Общественный смотр знаний оп химии в 8 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждении
средняя общеобразовательная школа с. Бриакан муниципального района имени Полины Осипенко
Общественный смотр знаний по химии в 8 классе
по теме: «Основные классы неорганических соединений».
Учитель химии: Кубова Н.Н.
Цели:
1.Обобщить знания по основным классам неорганических соединений.
2.Проверить глубину и прочность полученных знаний.
3.Развивать активность ребят на уроках, научить отвечать чётко и грамотно.
4.Научить быстро переключаться с одного вида задания на другой.
5. Воспитывать чувство взаимной поддержки и помощи своему товарищу по классу, ряду, группе.
Оборудование и оформление урока: таблицы, схемы (взаимосвязь генетических рядов металлов и неметаллов; классификация сложных веществ; генетический ряд металлов и неметаллов).
Подготовка к смотру начинается с момента начала изучения данной темы. На первых уроках объявляю дату смотра, условия его проведения, вывешиваю вопросы к нему и задания для класса.
Вопросы к ОСЗ:
Знать все определения по теме: оксиды, основания, кислоты, соли.
Знать классификацию всех сложных и простых химических веществ.
Знать химические свойства основных классов веществ.
Знать определения и уметь устанавливать тип химической реакции (соединение, замещение, обмен, разложение).
Уметь составлять формулы солей по валентности металла и давать им названия.
Уметь расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.
Повторить решение задач на определение массовой доли вещества в растворе.
Задания классу:
1.Распределиться по группам, можно составить группу по рядам (в каждой группе от 6 до 8 человек).
2.Каждая группа готовит один реферат или сообщение об одном из классов сложных веществ.
3.Подготовка вопросов по теме для другой группы.
4.Подбор дополнительной литературы по теме.
5.Повторение пройденного материала каждым участником группы.
.
Условия оценивания знаний во время смотра:
1. Знания каждого ученика оцениваются независимым жюри из числа лучших учеников старших классов, другого учителя химии, классным руководителем.
2. Учитывается активность каждого ученика на уроке.
3.Чёткость изложения ответов и их правильность.
4.Участие каждого ученика, как можно в большем количестве видов работы
5.Выполнение дополнительных заданий и дисциплина.
ХОД СМОТРА ЗНАНИЙ:
1. Организационный момент:
Ещё перед началом урока ребята рассаживаются по группам и готовятся к его началу.
После объявления темы урока и его целей представляю жюри.
Напоминаю условия оценивания знаний.
2. Первый этап: «Разминка команд»
Проходит фронтальная беседа по вопросам, данным для подготовки к смотру.
Жюри подсчитывает количество правильных ответов.
ВОПРОСЫ:
Сколько классов неорганических веществ вы знаете?
Перечислить все эти классы.
Сколько типов химических реакций вы знаете?
Перечислите их.
Дать определение: что такое соли, кислоты, основания, оксиды.
Что такое вещество?
Что изучает наука химия?
Какие бывают вещества по составу?
Что такое генетическая связь?
Чем обладают вещества?
3. Второй этап: «Химический диктант»
Химический диктант состоит из двух заданий, оценка выставляется за каждое задание отдельно. Каждый ученик получает карточку с формулами веществ. На каждой карточке от 30 до 35 формул, у каждой группы своё задание.
Карточка:
Даны вещества:
1.СО2 2. Na O H 3. К2 S O3 4. H2 Si O3 5. Mп О2 6. Си (NО3)2
7. H CI 8. N2 O5 9. C а (О Н)2 10 .Nа Вr 11. H2 S 12. Md( OH) 2
13. HNO3 14. SO2 15. Nа2 СО3 16. Сr(OH)2 17. P2 O5 18. H2 CO3 19.Cи S 20. KOH 21. BаСI2 22. Nа2 О 23. НI 24. Pb(OH)2 25. AI I3 26. H3 PO4
27. CuO 28. Zn( OH)2 29. H2 SO4 30. AI2 O3 31. Cа3(РО4)2 32. К2SO4
Задание 1 химический диктант: Выписать номера, под которыми находятся:
1 группа: кислоты
2 группа: основания
3группа: оксиды
4 группа: соли
Задание 2
Классифицировать:
1 группа: оксиды
2 группа: соли
3 группа: кислоты
4 группа: основания
Жюри получает карточку с ответами, и по окончанию работы приступают к проверке диктанта.
4. Третий этап: «Классификация».
От каждой группы выходит один человек для выполнения задания и берёт любую карточку, в которых предложены следующие задания:
КАРТОЧКА 1
Записать по 2-3 примера кислот следующих видов:
Кислородосодержащие Бескислородные Одноосновные Двухосновные Трёхосновные
КАРТОЧКА 2
Записать по 2-3 примера, предлагаемых веществ:
Простые Сложные
/ | / | |
Металлы Неметаллы Оксиды Основания Кислоты Соли
КАРТОЧКА 3
Привести примеры предложенных реакций:
обмена и соединения
замещения и разложения
5. Четвёртый этап: « Домашнее задание».
Один человек от каждой группы читает реферат или сообщение .
Примеры сообщений:
«Кислоты – их роль в организме человека».
« Кислоты и кислотные дожди».
«Основания в жизни человека».
(Выдержки из сообщений учащихся: «Кислоты - их роль в организме человека».
