Методическая разработка Изучение предмета Художественная роспись по дереву
МИНИСТЕРСВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
БАРАБИНСКИЙ ФИЛИАЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ»
Составитель: Трубицина С.П.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение4
Глава I. Педагогическая деятельность учителя7
1. Цели педагогической деятельности.7
2. Принципы педагогической деятельности7
3. Этапы деятельности учителя..10
Глава II. Общие методические рекомендации по организации занятий художественной росписью по дереву11
II. 1. Актуальность организации кружковых занятий..13
II. 2. Краткие методические рекомендации по организации кружка.16
II. 3. Помещение и оборудование..20
1. Оформление кабинета20
2. Организация рабочего места..22
II. 4. Техника безопасности и охрана труда на занятиях.....23
II. 5. Уроки росписи по дереву...24
1. Инструменты и материалы24
Правильная постановка руки..27
II. 6. Азбука росписи..28
Капелька28
Дуга29
Усик, штрих, точка...30
Травка30
Цветной замалёвок31
Завиток...31
Тычок.32
Заключение....33
Рекомендуемая литература ..34
Приложение ..35
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе истории народное искусство приобретает особенно важное и широкое значение. Различные исследования позволяют сделать вывод об актуальности тех его сторон, которые ставят народное искусство в связь с проблемами социального, экологического, общекультурного, духовно-нравственного и эстетического характера, заставляют рассматривать его в системе «человек - природа - культура».
В наш век автоматизации, стандартизации и компьютерных технологий изделия народного умельца являются уникальными, потому что хранят тепло человеческой души, индивидуальность личности мастера, его духовного мира. Истинные произведения искусства со временем не теряют своей художественной ценности, и это подтверждают сохранившиеся образцы народной живописи. Мы отдаем дань уважения нашим предкам, создавшим эти изумительные произведения, напоенные спокойствием и красотой. Обогащаясь новым содержанием, народное творчество сохраняет все богатство и своеобразие национальных традиций. Мы восхищаемся высочайшим уровнем мастерства, сказочной фантазией палехской лаковой миниатюры и украинской вышивки, хохломской росписи и грузинской чеканки, дымковской игрушки и латвийской керамики.
Богатство и разнообразие народного декоративного искусства из года в год усиливает интерес к этому массовому, поистине всеобщему творчеству, в котором мастер выражает свои представления о прекрасном, стремится преобразовать по законам красоты и гармонии свое окружение.
Актуальность выбранной мной темы определяется следующим: общество нуждается в одухотворенной личности и в переводе общественного сознания на общечеловеческие ценности, а занятия декоративно-прикладным искусством призваны сыграть определенную роль в возрождении духовности русского человека, его национального характера, его нравственных качеств. Они должны помочь преодолеть пережитки дурного прошлого, сохранить то, что исторически оправдало себя, созидать нравственные качества гражданина нашего общества, воспитать у учащихся дух возвышенности, самоотверженности и благородства.
Трудовое воспитание подрастающего поколения рассматривается как неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания, а труд - как действенное средство всестороннего развития личности. В процессе обучения следует формировать качества необходимые в будущем: самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость в достижении намеченной цели, доброжелательность в отношениях с окружающими.
Ручной труд (работа с деревом, глиной, тканью...) является не только доступным видом труда, но и способствует сенсорному, умственному и эстетическому развитию учащегося.
На начальной стадии обучения в школе практически все дети любят петь, лепить, рисовать. Это говорит не о том, что все они талантливы, а о том, что именно в этом возрасте они, таким образом, стремятся к самовыражению, это тяга к творческому созиданию, заложенная у ребенка природой. Главная задача школы - поддержать этот росток творчества, развить его, и тогда он будет принимать различные формы проявления способностей. Главная же наша задача - возродить это стремление ребенка к творчеству и научить его секретам профессионального мастерства.
