Правовая развлекательно – познавательная игра «О праве в шутку и всерьез»


Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Наро-Фоминский политехнический техникум»
Методическая разработка
Правовая развлекательно – познавательная игра
«О праве в шутку и всерьез»
Разработала и провела : преподаватель обществознания высшей квалификационной категории О.И. Смирнова
г. Наро-Фоминск2016 год
«О праве в шутку и всерьез».
(Правовая развлекательно – познавательная игра)
Цель: развитие общих компетенций обучающихся в ходе игровой, практической деятельности.
Задачи:
- образовательная: расширить и углубить знания обучающихся, полученные ими на уроках обществознания и права.
- воспитательная: способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
- развивающая: развивать у обучающихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации.
Ход урока- игры
1.Организационный момент.
Преподаватель: Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить и проверить, знаем ли мы законы. Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права.
Что такое же такое право? (Система правил поведения и общеобязательных норм, которые регулируют поведение людей и отношения между ними).
В нашей интеллектуальной игре примут участие две команды обучающихся 1 курса (Команда группы ТЖ-012( название) и команда группы ТА – 011 (название).
Тема нашей сегодняшней игры – «О праве в шутку и всерьез».
Правила игры таковы:
Участвуют две команды. Участникам команд предстоит по очереди выбирать вопросы и отвечать. Если участник команды дает неправильный ответ, то право ответа получают соперники. Если участник команды затрудняется ответить сам, он может передать право ответа любому члену своей команды.
За правильный ответ участник игры получает от помощника ведущего жетон. (кружочек из разноцветного картона)
Задача – набрать как можно больше очков. В конце игры подчитывается, кто выиграл. По итогам урока определяется команда-победитель, оценки получают все участники команды, набравшие наибольшее количество жетонов за правильные ответы.
Если правила игры командам понятны, мы начинаем игру!
Конкурс 1.Разминка «Всякая всячина»
В этом конкурсе каждому участнику от команды предоставляется право составить свой веер. А вот из скольких секторов он будет состоять - зависит только от вас, так как каждый сектор – это вопрос. Если вы отвечаете на вопрос, то сектор с этим вопросом ваш. Если не можете ответить, то сектор остается на столе. За каждый сектор в веере, то есть за правильный ответ, вы получаете жетон. Задание понятно? Тогда начинаем!
Вопросы:
1. Взыскание за нарушение трудовой дисциплины? (Выговор)
2. Совершение преступления совместно с двумя или несколькими лицами? (Соучастие)
3. Это слово латинского происхождения, означает законодательный акт, в котором объедены нормы права, регулирующие целую область общественных отношений. (Кодекс)
4. Нормативный акт, принятый высшим представительным органом власти и регулирующий наиболее важные общественные отношения. (Закон)
5. Документ, удостоверяющий личность гражданина. (Паспорт)
6. Как называется пожелание, которое избиратели дают депутату? (Наказ)
7. Общее название всех видов имущественных преступлений – кражи, грабежи, мошенничества, вымогательства и т. д. (Хищение)
8. Один из видов наказания в уголовном, административном, гражданском праве, предполагающий возмещение со стороны виновного. (Штраф)
9. В развитых странах, известных своим вниманием к правам человека, эти люди подвергаются дискриминации в разных областях публичной жизни. Им часто отказывают в приеме на работу, не допускают в общие вагоны поездов и салоны самолетов, не разрешают посещать рестораны и даже пивные. Их нельзя показывать в кино, телепередачах. В некоторых странах им даже не разрешают появляться на городских улицах. Кто эти люди? (Курильщики)
10. Как называлась Богиня правосудия в греческой мифологии? Для чего у нее в руках весы и почему глаза её завязаны платком. ( Фемида в греческой мифологии – богиня правосудия. На весах, которые она держит, взвешивают добрые и злые деяния человека. Глаза у богини завязаны в знак того, что она судит беспристрастно).Преподаватель: Итак, давайте проверим, сколько же секторов в веере у каждого участника. Прошу коллегию Высших Судей зафиксировать результаты каждой команды.
2 .Конкурс «Лестница возрастов»:
Право – неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому свои права и обязанности должен знать каждый человек. Вам необходимо заполнить пробелы в этой лестнице возрастов, т. е. поставить нужный возраст.
Ребенок может воспользоваться правом на получение среднего общего образования с ________ лет (6лет)
Уголовная ответственность за некоторые виды преступлений наступает ______ лет (14 лет)
-Право быть избранным народным судьей предоставляется с ______ лет ( 25 лет)
Право быть избранным в Государственную Думу предоставляется с ____ год ( 21 года)
Право на получение пенсии по возрасту ____ лет (55/ 6о лет)
Полная дееспособность наступает с ______ лет (18 лет)
Преподаватель: А пока команды будут выполнять задание, я предлагаю болельщикам поддержать свои команды, отвечая на вопросы. Поэтому, следующий конкурс для болельщиков.
