Создание акмеологически ориентированной среды на уроке биологии по теме Головной мозг
Тема урока: Головной мозг, его строение и функции.
Цель:
Образовательная: создание условий для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов.
Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности.
Воспитательная: содействовать осознанию учащимися изучаемого материала; формирование здорового образа жизни.
Оборудование:
презентация «Головной мозг»
тестовые задания
рабочая печатная тетрадь учащегося
Ход урока
I Организационный момент.
II Повторение:
Какую большую тему мы с вами изучаем (Нервная система)
Из каких частей она состоит (центральная и периферическая)
Чем представлены центральная и периферическая части (центральная нервная система образована головным и спинным мозгом, периферическая –нервами, нервными узлами и нервными окончаниями)
Где располагается спинной мозг (в позвоночном канале)
Главные функции, выполняемые спинным мозгом ( рефлекторная и проводящая)
Что означает – проводящая функция (спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу и от него обратно)
III Изучение нового материала.
О чем мы сегодня будем говорить на уроке ( о головном мозге)
Тема сегодняшнего урока «Головной мозг» его строение и функции
Какова цель урока:
Познакомиться (со строением головного мозга)
Узнать (функции его отделов)
Повторить
Человечество издавна стремилось проникнуть в «тайну из тайн» - головной мозг. Почему мы обладаем сознанием? Как воспринимаем мир? От чего зависит речь? Почему видим? И сотни других вопросов потребовали научного ответа.
На эти и многие другие вопросы нашли ответ основатели современной науки о мозге Сеченов Иван Михайлович и Павлов Иван Петрович.
Ребята, обратите внимание перед вами представлены их портреты. Но еще задано до их открытий
Гиппократ сказал: «Мозг – центр всех центров»
Вот этот главный орган мы и будем сегодня изучать.
Ребята, откройте тетради и запишите тему урока. ( Запись учителем на доске темы урока.)
Строение головного мозга
а)
Где располагается головной мозг (в полости черепа)
какую роль выполняет черепная коробка ( кости черепа выполняют защитную функцию нежного, хрупкого головного мозга)
а как вы думаете, достаточно ли одной черепной коробки ( нет, недостаточно)
В повседневной жизни вы много двигаетесь, развиваетесь, падаете, а головной мозг не касается стенок черепа. Что способствует этому? Что является амортизатором в данном случае? (в спинном мозге – спинно-мозговая жидкость, а в головном - черепно-мозговая жидкость)
Ребята, головной мозг находится под надежной защитой различных видов соединительной ткани.
б)
Масса головного мозга масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 200г, составляя в среднем 1.300 – 1.400г Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой их тел.
Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек? (нет, нельзя)
У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное , т.к важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно высокое, а у дельф выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбу, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? (мыслительная деятельность)
Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек.
Вес мозга И. С. Тургенева – 2012г
Анатоля Франса- 1017г
Луи Пастера - не работала половина переднего мозга, как показало вскрытие после перенесенных болезней.
Выскажите свое мнение.
Отделы головного мозга
Давайте вспомним из курса «Зоологии» из каких отделов состоит головной мозг (ствол, мозжечок, полушария большого мозга)
Работа со схемой.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Запишите эту схему, ребята в тетради.
Ребята, строение головного мозга мы выяснили, а что связано со строением голоного мозга (его функции).
Так вот, наша задача состоит в том, чтобы определить функции каждого из этих отделов. Эту задачу мы осуществим в процессе выполнения лабораторной работы. Откройте печатные тетради, стр.38
Вам необходимо, поработав с учебником, найти взаимосвязь строения с выполняемой функцией и привести примеры регулируемых процессов .
Работаем по принципу: «Учусь сам, учу другого».
Вы находите ответ в учебнике, записываете в тетрадь и прочитываете друг другу (соседу).
Работаем в пол голоса
А теперь посмотрим, что у вас получилось.
Показываем отдел и называем выполняемые функции.
Читая, мы выясним значение головного мозга
ФИЗ. МИНУТКА!
А могут ли произойти нарушения функций головного мозга (могут).
Вот, ребята, очень много травм происходит в школе во время перемен и на уроках физкультуры, когда вы активно двигаетесь. Бывает, что ученики ударяются затылком и их после этого тошнит- это признак сотрясения головного мозга.
- Что еще может повлиять на работу головного мозга (недостаточный сон, неправильное питание, нездоровый образ жизни, нервные срывы и многое другое.)
- Как алкоголь и никотин могут повлиять на работу головного мозга? (сообщения учащихся).
- Тем, кто заботится о своем здоровье, доктор Спокк предлагает памятку.
Давайте зачитаем памятку.
- Согласны ли вы с этими положениями? Я предлагаю вам дома, прочитав параграф о головном мозге и ответив на вопросы после него, дополнить эту памятку, обсудив ее с родителями.
Кстати, судить об умственных способностях человека, руководствуясь лишь одними количественными критериям, нельзя.
Существует такая пословица:
«И в маленькой голове
Большому уму не тесно»
IV Закрепление.
а) О чем мы сегодня говорили на уроке (о головном мозге, его строении и функциях).
Покажите все отделы головного мозга
б) теперь выполним тест по данной теме.(I и II вариант). (См.приложение 1,2).
V Рефлексия (.Работа со слайдом)
VI Позыв на завтра: д/з.
Д/з: стр. 63-69,
Ответить на вопросы
+ дополнить памятку,
Рассчитать массу своего головного мозга.
VII Итоги урока. Оценки за урок + тесты и рабочие тетради.
Промежуточный
Продолговатый
Мост
Средний мозг
Ствол
Мозжечок
Полушария большого мозга
Мозг