К сожалению, в современной общеобразовательной школе преподавание изобразительного искусства поставлено на уровень, не позволяющий учащимся реализовать свои творческие способности. В наибольшей степени самореализация личности может состояться, если для этого созданы оптимальные условия в общеобразовательном пространстве.
Поиск решения данных проблем привел меня к выводу о необходимости организации внеурочных занятий по изобразительному искусству.
В данной работе я предлагаю свою программу освоения росписи по дереву. Прежде чем это предлагать, я изучила историю и технологию разных росписей, освоила технику некоторых из них. Работая шестой год с учащимися по этой теме, я уже знаю, какие трудности возникают у них при овладении росписью, их характерные ошибки и пути их исправления.
Предлагаемая методическая разработка состоит из двух глав. Первая глава – методическая, в которой дан самоанализ работы педагога и приведены общие методические рекомендации по организации занятий росписью по дереву.
Вторая глава посвящена обучению русской народной росписи по дереву в условиях любого учебного заведения. В перспективе автор ставит своей целью собрать имеющуюся информацию обо всех существующих в России росписях по дереву и выполнить методические пособия.
Все росписи имеют очень большие различия и в изображении, и в технологии выполнения. Каждая роспись имеет свои особенности и секреты, но есть ряд элементов, которые встречаются в любой росписи. Это так называемые приписки, состоящие из точек, капелек, завитков, травки. Поэтому любую роспись лучше начинать изучать с освоения именно этих элементов. И только потом переходить на элементы, характерные для каждого вида росписи. Поэтому в пунктах 5 и 6 второй главы описаны уроки росписи по дереву, приемлемые для любого вида росписи.
Предлагаемая работа содержит теоретические сведения и практические рекомендации по организации и проведению занятий. Данный материал поможет формированию начальных профессиональных навыков в росписи по дереву у учащихся, им могут воспользоваться учителя изобразительного искусства и технологии, руководители кружков декоративно-прикладного искусства, а так же все желающие самостоятельно овладеть техникой росписи по дереву.
Глава I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
I. 1. В своей педагогической деятельности я ставлю следующие цели:
осуществление эстетического и трудового воспитания как части формирования личности ребенка;
создание благоприятных условий для самореализации личности ребенка;
создание атмосферы творчества, приобщение детей к миру прекрасного;
развитие у учащихся начальных профессиональных практических умений и навыков в росписи по дереву.
I. 2. Принципы, которыми я руководствуюсь в своей деятельности:
Принцип открытости - возможность дополнять, видоизменять информацию, формы учебно-познавательной деятельности. Специфика технологии росписи по дереву такова, что целесообразнее использовать такие формы учебно-познавательной деятельности, как факультативное занятие или кружковая работа, так как:
* для занятий росписью необходимы специальные условия и средства обучения,
* численность группы детей, обучающихся в кружке, желательна не более 10 - 12 человек.
2. Принцип вариативности обучения реализуется путем использования на занятиях наглядных пособий, позволяющих выработать свой подход к решению творческих задач. На занятиях росписью по дереву вариативность просто необходима, так как даже работая по образцу, не получишь двух одинаковых вариантов: повторяется только композиция основных элементов и цвет, это позволяет максимально мобилизовать у учащихся фантазию, воображение, развивает чувство композиции и цвета.
3. Принцип направленности обучения на развитие личности учащихся осуществляется через создание условий для каждого учащегося по формированию индивидуального стиля учебной деятельности.
Способности и уровень одаренности у всех учащихся различны. Но занятия декоративно-прикладным искусством не требуют каких-то особых данных от обучаемых. В занятиях росписью по дереву очень важна правильная постановка руки и знание традиционных мотивов росписи.
Таким образом, опираясь на индивидуальные возможности детей через постановку определенных художественных задач для каждого учащегося возможно развитие его личностных качеств.
4. Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого учащегося, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности. Здесь очень важна выставочная деятельность, целью
которой является создание таких условий, в которых любой ребенок имел бы возможность реализовать себя как мастера, а так же показать результат сотрудничества учителя и ученика. Это служит хорошим стимулом для дальнейшего творчества и залогом будущего успеха.
