Программа по учебному предмету «Музицирование (баян-аккордеон)» срок реализации 4 года (для дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства с 5-летним нормативным сроком освоения)
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная
программа в области музыкального искусства
Программа
по учебному предмету
«Музицирование (баян-аккордеон)»
срок реализации 4 года
(для дополнительной общеразвивающей общеобразовательной
программы в области музыкального искусства
с 5-летним
нормативным сроком освоения)
г. Карталы
2014 г.
Составители:
Пигарев А.П.,преподаватель 1 категории отделения народных инструментов МОУДОД ДШИ г.Карталы
Мухаметзянов А.К.,преподаватель 1 категории теоретических дисциплин МОУ ДОД ДШИ г.Карталы
Резензент:
Юлаева В.В.преподаватель высшей категории МОУДОД ДШИ г.Карталы,заместитель директора по учебной части
Структура программы учебного предмета.
I. Пояснительная записка.
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
- Срок реализации учебного предмета.
- Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета.
- Сведения о затратах учебного времени.
- Форма проведения учебных аудиторных занятий.
- Цель и задачи учебного предмета.
- Структура программы учебного предмета.
- Методы обучения.
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета.
- Учебно-тематический план.
- Годовые требования.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения.
IV. Формы и методы контроля, система оценок.
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
- Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы.
- Учебная литература.
- Методическая литература.
I. Пояснительная записка.
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Музицирование (баян-аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министра культуры Российской федерации от 21.11.2013 №191-01-39
·06-ГИ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на баяне (аккордеоне) в детских школах искусств.
Предмет «Музицирование» занимает важное место в комплексе дисциплин учебного плана отделения народных инструментов, развивающих у детей образное мышление, общие, музыкальные и творческие способности, способность правильно, чутко воспринимать музыку, воспитывающих художественный вкус, способствующих формированию творческой личности.
Предмет «Музицирование» позволяет обучающемуся учиться применять на практике, в своих целях, комплекс знаний, умений и навыков, полученный за время обучения в школе. Знания, умения и навыки, полученные обучающимся на данном предмете помогут продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях.
В цикле предметов отделения народных инструментов предмет «Музицирование» является второстепенным.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 9 – 12 лет.
Срок реализации учебного предмета.
Программа рассчитана на четырёхлетний срок реализации. Продолжительность учебных занятий со 2-го по 5-ый класс составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени.
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации
Затраты учебного времени
Всего часов
Годы обучения
1-й год
2 класс
2-й год
3 класс
3-й год
4 класс
4-й год
5 класс
Полугодия
3
4
5
6
7
8
9
10
Количество недель
16
18
16
18
16
18
16
18
Аудиторные занятия
8
9
8
9
8
9
8
9
68
Самостоятельная работа
8
9
8
9
8
9
8
9
68
Максимальная учебная нагрузка
16
18
16
18
16
18
16
18
136
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета.
Общая трудоёмкость учебного предмета «Музицирование» со сроком реализации 4 года составляет 136 часов. Из них: 68 часов – аудиторные занятия, 68 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий.
Основной формой обучения является индивидуальный урок, продолжительность урока 0,5 академического часа – 20 минут. Предмет изучается со 2-го по 5-ый класс по 0,5 часа в неделю.
Цель учебного предмета.
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающихся, формирование практических умений и навыков музицирования на аккордеоне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства, создание условий для формирования творческой потребности в музицировании, как форме самовыражения и получения эстетического удовлетворения.
Задачи учебного предмета.
Задачами предмета «Музицирование» являются:
Образовательные:
- учить применять на практике знания, умения и навыки, полученные на других предметах учебного плана (музыкальный инструмент (аккордеон), сольфеджио, коллективное музицирование (хор/инструментальный ансамбль), дополнительный инструмент);
- овладевать знаниями музыкально-теоретического материала;
- формировать умения и навыки таких видов деятельности как: чтение с листа, подбор на слух, транспонирование, аккомпанемент (пение под собственный аккомпанемент, аккомпанемент вокальному произведению), игра в ансамбле с преподавателем, пение, игра по буквенным обозначениям, сочинение простейшей импровизации, выполнение творческих заданий (например, изменение ритмического рисунка аккомпанемента, изменение жанра произведения и т. д.); слушание и анализ музыкальных произведений (анализ нотного текста, анализ прослушанного, исполненного произведения).
