Программа комплексных мероприятий по духовно – нравственному воспитанию «Край мой любимый, край мой родной»


Программа комплексных мероприятий по духовно – нравственному воспитанию
«Край мой любимый, край мой родной»
Оглавление.
I.Паспорт программы «Край мой любимый, край мой родной».
II. Пояснительная записка.
III. Планируемые результаты освоения программы детьми 6-7 лет
IV.Характеристика возрастных особенностей детей от 6 до 7 лет
V.Тематическое планирование по программе «Край мой любимый, край мой родной» с учётом темы недели.
Блок 1 «Город, в котором я живу»
Блок 2 «Я и мой край»
VI. Содержание программы « Край мой любимый, край мой родной»
Блок 1 «Город, в котором я живу»
Блок 2 «Я и мой край»
VII. Перспективный план работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию.
VIII. Литература
IX. Приложение
Паспорт  программы «Край мой любимый, край мой родной»
Название Программы Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию «Край мой любимый, край мойродной»
Цель Программы Создание условий для воспитания и образования, при которых духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через реализацию идей данной программы, способствующей приобщению детей к традиционной культуре родного края; формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.
Задачи Программы 1.Формировать понятие Родина, малая Родина, воспитывать любовь и интерес к ней через обогащение знаний детей о родном городе, историческом наследии и его связи с настоящим.
2.Пробудить интерес к истории родного города, памятникам старины, используя различные средства (музыка, чтение стихов, рисование, беседа и т.д.).
3.Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.
4.Формировать чувство гордости за свой город, край и его людей, толерантное отношение к представителям других национальностей. 5.Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
Разработчик Программы Кацук Тамара Аркадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории; Герасина Светлана Ивановна, воспитатель первой квалификационной категории
Нормативно-правовая база 1. Основная образовательная программа в основе, которой взята программа «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Н.Е. Комаровой, М. А. Васильевой/; 2. «Закон об образовании Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ в ред. от 25.12.2013); 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки.- М: ТЦ Сфера, 2014. 4. Программа Кузьмина И.А. по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Истоки».
5. Концепция дошкольного воспитания.
6. Программа для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений Гребеньков В.А., Меньшиков В.М.. Курск.
7. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д. Маханева (2001г.) 8. Программа Лопатиной А. и Скребцовой М. «Нравственное воспитание дошкольников». 9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422.
Сроки реализации Программы 1 год
Организация контроля над реализацией Программы Педагогическая диагностика детей на начало и конец учебного года.
Ожидаемые результаты 1.У детей старшего дошкольного возраста сформирован интерес к «малой Родине».
2.Дети знают о достопримечательностях города,  традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой город, а также знакомы с образованием города.
3. У детей сформированы представления о географическом положении, историческом прошлом города, края, их символике (герб, флаг).
4.У детей воспитан интерес и уважение к культуре, традициям людей, проживающим в городе, крае; желание приносить посильную пользу городу, родному краю.       
5. Повысилась заинтересованность родителей к педагогическому    процессу,   родители посещают вместе с детьми выставочные залы, музеи, библиотеку.
6. У детей возросло умение применять полученные знания в различных видах деятельности.
7. У детей стало более отчётливо эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.
8. У детей обогатился словарь новыми словами, повысилось умение самостоятельно рассуждать
9. Пополнена предметно-пространственная развивающая среда в группе.
10. Разработан перспективный план работы с детьми по патриотическому воспитанию.
11.  Составлены конспекты организационной образовательной деятельности по ознакомлению детей с «малой» Родиной.
12. Составлен перспективный план по работе с родителями.
Адрес 216500, Смоленская область, город Рославль, улица Мичурина, дом 181-а
Телефон 8(48134)24474
I. Пояснительная записка
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, краем, достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, прославившими родной край, город. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с малой Родиной важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре малой Родины, чувство уважения к жителям, гордость от осознания принадлежности к ней. А чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.
Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих нашу группу, мы выяснили, что взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о своей малой Родине, забыты народно-прикладные ремёсла, семейные традиции, обычаи.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.  
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашей группы, но и для общества в целом.
Актуальность программы.
Изучение родного края - один из ведущих факторов воспитания дошкольников. О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273 -ФЗ, один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г. №751 подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России». Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Знакомство детей с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины, формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающегопоколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых ипрактиков на многие годы, то перед нами, педагогами, стоит задача - углубить это чувство, помочь дошкольникам открывать Родину в том, что им близко и дорого – ближайшем окружении. Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне. Именно поэтому считаем, необходимым разработатьс целью дальнейшей реализации, программу комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию «Край мой любимый, край мой родной». Реализация данной программы позволит надеяться на успешное формирование патриотических чувств у старших дошкольников, которые затем лягут в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции и обычаи нашего города и края.
Нормативно-правовую основу для разработки Программы комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию составляют:1. Основная образовательная программа в основе, которой взята программа «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Н.Е. Комаровой, М. А. Васильевой/;
2. «Закон об образовании Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ в ред. от 25.12.2013); 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки.- М: ТЦ Сфера, 2014. 4. Программа Кузьмина И.А. по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Истоки».
5. Концепция дошкольного воспитания.
6. Программа для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений Гребеньков В.А., Меньшиков В.М.. Курск.
7. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д. Маханева (2001г.) 8. Программа Лопатиной А. и Скребцовой М. «Нравственное воспитание дошкольников».