Кроме участия в выставках в качестве стимулирующего поощрения можно использовать такой вид деятельности, как анализ выполненных работ. Каждому ребенку хочется, чтобы его работу назвали в числе лучших.
5. Принцип доступности заключается в том, что росписи по дереву в принципе можно с успехом обучить любого, стремящегося к прекрасному. После освоения определенных секретов росписи более способные учащиеся смогут работать творчески, а менее способные смогут копировать орнамент с образцов.
6. Принцип наглядности осуществляется через использование иллюстративного материала. Важным элементом наглядности наряду с готовыми образцами является и показ учителя.
7. Принцип разносторонности методического консультирования реализуется через включение в творческую деятельность советов учителя, использование специальной литературы, беседы искусствоведческого характера, посещение выставочных залов.
8. Принцип индивидуализации обучения опирается на составление индивидуальных программ по выполнению той или иной творческой задачи. При изучении росписи по дереву по окончании периода ознакомления с основными приемами, учитель может обратить на индивидуальность, заложенную в каждом учащемся и опираться на нее в составлении индивидуальных программ.
I. 3. Этапы деятельности учителя
1 этап: определить задачи и цели работы. Необходимо сформулировать конкретные цели занятий росписью по дереву. Для разных возрастных групп цели и задачи должны быть разными, но в любом случае конечной целью будет обучение детей росписи по дереву. Это можно сделать поэтапно.
2 этап: Подготовить материально-техническую базу, оборудовать помещение для занятий, отвечающее всем необходимым техническим и санитарно-гигиеническим требованиям.
3 этап: Подготовить необходимые средства обучения.
4 этап: Сформировать группу (или группы) учащихся, определить уровень одаренности каждого и уровень практической и теоретической подготовки.
5 этап: Отобрать и структурировать учебный материал, определить порядок овладения учащимися умениями и навыками выполнения росписи.
Наметить индивидуальные программы для отдельных учащихся.
Выполнить календарно-тематическое планирование.
Глава II. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСЬЮ ПО ДЕРЕВУ
В дополнительном образовании курс обучения зачастую рассчитан на два учебных года. В таком случае я считаю, что курс обучения для большой группы можно спланировать таким образом.
Первый год обучения.
Знакомство с общими сведениями о росписи, обучение основным приемам и навыкам росписи, композиционного проектирования. Выполнение образцов и копирование с работ мастеров.
В первом полугодии учащиеся должны освоить основные элементы росписи. Теоретически они должны знать:
историю возникновения изучаемой росписи,
название всех элементов и мотивов,
цветовую гамму изучаемой росписи,
последовательность выполнения росписи.
Практически они должны уметь выполнять:
приписки (капелька, травка, завиток),
мотив «ягодка»,
мотив «листик»,
мотив «цветок»,
мотив «птица».
Во втором полугодии учащиеся знакомятся с композицией изучаемой росписи. Они должны:
знать традиционную технологию,
уметь копировать с образцов,
выполнять традиционную композицию.
Второй год обучения.
Только творческая работа учащихся под руководством учителя; работа по индивидуальным программам и самостоятельный творческий поиск, участие в выставочной деятельности.
II. I. Актуальность организации кружковых занятий
Решение проблемы трудового обучения и воспитания неразрывно связано с проблемой свободного времени.
Свободное время может считаться действительно общественным богатством, когда оно используется в интересах всестороннего развития человека, его способностей и тем самым – для ещё большего умножения материального и духовного потенциала всего общества.
Не случайно наряду с вопросами трудового обучения и воспитания обращается внимание на необходимость «проявлять больше заботы об организации свободного времени детей и подростков, вовлекать учащуюся молодежь в занятия спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством». В связи с этим выдвигается задача всемерно расширять сеть кружков художественной самодеятельности в школах и внешкольных учреждениях.
