Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой. Прыжок. (3класс)


Тема. Л.Н. Толстой "Прыжок"
Цели:
1.Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого.
2.Раскрыть психологический характер конфликта в рассказе.
3.Совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать.
4.Формировать беглое, осознанное, выразительное чтение.
5.Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, обогащать словарный запас и способствовать развитию речи.
6.Воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за свои поступки.
Планируемые результаты:
Предметные: продолжат учиться читать вслух осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; прогнозируют содержание произведения; перечисляют произведения Л. Н. Толстого; понимают основной смысл прочитанного; находят необходимую информацию в произведении.
Межпредметные.
Познавательные: анализируют литературный текст с опорой на вопросы учителя, выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности, характеризуют поведение действующих лиц произведения;
регулятивные: формулируют тему урока и учебные задачи, исходя из анализа предлагаемых заданий, читают в соответствии с поставленной задачей, осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, оценивают свою работу на уроке;
коммуникативные: осмысливают правила работы в группе (распределяют обязанности, договариваются о совместных действиях).
Личностные: оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя, проявляют интерес к произведениям Л. Н. Толстого.
Оборудование:
Учебник « Литературное чтение», автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий
Портрет писателя, его книги.
Компьютер, проектор (презентация к уроку)
Толковый словарь С. И. Ожегова.
Ход урока.
I Организационный момент.
1.Эмоциональный настрой.
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.
Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.
2.Мотивация к обучению.
- Как вы понимаете смысл этого выражения?
(Слайд 3)
Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет.
Человек, который никогда не читает, переживает только одну.
- Когда человек читает, он все события и приключения переживает вместе с героями произведения. Читатель может путешествовать вместе с героями. Может представить себя на месте героя произведения, вместе с ним радоваться и огорчаться, и таким образом проживать его жизнь.
ІІ. Проверка домашнего задания.
– Свидетелями какой истории стали мы на предыдущем уроке?
- Мы познакомились с рассказом Л. Н. Толстого «Акула».
2.Вернисаж иллюстраций к рассказу Л. Н. Толстого «Акула». Учащиеся сопровождают свои рисунки пересказом эпизодов рассказа, к которым выполнены работы.
3.Пересказ учащимися произведения Л. Н. Толстого «Акула».
. IІІ Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.
- Известен ли вам человек, изображённый на портрете?(Слайд 4)
- На портрете изображён Лев Николаевич Толстой.
- Вспомните, что вы знаете о Льве Николаевиче Толстом?
- Лев Толстой – известный русский писатель. Жил в имении «Ясная поляна». Писал и для взрослых и для детей. У себя в имении открыл школу для сельских детей и сам их обучал. Написал для детей много поучительных рассказов и басен, составил «Азбуку».Толстой путешествовал по морю и на основании своих наблюдений написал несколько рассказов.
- Какие произведения Л.Н. Толстого вы читали?
Л. Н. Толстой написал такие рассказы как «Филиппок», «Два товарища», «Галка и кувшин», «Белка и волк», «Акула», «Котёнок», «Косточка», «Лев и собачка».
- К каким произведениям вы видите иллюстрации? (Слайды 5, 6)
- «Акула», «Котёнок», «Косточка», «Лев и собачка»
- Вы догадались, кто автор произведения, с которым мы сегодня познакомимся?
- Сегодня мы познакомимся с произведением Л.Н. Толстого .- Из букв составьте слово. Это и будет название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. (Слайд 7)
- Прыжок.
- Объясните значение слова прыжок. Какими бывают прыжки?
- Прыжок – быстрое отталкивание от опоры и перемещение в другое место. Бывают прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с вышки в воду, прыжки с парашютом.
IV. Физкультминутка.

V.Подготовительная работа к восприятию теста
1.Речевая разминка.Работа над скороговоркой.(Слайд 8)
( Чтение в разном темпе.)
Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
карамель на мели ели.
2.Работа над загадкой.
В нём солёная вода.