Программа предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации и не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка.
Программа состоит из 2 блоков: «Город, в котором я живу», «Я и мой край». Блоки тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: организационной образовательной, самостоятельной деятельности, совместной деятельности с взрослыми.
Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.1. Наглядные:показ наглядно - демонстрационного материала, экскурсии, наблюдения,
проведение дидактических игр, просмотр видео материалов.
2. Словесные:
Сообщение материала педагогом, чтение, литературных произведений,
Загадывание загадок, разучивание стихов.
3. Практические:
Организация продуктивной деятельности, игр различной направленности, праздников и развлечений, трудовой деятельности.
С целью комплексного решения задач программы необходимо систематизировать взаимодействие с представителями социальных институтов:
- краеведческий музей;
- Детская библиотека
- Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом школьника».
Целью программы является создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через реализацию идей данной программы, способствующей приобщению детей к традиционной культуре родного края; формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- Формировать понятие Родина, малая Родина, воспитывать любовь и интерес к ней через обогащение знаний детей о родном городе, историческом наследии и его связи с настоящим.
- Пробудить интерес к истории родного города, памятникам старины, используя различные средства (музыка, чтение стихов, рисование, беседа и т.д.).
- Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.
- Формировать чувство гордости за свой город, край и его людей, толерантное отношение к представителям других национальностей. - Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом, краем положены следующие принципы: Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству. Развивающий принцип - народная культура, ее потенциал имеет огромное  развивающее значение. Принцип опоры на игровую деятельность - как ведущую в органической связи её с другими видами деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной, которые взаимодействуют и обогащают друг друга. Принцип сотрудничества и сотворчества предполагающий взаимодействие взрослого и ребенка как равноправных партнеров. Принцип краеведения предполагает максимальное включение в образовательный процесс изучение традиций, обычаев и культуры Смоленского края.
Принцип учета возрастных особенностей, позволяющий рассматривать материал на доступном уровне.
Принцип развития духовно-личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
III. Планируемые результаты реализации Программы комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет.
1. У детей старшего дошкольного возраста сформирован интерес к «малой Родине».
2. Дети знают о достопримечательностях города,  традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой город, а также знакомы с образованием города.
3. У детей сформированы представления о географическом положении, историческом прошлом города, края, их символике (герб, флаг).
4. У детей воспитан интерес и уважение к культуре, традициям людей, проживающим в городе, крае; желание приносить посильную пользу городу, родному краю.       
5. Повысилась заинтересованность родителей к педагогическому    процессу,   родители посещают вместе с детьми выставочные залы, музеи, библиотеку.
6. У детей возросло умение применять полученные знания в различных видах деятельности.
7. У детей стало более отчётливо эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.
8. У детей обогатился словарь новыми словами, повысилось умение самостоятельно рассуждать
9. Пополнена предметно-пространственная развивающая среда в группе.
10. Разработан перспективный план работы с детьми по патриотическому воспитанию.
11. Составлены конспекты организационной образовательной деятельности по ознакомлению детей с «малой» Родиной.
12. Составлен перспективный план по работе с родителями.
К концу реализации программы дети должны: Знать свой домашний адрес, название города, области. Узнавать на фотографиях достопримечательности города и области, уметь рассказать о них. Знать краткие сведения об истории города и края. Знать символику города Рославль и Смоленской области. Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности города и области. Знать о почетных гражданах города Рославль и родного края. Знать стихи поэтов и работы художников Смоленской области.
IV. Характеристика возрастных особенностей дошкольников от 6 до 7 лет
Программа рассчитана на детей подготовительной к школе группы.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становление основ личности ребенка, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения им опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми.В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родногодетского сада; в старшем возрасте - мир родного города, края и, наконец, мир родной отчизны -России.
Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно внародном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт,методику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, егонародными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большойРодине.
Центральным звеном социализации является воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семьи, к людям, которые сопровождают ребенкав первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к родному краю. В этот периодначинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с егонародом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке,который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет.
Ребенок  естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет.
Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человекачерты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение крезультатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу всамостоятельной деятельности.
В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формированиенравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности илюбви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видяогорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свойположительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей.
Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятныхпереживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольномдетстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувствапобуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которыеважны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональнойатмосферы занятия.
V. Тематический план мероприятий по программе «Край мой любимый, край мой родной»
Блок 1 . «Город, в котором я живу».Цель: воспитать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой город, интерес к его истории и стремление сделать свой город богаче и краше.Блок 2. «Я и мой край»Цель: воспитать любовь и уважение к родному краю; развить в детях чувство гордости за свой край; вызвать интерес к истории и традициям родной Смоленщины. Блоки «Город, в котором я живу», «Я и мой край» состоят из тематических занятий. Практические занятия проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр; в виде заочных путешествий.
Тематический план мероприятий по духовно-нравственному воспитанию
Месяц Неделя Блок Тема Формы и методы изучения темы
1 2 3 4 5
Сентябрь I неделя « Город, в котором я живу » «Прошлое родной земли». Рассказ воспитателя о прошлом родной земли - дать представление о местоположении города, его историческом происхождении.
Изготовление ширмы «Мой город»
Игра «Знаешь ли ты свой город?»
II неделя
« Город, в котором я живу » Экскурсия в городской историко-краеведческий музей
Знакомство с экспозицией «Вехи истории родной земли»
Рассматривание репродукций картин Рославльских художников 
III неделя « Город, в котором я живу » «Строительство города Рославль». Рассказ воспитателя об архитектуре города -
познакомить с этапами строительства города, как все начиналось и изменилось в наше время.
Экскурсия по фотовыставке «Архитектура родного города»
Конструирование «Построим дома»
разной архитектуры
IV неделя « Город, в котором я живу » Достопримечательности моего города
Рассматривание иллюстраций с
достопримечательностями (сравнить город раньше и теперь)
Чтение рассказов, стихотворений о городе.
1 2 3 4 5
Октябрь
I Неделя «Я и мой край» «Смоленский край в прошлом» Рассказ воспитателя о прошлом родной земли - дать представление о местоположении города, его историческом происхождении.
Изготовление ширмы «Мой город».
Игра «Знаешь ли ты свой город?».
II Неделя «Я и мой край» «Смоленская область - край родной». Рассказ педагога о родном крае – дать знания о расположении области, ее образовании; приобщение к истории родного края.
Изготовление альбома «Мой край родной»
III неделя «Я и мой край» «Смоленск-главный город области». Знакомство с городом Смоленск– вызвать интерес к главному городу области, желание узнать больше о городе, его истории, достопримечательных местах. Подбор фотографий, открыток, иллюстраций о городе.
IV Неделя «Я и мой край» «Храмы города Смоленска» Рассматривание иллюстраций, фотографий с Храмами города;
Чтение художественной литературы
Презентация «Храмы города Смоленска»
1 2 3 4 5
Ноябрь I неделя « Город, в котором я живу » «Герб родного города». Знакомство с изображением герба родного края, объяснить значение символов в нем;
Д/игра «Собери герб из частей»
Рассматривание иллюстраций с изображение герба города.
II неделя « Город, в котором я живу » «Флаг родного города» Знакомство с изображением флага родного края, объяснить значение символов в нем;
Д/игра «Собери флаг из частей»
Рассматривание иллюстраций с изображение флага города.
III неделя « Город, в котором я живу » Экскурсия в Детскую библиотеку Литературная гостиная  «Стихи о родном городе»
Экскурсия по книжной выставке «Нет на свете Родины милее, чем моя Рославльская земля».
IV Неделя
« Город, в котором я живу » «Я люблю эту землю». Беседа о флоре и фауне нашего города - дать представление о растительном и животном мире. Рассматривание фотографий с растениями и животными. Рисование «Растения и животные нашего города».
Изготовление альбома «Правила поведения в лесу».
1 2 3 4 5
Декабрь I неделя «Я и мой край» «Города и районы Смоленской области» Рассказ о населенных пунктах области – дать детям знания о том, что некоторые из них названы в честь знаменитых людей, деятельность которых связана с историей Смоленщины.
Рассматривание географической карты «Смоленская область».
II неделя «Я и мой край» Достопримечательности Смоленского края г. Смоленска Подбор фотографий, открыток, иллюстраций (Свято-Успенский Собор в г.Смоленске, Смоленская крепостная стена, усадьба Глинки в Новоспасском и пр.). Обзорная экскурсия на автобусе.
Презентация «Свято-Успенский Собор»
Собор»
III неделя «Я и мой край» Символика Смоленской области (герб, флаг) Знакомство с символикой Смоленской области (герб, флаг). Д/ игра «Собери герб из частей»
IVнеделя «Я и мой край» «Богатства нашего края» Знакомство с полезными ископаемыми нашего края.
Рассматривание иллюстраций с изображением природных богатств Смоленского края.
Д/игра «Полезные ископаемые Смоленской области».
1 2 3 4 5
Январь II неделя « Город, в котором я живу » «Микрорайоны города». Рассказ о новом микрорайоне в городе – дать представления о том, как он назывался раньше, отчего он получил свое название.
Экскурсия по городу. Рисование нового микрорайона города. Д/и «Узнай, где я нахожусь?»
III неделя « Город, в котором я живу » «Живи, родник, живи» Рассказ о святых источниках Рославльского района. Рассматривание иллюстраций с изображением источников.
Презентация «Святой источник Серафима Саровского в деревне Максимково, Рославльского района»
IV неделя « Город, в котором я живу » «Почетные и знаменитые люди города». Рассказ воспитателя о почетных людях нашего города– воспитывать чувство уважения и гордости за их достижения.
Рассматривание фотографий.
Экскурсия к Доске Почёта города. Оформление стенда «Почетные люди города»
1 2 3 4 5
Февраль I неделя «Я и мой край» «В гостях у мастеров Смоленской области» Рассказ воспитателя о культуре русского народа
(устное народное творчество, народно прикладное искусство Смоленщины).
Игра «Определи чудеса народных умельцев».
Подбор фотографий, иллюстраций «Умелыми руками наших мастеров».
II неделя «Я и мой край» «Я люблю эту землю» Беседа о флоре и фауне нашего края - дать представление о растительном и животном мире. Рассматривание фотографий с растениями и животными. Оформление книжки-открытки о животном (совместно с родителями)
III неделя «Я и мой край» «Животный мир Смоленского края» Рассказ воспитателя о заповедниках и заказниках нашей области - дать представление о том, почему и как люди берегут редких животных. Воспитывать бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите.
Экскурсия по книжной выставке «Нет на свете Родины милее, чем моя Смоленская земля».
IV неделя «Я и мой край» «Троицкий собор в городе Вязьме» Рассказ о Соборе. Подбор фотографий, открыток, иллюстраций.