Среди учащихся всё большую популярность приобретают кружки декоративно-прикладного искусства. Где в интересном творческом труде осуществляется художественная обработка многих природных материалов.
Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Народное декоративно-прикладное искусство помогает зрителям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, понять красоту окружающего мира.
Например, искусство кудринской резьбы по дереву введено в программу уроков труда средней школы №5 города Хотьково Загорского района Московской области.
Хохломская и городецкая роспись по дереву изучается в Ковернинской средней школе Горьковской области на уроках труда в 5-8 классах.
Однако далеко не в каждой школе есть возможность на уроках труда знакомить учащихся с приёмами художественной обработки материалов (во многих школах уроки труда имеют техническую и сельскохозяйственную направленность). В этих условиях закономерно включение занятий декоративно-прикладным искусством во внеклассную работу в группах и школах продлённого дня, кружках, студиях при школах, Домах детского творчества.
Внеклассная и внешкольная работа по декоративно-прикладному искусству позволяет успешно решать дидактические задачи по развитию самостоятельности и творческой инициативы школьников, так как в процессе изготовления различных изделий декоративного характера перед учениками постоянно возникают технологические трудности, требующие принятия нужных решений.
В процессе трудового воспитания учащихся важно не только обучать их элементарным трудовым навыкам и умениям, действовать инструментами, но и формировать необходимые нравственные качества: это самостоятельность, целеустремлённость, ответственность за порученное дело, настойчивость в достижении намеченной цели, доброта в отношениях со сверстниками.
При работе с детьми особое внимание надо уделять формированию у них чувства ответственности, самоконтроля и самооценки.
Сущность самоконтроля заключается в сопоставлении, соотнесении выполняемых действий с образцом, с поставленной целью, предъявляемыми требованиями. Самоконтроль позволяет учащемуся на основе поставленной цели, анализа образца, намеченного плана следить за своими действиями, результатами, видеть свои ошибки и исправлять их. Развитие самоконтроля приводит к ликвидации детской механической подражательности и улучшению качества выполнения работы.
Не менее важно формировать у учащихся умение оценивать свою работу. Каждый человек испытывает потребность в оценке результатов своего труда. В процессе формирования объективной самооценки не следует постоянно подчёркивать достоинства работ одних и тех же детей. Это развивает у одних зазнайство, чувство превосходства, пренебрежительное отношение к поделкам товарищей, у других появляется неуверенность в своих силах, неверие в успех. Желательно оценку детским поделкам давать как в ходе их создания, так и по окончании работы.
Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Знакомя ребят с окружающими явлениями и предметами, с общественной жизнью, учитель стремится не только тому, чтобы ученик приобрёл новые знания и умения. В процессе работы он решает задачи физического и умственного развития, формирует эстетическое отношение к окружающему миру.
Не художниками и не эстетами мы должны сделать детей, но сильными, полно живущими и полно ощущающими жизнь людьми. Через искусство должна воспитываться творческая воля детей и их воля к действию.
II. 2 Краткие методические рекомендации по организации кружка.
Целью занятий в кружке «Роспись по дереву» является воспитание интереса у детей к народному искусству, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, формирование умений и навыков кистевого письма. Эстетические чувства, художественная культура учащихся будут развиваться непосредственно в процессе изготовления ими полезных вещей. Поэтому учитель должен тщательно отбирать предметы, над которыми будут работать ребята. Народное искусство было всегда по преимуществу бытовым, и изучать его приёмы, традиции, его художественную своеобразную структуру надо непременно работая над полезными, нужными в быту предметами.
Привлекать к работе кружка можно уже детей начальных классов, так как на уроках изобразительного искусства им даются общие сведения о композиции и основных законах цветоведения. В кружке могут заниматься 10-15 человек, так как при большем количестве детей руководитель не сможет индивидуально работать с каждым кружковцем, а ведь особенно на первых этапах нужен внимательный индивидуальный подход.
