсептаккорда в тонику.
Понятие о побочных септаккордах.
Нонаккорд малый и большой.
Самостоятельная работа: построение аккордов в тональности и от звука.
14





























7

2

2.
Хроматизм. Определение понятия хроматизма. Хроматическая гамма. Правописание хроматических гамм в мажоре и в миноре.
Самостоятельная работа: построение хроматических гамм в мажоре и в миноре.
4


2
2

3.
Внутриладовая альтерация. Альтерация как обострение тяготения неустойчивых ступеней лада. Возникновение в связи с этим хроматических интервалов. Разрешение хроматических интервалов. Основное отличие хроматизма от альтерации.
Самостоятельная работа: построение и разрешение хроматических интервалов.
4




2
2

4.
Отклонение. Модуляция. Сопоставление. Родство тональностей. Понятие об отклонении и модуляции. Сопоставление тональностей как один из приёмов смены тональностей или только лада без плавного перехода. Тональности 1-й степени родства.
Самостоятельная работа: построение тональностей 1-й степени родства.
4




2
2

5.

Мелодия. Виды мелодического движения. Секвенции. Элементы строения музыкальной речи. Различные синтаксические структуры. Мелодия как важнейшее средство музыкальной выразительности. Основные формы мелодического движения: волнообразное движение, плавное и скачкообразное движение. Приёмы мелодического развития: буквальное повторение, варьированное повторение, повторение, основанное на секвенции.
Секвенция. Её определение. Мотив секвенции. Звенья. Виды секвенций: восходящая и нисходящая, тональная (диатоническая) и модулирующая, строгая и свободная, одноголосная (мелодическая) и многоголосная (гармоническая). Кульминация.
Строение музыкальной речи. Цезура. Мелодико – синтаксические структуры.
Период. Предложение. Фразы, Мотивы. Каденция. Гомофонный и полифонический склад.
Самостоятельная работа: игра секвенций; анализ периодов.
8

















4
2

6.
Транспозиция. Партитура. Партия. Понятие о транспозиции, её определение. Область применения и значение транспозиции для инструменталистов и вокалистов. Способы транспозиции:
1) транспозиция на определённый интервал;
2) транспозиция на хроматический полутон;
3)транспозиция с заменой ключей, транспонирующие инструменты симфонического оркестра.
Хоровые и оркестровые партии. Партитура.
Самостоятельная работа: транспонирование темы на заданный интервал.
4








2
2

7.
Мелизмы. Понятие о мелизмах, их определение. Различные виды мелизмов: короткий форшлаг, долгий форшлаг, мордент (простой, двойной, перечёркнутый), группетто, трель, арпеджиато.
Выразительное значение мелизмов.
Самостоятельная работа: расшифровка видов мелизмов.
4




2

2

8.
Повторение.
Самостоятельная работа: построение пройденных элементов в тональности.
2
1
3



2курс, 3 семестр

34 уч.час.

п/п
Темы
Кол-во часов
Уровень
освоения

1.
Введение. Понятие гармонии. Гармония и мелодия. Гомофонный склад. Аккорды. Типы аккордов и их названия. Названия звуков аккорда. Основной аккорд и его обращения. Названия обращений трезвучия. Названия обращений септаккорда. Большие и малые трезвучия.Четырёхголосный склад. Удвоение в трезвучии. Мелодические положения и расположения трезвучий.
Самостоятельная работа: построение трезвучий в четырёхголосном изложении.
1







0,5
2

2.
Функциональная система главных трезвучий. Лад и его элементы. Логика гармонического развития. Гармонический оборот.
Самостоятельная работа: изучение функциональной системы главных трезвучий.
1


0,5
2

3.
Соединение главных трезвучий (тоника, субдоминанта, доминанта). Соотношение аккордов. Общие звуки. Способы соединий трезвучий (гармоническое, мелодическое). Неполное тоническое трезвучие в заключительных оборотах.
Самостоятельная работа: соединие трезвучий двумя способами.
6




3
2

4.
Перемещение аккордов. Способы перемещений (со сменой расположения и без неё). Техника и значение перемещений.
Самостоятельная работа: перемещение трезвучий со сменой расположения и без неё.
2


