Внеклассное мероприятие по истрии родного края Касимов — город двух культур
Литературно – музыкальная композиция
«Касимов - город двух культур»
Цель мероприятия:
Воспитание патриотизма и гражданского самосознания у учащихся, любви и бережного отношения к малой родине.
Задачи мероприятия:
приобщение учащихся к историческим, культурным и духовным ценностям;
расширение знаний об истории Касимова
развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся;
Оборудование:
Компьютер, проектор,
Оформление зала.
Фонограммы
Аудитория: учащиеся 1-11 класс, родители, учителя
Ход мероприятия
Как вечный Рим на семи холмах стоит древний Касимов на семи оврагах. Вот уже почти восемь с половиной веков любуется город своим отражением в водах Оки, а всякий сюда приезжающий – красотой и неповторимым обликом мещерской столицы.
Он город Мещерским назывался
И окским Новым градом Низовым.
Он с вражьей силой доблестно сражался
И в созиданье был неутомим.
Здесь столько славных, добрых дел рождалось!
Здесь жили честь по чести млад и стар.
Здесь никогда никем не разрушалось,
А крепло братство русских и татар.
Мой город… Он в любое время года
Всех радует своею красотой.
Здесь благодатна и щедра природа
И благозвучна песня над рекой!
Коль спросят: « Что есть для тебя Касимов? –
Я каждому отвечу, не тая:
« Часть Родины – моей России
И – родина навек моя».
Исполняется « Песня о Касимове»
2. Православные храмы
(звучит колокольный звон)
В истории России, Мещерского края и Касимова главное место занимало и занимает православие, Первый каменный храм выстроен в Касимове в 1700 г. В бывшей Пушкарской слободе, одной из старинных частей города на крутом берегу реки живописно расположилась высокая пятиглавая церковь Богоявления, имеющая придел святого Георгия, из-за чего её в народе часто называют Егорьевской. В 13 веке на её месте был Богоявленский городской монастырь, где по преданию скончался великий князь Александр Невский, возвращаясь из Орды.
Свидетелем строительства церкви Богоявления был Пётр 1, побывавший в Касимове в 1695 году. Храм завершили в 1700 г, но по внешнему облику он принадлежит ещё к допетровской эпохе. По своим основным пропорциям он близок к классическим образцам русских, посадских храмов конца XVII в , в его отделке легко обнаружить черты московского барокко конца XVII в. Оформление карнизов напоминает некоторые храмы Рязани того же времени. Со своей высокой колокольней церковь поднимается на крутом обрыве над самой Окой и далеко господствует над окрестностью.
Никольская церковь возвышается стройной, изящной колокольней за Никольским оврагом. Построена она в 1705 г и стоит на месте мужского Никольского монастыря. О его основании сведений нет, но считают, что после 14 века монахи всё же жили в Никольском монастыре чуть выше по Оке.
Никольская церковь была построена три века тому назад. За это время она только один раз прерывала свою службу. Это были военные годы. Но и в те годы церковь жила. Прихожане сберегли от порчи богатую настенную живопись, иконы, продолжая все три года отапливать помещение, сохраняя нужную температуру.
Державно возвышается над окружающими строениями в центре Советской площади Вознесенский собор. Собор известен с начало 17 в. Тогда он был деревянный и назывался Соборной церковью. В 1748 г на месте церкви был построен новый каменный собор. Шли годы. Население города возрастало. Собор стал тесен, и было решено возвести новый, соответствующий большому уездному городу.
По проекту Н.И. Воронихина в 1854 г собор был перестроен и по своей обширности и богатству внутренней отделки принадлежал к числу красивейших церквей Рязанской губернии. На колокольню, впоследствии полностью разрушенную, самую высокую из городских церквей, был поднят колокол весом 760 пудов, звон которого слышался на полтора десятка вёрст. На соборе были установлены куранты, отбивающие время каждые четверть часа.
3. Татарская архитектура.
Минарет, мечеть,
Церквушек купола –
Две неповторимые культуры.
Тут сама история жива,
Кисть бери и всё пиши с натуры.
Старые ступени минарета
Помнят, хоть и камень стёртый стал:
Муэдзин в час раннего рассвета
Правоверных на молитву звал.