Презентация «Свято-Успенский Собор»
1 2 3 4 5
Март
I неделя « Город, в котором я живу » «Экскурсия в городской краеведческий музей» Посещение творческих выставок земляков с родителями. Рассматривание репродукций картин художников  города.
II неделя « Город, в котором я живу » Знакомство с промышленностью города, его предприятиями, их история. Экскурсии на предприятия города.Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций , картин о предприятиях города.
III неделя « Город, в котором я живу » «Природа родного города». Беседа «Природа рядом со мной» - о живой и неживой природе (что значит живое и неживое).
Экскурсия «Деревья нашего участка»
Знакомство с Красной книгой «Ты – часть природы». Изготовление альбома с иллюстрациями и картинками «Растения, животные родного района».
IV неделя « Город, в котором я живу » «Ознакомление с архитектурой города» Рассказ воспитателя об архитектуре города. Экскурсия в городской краеведческий музей.  Экспозиция « Старый Рославль» Рассматривание альбома «Наш город», беседы. Рисование на темы « Мой родной город», «Храмы Рославля»
Рассматривание иллюстраций, фотографий зданий города.
1 2 3 4 5
Апрель I неделя «Я и мой край»
«Памятники воинам, погибшим в годы ВОВ на Смоленщине» Знакомство с художественной литературой о Великой Отечественной войне.Рассматривание иллюстраций и репродукций картин смоленских художников о ВОВ.Заучивание стихов, составление рассказов, беседы. Выставка книг о войне.Слушание и разучивание военных песен.
II неделя «Я и мой край» Сценарийлитературного досуга«Воспеваем в песнях и стихах любимый город» Экскурсия по главной улице города. Творческие рассказы детей об истории своей улицы.
Рисование «Моя улица».
Изготовление макета по правилам дорожного движения. Конкурс чтецов «Я люблю свой город»
III неделя «Я и мой край» «Традиции, обычаи Смоленщины» Рассказы о традициях города, беседы, рассматривание иллюстраций, рисование.
IV неделя «Я и мой край «Нашкосмонавт
Ю.А.Гагарин» Беседа о космонавтах - закреплять представления детей о космических полетах, о первом космонавте Ю.А.Гагарине. Чтение «Первый в космосе» Бороздин.
Пословицы и поговорки о космонавтах.
Отражение впечатлений в рисунках.
Сюжетно - ролевая игра «Космический полет». Конструирование космического корабля.
1 2 3 4 5
май IIнеделя «Я и мой край» «Наш край в годы Великой Отечественной войны» Рассказы о ветеранах Смоленщины, встречи с ветеранами ВОВ, рассматривание иллюстраций. Экскурсия в Сквер Памяти погибших героев и к Вечному огню, возложение цветов. Изготовление альбома «По страницам памяти» о ветеранах родного го края.
III неделя « Город, в котором я живу » «Путешествие по улицам родного города» Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением города, беседа о том, какие улицы в городе есть, чтение стихов о Рославле.
IVнеделя «Я и мой край» Викторина «Люби и знай свой родной край» Беседы о родном крае, о городе Рославле; разучивание с родителями стихотворений о Смоленске и родном городе; Подбор фотографий, открыток, иллюстраций о родном крае, городе.
VI. Содержание программы «Край мой любимый, край мой родной» Блок 1. «Город, в котором я живу».Цель: воспитать чувство привязанности и любви к своему родному городу, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой город, интерес к его истории и стремление сделать свой город богаче и краше. Блок знакомит детей с родным городом. У каждого города есть своя история, своя символика. Как и у человека, у города есть свое имя, которое что-то обозначает, есть день рождения (день основания) и есть много других дат, по которым определяют его историю. В городе есть краеведческий музей, экспонаты которого рассказывают о его истории и современности.Предприятиями, которыми гордится город Рославль - РААЗ, ВРЗ, СИТАЛ.Диапазон объектов города – город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники.Основные профессии жителей нашего города – рабочие, инженера, учителя, продавцы и другие. Дети учатся видеть красоту и многообразие растительного и животного мира города и его окрестностей. Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе.Основной целью проводимой работы является воспитание в ребёнке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт.Дети знакомятся с основными государственными символами и городской геральдикой.На этом этапе собирается, анализируется и доводится до детей вся интересная информацию, где они живут (город, микрорайон), достопримечательности нашего города; наши знаменитые земляки. Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Блок 2.«Я и мой край»
Цель: воспитать чувство привязанности и любви к своему родному краю, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой край, воспитывать интерес к его истории и стремление сделать свой край богаче и краше. Блок знакомит детей с родным краем. Система знаний о своём крае представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климат, природа), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного края, знания названия областного центра, других городов Смоленской области, символики г. Смоленска), исторические сведения (о жизни Смолян в разные исторические периоды, о подвигах смолян в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города Смоленска. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Подбор соответствующего материала помогает сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний, предполагает формирование у них определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
VII. Перспективный план работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию.
Месяцы Перспективное планирование по работе с родителями
Сентябрь Анкета для родителей «Формирование у детей патриотического воспитания» Выставка детских работ «Мой любимый город».
Октябрь Создание фотоальбома «Город, в котором я живу». Анкетирование родителей «Формирование основ православной культуры у дошкольников »
Ноябрь Родительское собрание «Роль духовно- нравственных традиций в воспитании детей». Информация в родительском уголке «Важные даты нашего города и области».