3. Конкурс болельщиков «В шутку о серьезном».
А теперь болельщики поможем своим командам. За каждый правильный ответ – один жетон.
1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука»? ( « Черт побери»)
2. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого?( Билета)
3. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом. Актером в самодеятельности, водителем – каскадером. ( Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля»).
4. Эту птицу народная молва часто обвиняет в воровстве ювелирных изделий. ( Сорока)
5. Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного. ( Буратино).
6. Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича? (Глеб Жеглов).
7. В финале этого фильма один из героев публично провозгласил: « Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» ( « Кавказская пленница»)
8. « Избави Бог и нас от этаких судей» - восклицал И. А. Крылов. Кто же был героем его басни? ( Осел)
9. Как появилось выражение « Написано на лбу»? ( Происходит от обычая ставить клейма на лоб преступника).
10. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня? (Шапка)
Преподаватель: А теперь проверим выполнение задания , выполненные командами. Хорошо! Прошу Коллегию Верховных судей огласить результаты. А мы переходим к следующему конкурсу.
4 . Конкурс «Кот в мешке».
Преподаватель: Вам нужно угадать, что находится в этом ящике. Правильный ответ оценивается в 5 жетонов. Вопросы задаются по очереди командам; при отсутствии ответа вопрос переходит к другой команде или к зрителям.
1.У халифов он был желтым, у албанцев - без клюва и когтей, а у российского «собрата» они есть. ( Двуглавый орел).
2.В ящике находится то, что в переводе с латинского означает « установление», «устройство». ( Конституция)
3. В ящике находится сводный федеральный закон, введенный в действие с 1 февраля 2002 года , как основной (после Конституции РФ) акт трудового законодательства. ( Трудовой кодекс)
4. Во время» сухого закона» в США контрабандисты часто перевозили виски на судах. Перевозили его в ящиках. А в нашем ящике то, чем для безопасности перекладывали бутылки в ящиках. ( Соль)
Преподаватель: А теперь следующий конкурс. Так как все вы граждане, то вы должны знать различные полномочия гражданина. Итак, внимание.
Выберите карточки с теми действиями, которые по закону имеет право совершать ограниченно дееспособный 16-летний гражданин без согласия родителей. Время на выполнение три минуты. За каждую правильно выбранную карточку команда получает один жетон, а за каждую неверно выбранную карточку из зачета команды ( набранного количества баллов в данном конкурсе) вычитается один жетон. Всего в наборе присутствуют 12 карточек, из них» правильных» - 8.Таким образов, максимальное количество жетонов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 4.
Действия:
1. Купить мотоцикл (да)
2. Продать мотоцикл (нет)
3. Прогулять стипендию с друзьями (да)
4. Заложить в ломбарде свои золотые сережки (нет)
5. Продать свой СД плеер (нет)
6. Открыть свой счет в банке (да)
7. Зарегистрировать авторское право на компьютерную программу (да)
8. Заключить авторский договор на публикацию своих стихов и получить за это гонорар (да)
9. Быть председателем кооператива (да)
10. Вступить в брак (нет)
11. Работать по трудовому договору (да)
12. Обучаться вождению автомобиля на дорогах (да)
Конкурс 6. Права человека в песнях.
Преподаватель : За каждый правильный ответ команда получает 2 жетона ,за не правильный лишается 2-х жетонов, в случае отсутствия ответа право на ответ переходит к другой команде. Послушайте песню. Звучит отрывок из песни: О каком праве в ней поётся?
1. Песня бременских музыкантов (музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина) “Ничего на свете лучше нету…”Право на свободу передвижения
2. “До чего дошел прогресс” (музыка Е. Крылатова , слова Ю. Энтина ) из к/ф “Приключения Электроника”Право на пользование достижениями культуры
3. “Чему учат в школе” (музыка В. Шаинского , слова М. Пляцковского ) Право на образование
4. “Песня мамонтенка”Право жить и воспитываться в семье
5. “Какой чудесный день”Право на занятие творчеством
6. “Антошка” Право на труд и на отдых
7. “Кабы не было зимы”Право на отдых, каникулы для детей
8. “Пусть всегда будет солнце” Право на жизнь и свободу
7. Конкурс для болельщиков : Кроссворд для участия приглашаются по 1 болельщику от каждой команды, за каждый правильный ответ участник конкурса получает 1 жетон:
Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд, (ответы записывают в кроссворд, который расположен на подставке).
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
Про какое дерево говорят
«Мерзнет, дрожит на ветру». (Осина)
Живет в лесу работник –
Лесной носатый плотник. (Дятел)
Самое вежливое слово. (Спасибо)
Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (Пенал)
Белые сапожки, зеленые сережки. (Береза)

Получилось слово – РОДИНА.
Конкурс 8.
Конкурс капитанов: перед вами, на карточках  написаны определения , из списка слов внизу карточки подберите правильное определение:
Карточка капитана 1-й команды:
Общественно опасное, противоправное и наказуемое действие или бездействие. (Преступление) Наказание, вина, проступок, прованарушение.
