Открытый урок-игра по информатике в 6 классе: Алгоритм. Закрепление пройденного материала
КГУ «Николаевская основная школа»
Открытый урок-игра
по информатике в 6 классе:
"Алгоритм. Закрепление пройденного материала"
Учитель информатики: Пастухова Н.В.
2015 год
/Слайд № 1/
Урок-игра
по информатике в 6 классе:
"Алгоритм. Закрепление пройденного материала"
Цель урока: Создать условия для закрепления знаний по теме «Алгоритмы и закрепления навыков выполнения алгоритмов различных типов.
Задачи урока:
Образовательные: способствовать повторению и закреплению знаний основных понятий по теме; формировать навыки практического применения знаний; закрепить навыки работы в программе блокнот и калькулятор.
Развивающие: создать условия для развития компетентностных умений и навыков (внимания, приемов умственной деятельности, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы); помочь учащимся в осознании практической значимости учебного материала.
Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, творческого подхода к выполняемой работе; воспитывать умение работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, парная.
Тип урока: урок повторения.
Ход урока.
1.Орг. момент.
Здравствуйте, сегодня на уроке мы закрепим пройденный материал.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Для начала разгадайте ребус: /Слайд № 2/
Ответ: Повторение и алгоритм
Сегодня у нас необычный урок – повторение темы "Алгоритм", пройдёт он виде турнира, участниками которого будут две команды (на команды учащиеся разделились заранее, по желанию). Позже я познакомлю вас с правилами состязания,
/Слайд № 3/а сейчас познакомьтесь с целями урока: закрепление знаний по теме «Алгоритм»; формирование навыков практического применения знаний; закрепление навыков работы в программе блокнот и калькулятор.
2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий.
Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия.
А как это сделать? (нужно составить план.) А детальный план действий – это и есть алгоритм.
У вас на столах есть листочки с тестами. Сейчас выполните небольшой тест на закрепление. И затем мы начнём наш турнир. В некоторых тестах есть по 2 варианта ответа.
Слайд 4.
- Приступайте.
3. Повторение.
Выберите один правильный ответ из предложенных.1. Алгоритм – это A. описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.B. описание действий, которые совершает человек для достижения цели.C. команды, которые выполняет компьютер для создания какой-либо программы.2. Дополните.Исполнитель – человек, группа людей, животное или техническое средство, выполняющее .3. Выберите несколько правильных ответов из предложенных.Свойствами алгоритма являются:A. легкость,B. массовость,C. достоверность,D. понятность.4. Из предложенного списка выберите задачу, для которой алгоритм не может быть составлен.A. посадить дерево,B. навести чай,C. посчитать количество окон в доме,D. посчитать количество звезд на небе.5. Какой из документов является алгоритмом.A. правила техники безопасности,B. список книг в библиотеке,C. расписание движения автобусов,D. домашнее задание в дневнике. Проверяем: Слайд № 5Ключ: 1 – A, 2 – команды алгоритма, 3 – B, D4 – D5 – A
4.Актуализация полученных знаний.
Правила
/Слайд № 6/
Турнир проводится в два тура: 1-ый тур работа на компьютерах. Командам соперникам по очереди даются задания. Тот, кто лучше освоил компьютер, научился работать на нем, тот и выиграет в этом туре. Во второй тур пройдут участники одной из команд, набравших максимальное количество баллов.
II-ой тур - надо ответить на вопросы из области информатики. За каждый правильный ответ участники получают жетоны.
II тур выявит нашего победителя, проявившего не только глубокие знания по информатике, умение работать на компьютере, но также острый ум, смекалку и фантазию. В зависимости от количества набранных фишек, в конце урока соревнующиеся получают оценку.
Итак, начинаем 1-ый тур. Просим всех сосредоточиться и выслушать первый вопрос.
/Слайд № 7/ 1-ый ТУР
Задание 1. Игра "Испорченный телефон"
Цель этапа: уметь быстро и качественно выполнять задания в среде текстового редактора.
Класс делится на две группы – команды. Одна команда будет та, что слева от меня, другая – справа. Но я бы не хотела, чтобы команды наши оказались безымянными. Я подобрала имя для каждой команды. Однако, вам самим надо его отгадать. А поможет вам в этом первый этап игры – «Испорченный телефон».
Содержание этапа. Игроку каждой команды предлагается выполнить по 1 алгоритму и получить результат его работы. Алгоритмы составлены и подобраны таким образом, что результатом работы каждого из них является буква, совокупность букв или один слог. Участник, выполнивший задание, сообщает результат капитану. Капитаны должны скоординировать работу команды - собрать все результаты (даже если они уже догадались, какое слово зашифровано) и занести в заранее приготовленные таблицы по принципу Алгоритм № - слог (буква). Затем они должны расшифровать слово, сообщить полученный результат учителю (сдать заполненные таблицы), объяснить значение отгаданного слова. Команда, первой выполнившая задание правильно, получает 10 баллов. Вторая команда при верном ответе получает 7 баллов, в противном случае 0 баллов. Если ни одна команда не отгадает слово правильно, будут засчитаны количество правильно отгаданных букв и соответственно присуждены баллы.