«Очень важна и различна роль кислот в человеческом организме. Аскорбиновая, фалиевая, пангамовая и другие являются витаминами. Фосфорная кислота в виде своих кальциевых , магниевых и стронциевых солей- основной конструкционный материал костей, зубов, ногтей. Аминокислоты, соединяясь друг с другом в самых различных сочетаниях, образуют великое множество белков. А из них в свою очередь строится почти все ткани нашего организма. В продуктах обмена у человека обнаруживаются: молочная, лимонная, яблочная, янтарная, уксусная и многие другие кислоты. Немалую роль выполняет в нашем организме и соляная кислота. В желудке она активирует фермент пепсиноген, разлагающий чужие белки попавшие с пищей на составные части. Из этих частей наши клетки в дальнейшем конструируют свои белки, нужные нашему организму. Соляная кислота, кроме того, сильный бактерицид. Большинство бактерий, попавших в желудок с пищей, погибают под действием соляной кислоты. Так что врачи не случайно тревожатся, если у пациента пониженная кислотность желудочного сока. Больному приходится пить слабый раствор соляной кислоты. Интересно, что у птиц питающихся падалью, кислотность желудочного сока, можно сказать, огромная. И это помогает им расправиться с теми миллиардами микробов, которые буквально кишат в падали.
В народе, видимо, давно осознали зависимость состояния здоровья от содержания кислот в желудке. Не случайно кислый квас и кисломолочные продукты издав но занимали почётное место в рационе многих народов. Нельзя обойти молчанием и такой факт, что если воспалительные процессы в желудке больного человека текут на фоне повышенной кислотности, раковых поражений, как правило, не бывает. Вот и получается, что состояние нашего здоровья в значительной степени связано с деятельностью кислот в организме.)
Жюри подводит промежуточные итоги . В это время провожу рефлексию для корректировки и систематизации знаний.
Использую прием «Шесть шляп», для выяснения настроения на уроке и эмоций которые ребята испытывают на уроке.
6. Пятый этап: «Теоретическая часть».
Предлагаются карточки с вопросами, каждая команда выбирает одну карточку, обсуждают на месте её и через 2-3 минуты один ученик у доски даёт ответ на неё.
Примеры карточек – заданий:
№ 1
1.С какими из перечисленных веществ будет реагировать соляная кислота:
Zп О, НNO , Mд, Na CI, Na OH, СО .
2.Дать определение солей. Привести 3 примера.
№2
1.Сравнить состав кислот и солей. Объяснить, чем они сходны и чем отличаются?
На примере НСI и NaCI.
2.Перечислить виды кислот и привести примеры.
№3
1.Чем сходны и чем отличаются СО и СаО ?
2.Дать определение оснований и привести примеры.
№4
1.Сравнить состав оснований и солей. Чем сходны и чем отличаются?
2.Дать определение оксидов, привести примеры и назвать их виды.
Жюри оценивает ответы каждого ученика, смотрит, как команда помогала отвечающему, были ли дополнения и ошибки.
7.Шестой этап: «Ты мне я тебе».
Каждая команда приготовила вопросы- задания команде соперников, команды обмениваются вопросами.
№1
Написать формулы и указать названия солей, образованных кальцием и следующими кислотами: НСI, Н NO, Н SO , HPO.
№2
Дать названия следующим солям:
KCI Ca(NO) AI PO BaSO KS
№3
Осуществить превращение:
S – SO – HSO – Ca SO
Команда сама оценивает правильность ответа на её задание другой командой. Жюри проверяет справедливость выставленной оценки.
Седьмой этап: «Осуществить превращение».
Каждой команде предлагается карточка с превращением.
Команда выполняет это задание, и затем один ученик у доски его коментирует:
Жюри проверяет правильность выполнения.
ПРИМЕРЫ ПРЕВРАЩЕНИЙ:
1.Р – Р2О5– Н 3РО – К 3РО – КСI
2.Ва – ВаО – Ва( ОН)2 – Ва( NO3)2
3.С – СО2 – Н2СО3 – К 2СО3
I
Na2 CO3
4.Са – Са О – Са (ОН)2 – Са(NO)2
ОТВЕТЫ НА ЭТО ЗАДАНИЕ:
4Р+ 5О2 =2Р 2О5
Р 2О5 + 3Н 2О =2 Н 3РО4
Н 3РО4 + 3 КОН= К3РО 4+3 Н2 О
К РО + 3 Н СI= 3КСI + Н РО
№2
2Ва+ О2 = 2 ВаО
ВаО+ НО= Ва(ОН)
Ва(ОН)2+ 2 НNO3 = Ва(NO3) + Н2О
ВаО + НNO3=Ва(NO3) 2+Н2О
№3
С+ О2 = СО2
СО2+ НО= НСО
НСО+ КОН= КСО+ НО
СО2+ 2NaOH= Na2CO +H2O
№4
2Са +О2= 2СаО
СаО + Н2О= Са(ОН)2
Са(ОН)2 +2HNO3 = Ca(NO3)2 + H2O
Cа О + 2НNO3= Ca(NO3)2+ H2O
Восьмой этап : Итоги смотра знаний
Жюри подсчитывает результаты работы, вручает диплом лучшей группе.
Рефлексия – Уходя с урока, оставьте на «Дереве чувств» карточку – плод(красный и ли зелёный), с каким настроением ты покидаешь урок.
Заголовок 1Заголовок 215