Развивающие:
- развивать музыкально-исполнительские навыки;
- развивать музыкальные способности: музыкальный слух, чувство метроритма, темпа, музыкальную память, музыкальное воображение и др.;
- развивать общие способности: память, мышление, ум, воображение, речь, эмоциональную сферу;
- развивать творческие, коммуникативные способности;
- развивать музыкальный, эстетический вкусы.
Воспитательные:
- воспитывать такие качества как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплину, увлечённость, инициативу;
- воспитывать чувство любви к музыке;
- воспитывать нравственные качества;
- обогащать духовный мир обучающихся;
- воспитывать творческую личность;
- воспитывать стремление к практическому использованию знаний, умений и навыков, приобретённых на уроках, в быту, в досуговой деятельности;
- воспитывать потребность в музицировании, как способе самовыражения.
Структура программы.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучение;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, разъяснение);
- наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций);
- практические методы (слушание, пение, игра на инструменте);
- методы контроля (метод устного контроля (беседа, рассказ обучающегося), метод практического контроля (практическая деятельность – игра на инструменте);
- методы стимулирования (создание ситуации успеха);
- эмоциональный метод (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
- эмпирический метод (метод подражания);
- технологический метод (взаимосвязанное применение технических приёмов); - эвристический метод (метод поиска).
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета.
Для успешной реализации данной программы необходимы следующие материально-технические условия:
- учебное помещение (класс), соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям по площади и уровню освещения, температурному режиму;
- музыкальные инструменты: аккордеоны разных размеров по возрасту обучающихся;
- пюпитры для нот;
- стулья различной высоты, соответствующие росту обучающихся;
- подставки для ног и на сидения, если не хватает разновысоких стульев;
- технические средства обучения: аудио и видеоаппаратура.
Дидактический материал:
- научная, специальная, методическая литература;
- репертуарные, нотные сборники;
- наглядные пособия (таблицы, схемы, иллюстрации и пр.)
- аудио и видеозаписи.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, для слушания (просмотра) музыкальных образцов. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
II. Содержание учебного предмета.
В классе игры на баяне(аккордеоне) происходит синтез знаний, умений и навыков полученных обучающимся на других предметах учебного плана таких как: «Основы музыкального искусства «Народные инструменты (баян-аккордеон)»», коллективное музицирование «хор», сольфеджио, предмет по выбору «фортепиано», что способствует более целостному формированию навыков инструментального исполнительства и музицирования.
Учебно-тематический план.
Основу учебно-тематического плана программы составляют следующие виды деятельности:
- подбор по слуху,
- чтение с листа,
- игра в ансамбле с преподавателем,
- анализ музыкальных произведений,
- транспонирование,
- аккомпанемент: пение под собственный аккомпанемент и аккомпанемент вокальному произведению,
- пение,
- игра по буквенным обозначениям,
- сочинение,
- простейшая импровизация,
- творческие задания (например, изменить ритмический рисунок аккомпанемента, изменить жанр произведения и т. д.) и др.
Первый год обучения (2 класс).
I полугодие.
Календарные сроки
Темы и содержание уроков
Кол-во
часов
1 четверть
1. Чтение с листа детских песенок и попевок правой и левой руками отдельно. - 2 ч. (4 урока)
2. Разучивание и подбор (мелодии и басов) детских песенок и попевок на слух. - 2 ч. (4 урока)
4
2 четверть
3. Игра в ансамбле с преподавателем (обучающийся играет двумя руками). – 3 ч. (6 уроков)
4. Анализ прослушанного музыкального произведения (в форме периода). Определение: характера, лада, тональности, размера, формы (сколько фраз, предложений), особенностей движения мелодии, особенностей ритмического рисунка. – 0,5 ч. (1 урок)
5. Контрольный урок. – 0,5 ч. (1 урок)
4
II полугодие.