От итогов выполнения каждым участником заданий зависит итог всего этапа. Поэтому, если хотя бы один из членов команды получит неверный ответ в алгоритме, то зашифрованное слово будет невозможно собрать. Именно поэтому данный этап назван "Испорченный телефон".
Для выполнения заданий необходимо загрузить программу Блокнот и выполнить задания. (Время проведения этапа – 5 минут) /Слайд № 8-9
Команда №1. Этап №1
№ алгоритма
Буква (слог)
Алгоритм № 1
УКА
Алгоритм № 2
НА
Алгоритм № 3
ФО
Алгоритм № 4
Р
Алгоритм № 5
АТ
Алгоритм № 6
ИН
Алгоритм № 7
М
Алгоритм № 8
КА
Алгоритм № 9
И
Получилось слово: ИНФОРМАТИКА
Команда №2. Этап №1
№ алгоритма
Буква (слог)
Алгоритм № 1
УКА
Алгоритм № 2
НА
Алгоритм № 3
КИ
Алгоритм № 4
Б
Алгоритм № 5
ТИ
Алгоритм № 6
А
7
НЕ
Алгоритм № 8
К
Алгоритм № 9
ЕР
Получилось слово: КИБЕРНЕТИКА
Итак, ваши команды называются. Слайд 10
Информатика - это наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий...
Кибернетика - это наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах.
Набор алгоритмов для команды № 1
Набор алгоритмов для команды № 2
Алгоритм № 1
1. Напиши слово КУРСОР
2. Убери правую букву.
3. Поменяй 2-ю и первую буквы
4. Удали две последние буквы.
5. Допиши букву а .
6 Запиши ответ.
(Ответ: УКА)
Алгоритм № 1
1. Напиши слово КУРСОР
2. Убери правую букву.
3. Поменяй 2-ю и первую буквы
4. Удали две последние буквы.
5. Допиши букву а .
6 Запиши ответ.
(Ответ: УКА)
Алгоритм № 2
1. Напиши слово ЭНИАК
2. Убери правую букву.
3. Поменяй 1-ю и 2-ю буквы
4. Повтори 2 раз пункт 5.
5. Убери вторую букву.
6. Запиши ответ.
(Ответ: НА.)
Алгоритм № 2
1. Напиши слово ЭНИАК
2. Убери правую букву.
3. Поменяй 1-ю и 2-ю буквы
4. Повтори 2 раз пункт 5.
5. Убери вторую букву.
6. Запиши ответ.
(Ответ: НА.)
Алгоритм № 3
1. Напиши слово ФОРТРАН.
2. Повтори 5 раз пункт 3.
3. Убери последнюю букву.
4. Запиши ответ.
(Ответ: ФО.)
Алгоритм № 3
1. Напиши слово ДИСКОВОД.
2. Повтори 4 раза пункт 3.
3. Убери последнюю букву.
4. Поменяй 1 и последнюю буквы
5. Убери две последние буквы
6.Запиши ответ.
(Ответ: КИ)
Алгоритм №4
1. Напиши слово ПРОЦЕССОР.
2. Убери первую букву.
3. Повтори 7 раз пункт 4.
4. Убери последнюю букву.
5. Запиши ответ.
(Ответ: Р.)
Алгоритм № 4
1. Напиши слово БУМАГА
2. Повтори 4 раза пункт 3.
3. Убери третью букву.
4. Убери букву справа.
5. Запиши ответ.
(Ответ: Б)
Алгоритм № 5
1. Напиши слово ПАМЯТЬ.
2. Убери первую букву.
3. Убери правую букву.
4. Повтори 2 раза пункт 5.
5. Убери вторую букву.
6. Запиши ответ.
(Ответ: АТ.)
Алгоритм № 5
1. Напиши слово МОНИТОР.
2. Убери правую букву.
3. Поменяй 4 и последнюю буквы
4. Повтори 4 раз пункт 5.
5. Убери первую букву.
6. Запиши ответ.
(Ответ: ТИ.)
Алгоритм № 6
1. Напиши слово ПРИНТЕР.
2. Повтори 2 раза пункт 3.
3. Убери первую букву.
4. Повтори 3 раза пункт 5.
5. Убери букву справа.
6. Запиши ответ.
(Ответ: ИН.)
Алгоритм № 6
1. Напиши слово БУКВА
2. Повтори 3 раза пункт 3.
3. Убери вторую букву.
4. Убери букву слева
5.Запиши ответ.
(Ответ: А.)