Декабрь Анкетирование родителей « Что ты знаешь о своем городе?» Природоохранная акция «Не рубите елочку зеленую». Совместное с детьми изготовление фотоальбома «Особенные места Смоленщины».
Январь Совместное посещение с детьмиСпасо-Преображенского мужского монастыря города Рославля. Консультация «Родословная – старинная русская традиция».
Февраль Анкетирование родителей « Народные праздники в детском саду и дома» Экскурсии в Рославльский историко-краеведческий музей вместе с детьми.
Март Консультация « Роль семейных традиций в формировании личности ребёнка».Совместное посещение с детьми Церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Юр-горе.
Апрель Знакомство родителей с содержанием весенних православных праздников: Вербное воскресенье, Благовещение, Пасха.Круглый стол для родителей «Воспитание патриота и гражданина».
Май Совместное составление с детьми схем безопасных маршрутов в детский сад и домой. Совместное с детьми изготовление фотоальбома «Знаменитые люди Смоленщины».
Экскурсия с детьми в «Сквер памяти погибших воинов», возложение цветов к Вечному огню.
Июнь Изготовление фотоальбома «Город мой любимый». Совместная экскурсия с детьми по родному городу на автобусе.
Июль Изготовление альбома с иллюстрациями и картинками «Растения, животные родного района». Викторина «Что мы знаем о городе?».
Август Изготовление фотоальбома «Растения Смоленского края». Экскурсия по окрестностям города, знакомство с лекарственными растениями.
VII. Литература
Баевский В.С. Поэты земли Смоленской. – Смоленск, 2001.
Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г.
Васильева – Гангус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989.
Воспитательная система «Маленькие россияне». Под общ.ред. Оверчук Т.И. Ред.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1982.
Гагарин В. Мой брат Юрий. – М., 1979.
Головкина А.В. Край мой Смоленский. – Смоленск, 1995.
Города России. Большая Российская Энциклопедия. – М.: 1994.
Дошкольное воспитание. Ребенок в детском саду. № 3. 2006.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: Скрипторий 2003, 2010.
Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований: Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.:АСТ, 2007.
Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1998.
Красная книга Смоленской области. – Смоленск, 1994.
Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников: Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. – М.: Амрита, 2010.
Лубячов М.Д. Смоленск. – М.: 1988.
Махалева Н.Е. Расскажу о городе своем. – М., 2009.
Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ.ред. Оверчук Т.И. Авт.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
Мосалова Л.Л. Я и мир. – М.: Детство – пресс, 2009.
Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. Авт.-сост. Антонов Ю.Е. – М.: АРКТИ, 2010.
основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» /Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А/. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
Ражнев Г. Герб Смоленска. – Смоленск, 1993.
Фалькович Г.А., Барылкина Л.П. Край мой Смоленский. – Смоленск, 1995.
Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. – М., 2002.
 
 
Приложение №1
Диагностика детей по программе «Край мой любимый, край мой родной»
/Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду, М., 2002/ Уровни освоения программы:
На начало и конец учебного года педагогами проводится срез знаний детей по трем уровням: высокий, средний и низкий.
Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе у детей 6-7 лет.
Задание 1. «Родной город»
Цель:Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название своего города, домашнего адреса.Называть достопримечательности города, площадей, скверов).
Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии.
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок без особого труда называет название города, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родного города»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе родного города.
Материалы: Герб города.
Методы: беседа
Ход проведения: Беседы и рассматривание гербов города.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику герба. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3. «Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах района, края; о историко-географическом расположении родного города.
Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки»
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река (море) протекает в городе? Его название? Какая рыба водится в реке (море)? Какая растительность растет по берегам реки?
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень: (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 4 «Личностное отношение к родному городу».
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения:
Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе?
- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из бесед, экскурсий, занятий. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Высокий уровень (10-12 баллов)
Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площадь; знает и узнает герб города, может объяснить символику герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.
Средний уровень (6-10 баллов)
Знает название города, свой домашний адрес, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (2-6 баллов)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Диагностика детей по программе«Край мой любимый, край мой родной»
Блоки
ФИО ребенка «Город, в котором я живу» «Я и мой край» Уровень знания детей
Знание названия города, где он находится Достопримечательности города Знание некоторых почетных граждан города Профессии горожан Сквер погибшим воинам Храмы города Рославля Памятник основателю города Рославля князю Ростиславу Герб, флаг города Рославль Растения Животные Правила поведения в природе История родного края Умение работать с картой Смоленской области, находить 4-5 городов Знание кратких сведений об истории г.Смоленска Знание символики Смоленской области Достопримечательности родного края Знаменитые люди Смоленщины Растительный мир Смоленского края Животный мир Смоленского края Водоемы Знание правил поведения на природе и на улицах города Приложение №2
Анкета для родителей.
Формирование у детей патриотического воспитания.
Что, по-вашему, является главным в формировании патриотизма?
- просмотр фильма
- чтение литературы
- изучение архивов семьи
- посещение музеев, выставок.
Как будете закреплять знания детей?
-беседовать
- рассматривать книги, альбомы
- закреплять в рисунках, поделках
- создавать семейный фильм, фотовыставку
- ваш вариант ответа.
Какую помощь вы бы хотели получить от педагогов?
- рекомендации по теме
- подбор литературы по теме
- подробную консультацию.
Какие советы и практическую помощь вы можете предложить по созданию уголка краеведения в группе?