Календарные сроки
Темы и содержание уроков
Кол-во
часов
3 четверть
6. Анализ прослушанного музыкального произведения (в форме периода). Определение: характера, лада, тональности, размера, формы (сколько фраз, предложений), особенностей движения мелодии, особенностей ритмического рисунка. – 0,5 ч. (1 урок)
7. Транспонирование песен пятипальцевой позицией правой рукой (от белых клавиш). – 2 ч. (4 урока)
8. Транспонирование песен двумя руками в разные тональности от белых клавиш. – 2,5 ч. (5 уроков)
5
4 четверть
9. Транспонирование песен двумя руками в разные тональности от белых клавиш. – 0,5 ч. (1 урок)
10. Пение под собственный аккомпанемент детских песенок и попевок (обучающийся играет двумя руками). – 3 ч. (6 уроков)
11. Контрольный урок. – 0,5 ч. (1 урок)
4
Второй год обучения (3 класс).
I полугодие.
Календарные сроки
Темы и содержание уроков
Кол-во
часов
1 четверть
1. Чтение с листа детских песенок и попевок двумя руками. - 2 ч. (4 урока)
2. Подбор знакомых мелодий на слух (мелодию и басы). - 2 ч. (4 урока)
4
2 четверть
3. Игра в ансамбле с преподавателем (обучающийся играет двумя руками). – 3,5 ч. (7 уроков)
4. Контрольный урок. – 0,5 ч. (1 урок)
4
II полугодие.
Календарные сроки
Темы и содержание уроков
Кол-во
часов
3 четверть
5. Подбор аккомпанемента к выученной знакомой мелодии. – 3 ч. (6 уроков)
6. Транспонирование выученной пьесы двумя руками в две другие тональности. – 2 ч. (4 урока)
5
4 четверть
7. Транспонирование выученной пьесы двумя руками в две другие тональности. – 1 ч. (2 урока)
8. Пение под собственный аккомпанемент детских песенок (обучающийся играет двумя руками). – 2,5 ч. (5 уроков)
9. Контрольный урок. – 0,5 ч. (1 урок)
4
Третий год обучения (4 класс).
I полугодие.
Календарные сроки
Темы и содержание уроков
Кол-во
часов
1 четверть
1. Чтение с листа детских пьес двумя руками. – 2 ч. (4 урока)
2. Подбор знакомых мелодий на слух (мелодию и басы). - 2 ч. (4 урока)
4
2 четверть
3. Игра в ансамбле с преподавателем (обучающийся играет двумя руками). - 3 ч. (6 уроков)
4. Подбор аккомпанемента к выученной знакомой мелодии. Творческое задание: изменить ритмический рисунок аккомпанемента выученной знакомой мелодии. - 0,5 ч. (1 урок)
5. Контрольный урок. – 0,5 ч. (1 урок)
4
II полугодие.
Календарные сроки
Темы и содержание уроков
Кол-во
часов
3 четверть
6. Подбор аккомпанемента к выученной знакомой мелодии. Творческое задание: изменить ритмический рисунок аккомпанемента выученной знакомой мелодии. 1 ч. (2 урока)
7. Транспонирование выученной пьесы двумя руками в разные тональности. - 1,5 ч. (3 урока)
8. Пение под собственный аккомпанемент. – 2,5 ч. (5 урока)
5
4 четверть
9. Игра по буквенным обозначениям (отдельными руками, двумя руками). – 1,5 ч. (3 урока)
10. Аккомпанемент вокальному произведению (попевке, народной песне, детской песенке). – 2 ч. (4 урока)
11. Контрольный урок. – 0,5 ч. (1 урок)
4
Четвёртый год обучения (5 класс).
I полугодие.
Календарные сроки
Темы и содержание уроков
Кол-во
часов
1 четверть
1. Чтение с листа несложных пьес и обработок народных песен и танцев двумя руками. – 2 ч. (4 урока)
2. Игра знакомой пьесы или песенки в разных жанрах: марш, песня, полька, вальс. – 2 ч. (4 урока)
4
2 четверть
3. Досочинение музыкального произведения. – 1 ч. (2 урока)
4. Сочинение мелодии к тексту. – 1 ч. (3 урока)
5. Сочинение вариаций на тему русской народной песни или танца (усложнение мелодии терциями, секстами, аккордами, украшениями, игра мелодии более мелкими длительностями). – 1,5 ч. (2 урока)
6. Контрольный урок. – 0,5 ч. (1 урок)
4
II полугодие.
