Результаты диагностического обследования в период адаптации учащихся 5 класса

Результаты диагностического обследования в период адаптации учащихся 5 класса
Диагностическое обследование включало в себя 6 методик, направленных на изучение уровня адаптации пятиклассников.
С учениками было проведено анкетирование для оценки уровня школьной мотивации (анкета Н. Лускановой). Большинство (33%) имеют второй уровень мотивации (хорошая школьная мотивация). Они успешно справляются с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой (Таблица 1).
Таблица 1
Уровень школьной мотивации
Уровень
% учеников

1 уровень
11%

2 уровень
33%

3 уровень
6%

4 уровень
22%

5 уровень
17%


Первый (высокий) уровень школьной мотивации имеют 11% пятиклассников. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал.
Пятый же уровень (школьная дезадаптация) характерен для 17% учащихся. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
По результатам социометрического опроса, включающего в себя 3 вопроса, можно сделать вывод, что статус «звезды» в классе имеют 6 учеников, статус «предпочитаемых» - 2, статус «принятых» - 6. Остальные ребята (4 человека) являются «не принятыми» в коллективе (Таблица 2).
Таблица 2
Статус учеников в классе
Статус
Количество учеников

«Звезда»
6

«Предпочитаемый»
2

«Принятый»
6

«Не принятый»
4


Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса позволяет получить изучить общую тревожность в школе, переживание, социального стресса, фрустрацию потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкую физиологическую сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями. Что касается общей тревожности в школе, то высокий и низкий уровень тревожности имеют примерно одинаковый процент учеников (33% и 39% соответственно) (Таблица 3).
Таблица 3
Уровень школьной тревожности
Факторы
Высокий уровень
Повышенный уровень
Низкий уровень

1.Общая тревожность в школе
33%
17%
39%

2. Переживание социального стресса
6%
22%
61%

3. Фрустрация потребности в достижении успеха
0%
50%
39%

4.Страх самовыражения
33%
44%
11%

5.Страх ситуации проверки знаний
50%
17%
22%

°6.Страх не соответствовать ожиданиям
39%
28%
22%

7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
22%
11%
56%

8.Проблемы и страхи в отношениях с учителями
5%
39%
44%


Социальный стресс переживает только 1 ребенок, 61% учащихся продемонстрировали устойчивое эмоциональное состояние, на фоне которого развиваются социальные контакты детей. Фрустрация потребности в достижении успеха – низкая, либо несколько повышена. Учеников, имеющих неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, выявлено не было. Страх самовыражения испытывают 33% пятиклассников (у них имеются негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с демонстрацией своих возможностей), страх несоответствовать ожиданиям окружающих – 39%, а страх ситуации проверки знаний – 50% учеников класса. При этом физиологическая сопротивляемость стрессу у большинства учеников высокая (56%). Что касается проблем и страхов в отношении с учителями, то высокий уровень страхов у 1 ребенка, остальные показали низкий, либо несколько повышенный уровень.
Изучение интересов детей позволила методика «Цветные лепестки». У большинства учеников любимыми предметами являются следующие – физкультура, ИЗО, математика, природоведение и технология. Среди нелюбимых – история и английский язык.
По результатам изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние можно сделать вывод, что большинство (44%) учеников имеют высокий уровень мотивации учения, низкий уровень не характерен ни для 1 ребенка (Таблица 4).
Таблица 4
Уровень мотивации учения
Уровень
Процент учеников

Первый уровень
11%

Второй уровень
44%

Третий уровень
11%

Четвертый уровень
5%

Пятый уровень
0%


При этом преобладающими мотивами являются позиционный и собственно учебный мотив (Таблица 5).
Таблица 5
Преобладающие мотивы
Мотив
Процент учеников

Учебный мотив
21%

Социальный мотив
10%

Позиционный мотив
56%

Оценочный мотив
8%

Игровой мотив
1%

Внешний мотив
5%


Заключительная методика была направлена на определение состояния психологического климата в классе. Большинство учеников (78%) высоко оценивают психологический климат в классе (им нравятся люди, с которыми они учатся), и только 1 ученик оценивает психологический климат в классе как очень плохой (Таблица 6).
Таблица 6
Состояние психологического климата в классе
Психологический климат
Процент учеников

Высоко оценен
78%

Безразличен
11%

Плохо оценен
5%

Итак, полученные данные позволяют сделать следующий вывод об уровне адаптации учеников – у большинства пятиклассников высокий уровень школьной мотивации, небольшой процент «не принятых» в коллективе. Уровень тревожности у школьников средний, однако некоторым характерны страхи (страх самовыражения, страх несоответствовать ожиданиям, страх ситуации проверки знаний). Физиологическая сопротивляемость стрессу у большинства ребят высокая, интересы разнообразны. Преобладающие мотивы деятельности – позиционный и учебный. Психологический климат в классе учащиеся оценивают высоко.


15