Внеклассное мероприятие по химии «Общественный смотр знаний по теме: Химия s-элементов»

ВНЕКЛАССЕОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ХИМИИ
Общественный смотр знаний по химии
по теме «Химия s-элементов»
(интеллектуальная игра)
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении данной темы.
Задачи: 1) Закрепить учебный материал по теме «Химия s-элементов». Обобщить знания о щелочных и щелочно-земельных металлах, показать значение этих знаний в теории и практике. Повысить интерес к предмету.
2) Сформировать умения проводить химический эксперимент. Уметь составлять уравнения различных реакций. Подвести к самостоятельному подведению итогов и обобщению материала.
3) Обогатить кругозор и интеллект учащихся дополнительными знаниями.
Тип урока: интеллектуальная игра.
Оборудование и реактивы: ПК с проектором, карточки, тематический кроссворд, маршрутный лист; серная кислота, известковая вода, гидроксид натрия, ф-ф, барий хлористый, карбонат кальция, хлорид натрия, гидрокарбонат натрия, соляная кислота, вода, горелка.
Ход мероприятия
1 . Вступление.
Слово учителя: Сегодня на уроке мы должны обобщить весь материал по s-элементам. Это – важные и практически необходимые сведения о том многообразии, которое представляют соединения этих элементов. Ежедневно мы сталкиваемся с этими соединениями и не придаем им значения, это например и соль на столе и мел с которым работает каждый учитель, ведь в основе всего лежит химия этих элементов и их соединений, а уж какую роль играют эти элементы в организме человека, мы даже и не задумывались.
2. Начало игры.
Слово учителя: Итак, сегодня новое поколение выбирает «Великолепную десятку» из 10 класса, которая знает и любит химию.
Наш девиз: «Кто мало знает, для того и этого много. Кто много знает, тому и этого мало»
Сегодня на нашем уроке играют 2 команды, претендующие на роль лучшей. Они должны выполнить много заданий, достойно пройти все этапы и, конечно, победить. Сегодня игру нашу будет судить жюри (познакомить), а помогать мне будут ассистенты.
3. Проведение игры.
1-й конкурс «Знакомство» (химический диктант)
Для этого диктанта дается два типа металлов: щелочные и щелочно-земельные. Каждая команда, представляющая тот или иной тип металлов отвечает на вопросы о нем.
Вопросы к химическому диктанту:
При растворении этих металлов, образуются малорастворимые щелочи.
Атомы этих элементов имеют по 1 е на внешнем энергетическом уровне.
Находятся в природе только в виде соединений.
Эти металлы более твердые и имеют более высокие температуры плавления.
Катионы этих металлов участвуют в проницаемости клеточной мембраны.
Эти металлы имеют самые высокие радиусы атомов.
При растворении в воде этих металлов образуются едкие щелочи.
Атомы элементов этой подгруппы на внешнем энергетическом уровне имеют по 2 е.
Высокое содержание катионов этих в воде приводит к порче чайников, стиральных машин и систем отопления.
Без соединения металла этой группы не обойдется ни одна хозяйка на кухне.
За каждый правильной ответ 1 балл.
2-й конкурс «Счастливый билетик».
Этот конкурс состоит из двух этапов, на первом этапе надо вытянуть по жребию – билет с вопросом.
1 этап «Выбери правильный ответ»
Девиз «На один химический вопрос может быть несколько правильных ответов, но мы выбираем один!»
Пока учащиеся отвечают у доски, команда работает над вторым этапом.(Вопросы могут быть составлены в любой форме)
2 этап «Кто быстрее?»
Командам дается тематический кроссворд, и пока капитаны работают у доски, команда отвечает на вопросы кроссворда, какая команда быстрее справится, получает дополнительный бал.
3-й конкурс «Домашнее задание».
Это конкурс в конкурсе. Кто мы? Это представление каждой команды. Надо назвать свою команду и защитить это название, сказать девиз.
Оценивается этот конкурс по 5-бальной системе.
(Через 2-3 конкурса жюри подводит итоги, объявляет число баллов каждой команды.)
4-й конкурс «Химик-эрудит»
Слово учителя: Девиз «Если Природа дает добро, то химические реакции идут сами по себе».
А я добавлю, если вы хорошо подумаете, то хорошо выполните это задание, правильно запишите уравнения реакций и получите высокий балл.
Итак, каждая команда вытягивает конверт с задание. В конверт вложены билеты с заданиями.
Задание 1:Даны вещества: Са, О2, H2O, CO2, H2, CaCl2, H2SO4, CaCO3.
(Дополнительно можно использовать температуру и электрический ток.)
Какие из веществ взаимодействуют друг с другом? Запишите возможные уравнения реакций, укажите условия и признаки. Составьте генетическую цепочку.
Задание 2: Даны вещества: Na, O2, H2O, H2, Cl2, HNO3, NaCl, KOH.
(Дополнительно можно использовать температуру и электрический ток.)
Какие из веществ взаимодействуют друг с другом? Запишите возможные уравнения реакций, укажите условия и признаки. Составьте генетическую цепочку.
Конкурс оценивается максимально в 10 баллов.
5-й конкурс «Реклама, реклама, реклама»
Слово учителя. Это было для вас домашним заданием: придумать и сделать рекламу для любого соединения металла из своей группы.
Максимальное количество баллов за этот конкурс 5 баллов.
6-й конкурс – практический - «Сделай сам».
Слово учителя. Девиз этого конкурса: «Эксперимент 7 раз воспроизведи, потом лишь заяви».
Да, это так, и об этом необходимо помнить. Точность, четкость, аккуратность в обращении с реактивами и пробирками и, конечно, отличные теоретические знания – вот какие черты необходимы для химика исследователя, химика-практика. И сейчас мы увидим, как вы умеете справляться с практическими экспериментальными задачами по определению веществ.
Задания для каждой команды лежат в конвертах, надо подойти и выбрать любой. Затем приступить к выполнению задания.
Задание 1. Определить каждое из предложенных веществ:
серная кислота, известковая вода, гидроксид калия. Записать качественные реакции.
Задание 2. Определить каждое из предложенных веществ:
хлорид натрия, карбонат кальция, гидрокарбонат натрия.
Записать качественные реакции.
Максимальная оценка за этот конкурс – 5 баллов.