1
2

5.
Каденции, период, предложение. Членение музыкального произведения. Цезура. Построение. Часть. Мотив. Разновидности каденций: 1) устойчивые: а) автентическая (доминанта-тоника); б) плагальная (субдоминанта-тоника); 2) неустойчивые: а)половинная автентическая (тоника - доминанта, субдоминанта-доминанта); б) половинная плагальная (тоника-субдоминанта); в) сложная (субдоминанта-доминанта-тоника).
Совершенные и несовершенные каденции. Период и предложение. Виды периодов.Типичные структуры периодов и предложений.
Самостоятельная работа: анализ периодов.
1











0,5
2

6.
Кадансовый квартсекстаккорд. Определение и обозначение. Функциональная особенность кадансового квартсекстаккорда. Голосоведение. Метрические условия. Аккордовая подготовка. Перемещение. Значение кадансового квартсекстаккорда.
Самостоятельная работа: соединение кадансового квартсекстаккорда с аккордами субдоминантовой и доминантовой группы.
3





1,5
2

7.
Гармонизация мелодии в форме периода. Анализ мелодического движения. Определение гармоний. Гармония и мелодическое движение. Гармония и метр. Гармония и ритм. Гармония и форма темы.
Самостоятельная работа: гармонизация мелодии в форме периода.
2



1
2

8.
Гармонизация баса. Анализ ступеней баса. Определение гармоний каденции. Возможные случаи перемещений. Сочинение мелодии к заданному басу в соответствующем ритме.
Самостоятельная работа: гармонизация баса.
2



1
2

9.
·=°
Скачки терций в сопрано при гармоническом соединении трезвучий. Изменение расположения голосов. Применение тесного расположения для скачка в сопрано вверх, широкого - для скачка вниз. Скачки терций в теноре при соединении трезвучий. Применение тесного расположения для скачка вниз, широкого - для скачка вверх. Скачки терции в миноре.
Самостоятельная работа: соединение трезвучия со скачками терций в сопрано и в теноре.
4






2
2

10.
Секстаккорды главных ступеней лада. Определение и обозначение. Удвоения. Мелодическое положение. Расположение. Перемещение трезвучия в секстаккорд. Удвоение терции в секстаккорде. Параллельные и противоположные октавы, квинты, унисоны. Соединение секстаккорда с трезвучием кварто-квинтового соотношения, с трезвучием секундового соотношения. Соединение двух секстаккордов. Скачки при соединении двух секстаккордов кварто - квинтового соотношения. Секстаккорды секундового соотношения. Особенности минора.
Самостоятельная работа: соединение секстаккорда с трезвучием кварто-квинтового соотношения, с трезвучием секундового соотношения. Соединение двух секстаккордов.
8










4
2

11.
Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды. Проходящие квартсекстаккорды доминанты и тоники. Вспомогательные квартсекстаккорды субдоминанты и тоники. Вспомогательный квартсекстаккорд в каденциях.
Самостоятельная работа: построение проходящих и вспомогательных оборотов.
4




2
2





2 курс, 4 семестр

46 уч. час.

п/п
Темы
Кол-во часов
Уровень
освоения

1.
Доминантсептаккорд. Расположение доминантсептаккорда Приготовление доминантсептаккорда. Септима проходящая, приготовленная и взятая скачком (восходящим). Разрешение полного доминантсептаккорда в полное и неполное тоническое трезвучие.
Обращения доминантсептаккорда. Предпочтение обращений доминантсептаккорда его основному виду внутри построения. Проходящий доминантовый терцквартаккорд. Перемещение доминантсептаккорда. Скачки (важнейшие) при разрешении обращений доминантсептаккорда: а) скачки при разрешении доминантсекундаккорда в тонический секстаккорд;
б) параллельные и противоположные октавы в каденциях, а также при соединении затактовой доминанты с тоникой.
Самостоятельная работа: построение гармонических оборотов с участием доминантсептаккорда и его обращений.
12