- сделать фотомонтаж
- составить с ребенком творческий рассказ
- принести семейные реликвии для выставки
- создать фильм «Я – Смолянин»
Приложение №3
Анкета для родителей. Дорогие родители, хотели бы вы, чтобы ваш ребенок приобщался к православной культуре? Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей анкеты.
 
1. С какого возраста, по вашему мнению, должно начинаться духовно-нравственное воспитание?2. Хотели бы Вы, чтобы в ДОУ была организована работа по духовно-нравственному воспитанию в православныхтрадициях?3. Какую информацию о работе данного профиля Вы хотели бы получить?
4.Является ли традицией Вашей семьи празднование  христианскихпраздников: Рождество, Пасха, День Святого Николая и др.? а) да, это традиция  нашей семьиб) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это  становится традицией нашей семьи в) мы не празднуем эти праздников г) другой ответ
5.Согласны ли Вы с  утверждением   относительно   необходимости формирования  духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей б) мы все больше в этом убеждаемсяв) с этим утверждением мы не согласныг) другой ответ  
6.Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народаа) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими    принципами    и  православными традициями   нашего   народа б) да, мы с этим согласныв) нетг) другой ответ   
7. Уместно ли  участие   священнослужителей   в   мероприятиях православной направленности,   которые  проводятся в детском саду?а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но родителям и педагогамб) да,   дети   должны   уметь общаться со  священнослужителями   и   адекватно воспринимать их присутствиев) мы категорически с этим не согласныг) другой ответ 8. Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской  морали в детском саду?а) это человек, который имеет  педагогическое образование и специальные знания по христианской этикеб) это воспитатели нашей группыв) мы  справимся без помощи детского садаг) другой ответ 9. Ваши пожелания и предложения по организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию.
Спасибо!
Приложение №4
Анкета для педагогов
«Актуальность духовно-нравственного воспитания»
1. Какое место, на Ваш взгляд, занимает проблема духовно - нравственного воспитания в развитии дошкольника (физическом, познавательном, социально – нравственном, художественно – эстетическом)?
А) Основное место указанной проблемы – в задачах познавательного развития дошкольника.
Б) Основное место указанной проблемы – в задачах социально – нравственном развития дошкольника.
В) Данная проблема частично решается в каждом направлении развития дошкольника.
Г) Вопрос духовно – нравственного воспитания не настолько актуален, чтобы отводить ему значительное место в развитии дошкольника.
2. Испытываете ли Вы затруднения в вопросах духовно – нравственного воспитания детей?  Если да, то, какие?
А) Да
Б) Нет
3. Что для Вас означает  духовно – нравственное воспитание?
А) Устойчивая характеристика человека, выражающая в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Б) Значимая часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
4. Какова, на Ваш взгляд, важнейшая цель духовно нравственного воспитания современного дошкольника?
А) Воспитание нравственных качеств
Б) Контроль
5. В каких формах работы с детьми возможно наиболее эффективное решение задач по духовно – нравственному воспитанию?
А) Наиболее эффективными являются традиционные формы работы
Б) Эффективны нетрадиционные формы работы
6. В какие средства работы с детьми наиболее эффективны для решения задач по духовно – нравственному воспитанию?
А) Традиционные педагогические поощрения и наказания
Б) Организация образа жизни в семье и детском саду на основе отечественной культуры и традиций.
В) Общение с людьми высокой духовной культуры.
Г) Создание окружающей среды в семье и детском саду на основе духовно – нравственного содержания (литература, фильмы, изобразительное искусство).
Д) Организация образа жизни в семье и детском саду на основе отечественной культуры и традиций.
7. Внесите Ваши предложения в работу по духовно – нравственному воспитанию в ДОУ
Приложение №5
Родительское собрание на тему «Роль духовно- нравственных традиций в воспитании детей»
План родительского собрания.
Форма:  Деловая беседа. I.   Предварительная работа:
1. Выбор темы и формы организации собрания.
2. Изучение литературы и подбор материалов по теме собрания.
3. Разработка конспекта собрания.
II. Ход собрания.
1.Водная часть
Приветствие родителей;
Ознакомление с темой собрания;
2. Основная часть
I часть: Старина.
Рассматривание старинного бытового предмета.
II часть:
Игра: «Кто его предок?»
III часть: Современность.
Игра «Логическая цепочка»
IV часть: Досуг.
Старина.
Современность.
V часть. Составление правил.
3. Заключительная часть.
VI часть. Что сумели сохранить для детей.
III  Вывод.
Цель: Приобщение семьи к духовно- нравственному воспитанию дошкольников.
Задачи:                       
1.Узнать о семьях, их интересах,  семейных традициях, познакомиться друг с другом поближе.
2. Довести до понимания родителей ценности  передачи подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями.
3. Повышение педагогической культуры родителей, через традиции семьи.
4. Укреплять и поддерживать  связь с семьей, устанавливать отношения доверия и сотрудничества, через основы народной педагогики.
5. Побеждать  родителей к обмену опытом для  активизации  их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях старшим поколением.
В. А. Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».
Вводная часть: Добрый вечер, мы рады вас приветствовать на нашем сегодняшнем собрании. Духовно-нравственные основы личности зарождаются и произрастают в семье. Первые несколько лет ребенок получает почти одну треть понятий о жизни взрослого человека, первые семь лет детства человек устанавливает канву своей последующей жизни. Иными словами, взрослый человек в течение всей своей жизни лишь расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за детские годы.