Алгоритм № 7
1. Напиши слово ПРОГРАММА.
2. Повтори 7 раз пункт 3.
3. Убери первую букву.
4. Убери букву справа.
5. Запиши ответ.
(Ответ: М.)
Алгоритм № 7
1. Напиши слово СКАНЕР.
2. Убери правую букву.
3. Повтори 3 раза пункт 4.
4. Убери первую букву.
5. Запиши ответ.
(Ответ: НЕ.)
Алгоритм № 8
1. Напиши слово КНИГА.
2. Повтори 3 раза пункт 3.
3. Убери вторую букву.
4. Запиши ответ.
(Ответ: КА.)
Алгоритм № 8
1. Напиши слово КОМПЬЮТЕР
2. Повтори 7 раз пункт 3.
3. Убери букву справа.
4. Запиши ответ.
(Ответ: К.)
Алгоритм № 9
1. Напиши слово КЛАВИАТУРА.
2. Повтори 4 раза пункт 3.
3. Убери первую букву.
4. Повтори 5 раз пункт 5.
5. Убери букву справа.
6. Запиши ответ.
(Ответ: И.)
Алгоритм № 9
1. Напиши слово ТЕЛЕГРАФ.
2. Убери 5-ю букву
3. Повтори 3 раза пункт 4.
4. Убери первую букву.
5. Убери 2 буквы справа
6. Запиши ответ.
(Ответ: ЕР.)
Ответ: ИНФОРМАТИКА
Ответ: КИБЕРНЕТИКА
Следующее задание:
Слайд № 11
Задание 3
В окне Блокнота наберите следующие примеры (122+6)*(1З-5)= (121+7)*(10-2)=
(148-84)*(11+5)= (192-128)*(24-8)=
Ответы передать капитану для записи суммарного решения. (4096)
5.Физминутка./Слайд № 12
/Слайд № 13 Задание 4 «Алфавит» (на скорость)
Напишите шесть раз цифру, 2. Каждую вторую цифру замените буквой О.
Первую цифру 2 замените на 14-ю букву алфавита, вторую цифру 2 замените на предыдущую букву алфавита (13-ю). Подумайте и замените последнюю оставшуюся цифру на букву, чтобы получилось всем известное слово. ( молоко)
Слайд №14 Задание 5 (конкурс капитанов)
Поставьте курсор на середину экрана и напишите слово РОБОТ.
1.Замените третью букву слова двенадцатой, запишите получившееся слово.
2.Первую букву слова замените буквой, стоящей в алфавите между буквами Х и Ч, первую гласную букву замените на букву У, вторую гласную букву замените на букву А, запишите получившееся слово.
3.Букву У замените на букву И. Удалите последнюю букву в этом слове, вставьте букву Р между буквами И и К, допишите в конце слова букву, схожую с цифрой 4, запишите получившееся слово.
- А пока наши капитаны работают мы проведём небольшой блиц-опрос.
Слайд №15-16
Разминка (5минут)
Точное предписание исполнителю на выполнение последовательности действий для решения задачи (алгоритм)
Минимальная единица количества информации (бит)
Содружество компьютеров (сеть)
Небольшой, но незаменимый обитатель компьютерного «зоопарка» (мышь)
Устройство управления курсором, часто используемое в играх (джойстик)
Устройство вывода информации на бумагу (принтер)
Сколько байт в килобайте? (1024)
Как называется устройство для чтения и записи на дискеты? (Дисковод)
Наши капитаны уже выполнили своё задание. Давайте проверим.
(Алфавит)Проверяем: рокот, цукат, циркач Слайд №17/
- Давайте подведём итог. Подсчитываем свои баллы.
II-ой тур
Выигравшая команда по результатам 1 тура приступает ко 2 туру.
/Слайд № 18-19
- А сейчас ученики выигравшей команды будут соревноваться между собой.
Задание 1
Устно
Очень многие возмущаются «замусоренностью» русского языка, и в том числе компьютерного языка, словами, техническими терминами иностранного происхождения. Вашему вниманию предлагается русский вариант вычислительных терминов. Вы должны будете дать их английский (компьютерный) вариант.
Рядом со словом ставите 1 балл, если ответили правильно.
считало
запоминало
показало
крутило-запоминало
моргало
нажимало
мусорное ведро
парта
грызун
пишущая машинка
процессор
память
монитор
диск
курсор
клавиатура
корзина
рабочий стол
мышь
принтер
6.Подведем итоги.
Итак, подведем итоги. В нашем конкурсе проявил глубокие знания в области информатики и вычислительной техники и стал победителем нашего турнира .,
за что и награждается «пятеркой» и бурными аплодисментами.
-Что же такое алгоритм? /Слайд № 20
Алгоритм - это предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи или план.
7.Домашнее задание. /Слайд № 21
Составить в тетради алгоритм рецепта приготовления блинов.