По воде плывут суда,
Волны, ветер на просторе,
Чайки кружатся над ….( морем )
3.Составление пословиц, слов. (Слайды 9, 10)
Слова: парусник, палуба, капитан, матросы, мальчик, мачта, шляпа.
Пословица. Море любит смелых да умелых.
4.Предугадывание содержания произведения.
- Какой темой можно связать скороговорку, загадку, пословицы и образованные слова?Это подсказка. Где же будут происходить события в новом произведении?
- Эти слова и пословицы связаны по смыслу с морем и кораблями. Значит события снова будут происходить на море. (Слайд 11)
– Прочитайте название рассказа. Рассмотрите иллюстрации к нему. По названию и иллюстрациям определите, о чём пойдёт речь в рассказе? ( Слайд 12)
Ученики высказывают свои предположения.
( Наверное мальчик плыл на корабле. Его шляпа попала на перекладину. Возможно её унёс ветер. Мальчик пытался её достать и ему пришлось прыгать.)
VI. Изучение нового материала.
1.Словарная работа . (Слайд 13)
- В новом произведении вам встретятся трудные или малознакомые для чтения слова. Прочитайте их. Где можно найти объяснение значения непонятных слов?
- Объяснение значения слов можно найти в толковом словаре.
- Какие из этих слов можете объяснить самостоятельно?
- Слово быль обозначает те события, которые были на самом деле.
- Найдите в словаре значение слов мачта, аршин, каюта, задор.
( Работа со словарями)
(Мачта - высокий столб для парусов на судне.Аршин - старинная мера длины, равная71см.Каюта - отдельное жилое помещение на корабле. Задор - горячность, азарт.)
- Посмотрите на корабль. Это корабль – парусник.Палуба на этом корабле была из твёрдых, как камень пород дерева. Мачты - высокие столбы на судне возвышались над палубой на 15 – 25 метров, т.е. были высотой с 5-этажный дом. На мачтах - перекладины, на которых крепятся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов и верёвочных лестниц
2.Чтение рассказа учителем, комбинированное с чтением сильными учениками.
3.Проверка первичного чтения.
- Вам понравился рассказ?
- Кто герои произведения?
- Мальчик, капитан, обезьяна.
- Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?
- Когда мальчик бросил мачту и ступил на перекладину. Когда он опомнился , увидел как он высоко и зашатался. Когда капитан закричал, что бы мальчик прыгал, что он будет стрелять.
- Какие чувства вы испытывали , когда слушали рассказ?
Ученики делятся своими впечатлениями.
4.Создание проблемной ситуации.
- Из-за чего мальчик совершил прыжок?
Ученики высказывают свои предположения.
- Из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца , из-за того что испугался, и т. п.
5.Чтение произведения учениками.
6.Работа над содержанием произведения.
-- Главный герой рассказа - мальчик. Как мальчик оказался на корабле?
-Мальчик – сын капитана корабля. Капитан взял сына с собой в плаванье.
– А откуда на корабле была обезьяна?
- Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли.
– Как понять выражение “ещё больше расходилась”?
- Значит ещё больше корчилась, прыгала.
– Почему мальчик залез на мачту корабля?
- Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.
- Как вначале реагировали люди на палубе на погоню мальчика за обезьяной?
- Сначала люди смеялись, потом испугались.
- Что заставило мальчика опомниться?
- На палубе кто то громко охнул. Мальчик глянул вниз и испугался.
- Что сделал капитан, когда увидел и оценил ситуацию?
- Капитан не растерялся, быстро оценил ситуацию и крикнул: «В воду! прыгай сейчас в воду! Прыгай или застрелю!.. Раз, два…»
- Как спасли мальчика?
- Матросы прыгнули в море и подняли мальчика на корабль.
7. Анализ произведения. Работа в группах.
- Проследим за поведением людей на протяжении всего рассказа. Охарактеризуем их поведение.
( Ребята делятся на три группы. Первая группа получает задание найти предложения, в которых говорится о поведении людей на палубе. Вторая группа –о поведении мальчика, третья –капитана. Ученики зачитывают предложения, соответствующие заданию и анализируют поведение действующих лиц.