Семья для малыша — это мир, в котором закладывается основы морали, отношения к людям. Велика роль семьи в воспитании у ребёнка культуры поведения, дисциплинированности и организованности, честности и правдивости, скромности.
Так как именно семья является древнейшим институтом воспитания и развития ребёнка. И то, что малыш в дошкольные годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Семья рассматривается в науке как колыбель цивилизации и сокровищница культурных, духовных ценностей.
Отец и мать, а также другие члены семьи — дедушка, бабушка, старшие братья и сестры — формируют личность ребёнка с раннего его возраста.
Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, ответственность родителей за воспитание детей. Положительный результат возможен лишь при условии вдумчивого воспитания, когда все взрослые члены семьи служат для детей образцом поведения: доброжелательно относятся к окружающим, добросовестно трудятся, интересуются общественными событиями.
Все эти качества члены семьи приобрели от своих родителей, а родители от своих родителей и т. д. Таким образом, возникла понятие — «народная педагогика». Она берёт истоки из глубокой древности. Великий педагог К. Д.Ушинский сказал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». 
Передача накопленного опыта, знаний и умений от взрослых к детям осуществлялась преимущественно в семьях, поэтому в основе — народной педагогики лежит, прежде всего, семенные традиции, т. е. то, чему учили и как учили подрастающего в семье человека. Сегодня мы с вами и поговорим на тему «Роль духовно- нравственных традиций в воспитании детей».
Чтобы наш разговор получился более интересным, мы пригласили на разговор старшее поколение, представители которого нам могут рассказать о традициях своей семьи.
В ходе разговора мы попробуем выяснить, что мы приобрели, а что утеряли без возвратно. В этом нам помогут обычные предметы быта, которые окружают каждую семью и носят педагогическую ценность.
Основная часть.
I часть: Старина. Рассматривание старинного бытового предмета.
Предмет выставлен на стол и о нём рассказывает старшее поколение (Бабушки)
Предметы для рассматривания: Самовар; Прялка; Веретено; Коромысло; Лампа; Патефон;
самодельная кукла ( из ниток, тряпичная);
рассказывание сказок, пение колыбельных ( по памяти из уст, в уста)
Воспитатель: Таким образом, приобретенные традиции поддерживались и появлялись новые.
Вывод:
Приобрели:                                                   Чего не было:
Дисциплина;                                                  Не было механизации;
Дружба;                                                           Электричества;
Трудолюбие;                                                 Разрозненности, суеты.
Память; Творчество; Размеренность;
II часть: Прогресс — 70 е годы
Воспитатель: Старшее поколение стремилось жить лучше. Появляются новые предприятия, где работают люди, нужно высвободить это время. И оно высвобождается за счёт механизации, электричество, книг, кино. Давайте проследим эти события по обычным бытовым предметам.
Игра: «Кто его предок?»
Показывается предмет, нужно рассказать его родословную.
В разговоре принимают участие все родители.
Самовар — чайник
Прялка, веретено — Электропрялка
Лампа — Электричество
Патефон — проигрыватель
Самодельные куклы — покупные куклы
Рассказывание сказок по памяти — чтение по книге
Вывод:
Приобрели:                                        Утеряли:
Время для работы;                          Умение общаться;
Благо (улучшение условий жизни) Утрата некоторых семейных традиций;
Появление Детский сад                                  Многодетные семьи;
III часть: Современность.
Технический прогресс, облегчение труда и условий жизни, бытовая техника.
Игра «Логическая цепочка»
Цель: Объяснение преимуществ, для родителей.
Родители сами объясняют эти преимущества.
Самовар — чайник — термос — чайник; и т.д.
Вывод: Утеряны: Все традиции старшего поколения.
IV часть: Досуг.
Старина:
А) Народные гулянья — игрища, посиделки;
Б) Обряды в старину:
В) Сватовство и свадьба,
Г) Крестины — Первый зубок, первый шаг, стрижка волос на голо в 1 год.
Д) Помочи.
70 е годы
Уличные игры
Демонстрации.
Современность:
Дни рождения;
Дискотеки;
Церковные праздники;
V  часть:  Составление правил.
Ценность традиций                                       Утрата традиций
Сплоченность                                                 Старинные обряды
Культура                                                         Вера
Идеалы                                                            Искажение праздников
Вывод:
Искажение исторических фактов. Культурные ценности. Материальная зависимость
VI часть:  Что сумели сохранить для детей.
Народные игры, пальчиковые игры.
3. Заключительная часть:
Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на, и через приобщения его к культурному наследию своего народа.
Отторжение  от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология, национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский. Вывод: Ценность семейных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Если полностью утеряны все семейные традиции, может встать под сомнение само существование народа.
В конце собрания воспитатель цитирует  отрывок из  стихотворения  Себастьяна Брандта:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Литература. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?Н. И. Дереклеева. Новые родительские собрания. – М. «Вако» 2007.Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века, Санкт-Петербург: 1999.Подвиг семейного воспитания: Сборник бесед, выступлений, статей. - М.: 2000Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе.// Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и д
Приложение № 6
«Роль семейных традиций в формировании личности ребёнка»
У каждого народа и в каждой семье отдельно на протяжении жизни складываются свои определённые общественные и личностные традиции. Общественные традиции влияют на устройство общества, его правовую и законодательную структуру. Семейные традиции накладывают отпечаток на степень развития семейных взаимоотношений, взаимного понимания между членами семьи, чувства взаимоуважения, поддержки и чувства сопереживания.