7-й конкурс «Кто он?».
Слово учителя. Это самый последний конкурс. В нем пойдет речь о металлах, которые играют важную роль в химии и жизни. Для того что бы отгадать, о каком металле идет речь, я вам буду давать подсказки. Если вы угадаете с первой – 10 баллов, если со второй – 9 баллов, если с третьей – 8 баллов и т.д.
Первая загадка «Кто он?»
1-я подсказка Он входит в состав почти двух сот минералов.
(10 баллов)
2-я подсказка Огромное количество его металла содержится в
(9 баллов) водах океанов, морей и соленых озер.
3-я подсказка Высокое содержание в воде солей этого металла
(8 баллов) губительно сказывается на работе сердца.
4-я подсказка Атомы этого металла входят в состав молекул
(7 баллов) хлорофилла зеленых растений.
5-я подсказка По распространению в природе занимает 8 место.
(6 баллов)
6-я подсказка Это второй металл третьего периода.
(5 баллов)
(ответ: магний)
Вторая загадка «Кто он?»
1-я подсказка Относится к основным питательным элементам.
(10 баллов)
2-я подсказка При его недостатке растения медленнее растут.
(9 баллов)
3-я подсказка Больше всего его содержится в верхних слоях
(8 баллов) земной коры.
4-я подсказка Ионы этого металла содержаться внутри клетки.
(7 баллов)
5-я подсказка Седьмой по распространенности в природе
(6 баллов) элемент.
6-я подсказка Этот металл открывает 4 период.
(5 баллов)
(ответ: калий)
4. Подведение итогов игры.
В конце игры подводятся итоги. Жюри объявляет победителей.






Rђ Заголовок 315