200 лет на территории нашего района существовало Касимовское ханство. Оно образовалось в середине 15 в. С того времени на холме, прозванном Татарской горой, появились сооружения из массивных известняковых плит: ханский дворец, мечеть с минаретом. Необычная жизнь шла в Касимове: на городском торгу вперемешку слышалась разноязыкая речь, в толпе мелькали русские кафтаны и татарские рубахи. Спозаранку одна часть горожан под колокольный благовест спешила в церковь; другая, вслушиваясь в голос муллы, взывающий с минарета, шествовала в мечеть.
Если здание мечети впоследствии перестраивалось, то минарет почти полностью сохранился до наших дней. Это довольно высокая круглая башня, сложенная из больших, грубо обтёсанных камней, Башня имеет открытый балкон, на который вздымается спиральная каменная лестница из 60 ступеней. На балконе – площадка, с неё далеко виден город и его окрестности. В старину эта площадка являлась местом, откуда мулла созывал своих соплеменников на молитву. Вместе с тем площадка служила смотровой военной вышкой.
Близ мечети находится текие (мавзолей) хана Шах – Али, построенный по его велению в 1555 г. Текие, так же, как и минарет мечети сложен из крупных тёсаных белых камней и представляет собой параллелепипед, строгий по внешнему виду. В текие был погребён сам Шах – Али и приближённые к нему лица, о чём свидетельствуют каменные надгробия с арабскими надписями.
В настоящее время в городе есть действующая мечеть. Большая роль в ее открытии принадлежит истинному патриоту нашего города, краеведу Ахмеду Муртазиновичу Ишимбаеву.
Уже стало доброй традицией отмечать на касимовской земле национальный татарский праздник «Сабантуй», посвященный окончанию полевых работ. Так как в городе тесно соприкасаются две культуры: русская и татарская, в праздничных гуляниях участвуют все. Звучат русские и татарские песни, проводятся веселые конкурсы и состязания, основанные на русском и татарском фольклоре. Праздник традиционно совмещен с русским праздником "Березка"В традиционных состязаниях может поучаствовать любой, будь он татарской, русской или какой-то другой крови. Играют по обычаю командами — друг против друга воюют основные соперники — жители Подлипок и Ахматово. Обнаруживаются скрытые таланты среди тех, кто впервые встал на ходули, принял удар мешком, сидя на бревне или добежал до финиша с коромыслом, ни капли не расплескав. Самый сильный, ловкий, умелый по итогам всех состязаний провозглашается победителем, то есть батыром — смельчаком и любимцем народа. В подарок батыр получает символ Сабантуя — барана, и, что примечательно, живого. Фоном всему этому действию является музыкальное сопровождение с песнями — как татарскими, так и не совсем. Их исполнят местные артисты — как народные, так и самодеятельные, но каждый порадует самобытностью и ярким костюмом. Живой и добрый праздник касимовских татар непременно погружает в атмосферу веселья и уважения к одному из почти двух сотен народов России.
Заключение
Пойдите не спеша по Касимову. Что ни улица, то сама история, что ни дом, то судьба человеческая, достойная отдельной повести или романа. Хоть и пооб ветшали за последние десятилетия купеческие особняки, но всё же по-прежнему гордо взирают фасадами на прохожих.
Почти все видные дома принадлежали в Касимове купцам. Вот, похожий на средневековый замок, огромный дворец миллионера Кастрова. А этот, с белыми колоннами, построен владельцем чугунолитейных заводов Баташовым для своего
крепостного Баркова, который, якобы, вылечил его от дурной болезни. Со временем Барков и сам стал одним из богатейших людей Касимова.
Примечателен и дом именитого купца Наставина, городского головы, который приложил немало усилий по благоустройству города.
Самый большой и роскошный дом в городе, с видом на реку Оку - Дом Алянчиковых, богатейших купцов Касимова,
Страницы многовекового пути Касимова – словно богатый разноцветный ковер, в рисунок которого вплетались отголоски исторической жизни самых разных народов.
Молились разным богам, но жили мирно, исподволь перенимая друг у друга кулинарные рецепты, секреты ремесленного мастерства, особенности национальных узоров.
Недаром местный поэт Евгений Маркин писал о Касимове:Он – веха в летописи! ИбоПрославил Русь не тем, что стар:Он первый памятник не игу,А братству русских и татар!
Исполняется песня «Широки Мещерские просторы»