6
2

2.
Понятие о неаккордовых звуках. Аккордовые и неаккордовые звуки. Гармоническая роль неаккордовых звуков. Метрическое положение. Ладовые признаки. Виды неаккордовых звуков. Проходящие звуки. Вспомогательные звуки. Задержание. Предъем.
Самостоятельная работа: анализ неаккордовых звуков.
6




3
2



3.
Полная функциональная система мажора и гармонического минора. Диатоническая система. Логика последовательностей аккордов полной функциональной системы мажора и гармонического минора.
Самостоятельная работа: изучение логики последовательностей аккордов полной функциональной системы мажора и гармонического минора.
2



1
2

4.
Секстаккорд и трезвучие II ступени. Удвоение терции (баса) в секстаккорде II ступени как основного звука субдоминанты. Возможность иных удвоений. Соединение секстаккорда II ступени с кадансовым квартсекстаккордом. Основное трезвучие II ступени натурального мажора.
Самостоятельная работа: построение гармонических оборотов с участием секстаккорда и трезвучия II ступени.
4





2


2

5.
Гармонический мажор. Минорное трезвучие IV ступени и секстаккорд уменьшённого трезвучия II ступени. Самостоятельное применение этих аккордов. Применение после субдоминантовых гармоний натурального мажора путем понижения шестой ступени на полутон. Переченье.
Самостоятельная работа: построение гармонических оборотов с участием минорного трезвучия IV ступени и секстаккорда уменьшённого трезвучия II ступени.
6





3
2

6.
Трезвучие VI ступени. Функциональная особенность трезвучия VI ступени. Прерванный оборот. VI ступень как промежуточное звено. VI ступень в субдоминантовом значении. Введение VI ступени после доминанты или доминантсептаккорда в основном виде. Прерванная каденция. Расширение периода, возникшее вследствие прерванной каденции. Другие приёмы расширения периода.
Самостоятельная работа: построение гармонических оборотов с участием трезвучия VI ступени.
4







2
2

7.
Повторение пройденного материала сопровождается практическими работами по всем основным темам в такой последовательности: а) главные трезвучия с обращениями; б) доминантсептаккорд с обращениями; в) трезвучия II и VI ступеней.
Самостоятельная работа: построение гармонических оборотов с участием всех пройденных аккордов.
10




5


8.
Контрольная работа.
Самостоятельная работа: подготовка к контрольной работе.
2
1
3







3 курс, 5семестр

16 уч.час.

п/п
Темы
Кол-во
часов
Уровень
освоения

1.
Септаккорд II ступени с обращениями. Его приготовление тоникой или любым аккордом субдоминантовой группы. Разрешение септаккорда II ступени и его обращений в доминанту и тонику. Переход септаккорда II ступени и его обращений в доминантсептаккорд и его обращения. Разрешение в кадансовый квартсекстаккорд. Септаккорд II ступени в оборотах с проходящими аккордами. Плагальная каденция с квинтсекстаккрдом II ступени.
Самостоятельная работа: построение гармонических оборотов с участием септаккорда II ступени с обращениями.
4








2


2


2.
Вводные септаккорды (малый и уменьшённый). Приготовление его тоникой, аккордами субдоминантовой и доминантовой групп. Прямое разрешение вводного септаккорда в тонику. Внутрифункциональное разрешение (переход септаккорда VII ступени и его обращений) в доминантсептаккорд и его обращения. Проходящие аккорды в окружении септаккорда VII ступени и его обращений. Субдоминантовые свойства вводного терцквартаккорда. Энгармонизм уменьшённого вводного септаккорда.
Самостоятельная работа: построение гармонических оборотов с участием вводных септаккордов.
4










2
2

3.
Доминантнонаккорд (большой и малый). Полный и неполный доминантнонаккорд. Приготовление доминантнонаккорда. Разрешение доминантнонаккорда в тонику. Внутрифункциональное разрешение доминантнонаккорда через доминантсептаккорд (неполный) в тонику. Перемещение доминантнонаккорда.
Самостоятельная работа: построение гармонических оборотов с участием доминантнонаккорда
1