В дальнейшем, преподаватель должен помогать советами всем членам кружка на каждом занятии, на всех технологических стадиях, так как росписи изделия предшествует его длительная обработка.
Первым и основным условием, необходимым для нормальной работы кружка, является подготовка помещения для занятий, хранения необходимого инвентаря и оборудования. Занятия следует проводить в светлом, просторном помещении, не загромождённом мебелью. Этого требует специфика кружка, так как кружковец должен иногда отрываться от росписи изделия или эскиза, для того, чтобы оценить работу, увидеть свои ошибки, посоветоваться с товарищем. Без этого творческая работа просто невозможна. Руководителю необходимо позаботиться о нормальной, творческой обстановке.
Занятие кружка во внешкольных учреждениях лучше проводить два раза в неделю по два часа. А в школе – два раза в неделю, но по одному часу или один раз в неделю по два часа с небольшим перерывом. Сдвоенные часы занятий позволяют сократить время на подготовку рабочих мест и их уборку. Перерыв лучше устраивать через полчаса или через час после начала работы. Занятие в кружке лучше проводить в определённые дни, чтобы настроить кружковцев на работу.
Посещаемость кружка, дисциплина, а, в конечном счете, и результаты труда во многом зависят от чёткой организации, от умелого планирования. Руководитель должен следить за соблюдением правил, установленных в кружке, за содержанием рабочих мест, учить бережному отношению к инструментам. Наглядные пособия, рабочий материал, инструменты и незаконченные изделия должны храниться в шкафах.
На вводном занятии дети выбирают старосту, который будет отвечать за посещаемость, отмечать присутствующих, назначать дежурных и следить за выполнением установленных правил, тем самым, помогая руководителю.
На всех этапах работа кружка сопровождается поиском и сбором материала, который может быть представлен в виде карандашных набросков, зарисовок акварелью или гуашью, открытками, фотографиями. Собранный материал каждый кружковец хранит в своей папке, которая постепенно будет пополняться. Этот заведённый порядок дисциплинирует детей, приучает их к аккуратности. Приучившись складывать собранный материал всегда в определённое место, дети не будут тратить время на поиски необходимой зарисовки, эскиза.
Учебно-воспитательная работа в кружке строится по тематическому плану, разработанному в соответствии с программой для кружков «Роспись по дереву». Тематический план составляется на полугодие с поурочным планированием.
Автор считает, что лучше всего начинать обучение кистевой росписи именно с Хохломской росписи, так как практически все основные элементы кистевой росписи встречаются именно в Хохломе в наибольшем количестве и в различных вариациях. Именно поэтому в данной работе приведён примерный тематический план занятий кружка «Золотая хохлома», который рассчитан на 144 часа при занятиях по 4 часа в неделю.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(занятия рассчитаны на 144 часа)
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
теория
практика
Итого
1
Введение в предмет. Хохломская роспись.
2
-
2
2
Освоение элементов «капелька», «травка», «завиток».
1
17
16
3
Копирование простейшего травного орнамента.
-
4
4
4
Выполнение эскиза росписи линейки деревянной (творческая работа).
-
2
2
5
Роспись деревянной линейки по эскизу.
-
4
4
6
Освоение элемента «листик».
-
6
6
7
Освоение элемента «ягодка» (кисть, тычок). Копирование с образцов.
-
8
8
8
Копирование узора «под листок» или «под ягодку».
-
6
6
9
Выполнение эскиза росписи изделия «под листок». Творческая работа.
-
4
4
10
Работа в материале.
-
6
6
11
Копирование птиц в травной росписи.
-
6
6
12
Изучение росписи «под фон» (копирование с образцов).
1
11
12
13
Копирование птиц в росписи «под фон»
-
6
6
14
Выполнение эскиза росписи изделия «под фон». Творческая работа.
-
6
6
15
Работа в материале.
-
8
8
16
Изучение росписи «кудрина» (копирование с образцов).
