Конспект урока по русскому языку на тему: Прошедшее и настоящее время глагола 
Городской семинар учителей начальных классов.
                                                                                                       21.02.2001г.
                                                                                                               2В класс
                                                           Русский язык.
Тема: Прошедшее и настоящее время глагола.
Цель: 1) Формирование умения определять время глагола по вопросам.
           2) Закрепить умения определять части речи в предложении.
           3) Познакомить с новым словарным словом.
Внимание!
           Долгожданный дан звонок,
           Начинается урок.
Запись числа, классная работа.
Чтобы пальчики размять,
  И красиво всем писать
  Проведем минутку чистописания. 
Чистописание буквы  «Рр»
«Звуковая минутка»
           - Какой звук обозначает буква «Р»?
      3. Комментированное письмо.
               Работа в руках горит.
           - Когда так говорят?
           - Подберите синонимы с слову «работа»
           - Назовите глагол.
Определите его грамматические признаки.
Докажите, что это глагол настоящего времени.
         Цель: Сегодня на уроке будем определять время глаголов.
                   Вспомним и другие части речи.
А сейчас познакомимся с новым словарным словом, но для этого надо разгадать кроссворд. Отгадайте загадки.
Рыжий молокозавод день жует и ночь жует.
Ведь траву не так легко переделать в молоко.
Здесь Кремль есть, есть цирк… и даже целых два.
Большой красивый город, столица Родины…
Клейкие почки, зеленые листочки,
С белой корой стоит под горой.
 4) То я в клетку , то в линейку, написать по ним сумей-ка.
             Можешь и нарисовать…Что такое я?
 5) Есть ребята у меня два серебряных коня
Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня ?                                             ,
6) В этой  узенькой коробке ты найдешь карандаши,
    Ручки, перья, скрепки, кнопки, что угодно для души.       .7) Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается.
    На цепи сидит – дом сторожит.
                                          1 КОРОВА
                           2 МОСКВА
                                                3 БЕРЕЗА
                                                4 ТЕТРАДЬ
                                       5 КОНЬКИ
                                                       6 ПЕНАЛ
                                            7 СОБАКА
Один ученик пишет на доске, другие в тетрадях через запятую.
- Что получилось?
- Что такое картина?
Работа   с толковым словарем(стр.23)
- Что относится к произведению живописи?
(На доске картины: пейзаж, портрет, натюрморт).
Пейзаж- рисунок, картина, изображающая виды природы.
Портрет- изображение человека на картине, рисунке.
Натюрморт- картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари.
                    Картина
- Сколько слогов?   Какой 1,2,3?
-Произнесем с ударением.
-Какой слог ударный?
-В каком слоге безударный гласный?
- Какая безударная гласная стоит?
Произнесите орфографически.
-Можно ли проверить слово?
Слово образовано от итальянского слова «карта» -«бумага».Первоначальное значение слова «картина» - тонкая, красивая, изукрашенная бумага.
Запишем в словари.
 Картина- карта = «изукрашенная бумага»
-Подберите однокоренные слова к слову.
-Придумайте словосочетание.
-Придумайте предложение.
5. На доске предложение.
На ст…кле м…роз нарисовал ч…десные к…ртины.
- Подберите синонимы к слову «чудесные».
(прекрасные, красивые, изумительные, восхитительные).
Запись предложения под диктовку. Найдите грамматическую основу предложения.
-Назовите глагол и определите его грамматические признаки.
                              Физминутка.
                    6.Работа по учебнику: стр.159, упр.№423.
                 Прочитаем текст. 
               - Какие словарные слова встретились?
                - Объясните их написание.
               - Найдите глаголы. Запишите их в строчку и определите время.
                  Проверка.
                7. На доске таблица с глаголами.
                            г…ворят                                    т…мнет
                             сп…ла                                      ст…яли                             ст…рает                                    с…жали
                             хр…нит                                     п…ет                             ск…льзил                                   ч…тает
                             б…лела                                        св…тил                  -Запишите глаголы в два столбика
                           Настоящее время                            Прошедшее время.
                    8. Перфокарты. На карточке записано предложение. Определите части речи.
                       Дополнение. Выпишите глагол и определите его грамматические признаки.
                    9. Итог урока.
                     - Что нового узнали на уроке?
                     -Как проверить слово «картина»?
                     _ Что вспомнили на уроке?
                      10. Д/з. Стр.160, упр № 424.