0,5
2

4.
Разновидности аккордов доминантовой группы:
1) секстаккорд уменьшённого трезвучия VII ступени. Его применение в качестве проходящего между тоническим трезвучием и его секстаккордом или в обратном направлении. Применение VII секстаккорда при гармонизации верхнего тетрахорда восходящей мажорной гаммы и верхнего тетрахорда мелодической минорной гаммы; 2) трезвучие III ступени мажора. Случаи применения трезвучия III ступени при гармонизации верхнего тетрахорда нисходящей мажорной гаммы и внутри построений; 3) доминанта с секстой, доминантсептаккорд и его обращения с секстой. Применение доминантового трезвучия, доминантсептаккорда и доминантового секундаккорда с секстой внутри построения и в каденции. Разрешение в тонику и VI ступень, а также в тонику через доминантсептаккорд.
Самостоятельная работа: построение гармонических оборотов с участием аккордов доминантовой группы.
3
















1,5

2

5.
Натуральный минор во фригийских оборотах. Функциональная система натурального минора. Логика последовательностей аккордов натурального минора. Фригийские обороты в мелодии и в басу. Фригийский каданс. Широкое применение натурального минора в русской песне.
Самостоятельная работа: построение фригийских оборотов.
2





1

2

6.
Диатонические (тональные) секвенции. Мелодическая секвенция. Гармоническая секвенция. Строение мотива секвенции. Пути перемещения. Секвенция как одно из важных средств гармонического развития.
Самостоятельная работа: игра диатонических секвенций.
2



1

2


3 курс, 6 семестр

20 уч.час.

п/п
Темы
Кол-во
часов
Уровень
освоения

1.
Двойная доминанта в каденции. Группа аккордов двойной доминанты. Усложнение кадансовой формулы: субдоминанта-кадансовый квартсекстаккорд-доминанта-тоника. Введение двойной доминанты, обостряющей тяготение к доминанте или кадансовому квартсекстаккорду. Типичность хроматического хода в басу от субдоминанты в двойную доминанту. Разрешение двойной доминанты в доминанту и в кадансовый квартсекстаккорд.
Самостоятельная работа: построение каденций с участием двойной доминанты.
3








1,5
2

2.
Двойная доминанта внутри построения. Разрешение двойной доминанты в доминанту и проходящий тонический квартсекстаккорд. Переход двойной доминанты в диссонирующие аккорды субдоминантовой и доминантовой групп. Проходящие обороты между обращениями двойной доминанты.
Самостоятельная работа: построение гармонических оборотов с участием аккордов двойной доминанты.
4





2
2

3.
Альтерация аккордов двойной доминанты. Понижение терции или квинты в двойной доминанте. Типичное перемещение VI низкой ступени в басу, образующее так называемый увеличенный секстаккорд, увеличенный квинтсекстаккорд и дважды увеличенный терцквартаккорд. Приготовление этих аккордов тоникой, субдоминантой, двойной доминантой в неальтерированном виде. Разрешение альтерированной двойной доминанты в кадансовый квартсекстаккорд, в тонику и в доминанту.
Самостоятельная работа: построение гармонических оборотов с участием аккордов альтерированной двойной доминанты.
4









2
2

4.
Типы тональных соотношений. Главные и побочные тональности произведения. Главная тональность как относительная устойчивость. Побочные тональности как неустойчивость. Функциональные связи главной и побочной тональностей по аналогии с последовательностью аккордов. Три основных типа тональных последовательностей: модуляция, отклонение и сопоставление.
Самостоятельная работа: изучение трёх основных типов тональных последовательностей.
1







0,5
2

5.
Отклонение. Хроматическая система. Средства отклонения: отклонение через Доминантовый септаккорд, Седьмой септаккорд с обращениями, отклонение через субдоминанту. Два вида отклонения. Отклонение в прерванных оборотах и каденциях. Распорядок отклонений в периоде.
Самостоятельная работа: гармонизация мелодий с отклонениями в тональности первой степени родства.
6





3
2

6.
Контрольная работа.
Самостоятельная работа: подготовка к контрольной работе.
2
1
3





4 курс, 7 семестр

15 уч. час.