1
9
10
17
Копирование птиц в росписи «кудрина»
-
10
10
18
Разработка эскиза росписи изделия «кудрина». (Творческая работа).
-
8
8
19
Работа в материале.
-
10
10
20
Разработка эскиза росписи итогового изделия и выполнение его в материале.
-
16
14
Итого в год
144
II. 3. Помещение и оборудование.
Оформление кабинета.
Перед началом занятий руководителю необходимо подготовить и оформить помещение, в котором будет работать кружок. Помещение, отводимое для занятий кружка, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: должно быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, достаточной для проведения занятий с группой в 15 человек. Для обеспечения нормальных условий работы площадь помещения для кружков росписи по дереву должна быть не менее 2,5 квадратных метра на человека. Для проветривания помещения предусматривают форточки или фрамуги. Проветривать помещение лучше всего в перерывах между занятиями групп. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +18 до +20 градусов, при влажности 40 – 60%.
На окнах должны быть занавеси для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.
В оформлении кабинета большое значение имеет окраска стен. Стены кабинета рекомендуется окрашивать в светлые тона. Это благоприятно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует общей освещённости помещения.
Столы для занятий росписью надо располагать таким образом, чтобы естественный свет падал с левой стороны или слева и спереди работающего человека. Для работы удобнее одноместные столы.
Оформлять кабинет надо продуманно, учитывать цветовое сочетание отдельных элементов, масштабность. Размещать мебель, декоративные украшения, цветы, оформлять витрины нужно таким образом, чтобы в целом в помещении было удобно и приятно работать. Оформление должно способствовать воспитанию хорошего вкуса у кружковцев. Для этого следует лучшие работы кружковцев представить в постоянной экспозиции, а стенды, отражающие историю развития художественных промыслов с иллюстрациями работ народных умельцев, оформить в едином стиле. В красивом, со вкусом оформленном кабинете, ребятам работать будет интереснее. Они и сами могут помочь в оформлении кабинета.
С первых занятий в кружке следует приучать ребят к правильной организации труда. Кисти и краски должны всегда находиться на столе справа от работающего, а накопленный материал и бумага для эскизов – слева. Такой порядок на столе не требует времени на поиски инструмента и материала.
Учебно-наглядные пособия должны быть подготовлены по каждой теме занятия. Постоянно действующая выставка в кабинете является отчасти и наглядным пособием. К каждой теме надо иметь готовые изделия для показа их детям. Эти изделия выполняются кружковцами во время занятий.
Для ведения занятий по росписи руководитель должен иметь альбомы и крупные таблицы образцов росписи и рисунки по каждому заданию, таблицы с зарисовками народных орнаментов. Хорошо иметь несколько альбомов с образцами и таблицами рисунков орнаментов различных видов росписи.
Для каждого учащегося автором разработан пакет раздаточных материалов по отработке приёмов техники росписи по дереву.
Организация рабочего места.
Прежде всего, необходимо дорожить дневным светом и стараться работать только при нём, таким образом, можно и глаза сберечь, и с цветом не ошибиться. Справа от себя нужно постелить тряпочку, а лучше бумажное полотенце или салфетку. Там же расположите кисточки, банку с водой, палитру. На промыслах основные цвета разводят до рабочего состояния в небольших формочках. Но палитра в любом случае нужна, чтобы при необходимости смешивать цвета, снимать с кисти лишнюю краску.
Палитрой может служить кусок стекла, отороченный для безопасности изолентой, белая кафельная плитка и тому подобное. Удобнее, чтобы земляные цвета находились рядом, так же как кадмиевые, кобальтовые. Ближе к земляным, но поодаль от светлых, пусть ляжет чёрный. Тут нет строгого правила, важно самому определить порядок и всегда следовать ему. Когда соблюдается это правило, когда кисти лежат на привычных местах, как инструменты в операционной, когда салфетка для вытирания кисточек не елозит, а удобно придавливается устойчивой банкой с водой, когда расписываемые вещи лежат слева и нет риска что-то размазать, перевернуть – работа сама собой спорится.
