Статья Воспитание гражданственности через краеведение на уроках математики


Воспитание гражданственности через краеведение на уроках математики
Развитие современного общества, коренные изменения в социально-экономической и политической жизни России порождают новую парадигму в отношениях государства и гражданина.
В нынешних условиях крайне важным является актуальное осмысление понятия гражданственности, выработка критериев активной гражданской позиции каждого члена общества, преобразование отношений внутри семьи, школы, социума, укрепление нарождающихся демократических традиций. Воспитание гражданственности - одно из условий подготовки людей, способных возродить своё Отечество и дух нации, развить идею государственности, обращенную к человеку. Гражданственность - это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.
Рассматривая проблему воспитания основ гражданственности у школьников, я ограничилась четырьмя элементами гражданственности: патриотизм, права, обязанности, экология.
Наиболее общий путь нравственного воспитания - целенаправленное создание возможного максимума благоприятных для нравственного развития личности условий. Создание такого рода условий в конкретных жизненных обстоятельствах – это уже творчество учителя. Это подтверждают слова Горация: «Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые».
Воспитательная функция математики осуществляется не только благодаря её содержанию, но и за счет использования связанного с этим содержанием обширного материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения учащихся. Учитель должен помнить, что, встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика, а, прежде всего, всесторонне развитую личность, и эту работу он выполняет в тесном единстве с учителями других школьных дисциплин.
Главный путь решения воспитательных задач на уроках математики – всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется через содержание задач, которые несут информацию о труде, о профессиях, о спорте, об истории, об экономике и других областях жизни.
Математика… Решение задач. На первый взгляд, с гражданственностью нет ничего общего, но только на первый! Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае, стране, ее законах.
Остановлюсь на некоторых моментах, дающих возможность использовать процесс обучения математике в формировании свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, своему краю.
Для этого полезно использовать нестандартные математические задачи, а также исторический, краеведческий и иллюстративный материал.
Каждый может убедиться в том, что на уроках математики воспитывать
гордость за свою Малую Родину можно ни чуть не хуже, чем на уроках истории, краеведения.
Решая задачи с использованием достоверных данных, например, о площади, занимаемой Белгородской областью и государствами: Катар, Кувейт, Израиль, Армения узнаѐшь, что наша область совсем не маленькая.
Использовать задачи с краеведческим содержанием можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках. Числовые данные могут быть взяты из тех или иных источников.
Краеведческий материал может быть использован на уроках математики в основной школе, как при изучении тем: натуральные числа, десятичные дроби, проценты, уравнения, системы линейных уравнений, так и при повторении изученного материала.
Пример, на своих уроках использую задания, связанные с историей родного города и страны в целом.
Тема «Площадь прямоугольника»
В период Великой Отечественной войны на вооружении советской армии были танки легкого образца, который весит 6888 кг. Ширина его гусениц 0,35 м, длина части гусениц, соприкасающихся с грунтом, 2,05 м (с каждой стороны). Какой вес приходится на 1 дм 2 рабочей площади гусениц?
Ответ: 48 кг/ дм 2 .
Тема « Действия с десятичными дробями»
Найдя значения выражений, вы узнаете годы жизни Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова.
. ( 4 2,115 + 8,4 : 0,8) 100 . ( 30,37: 0,5 – 5,125 8 ) 100
(1896 г. – год рождения)(1974 г. – год смерти)
В настоящее время существует потребность в формировании гражданской направленности личности, сознающей ответственность за свою судьбу, за будущее своего города и России. Поэтому я на своих уроках использую задания, связанные со знанием правовых документов, Конституции РФ.
по теме «Решение уравнений» в 7 классе были включены задания которые позволили учащимся повторить законы РФ
«Решите уравнения и, поставив в соответствие нужную букву, вы узнаете, какой документ лег в основу «Закона о правах ребенка РФ»
14 + 5х = 4х + 3х
3а + 5 = 8а – 15
3,6 + 2а = 5а + 1,2
0,7х – 1,82 = 0,8х + 3,46


4,73 - 2,5х = 2х – 2,92

5у + 27 = 4у + 21
Е Н Я К О Н И В ЦЛ
-6 7 4 0,8 -52,8 1,7 -2,3
Ответ: Конвенция.
Экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.
Решая задачи о суточном потреблении воды (в среднем) одним жителем Белгорода, Москвы, Санкт-Петербурга и Брюсселя ребята узнают, что жители Белгорода на 100 литров экономнее расходуют воду, чем москвичи, но на 10 литров больше, чем в Санкт-Петербурге и совсем уж расточительны в сравнении с жителями Брюсселя (85 литров). Пресной воды на Земле становиться всѐ меньше и относиться к этому богатству нужно бережнее.
Лесные насаждения мы называем легкими планеты. В Московской области
41% всей площади занято лесами, а в Белгородской области - 9,1%. Вывод:
слабоваты лесные насаждения у нас в Белгородской области, значит, каждый
из нас, жителей земли Белгородской, должен весной посадить дерево. Дети с
удовольствием рассказывают о том, что у каждого на даче растут деревья и как они за ними ухаживают. Любовь к родному краю воспитывается постепенно: посадили дерево, меньше стали лить воду, не стали сжигать старую ботву на огородах.
Из задач ребята узнают, что запасы железных руд Яковлевского района Белгородской области оцениваются в 9,2 млрд. т и занимают второе место в мире, после месторождения Хаммерли в Австралии или, что магнетиты, добываемые в Белгородской области содержат 62% железа, или что железорудные залежи Белгородской области составляют свыше 40% от всех железорудных залежей в России. Решая задачи, составленные с учѐтом данных по Белгородской области, ребята начинают понимать, что мы можем гордиться нашей областью и стараться делать еѐ ещѐ краше.
К работе по составлению подобных задач привлекаю самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.
Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится на различных этапах урока: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, при проведении экскурсий, подготовке к олимпиадам, творческим конкурсам. За время обучения в школе ученик не только обогащается множеством разнообразных знаний и умений, но и формируется как Человек, Личность, Гражданин.
Какими вырастут наши дети, сегодняшние школьники? Кем станут они в жизни? Эти вопросы не могут не волновать учителей, родителей и всю нашу общественность. Следует помнить, что нравственность передается от сердца к сердцу, при живом общении учителя и ученика. Личность наставника играет здесь первостепенную роль Во все века учителя были носителями лучших качеств нации, выразителями высокой нравственности, духовности, культуры, именно поэтому в руках учителя — будущее.