17780327596500Современные традиции семейных отношений существенно отличаются от требований прошедших времён. Различия касаются форм и степени жёсткости социального контроля над реализацией брачных и семейных отношений, содержания и стиля исполнения отцовских и материнских ролей, распределения обязанностей, отношений к детям, отношений детей между собой и к родителям, отношений между представителями разных поколений, живущих в одной семье.
Семейные традиции влияют на психическое и физическое здоровье каждого члена семьи, их характеры и поступки, создают более или менее благоприятные предпосылки для воспитания детей и установления положительных внутрисемейных взаимоотношений.
Семейные традиции – форма и условие сосуществования родственников, позволяющие в той или иной мере реализовать её функции – воспроизводство и воспитание потомства, ведение хозяйства и удовлетворение потребностей её членов. Семейные традиции определяются степенью взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния.
Сами семейные традиции складываются под влиянием нескольких факторов:
социально – экономическое состояние общества;
нравственно – психологическая атмосфера общества;
степень зависимости жизнедеятельности семьи от общества;
форма участия супругов в личном хозяйстве;
форма участия супругов в общественном производстве;
тип семьи – многодетная, малодетная;
состав семьи – бездетные супруги, полная или неполная семья;
структура семьи – главенство и подчинение;
психические и личностные свойства родственников;
степень психологической совместимости родственников между собой (конфликтность во взаимоотношениях между родственниками).
В современной семье, состоящей в основном из родителей и детей, в условиях ограничения рождаемости и урбанизированного образа жизни возникли во многом новые взаимоотношения и как следствие семейные традиции по сравнению с многодетной и многопоколенной семьёй.
В такой семье дети испытывают на себе разнообразные влияния старших, перенимают их привычки, наблюдают их взаимоотношения, учатся уважать старших. Взрослые члены такой семьи воздействуют друг на друга и на детей, добиваются соблюдения семейных традиций и норм взаимоотношений, понимая ответственность перед младшими поколениями.
397256067945000В однопоколенной семье резко сокращается поле соблюдения и следования традиций, а так же ограничивается процесс социализации личности ребёнка. Ребёнок обычно запечатлевает стереотипы поведения и мышления одного из родителей, который в силу каких – то причин и обстоятельств оказал наибольшее влияние на формирование будущего человека. В этом случае достоинства и недостатки личности взрослого повторяются в личности ребёнка. Обостряются проблемы личного примера в неполных семьях, если ребёнок не находит в семье образца, достойного примера для подражания, он начинает искать его на стороне. В настоящее время повысилось влияние на детскую психику друзей и приятелей, кино- и телеэкрана, интернета. Современные подростки менее уважительно относятся к пожилым людям, что в известной мере обусловлено и тем, что идёт необратимый процесс разрушения семейных традиций, подростки мало общаются в семье со стариками, не учатся сопереживать им, не видят и не понимают естественных проявлений старости.
Важнейшим обстоятельством, определяющим характер семейных традиций, является степень зависимости семьи от общества.
При тесных контактах семьи с обществом образцы поведения человека на производстве, в транспорте, в системе обслуживания легко проникают в сферу семейных отношений, в формирование семейных традиций, что не всегда уместно. Современный человек отличается ярким личностным началом – независим, претендует на особое внимание к себе. Подобное умонастроение переносится и в семейные взаимоотношения, сложившиеся семейные традиции при этом рушатся, семья превращается в поле противодействия личностей.
В отношениях между членами семьи заметно повысился уровень взаимной психологической эксплуатации. Это проявляется в стремлении одного партнёра проявить свой характер и психологический статус. При этом другой должен терпеть, иначе конфликт усугубляется. Нередко члены семьи позволяют себе эмоционально разряжаться на родственников, перенося в дом злость и агрессию, возникшую в городской суете, что, безусловно, влияет на формирование подрастающей личности ребёнка.
-3124203619500Положительное влияние на всестороннее формирование личности оказывают добрые внутрисемейные отношения. Укрепляют эти отношения и усиливают их влияние на детей семейные традиции. Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности.
Значительную роль в духовной жизни семьи играют общенародные праздники, памятные для нашего народа даты, а также профессионально – трудовые праздники, которые семья отмечает вместе со всей страной. Вместе с тем в жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как семейные праздники: дни рождения, совершеннолетие, получение паспорта, вступление в трудовую жизнь, проводы в армию, бракосочетание, имя наречение ребёнка, серебряные и золотые свадьбы, выход ветерана труда на пенсию и т. п.
Семейные отношения обогащаются новыми прогрессивными традициями. Наряду с прогрессивными в семье нередко сохраняются и устаревшие, вредные традиции: рецидивы домостроя, патриархальное отношение к женщине, хмельные застолья по любому поводу.
В большинстве хороших семей существует разумный ритм жизни с определёнными правилами и привычками, которые обыденны, просты и выполняются уже как бы автоматически. В субботний или воскресный день все члены семьи собираются на семейный совет, отправляются в путешествия по родному краю, ходят на прогулки, вместе читают книги, обсуждают просмотренные фильмы, устраивают семейные обеды, посещают выставки и театрализованные представления.
Добрые традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зёрна разумного и доброго, которые старшими поколениями семьи были когда-то найдены, и сделать их достоянием подрастающего поколения.
1138555674179500