Так же важно, чтобы было удобно сидеть. Посадка мастера отличается от обычной посадки, используемой при других разновидностях росписи. Мастера при выполнении росписи на хохломских промыслах никогда не работают за столом. Они сидят на достаточно низкой табуретке, чтобы колени находились на чуть более высоком уровне, чем это бывает при обычной посадке. В процессе росписи изделие упирают в колени. Локоть должен быть чётко фиксирован, не двигаться или двигаться в минимальной степени, тогда как кисть руки может свободно перемещаться в любом необходимом направлении.
И ещё работу облегчают некоторые профессиональные приёмы. Например, для удобного положения руки используют «скамеечку», планку, губку.
II. 4. Техника безопасности и охрана труда на занятиях.
Перед началом работы необходимо провести вводный (текущий) инструктаж по требованиям безопасности, на котором учащиеся предупреждаются о тех осложнениях, которые им могут встретиться в работе. При этом объясняются причины, вызывающие эти осложнения. Подобный инструктаж проводится периодически при смене видов декоративно-прикладного искусства.
Помещение для кружковых занятий должно быть светлым и по объёму и размерам полезной площади соответствовать числу членов кружка. Оно должно быть соответствующим образом оборудовано. Особое внимание следует уделить организации рабочего места ученика.
Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться так, чтобы удобно их было брать, не затрачивая времени на поиски. Это особенно важно при художественной обработке материалов, так как не редко инструмент берут не глядя.
И если инструмент разбросан в беспорядке, ученик не только выбивается из ритма, но и может получить травму.
Для уменьшения зрительного напряжения при тонких, кропотливых операциях нужно позаботиться об освещении. Можно использовать как люминесцентное освещение, так и лампы накаливания. Иногда рекомендуют иметь в учебных условиях оба типа ламп. Общая мощность световых точек должна быть такова, чтобы на высоте столов освещённость составляла не менее 300 ЛК.
При дневных занятиях освещение должно быть спереди, так как в работе участвуют обе руки, и при боковом освещении от них будет тень. В связи с этим столы располагают параллельно окнам.
Если производится работа с масляными красками или лаками, то помещение необходимо хорошо проветривать.
II. 5. Уроки росписи по дереву.
Инструменты и материалы.
Внешний вид изделия во многом определяется теми красками, кисточками, лаками и так далее, которые мастера используют в своей работе. Например, чёрные графические наводки в мезенской росписи будут выглядеть по-разному в зависимости от того, выполнены ли они пером или кисточкой (в последнем случае линия будет неоднородной по толщине.)
Городецкая роспись, исполненная маслом, даёт возможность мягкого перехода цвета в цвет, что технически почти невозможно при работе гуашью. Как ни пытаться сымитировать подбором красок тёплую, медовую поверхность Мезенских или Городецких прялок, она будет иной, нежели та, старинная, обработанная олифой.
К слову сказать, настоящие мастера работают только по старинным рецептам: перетёртая из минерала и замешанная на желтке краска будет давать градации, отличные от химической краски того же цвета.
Иногда приходится слышать такие противоположные суждения, мол, как небрежны, неизящны мазки старинных мастеров или, напротив, как чересчур аккуратны, «вылизаны» современные работы. И вот уже кто-то подражает «небрежности», работая «под старину», забывая, что старые мастера часто располагали всего лишь «тиской» - выдернутой из веника и размочаленной зубами палочкой, заячьей лапкой, - где уж тут до изящества колонковой кисти.
«Для каждой краски требуется особая кисть. А кисти должны быть упруги и круглы, концы же их не слишком длинны» - это мудрое наставление иконописцам было дано в 1707 году, но оно вполне актуально и для нас с вами.
