Статья Интегрированные уроки и внеклассные мероприятия


Интегрированные уроки и внеклассные мероприятия как средство развития творческих способностей и профессиональных компетенций обучающихся.О.А. Львова, преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГАПОУ «Нижнекамский технологический колледж»
Особенно сегодня развитие системы среднего профессионального образования требует строить модель деятельности преподавателя в многовариантном образовательном пространстве. От этого зависит эффективность реализации педагогом социального заказа – подготовка специалистов, востребованных на рынке труда.
В технологии обучения всегда присутствуют личностный элемент педагога. На конечный результат также влияют определенные условия и особенности обучаемых, закономерности усвоения материала, состав и уровень подготовленности обучающихся. Инструментарием достижения целей сегодня являются современные педагогические технологии, которые предопределяют использование активности самих обучающихся.
О необходимости применения этих педагогических технологий свидетельствует опыт нашего учебного заведения. Они повышают активность обучающихся, учат их лучшему восприятию и запоминанию информации по дисциплине, решению профессиональных проблем, а процесс обучения делают непринужденным и комфортным. Основной таких технологий, на наш взгляд, должны стать активные методы обучения. Их главная задача-создание условий для определения самими обучающимися уровня усвоения нового материала, выработки навыков самоконтроля в реальных ситуациях. Примеры использования активных методов обучения по предмету «Документационное обеспечение управления» будут приведены ниже.
Интегрированные методы обучения применяются мною более пятнадцати лет, их основа – связь между предметами. О качественной подготовке специалиста можно говорить тогда, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые занятиях по различным предметам, взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляют собой единый комплекс с темами и разделами внутри конкретной учебной дисциплины. Исходя из этого, межпредметные связи можно рассматривать как одну из форм интеграции знаний, приводящую их в систему.
Например, излагая материал по истории становления делопроизводства в России уместно связать свой рассказ с историей (государственные органы Российского государства). Предмет, преподаваемый мною представляет целую образовательную систему (направление), в которой существует связь со многими дисциплинами. Использование в рамках данного предмета межпредметных связей позволяет реализовать образовательную и развивающую функции обучения и обеспечить единство и взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования. Учитываются общие теории, законы, проблемы, принципы. Большой интерес представляет поиск эффективных форм проведения интегрированных уроков, который охватывает и содержание, и процесс обучения по дисциплине.
Интегрированные уроки могут проводиться в форме лекций, семинаров, деловых игр. При поэтапном переходе от лекционных занятий к семинарам активно развиваются коллективные формы обучения: работа в группах. Мы добиваемся, чтобы шел переход от монолога членов группы к диалогу обучающихся в группах, а затем – к диалогу между группами.
Интегративные уроки позволяют использовать дополнительную информацию, знания, умения для изучения тем по документационному обеспечению и для решения прикладных задач конкретной профессии.
В качестве примера можно привести темы открытых интегрированных уроков:
1. Совместно с преподавателем информатики и организационной техники Рябоой А.И. по теме «Организационная техника в делопроизводстве» на котором были систематизированы и обобщены знания и умения, полученные обучающимися на уроках. Они дали характеристику средств организационной техники и их использование в документационном обеспечении предприятия, составляли справочно-информационные документы с помощью ПК.
2. Следующий урок на тему «Современные технологии работы с документами» был проведен по предметам «Секретарское дело», «Стенография», «Информатика и организационная техника». Обучающиеся в своих ответах назвали четыре основных группы автоматизированных технологий, предназначенных для организации документационного обеспечения, рассказали о прикладных программах, которые в своей работе может применять секретарь, выполнили три практических задания.
3. Урок «Применение редактора Excel при составлении справочно-информационной документации», на котором обучающиеся по профессии коммерсант торговой отрасли сумели обобщить знания, полученные по предметам «Документационное обеспечение управления», «Информатика и автоматизированные системы», выполнили практическую работу на ПК.
4. С преподавателем литературы Ермаковой Р.У. был организован интегрированный урок «Документы или «бумажки с печатью» в жизни и произведениях М.А. Булгакова будущие секретари показали знания, умения и навыки, которые получили на уроках литературы, русского языка, секретарского дела, основ редактирования. В своих выступлениях они рассказали о некоторых документах, составленных в разное время Михаилом Булгаковым, и об их роли в его судьбе. Были отлично выполнены практические задания, связанные с составлением и редактированием документов, названных в произведениях «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» (справка, объяснительная записка, решение).
В течение нескольких лет я осуществляю разработку и проведение интегрированных внеклассных мероприятий. В этом процессе активно участвуют не только преподаватели специальных дисциплин и общеобразовательных предметов, но и мастера производственного обучения. Сначала это были мероприятия, которые связывали воедино цикл профессиональных дисциплин – «Секретарское дело», «Стенография», «Основы редактирования» (для групп секретарей – машинисток – «Роль ПЭВМ в работе секретаря» (2001)), позже – внеклассные мероприятия, проводимые с обучающимися из групп портных «Эпоха и костюм (2001 год), «Этикет и мы» (2004 год), «Еще он не сшит – мой наряд подвенечный» (2006 год), «Истории связующая нить» (2012), «Этикет в нашей жизни» (2013) и другие.
На мой взгляд, ценность подобных уроков и внеклассных мероприятий в том, что обучающиеся не только изучают новый материал, но и осознают необходимость интеграции знаний, получаемых на занятиях по разным дисциплинам. Конечно, подготовка интегрированных занятий достаточно трудоемкий процесс, который требует разработки урока (сценария мероприятия) и материалов для обучающихся, так как вначале они не способны их выполнять самостоятельно. Так же это связано с большими проблемами сопряжения программ различных предметов. Несмотря на все трудности и проблемы, преподаватели колледжа стремятся активно использовать интегрированные методы обучения.
Ниже приводится в качестве образца методическая разработка интегративного урока по дисциплине «Документационое обеспечение управления» и «».