п/п
Темы
Кол-во
часов
Уровень
освоения

1.
Модуляция. Модуляция как переход из одной тональности в другую. Виды модуляций. Понятие о диатонической, хроматической и энгармонической модуляциях. Процесс модуляции: показ предыдущей тональности, общий и модулирующий аккорды, закрепление новой тональности. Три основные функции модуляции: 1) модуляция уход из главной тональности, создающей нарушение устойчивости;
2) модуляция при последовании промежуточных тональностей; 3) модуляция возвращение в главную тональность или переход в новую (целевую) тональность и её закрепление.
Самостоятельная работа: изучение правил модуляции в тональности первой степени родства.
3










1,5
2

2.
Модуляции в тональность первой степени родства. Модуляция в тональности доминантовой и субдоминантовой групп. Возможное промежуточное отклонение в тональность общего аккорда. Модулирующий период. Типичные направления модуляций в модулирующих периодах из мажора и минора.
Самостоятельная работа: гармонизация мелодий с модуляцией в тональность первой степени родства.
12






6
2



4 курс, 8 семестр

28 уч. час.

п/п
Темы
Кол-во часов
Уровень
освоения

1.
Альтерация аккордов доминантовой группы. В мажоре: доминантовое трезвучие, доминантсептаккорд, доминантнонаккорд с повышенной и пониженной квинтой. Трезвучие VII ступени. Альтерация аккордов доминантовой группы в миноре доминантовое трезвучие, доминантсептаккорд, доминантнонаккорд с пониженной квинтой, трезвучие VII ступени и септаккорд VII ступени с пониженной терцией.
Самостоятельная работа: построение гармонических оборотов с применением альтерированных аккордов доминантовой группы.
6







3
2

2.
Альтерация аккордов субдоминантовой группы. Трезвучие и секстаккорд II ступени (неаполитанский секстаккорд).
Самостоятельная работа: построение гармонических оборотов с применением альтерированных аккордов субдоминантовой группы.
6


3
2

5.
Органный пункт. Тонический и доминантовый органный пункт. Неполные аккорды на фоне органного пункта в четырехголосном изложении. Другие виды органного пункта.
Самостоятельная работа: анализ произведений с органным пунктом.
4



2
2

6.
Мажороминорные системы. Аккорды VI, II, III, VII ступеней минора, введение в одноименный мажор. Аккорды IV и II ступеней мажора, введение в одноименный минор. Трезвучие и секстаккорд II низкой ступени (неаполитанский септаккорд).
Самостоятельная работа: изучение мажороминорных системы.
8




4
2

7.
Гармонизация мелодий и басов с использованием всех пройденных элементов.
Самостоятельная работа: решение задач по пройденным темам, гармонический анализ произведений
2

1
3

8.
Контрольная работа.
Самостоятельная работа: подготовка к контрольной работе.
2
1
3


Всего
237




3. Условия реализации учебной дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины «Элементарная теория музыки, гармония» требует наличия учебного кабинета музыки.

Оборудование учебного кабинета: инструмент фортепиано, доска, учебно-методическая литература.

Технические средства обучения: интерактивная доска, компьютер, диски с программой индивидуального обучения элементарной теории музыки, гармонии

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Вархомеев В. Элементарная теория музыки – Л., 2014.
Мясоедов А. Учебник гармонии. – М., 2014.

Дополнительные источники:
Способин И. Элементарная теория музыки – М., 2012.
Абызова Е. Гармония. – М.,2014.
Вакурова Н. Хрестоматия по гармоническому анализу. – М., 2014.
Мутли А. Сборник задач по гармонии. – М., 2014.

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате обучения обучающийся должен уметь:
Строить основные лады, интервалы, аккорды;
Анализировать строение мелодии в форме периода;
Определять характер музыки, тип и вид музыкальной фактуры;
Определять средства музыкальной выразительности;
Строить и разрешать аккорды в четырёхголосном гармоническом изложении;
Подбирать аккомпанемент к песенной мелодии;
Играть секвенции для распевания;
Осуществлять гармонический анализ музыкальных произведений;

Практические занятия,
контрольные работы,
презентации.

В результате обучения обучающийся должен знать:
Основные элементы музыкального языка, систему музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, основные гармонические закономерности.

Самостоятельные работы,
контрольные работы,
индивидуальные сообщения.








Заголовок 415