Международный договор, обязательный для исполнения всеми государствами, которые его подписали. (Конвенция) Декларация, манифест, преамбула, квота.
Государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо,
нарушившее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством и
обществом. (Юридическая ответственность) самооборона, отбывание наказания, арест.
Свободы каждого человека, которые необходимы в свободном обществе: свобода собрания, совести, религии и слова, а также право на справедливый суд. (Гражданские свободы) гражданские права, гражданские обязанности, гражданский долг.
Карточка для капитана 2-й команды :
Принцип, действующий в уголовном праве, определяющий, что человек считается преступником и несет уголовную ответственность только после того, как его вина доказана в суде. (Презумпция невиновности) мотив, соучастие, недееспособность.
Способ устройства общества, при котором народ сам правит страной. (Демократия)
технократия, монархия, либерализм, фашизм.
Законодательный акт, в котором предусмотрен порядок приема и перевода на
другое рабочее место, порядок увольнения, вопрос оплаты труда,
продолжительности трудового дня. ( Трудовой кодекс) кодекс законов о труде, Конституция РФ.
Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор) выговор, оговор, заговор.
9. Конкурс «Права человека» в сказках
Преподаватель: ни для кого ни секрет, что все мы любим сказки. Нам с детства с помощью сказок родители помогают понять, что хорошо и что плохо, что можно делать ,а чего делать нельзя. А сейчас я предлагаю определить какие конституционые права сказочных героев были нарушены: Сейчас я раздам командам карточки с незаконченными фразами, касающихся различных сказочных героев. Задание: определить какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Информация к размышлению –Конституция РФ Глава 2. За каждую правильно законченную фразу дается один жетон. Время выполнения 3минуты.
1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…. (свободу передвижения)
2. Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на…. ( личную неприкосновенность)
3. Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвались в каморку папы Карло, нарушили его право на… (неприкосновенность жилища)
4. Балда из сказки А. Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…(труд)
5. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на…(частную собственность)
6. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на… (жизнь)
7. В сказке «Золотой ключик» Буратино, взяв Азбуку, отправился в школу, воспользовавшись правом на…(образование)
8. В сказке «12 месяцев» мачеха, выгнав Настеньку в лес, нарушила ее право на…(жилище)

9. В сказке «Красная шапочка», волк съел бабушку, нарушил ее право на…(жизнь)
10. В сказке «Репка» дед, пытаясь вытащить репку из земли, нарушил ее право на…(линую неприкосновенность)
Преподаватель: Теперь пришло время проверить как справились с заданием наши команды. Прошу Коллегию Верховного Суда проверить ответы и подсчитать количество набранных жетонов. А сейчас я обращаюсь к коллегии Высших Судей и прошу огласить результаты сегодняшней игры «О праве в шутку и всерьез».
2. Подведение итогов.
Рефлексия
1. Мы с вами вспомнили основные темы курса.
- Что вам понравилось?
- Что нового узнали?
- Что вызвало затруднения?
Преподаватель: Вот и подошла к концу наша игра «О праве в шутку и всерьез». На прощание хочется пожелать вам успехов во всех начинаниях и верить в то, что вы вырастите достойными гражданами нашей Родины. Нашей великой и могучей России. Будете соблюдать все законы нашего государства, уважать символы.
Видеофильм о России ( на его фоне я читаю стих)
В. ДуханинРОССИЯ
Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.
Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.
Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.
Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,
Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно люблю!
Приложение 1:
Конкурс капитанов: перед вами, на карточках  написаны определения , из списка слов внизу карточки подберите правильное определение:
Карточка капитана 1-й команды:
Общественно опасное, противоправное и наказуемое действие или бездействие. Наказание, вина, преступление, проступок, правонарушение.
Международный договор, обязательный для исполнения всеми государствами, которые его подписали.
Декларация, манифест, конвенция, преамбула, квота.
Государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо,
нарушившее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством и
обществом.
Самооборона, отбывание наказания, юридическая ответственность , арест.
Свободы каждого человека, которые необходимы в свободном обществе: свобода собрания, совести, религии и слова, а также право на справедливый суд .
Гражданские права, гражданские обязанности, гражданские свободы, гражданский долг.
Карточка для капитана 2-й команды :
Принцип, действующий в уголовном праве, определяющий, что человек считается преступником и несет уголовную ответственность только после того, как его вина доказана в суде.
Мотив, соучастие, недееспособность, презумпция невиновности
Способ устройства общества, при котором народ сам правит страной.
Технократия, монархия, демократия, либерализм, фашизм.
Законодательный акт, в котором предусмотрен порядок приема и перевода на
другое рабочее место, порядок увольнения, вопрос оплаты труда,
продолжительности трудового дня.
Кодекс законов о труде, Трудовой кодекс, Конституция РФ.
Решение суда о виновности или невиновности подсудимого.
выговор, оговор, заговор, приговор.