1-я группа
- Сначала люди забавлялись, наблюдая за проделками обезьяны и реакцией мальчика на выходку животного. Никто не ожидал, что может произойти. Затем встревожились и испугались. Когда мальчик прыгнул в воду, матросыне раздумывая бросились его спасать. Взрослые не должны были смеяться над мальчиком, должны были остановить мальчика.
2-я группа:
- Мальчик сначала растерялся. Ему было обидно, что над ним смеются, Мальчик не думал об опасности, которая ему угрожает. Он раззадорился. Оказавшись на краю перекладины, услышав испуганный возглас с палубы, мальчик тоже испугался и не понимал, что ему делать.
Мальчик – вспыльчивый,безрассудный, отважный, гордый, стремился отстоять своё достоинство.Поведение мальчика напрямую связано с поведением людей на палубе.: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, ведь он сын капитана, а над ним все смеялись.
- Что заставило мальчика прыгнуть?
- Крик отца, следует учесть, что приказ капитана на корабле выполняется беспрекословно и немедленно)
3-я группа:
- Отец не растерялся, быстро оценил ситуацию и принял правильное решение. Когда понял, что сын спасён, расплакался. Чтобы никто этого не видел, убежал в каюту.
Капитан – сильный человек, решительный, любящий своего сына.
- Как вы думаете, почему капитан заплакал?
- Он очень испугался за сына.
8. Работа с пословицами.
- Каждая группа выбирает из 3 пословиц те, которые подходят к поведению матросов, мальчика, капитана.(Слайд 14)
1. Все, что делается на корабле, делается быстро ( Матросы)
2. Капитан должен думать быстрее скорости своего корабля. ( Капитан)
3. Всякому своя честь дорога.(Мальчик)
VIII.Обобщение.
1.Тестовое задания: . (Текст заданий распечатан для каждого ученика.)
а)Какие слова подходят для характеристики героя рассказа? Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор .Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор, стремление отстоять своёдостоинство, упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана
б) Что заставило мальчика совершить прыжок? Правильный вариант подчеркнуть.
- Мальчику было жалко потерянной шляпы;
- Он хотел посоревноваться в силе и ловкости с обезьяной.
- Ему стало обидно из-за смеха матросов. Стремление отстоять свое достоинство
(Проверка результатов
2.Проверка выполнения тестовых заданий.
3. Работа над заглавием рассказа.
- Какой же смысл вкладывает автор в слово «прыжок»? Какую роль сыграл прыжок?
-Что случилось бы, если мальчик не прыгнул бы в воду?
- Мальчик мог разбиться об палубу.
- Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?
- Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок – это поступок, который совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Мальчик спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца.
- Прыжок, как мгновенное падение в бездну страха и решимости, совершает и отец мальчика, и может быть, его «прыжок», ещё более страшный, поскольку он, отец, и несёт ответственность за сына.
IX. Рефлексия.
- Какое ваше отношение к герою?
Ученики самостоятельно размышляют, дают личностную оценку характера мальчика.
-Можно ли было избежать этой ситуации?
- Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может получиться из этой, казалось бы, смешной ситуации.
- Почему автор написал этот рассказ? Какова идея этого произведения? Чему он нас учит?
Л.Н. Толстой на примере этого рассказа учит нас не делать необдуманных поступков, учиться управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций.
X. Подведение итогов.
- Над каким произведением мы сегодня работали и кто его автор?
ученики.
- Мы сегодня познакомились с рассказом Л. Н. Толстого "Прыжок"..- Над чем заставило нас задуматься это произведение?
- Из любого положения, даже самого трудного есть выход, нужно только собраться, найти правильное решение.
- Чтобы взял из рассказа каждый для себя? (Или: какие бы выводы вы сделали для себя?)
- Как вы думаете, мы выполнили задачи, которые поставили перед собой?
(Ученики оценивают свою работу.)
XI. Домашнее задание. (Слайд 15)
Творческий задание.
Перечитать рассказ и пересказать его от имени капитана, мальчика или кого-нибудь из матросов (по выбору). Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей.