Урок русского языка на тему Неопределённая форма глагола (4 класс)

Технологическая карта урока русского языка.
4 класс Б, МАОУ гимназия № 2 г. Асино, учитель Непомнящих Ольга Васильевна.

Тема: Неопределённая форма глагола.
Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:
учить различать неопределённую форму среди других форм глагола;
учить отличать неопределённую форму глагола от омонимичных имён существительных;
учить называть и выделять суффиксы и часть корня в неопределённой форме глагола.


Планируемые результаты


Предметные:
различать неопределённую форму среди других форм глагола;
отличать неопределённую форму глагола от омонимичных имён существительных;
называть и выделять суффиксы и часть корня в неопределённой форме глагола.

Метапредметные:
понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
рационально организовывать самостоятельную учебную деятельность;
находить ошибки и упущения в логике рассуждения;
проводить самопроверку и самооценку;
учитывать разные мнения в сотрудничестве;
адекватно реагировать на замечания одноклассников.


Личностные:
адекватно оценивать результаты учебной деятельности;
выявлять причины успешности или неуспешности учебной деятельности.

Межпредметные связи: чтение (работа с лексическим значением слова, фразеологизмами)


Ресурсы урока: учебник «Русский язык, ч.2» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого; рабочая тетрадь, ч.2; рабочая программа; презентация.


Ход урока

Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Предлагает задание для коллективной работы – заменить фразеологический оборот глаголом:
- вешать нос; - задать головомойку;
- витать в облаках; - зарубить на носу;
- дать слово; - клевать носом;
- вешать лапшу на уши; - держать язык за зубами.

Записывают глаголы, комментируя свой выбор: грустить, отругать, мечтать, запомнить, обещать, дремать, обманывать, молчать.

Мотивация познавательной деятельности

Даёт проблемное задание: определить время глагола, лицо, число.



Высказывают разные точки зрения, приводят доказательства. Делают вывод: определить время, лицо и число глаголов невозможно, т.к. «не работает» ни один из известных способов определения указанных грамматических признаков глагола.

Нацеливает на определение темы урока, объяснение нового термина «неопределённая форма глагола», постановку учебной задачи.
Находят название темы в учебнике на с. 72, объясняют название «неопределённая форма глагола». Ставят учебную задачу – научиться узнавать глаголы в неопределённой форме среди других слов.

Организация познавательной деятельности

Нацеливает на выявление признаков неопределённой формы глагола: вопросы, общность в написании.

Фиксирует выявленные сходные признаки глаголов неопределённой формы на слайде презентации.

Предлагает детям заполнить глаголами пропуски во фразеологических оборотах:
куда глаза глядят; за собою мосты; как зеницу ока.

Предлагает выяснить, являются ли записанные глаголы глаголами неопределённой формы.


Нацеливает обучающихся на самостоятельное выяснение всех признаков глаголов неопределённой формы по определению учебника (с.72), обращает внимание на дополнительную информацию на с.73.

Фиксирует дополнительно выявленные признаки глаголов неопределённой формы на слайде презентации.

Задают вопросы ко всем записанным глаголам, выясняют, что все отвечают на вопросы: что делать? или что сделать? На письме отмечают одинаковый конец слов: -ть.



Совместными усилиями заполняют пропуски во фразеологических оборотах: идти, сжечь, беречь.


Высказывают свою точку зрения, указывая на сходство и различие этих глаголов с предыдущими: те же вопросы что делать? что сделать?, но на конце нет буквосочетания -ть.

Читают правило. Делают вывод о том, что данные глаголы идти, сжечь, беречь тоже стоят в неопределённой форме, поскольку обладают всеми признаками глаголов неопределённой формы. Уточняют, что -чь на конце некоторых глаголов является частью корня.



Подведение итогов

Предлагает уточнить учебную задачу, поставленную в начале урока, оценить, чему планировали учиться, чему научились. Просит назвать трудности, с которыми встретились в процессе работы.
Называют учебную задачу, оценивают степень её решения. Делают выводы.
Проговаривают ещё раз, какими признаками обладают глаголы неопределённой формы

Первичное закрепление

Предлагает выполнить задание к упр. 151 учебника, работая в парах.
Прочитайте. Объясните, какой частью речи являются выделенные слова.
Расстояние в двести километров, идти в библиотеку, вЕсти из газеты, вестИ под руку, лесть вредна, электрическая печь, печь пироги, помочь товарищу, боярская знать, знать русский язык.
Списать. Указать над каждым выделенным словом часть речи.

Организует проверку правильности выполненного задания.

Читают задание. В форме коммуникативного общения выясняют, какой частью речи являются выделенные слова.






Доказывают правильность своих суждений.

Диагностика достижения планируемых результатов: выбрать из списка слов глаголы неопределённой формы (работа на индивидуальных карточках).
Молчать, старость, стареть, гостить, чернеет, гость, дочь, чернеть, кости, нести, мелочь, постричь, цветёт, испечь, цвести, радость.
Отметить в составе глаголов суффиксы -ть, -ти, выделить корень в глаголах, оканчивающихся на -чь.

По окончании работы организуется взаимопроверка.


Дополнительный материал: рабочая тетрадь, с.44, упр.97.
Прочитайте. Вставьте пропущенные запятые.
Киты белухи умеют щебетать щёлкать клекотать стрекотать и свистеть по-птичьи. За это прозвали их «морскими канарейками».
Подчеркните глаголы в неопределённой форме, выделите суффикс. Над другими глаголами укажите время.


Рефлексия.

Организует диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, соотнести учебную задачу и свой вклад в коллективную работу.
Вспомните учебную задачу урока.
Какие трудности испытывали на уроке?
Нарисуйте кружок такого цвета, который бы соответствовал уровню усвоения вами материала урока: зелёный – понял всё, готов работать дальше; синий – не всё было понятно, хочу спросить о ; красный – не понял ничего, было очень трудно.

Участвуют в диалоге. Анализируют и осмысливают, проговаривают свои проблемы и достижения.



Цветным кружком отмечают уровень усвоения материала.


Домашнее задание.

Написать пять глаголов в неопределённой форме с суффиксом -ть, пять глаголов с суффиксом -ти, пять глаголов, оканчивающихся на -чь.



Самоанализ урока русского языка по теме «Неопределённая форма глагола».
4 класс Б, МАОУ гимназия № 2 г. Асино, учитель Непомнящих Ольга Васильевна.

Тема: Неопределённая форма глагола.
Тип урока: изучение нового материала.


Задачи урока:
учить различать неопределённую форму среди других форм глагола;
учить отличать неопределённую форму глагола от омонимичных имён существительных;
учить называть и выделять суффиксы и часть корня в неопределённой форме глагола.




Этап урока, цель.
Достижения.
Комментарий.

Актуализация необходимых знаний.
Работа по замене фразеологического оборота глаголом.
Цель: организовать повторение знаний о глаголе на основе занимательного материала.


Дети обогащают речь фразеологическими оборотами, одновременно повторяя свои знания о глаголе.


Мотивация познавательной деятельности.
Проблемное задание имеет цель: подвести детей к мысли о недостаточности имеющихся у них знаний о глаголе.


Нацеливание на определение темы урока, объяснение нового термина «неопределённая форма глагола» и постановку учебной задачи

Побуждается интерес детей к практическому применению своих знаний о грамматических признаках глагола. Подведение детей к мысли о недостаточности имеющихся у них знаний.

Стимуляция детей на самостоятельный поиск ответа на вопросы:
- почему они не смогли определить грамматические признаки глаголов?
- почему форма глагола носит такое название?



Организация познавательной деятельности.
Нацеливает на выявление признаков неопределённой формы глагола: вопросы, общность в написании.

Проблемное задание заставляет обратить внимание детей на другие признаки глагола неопределённой формы.



Фиксация выявленных сходных признаков глаголов неопределённой формы на слайде презентации (принцип наглядности).

Самостоятельное выяснение всех признаков глаголов неопределённой формы по определению учебника.

Фиксация дополнительно выявленных признаков глаголов неопределённой формы на слайде презентации (принцип наглядности).



Подведение итогов.

Систематизация знаний, полученных в результате применения проблемно-поискового метода.



Первичное закрепление.
Применение знаний в практической деятельности. Выделение глаголов неопределённой формы среди слов других частей речи, имеющих внешние сходные признаки: -ти, -ть, -чь на конце.


В форме коммуникативного общения выясняют, какой частью речи являются выделенные слова, используя для доказательства признаки глаголов неопределённой формы (принцип ведущей роли теоретических знаний).


Диагностика достижения планируемых результатов.
Выявление способности в самостоятельной деятельности использовать полученные знания и умения.


Выявление способности в самостоятельной деятельности применять знания и умения, полученные на предыдущих этапах работы.



Дополнительный материал.
Поиск глаголов неопределённой формы в предложении, роль этих глаголов в языке.


Включение новых знаний в систему знаний о глаголе.


Рефлексия.
Организация диалога, позволяющего ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, соотнести учебную задачу и свой вклад в коллективную работу.


Анализ и осмысление, проговаривание своих проблем и достижений. Самооценка.



Домашнее задание.
Продолжение работы по теме урока, включение новых знаний в систему знаний о глаголе.

Планируемое достижение: способность к самостоятельному поиску объектов, имеющих заданные признаки.




15