Календарные сроки
Темы и содержание уроков
Кол-во
часов
3 четверть
7. Сочинение вариаций на тему русской народной песни или танца (усложнение мелодии терциями, секстами, аккордами, украшениями, игра мелодии более мелкими длительностями). – 2 ч. (4 уроков)
8. Игра в ансамбле с преподавателем (обучающийся играет двумя руками). - 2,5 ч. (5 уроков)
9. Игра по буквенным обозначениям двумя руками. – 0,5 ч. (1 урок)
5
4 четверть
10. Игра по буквенным обозначениям двумя руками. – 1 ч. (2 урок)
11. Аккомпанемент вокальному произведению: народной песне, детской песне. – 2,5 ч. (5 уроков)
12. Контрольный урок. – 0,5 ч. (1 урок)
4
Годовые требования.
Первый год обучения (2 класс)
По окончании первого года обучения обучающийся должен знать и уметь:
Должен знать:
Виды деятельности: что такое
- чтение с листа (и правила чтения с листа),
- подбор на слух (и правила подбора на слух),
- игра в ансамбле (и правила игры в ансамбле),
- транспонирование (и правила транспонирования),
- пение под собственный аккомпанемент (и правила пения под собственный аккомпанемент).
Музыкально-теоретический материал: лад, тональность, размеры (2, 3, 4 четверти; 3 восьмых), динамика, пульс, ритм, ритмический рисунок (варианты ритмических рисунков), мелодия (особенности движения мелодии), форма музыкального произведения (мотивы, фразы, предложения, период; 1-я, 2-х частная формы); понятия: ансамбль, аккомпанемент, сольное пение.
Должен уметь:
- читать с листа детские песенки и попевки правой и левой руками отдельно;
- подбирать на слух (мелодию и басы) детских песенок и попевок;
- играть в ансамбле с преподавателем;
- анализировать прослушанные музыкальные произведения (в форме периода) определяя: характер, лад, тональность, размер, форму (сколько фраз, предложений), особенности движения мелодии, особенности ритмического рисунка;
- транспонировать песни пятипальцевой позицией правой рукой (от белых клавиш);
- транспонировать песни двумя руками в разные тональности от белых клавиш;
- петь под собственный аккомпанемент детские песенки и попевки (играя двумя руками).
Второй год обучения (3 класс)
По окончании второго года обучения обучающийся должен знать и уметь:
Должен знать:
Виды деятельности: что такое
- подбор аккомпанемента к выученной знакомой мелодии (и правила подбора аккомпанемента к мелодии).
Закреплять понятия:
- чтение с листа (и правила чтения с листа),
- подбор на слух (и правила подбора на слух),
- игра в ансамбле (и правила игры в ансамбле),
- транспонирование (и правила транспонирования),
- пение под собственный аккомпанемент (и правила пения под собственный аккомпанемент).
Музыкально-теоретический материал: лад, тональность, размеры (2, 3, 4 четверти; 3, 6 восьмых), динамика, пульс, ритм, ритмический рисунок (варианты ритмических рисунков), мелодия (особенности движения мелодии), форма музыкального произведения (мотивы, фразы, предложения, период; 1-я, 2-х, 3-х частная формы, рондо); понятия: ансамбль, аккомпанемент, сольное пение.
Должен уметь:
- читать с листа детские песенки и попевки двумя руками;
- подбирать на слух (мелодию и басы) знакомых мелодий;
- играть в ансамбле с преподавателем;
- подбирать аккомпанемент к выученной знакомой мелодии;
- транспонировать выученные пьесы двумя руками в две другие тональности;
- петь под собственный аккомпанемент детские песенки (играя двумя руками);
- анализировать музыкальные произведения (нотный текст, прослушанные произведения, самостоятельно исполненные).
Третий год обучения (4 класс)
По окончании третьего года обучения обучающийся должен знать и уметь:
Должен знать:
Виды деятельности: что такое
- игра по буквенным обозначениям (отдельными руками, двумя руками);
- аккомпанемент вокальному произведению (попевке, народной песне, детской песенке) (и правила аккомпанирования вокальному произведению);
- изменение ритмического рисунка аккомпанемента выученной знакомой мелодии (и варианты ритмических рисунков аккомпанемента).
Закреплять понятия:
- чтение с листа (и правила чтения с листа),
- подбор на слух (и правила подбора на слух),
- игра в ансамбле (и правила игры в ансамбле),
- транспонирование (и правила транспонирования),
- пение под собственный аккомпанемент (и правила пения под собственный аккомпанемент);
- подбор аккомпанемента к выученной знакомой мелодии (и правила подбора аккомпанемента к мелодии).
Музыкально-теоретический материал: лад, тональность, размеры (2, 3, 4, 5 четвертей; 3, 6 восьмых), динамика, пульс, ритм, ритмический рисунок (варианты ритмических рисунков), мелодия (особенности движения мелодии), форма музыкального произведения (мотивы, фразы, предложения, период; 1-я, 2-х, 3-х частная формы, рондо, сонатная); понятия: ансамбль, аккомпанемент, сольное пение; буквенные обозначения тональностей.
Должен уметь:
- читать с листа детские песенки и попевки двумя руками;
- подбирать на слух (мелодию и басы) знакомых мелодий;
- играть в ансамбле с преподавателем;
- подбирать аккомпанемент к выученной знакомой мелодии;
- изменять ритмический рисунок аккомпанемента выученной знакомой мелодии;
- транспонировать выученные пьесы двумя руками в разные тональности;
- петь под собственный аккомпанемент детские песенки (играя двумя руками);
- играть по буквенным обозначениям (отдельными руками, двумя руками);
- аккомпанировать вокальному произведению (попевке, народной песне, детской песенке);
- анализировать музыкальные произведения (нотный текст, прослушанные произведения, самостоятельно исполненные).
Четвёртый год обучения (5 класс)
По окончании пятого года обучения обучающийся должен знать и уметь:
Должен знать:
Виды деятельности: что такое
- игра знакомой пьесы или песенки в разных жанрах: марш, песня, полька, вальс (и стилистические особенности данных жанров);
- досочинение музыкального произведения (и правила сочинения мелодии);
- сочинение мелодии к тексту (и правила сочинения мелодии к тексту);
- сочинение вариаций на тему русской народной песни или танца (усложнение мелодии терциями, секстами, аккордами, украшениями, игра мелодии более мелкими длительностями) (и правила сочинения вариаций).
Закреплять понятия:
- чтение с листа (и правила чтения с листа),
- подбор на слух (и правила подбора на слух),
- игра в ансамбле (и правила игры в ансамбле),
- транспонирование (и правила транспонирования),
- пение под собственный аккомпанемент (и правила пения под собственный аккомпанемент);
- подбор аккомпанемента к выученной знакомой мелодии (и правила подбора аккомпанемента к мелодии);
- игра по буквенным обозначениям (отдельными руками, двумя руками);
- аккомпанемент вокальному произведению (попевке, народной песне, детской песенке) (и правила аккомпанирования вокальному произведению);
- изменение ритмического рисунка аккомпанемента выученной знакомой мелодии (и варианты ритмических рисунков аккомпанемента).
Музыкально-теоретический материал: лад, тональность, размеры (2, 3, 4, 5 четвертей; 3, 6 восьмых), динамика, пульс, ритм, ритмический рисунок (варианты ритмических рисунков), мелодия (особенности движения мелодии), форма музыкального произведения (мотивы, фразы, предложения, период; 1-я, 2-х, 3-х частная формы, рондо, сонатная, вариации); понятия: ансамбль, аккомпанемент, сольное пение; буквенные обозначения тональностей; жанры (песня, танец, марш) и их стилистические особенности; музыкальная форма - вариации, правила сочинения вариаций.
Должен уметь:
- читать с листа детские песенки и попевки двумя руками;
- подбирать на слух (мелодию и басы) знакомых мелодий;
- играть в ансамбле с преподавателем;
- подбирать аккомпанемент к выученной знакомой мелодии;
- изменять ритмический рисунок аккомпанемента выученной знакомой мелодии;
- транспонировать выученные пьесы двумя руками в разные тональности;
- петь под собственный аккомпанемент детские песенки (играя двумя руками);
- играть по буквенным обозначениям двумя руками;
- аккомпанировать вокальному произведению (народной песне, детской песне);
- играть знакомую пьесу или песенку в разных жанрах: марш, песня, полька, вальс;
- досочинить музыкальное произведение;
- сочинить мелодию к тексту;
- сочинить вариации на тему народной песни или танца (усложнить мелодию терциями, секстами, аккордами, украшениями, играть мелодию более мелкими длительностями).
- анализировать музыкальные произведения (нотный текст, прослушанные произведения, самостоятельно исполненные)
III. Требования к уровню подготовки обучающегося.
Обучающийся, прошедший полный курс обучения по данной программе имеет следующий уровень подготовки:
- умеет применять на практике знания, умения и навыки, полученные на других предметах учебного плана (музыкальный инструмент (аккордеон), сольфеджио, коллективное музицирование (хор/инструментальный ансамбль), дополнительный инструмент);
- владеет знаниями музыкально-теоретического материала;
- владеет навыками: чтения с листа, подбора на слух, транспонирования, аккомпанемента (пения под собственный аккомпанемент, аккомпанемент вокальному произведению), игры в ансамбле с преподавателем, пения, игры по буквенным обозначениям, сочинения, простейшей импровизации, выполнения творческих заданий (например, изменить ритмический рисунок аккомпанемента, изменить жанр произведения и т. д.); слушания и анализа музыкальных произведений (анализа нотного текста, анализа прослушанного, исполненного произведения);
- имеет развитые музыкально-исполнительские навыки;
- имеет развитые музыкальные, общие и творческие способности;
- имеет такие качества как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплина, увлечённость, инициатива;
- имеет стремление к практическому использованию знаний, умений и навыков, приобретённых на уроках музицирования, в быту, в досуговой деятельности;
- имеет потребность в музицировании, как способе самовыражения.
IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Программа предусматривает следующие виды контроля: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация, которые осуществляются в форме: текущих уроков, контрольных уроков. Контрольные уроки проводятся на протяжении всех лет обучения в конце каждого полугодия.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются: систематичность, доступность, учёт индивидуальных особенностей обучающихся.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения обучающихся к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные и психологические особенности обучающихся. Он необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учёт знаний, умений и навыков стимулирует учебный труд обучающихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материала, повышению общей продуктивности учебного труда.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет. Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания уроков обучающегося и предполагает использование 4х-бальной системы оценки результатов занятий, умений и навыков. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Текущая аттестация проводится за счёт времени аудиторных занятий на всём протяжении обучения.
Текущий контроль осуществляется в форме текущих уроков.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающихся, её корректировку и проводится с целью определения качества реализации образовательного процесса, подготовки по учебному предмету и уровня умений и навыков, сформированных у обучающихся на определенном этапе обучения. Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счёт аудиторного времени. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления обучающихся, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития каждого ребёнка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы обучающегося за данный период времени, определяет степень успешности развития обучающегося на данном этапе обучения.
В конце каждого полугодия проводится контрольный урок, на котором обучающиеся демонстрируют знания, умения и навыки, приобретённые в течение четверти. По итогам сдачи контрольного урока обучающемуся выставляется отметка.
Итоговая аттестация осуществляется в форме контрольного урока. Итоговая оценка учитывает успехи, продвижение обучающихся в течение всего периода обучения в школе.
Критерии оценки.
Отметки по 4х-бальной системе выставляются в журнал и дневник. В них учитываются: отношение ребенка к занятиям, его старание прилежность; качество выполнения заданий; проявление самостоятельности как на уроках, так и во время домашней работы; темпы продвижения ребенка.
«5» («отлично») – обучающийся выполняет задание уверенно, без ошибок и недочётов, проявляет творческую инициативу, желание выполнить задание до максимально возможной законченности, обучающийся активен и целеустремлён.
«4» («хорошо») – обучающийся выполняет задание уверенно, без ошибок, допускает незначительные недочёты, проявляет творческую инициативу, желание выполнить задание до максимально возможной законченности, обучающийся активен и целеустремлён.
«3» («удовлетворительно») – обучающийся выполняет задание неуверенно, с ошибками и недочётами, не проявляет творческой инициативы, желания выполнить задание до максимально возможной законченности, обучающийся не активен и не целеустремлён.
«2» («неудовлетворительно») – обучающийся выполняет задание неуверенно, с многочисленными ошибками и недочётами, не проявляет творческой инициативы, желания выполнить задание до максимально возможной законченности, обучающийся не активен и не целеустремлён.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
Методические рекомендации преподавателям.
Практический материал представленный в программе преподносится в виде игровых упражнений, творческих заданий.
Уроки по музицированию носят комплексный характер, то есть, обучающийся на уроке получает теоретические знания и практические умения и навыки. В теоретическую часть входит объяснение преподавателем определённых правил подбора по слуху, чтения с листа, игры в ансамбле, сочинения, гармонизации и построения мелодии, анализа музыкальных форм и т. д. Практическая часть состоит из практических заданий, направленных на формирование тех или иных умений и навыков. Синтез теории и практики является необходимым для формирования навыков осознанной, осмысленной и грамотной игры на инструменте, для формирования навыков анализа (нотного текста, собственного исполнения, прослушанных музыкальных произведений), для формирования навыка самостоятельного музицирования.
В основе музицирования на уроке должно быть заложено применение теоретических знаний: анализ музыкальной формы, фактуры, метроритма и т. д.. Обучающийся, выполняя любое задание на уроке, должен постоянно видеть и слышать связь теории с практикой.
При обучении музицированию очень важен индивидуальный подход к каждому ребёнку, т.е. учёт возрастных особенностей детей, музыкальных, интеллектуальных способностей, уровень подготовленности (уровень приобретённых знаний, умений и навыков).
Программа построена следующим образом: за год обучающийся должен освоить определённые виды деятельности, например, чтение с листа, игру в ансамбле, подбор по слуху, анализ музыкальных произведений, транспонирование, пение под собственный аккомпанемент и т.д. Каждый следующий год эти же виды деятельности усложняются и добавляются новые, например, подбор аккомпанемента к мелодии, игра по буквенным обозначениям, сочинение вариаций, аккомпанемент вокальному произведению и т.д. Повторение и усложнение определённых видов деятельности позволит обучающемуся закрепить имеющиеся знания и умения, а также сформировать навык.
Музыкальный материал для практических заданий преподаватель должен подбирать с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика: возраста, уровня умственного и физического развития, интересов и потребностей, уровня музыкальных способностей, а также имеющихся исполнительских навыков.
Используемый музыкальный материал должен быть доступным, разнообразным, интересным и высокохудожественным. Преподаватель должен тщательно подбирать и продумывать музыкальный материал для каждого обучающегося, так как именно от репертуара во многом зависит не только интерес ребёнка к урокам, но и его творческий и технический рост.
В музыке нет ничего несущественного. С первых уроков важно обращать внимание на все встречающиеся элементы выразительности, направлять внимание обучающегося на выполнение каждого штриха, каждого обозначения. Задания следует доводить до максимально возможной законченности.
Одной из важнейших задач стоящих перед преподавателем является привитие любви к самостоятельным занятиям музицированием. Активная самостоятельная работа под контролем преподавателя позволяет значительно интенсифицировать и активизировать учебный процесс. При этом появляется дополнительное урочное время для объяснения нового материала, способствующее быстрому продвижению обучающегося, формированию у него чувства ответственности и способности к саморазвитию.
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы.
Учебная литература.
1. Аккордеон в музыкальной школе: Нотное издание. Вып. 63 / Ред. В. Коростелев. М.: Композитор, 1994. – 40 с.
2. Алексеев И.Д., Корецкий Н.И. Учебный репертуар для 1 класса ДМШ. Издание двенадцатое. Киев: Музыкальная Украина, 1983. – 128 с.
3. Алексеев И.Д., Корецкий Н.И. Учебный репертуар для 2 класса ДМШ. Издание седьмое. Киев: Музыкальная Украина, 1980. – 158 с.
4. Алексеев И.Д., Корецкий Н.И. Учебный репертуар для 3 класса ДМШ. Издание четвёртое. Киев: Музыкальная Украина, 1980. – 158 с.
