Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Прыжок


Тема: Л. Толстой «Прыжок».
Цель: ознакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок»; обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать тему и главную мысль рассказа; прививать любовь к чтению.
Тип урока: получение новых знаний.
Планируемые результаты
Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать фактическое содержание текста; выделять события, видеть их последовательность в произведении.
Коммуникативные УУД: формировать умение принимать участие в обсуждении прочитанного содержания; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; проявлять интерес к общению на уроке; уважать мнение собеседников.
Личностные УУД: положительное отношение к уроку литературного чтения; формировать основы для эмоционального переживания художественного текста; способность выражать свои эмоции в выразительном чтении; самостоятельно делать выводы.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Оборудование: портрет Л.Толстого, его книги; аудиозапись произведения; карточки (текст речевой разминки, задания), проектор, интерактивная доска, презентация, ПК.Педагогические технологии:
Групповые технологии
Игровые технологии
Информационно-коммуникативная технология
Технология проблемного обучения
Здоровьесберегающие технологии
Ход урока
I. Организационный момент
Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока.
II. Проверка домашнего задания
— Дома вы готовили пересказ по одному из планов. Чем они
отличаются? (Пересказ текста по одному из планов на с. 156.)
III. Речевая разминка
Фотограф
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».
«Уколю, — грозится еж, —
Если снимок не пришлешь».
В. Берестов
(Выразительное чтение стихотворения в движении. Чтение по ролям.)— Ребята, а что бы сказала обезьянка? (Предположения детей.)
IV. Введение в тему
1. Рассказ учителя о кораблях
(Рассказ сопровождается показом слайдов.)
Первые корабли — небольшие деревянные суда различной формы, приводимые в движение с помощью весел, появились задолго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и Древнем Риме. В V в. до н. э. появились корабли с несколькими рядами весел. Корабли с двумя рядами весел назывались биремами, с тремя — триремами. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В VII в. в Венеции был создан более быстроходный корабль — галера. Она имела длину 40-50 м, ширину 6 м, один ряд весел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме весел, были две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся вплоть до XVII—XVIII вв.
— Рассмотрите парусник на иллюстрации к рассказу «Акула». Такой корабль раньше служил основным средством для дальнихморских плаваний. Палубу такого корабля делали из твердых как камень пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15—25 м, т. е. имели высоту 5-8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок.
2. Чтение рассказа «Прыжок»
(Учитель читает до слов «Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику...».)
— Как вы думаете, откуда на корабле была обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах ее взяли.)
— Как понять выражение «еще больше расходилась»? (Значит, еще больше корчилась, прыгала и т. д.)
— Как называется этот рассказ? (Рассказ называется «Прыжок».)
— Как вы думаете, что было дальше? (Предположения детей.)
V. Физкультминутка
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой топ, топ!
Правой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали.
Вы резвиться не устали?
VI. Работа по теме урока
1. Чтение текста до конца
(Читают учитель и учащиеся.)
— Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей.)
2. Работа над содержанием текста
— Почему малыш залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.)— Случайно ли это было или здесь сыграли роль какие-то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, желание испытать себя или покрасоваться, сделать все по-своему? (Выбор детей.)
— Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?
(Учитель должен подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчиненные над ним смеялись.)— Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться.)— Как находчивость капитана спасла мальчика? Прочитайте. (Читают отрывок.)
— Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он пережил слишком сильное потрясение. Он очень испугался за сына.)— Когда вы переживали за мальчика? (Ребята рассказывают.)
— Какие эпизоды рассказа говорят о его смелости, а какие — о самоуверенности, растерянности, обидчивости, самолюбии? (Ответы детей.)
3. Работа в тетрадях (по парам).
VII. Рефлексия
- Зачем нам был нужен этот урок?
- Что мне этот урок дал для жизни?
- Какие у вас были достижения?
- Что было трудно?
VIII. Подведение итогов урока
— Похожи ли эти два рассказа — «Акула» и «Прыжок»? (Примерный ответ. Похоже место действия — корабль на воде. Похожи рассказы настроением и переживаниями: вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка. И в одном, и в другом рассказе отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Это сильные, решительные, красивые люди. Когда их дети находятся на волосок от смерти, они спасают их, им помогают сильные отцовские чувства, в их характерах — смелость, умение действовать и не теряться. В обоих рассказах столько картин, столько движения!)— А в чем отличие рассказов? (Примерный ответ. В «Прыжке» лучше показано состояние мальчика. Он сперва не знал, смеяться ему или сердиться, потом покраснел, бросился за обезьяной, его разобрал задор, очень раззадорился, потом от крика опомнился и заметался — тут состояние и действия мальчика. В «Акуле» лучше показано состояние отца.)— Кто главные герои рассказа?
— Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне? (Она не главный герой. Она только причина случившегося.)Домашнее задание с. 156 - 159 пересказ от имени мальчика