5. Ансамбли для баянов и аккордеонов / Сост. Гречухина Р. Н. СПб.: Композитор, 2004. – 34 с.
6. Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне: Методика XXI века. Аккомпанемент песен. Новые этюды и пьесы. Подбор по слуху. Изд. 2-е переработанное. М.: Издательство Владимира Катанского, 2002. – 208 с.
7. Денисов О. Баян: Учебный репертуар для 4 класса ДМШ. Издание восьмое, переработанное. Киев: Музыкальная Украина, 1980. – 168 с.
8. Денисов О. Баян: Учебный репертуар для 5 класса ДМШ. Издание седьмое, переработанное. Киев: Музыкальная Украина, 1982. – 168 с.
9. За праздничным столом: Переложение для аккордеона и баяна. Вып. 3 / Сост. В. Катанский. М.: Издательский дом В. Катанского, 2005. – 34 с.
10. Королькова И. Крохе-музыканту: Нотная азбука для самых маленьких. Часть 1. Изд. 3. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 г. – 56 с.
11. Королькова И. Крохе-музыканту: Нотная азбука для самых маленьких. Часть 2. Изд. 3. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 г. – 56 с.
12. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М.: Музыка, 1990. – 160 с.
13. Лушников В. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: Музыка, 1989. – 158 с.
14. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. Переработанное издание. М.: Всесоюэное издательство советский композитор, 1982. – 190 с.
15. Миг восторга: Популярные танго для баяна или аккордеона / Сост. В. Куликов. М. Музыка, 2004. – 32 с.
16. Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне. Издание переработанное и дополненное. М.: Советский композитор, 1976. – 112 с.
17. Мотов В.Н., Шахов Г. И.. Аккордеон 1-3 классы ДМШ: Пьесы. Этюды. Ансамбли. Народные песни. М.: Кифара, 2002. – 152 с.
18. Мотов В.Н., Шахов Г. И.. Аккордеон 3-5 классы ДМШ: Пьесы. Этюды. Ансамбли. Народные песни. М.: Кифара, 2003. – 160 с.
19 . Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 23 / Сост. С. Павин. М.: Советский композитор, 1986. – 31 с.
20. Наумов Г., Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М.: Музыка, 1977.-174 с.
21. Педагогический репертуар: Хрестоматия баяниста. 1 класс ДМШ / Сост. ООО «Торглобус» М.: Торглобус, 2001. – 96 с.
22. Хрестоматия баяниста 1-2 классы ДМШ. Вып. 1 / Сост. Акимова Ю., Грачёва В. М.: Музыка, 1973. – 96 с.
23. Хрестоматия аккордеониста 3-5 классы ДМШ. Вып. 1 / Сост. Акимова Ю., Талакина А. М.: Музыка, 1974. – 132 с.
24. Хрестоматия аккордеониста: Этюды. ДМШ 4-5 классы / Сост. А. Талакин. М.: Музыка, 1988. – 80 с.
25. Этюды для аккордеона. Вып. 23 / М. Двилянский М.: Советский композитор, 1990. – 47 с.
Методическая литература.
1. Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне: Методика XXI века. Аккомпанемент песен. Новые этюды и пьесы. Подбор по слуху. Изд. 2-е переработанное. М.: Издательство Владимира Катанского, 2002. – 208 с.
2. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М.: Музыка, 1990. – 160 с.
3. Лушников В. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: Музыка, 1989. – 158 с.
4. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. Переработанное издание. М.: Всесоюэное издательство советский композитор, 1982. – 190 с.
5. Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне. Издание переработанное и дополненное. М.: Советский композитор, 1976. – 112 с.
6. Мотов В.Н., Шахов Г. И.. Аккордеон 1-3 классы ДМШ: Пьесы. Этюды. Ансамбли. Народные песни. М.: Кифара, 2002. – 152 с.
7. Мотов В.Н., Шахов Г. И.. Аккордеон 3-5 классы ДМШ: Пьесы. Этюды. Ансамбли. Народные песни. М.: Кифара, 2003. – 160 с.
8. Наумов Г., Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М.: Музыка, 1977. - 174 с.
15