Кисть может быть:
по форме, обжиму: плоской, круглой;
по типу волоса (ворса): беличьей (цвет шатен, ворс мягкий), колонковой (цвет русый, ворс упругий), пони (цвет грязно-пегий, иногда бело-жёлтый, ворс слегка волнистый, мягкий), козьей (цвет белый ворс мягкий), кошачьей (цвет часто белый, ворс очень мягкий, безвольный). Кроме таких натуральных кистей сейчас широко применяют синтетические (по цвету и качеству ворса напоминают колонок, но более блестящий).
по качеству ворса: мягкой и щетинистой.
по длине ворса: короткой, средней и длинной. При этом кисть одного и того же номера может быть разной длины.
по номерам: кисти идут от нулевого и дальше. Чем больше номер кисточки, тем объёмнее, пышнее она. Иногда встречаются кисти, обозначенные одним и тем же номером, но по существу разного размера (фирмы и фабрики иной раз имеют свои стандарты).
Так и хочется сказать «Кисти разные нужны, кисти разные важны». Это напоминание для тех, кто по неопытности считает, что можно иметь одну-две, и хватит. Найти хорошую кисть непросто, каждая проявляет свой характер, их узнаешь «в лицо».
И хотя говорится, что опытный мастер и веником нарисует, но любимыми кистями он очень дорожит, никому не одалживает, ведь каждый имеет свой почерк, а это обязательно отразится на кисточке.
Дополнение к кисточкам часто служит штампик – тычок.
Практические советы.
Для русских народных росписей по дереву лучше всего подходят беличьи и колонковые кисти. Избегайте кисточек из пони, они могут сгодиться, пожалуй, только для тычков.
Обращайтесь с кисточками бережно:
ни в коем случае не используйте её ворсистую часть для приготовления, смешивания, растирания краски, употребляйте для этого палочки, некачественные клеевые кисти;
не оставляйте кисточки в банке с водой: ворс заламывается, черенок отклеивается. Прополоскав, храните кисти в горизонтальном или в вертикальном положении ворсом вверх.
Для транспортировки используйте планшеты с гнёздами для кисточек типа «патронташ», круглые пеналы, располагая их в сумке вертикально. Если же все-таки ворс смялся, то «намыльте» кисточку пеной щадящего мыла, выровняйте ворс и дайте пене подсохнуть. Часа через 2-3 смойте её, ворс выровняется.
Краски:
В старину крестьянские художники использовали ограниченное количество красок: это были природного происхождения земляные краски, добытые из глин, краски из соков местных деревьев и растений и бережно употребляемые привозные лазурь, кармин, немецкий бакан и др. замешанные на яичном желтке тёртые минералы превращались в темперные краски. Они приготавливались небольшими порциями, так как быстро сохли, а, засыхая, образовывали нерастворимую плёнку. Эти краски используемые, прежде всего в иконописи, применяли и для росписи бытовых предметов. Со временем их во многом заменили масляные краски. Так, местами приём «разбел», характерный для масляной живописи, вытеснил белильные оживки темперной.
В настоящее время почти на всех промыслах пользуются масляными красками. Кое-где употребляется гуашь и анилиновые красители.
В зависимости от основы краски делятся на масляные, клеевые, водяные, акриловые, анилиновые.
Для тех, кто только осваивает приёмы народных росписей, предпочтительнее работать гуашью. Она бывает двух видов: художественная и плакатная. Последняя с «песочком», неважного качества, потому пользоваться стоит только художественной гуашью.
Также хороша в росписи по дереву и темпера. Эта краска на клеевой основе: казеиновой, поливинилацетатной (ПВА) и др. по всем показателям темпера ПВА лучше казеиновой, ей и стоит отдавать предпочтение.
2. Правильная постановка руки.
Для успешного исполнения народных росписей очень важно сразу научиться правильно держать и кисть руки, и кисточку. Поначалу с непривычки это может показаться неудобным, а потом станет понятно, что по-другому традиционные приёмы просто не получаются. Рука должна быть подвижна, как циркуль, поэтому кисточку держат не наклонно, как ручку для письма, а строго вертикально к поверхности.
Средний палец лежит на «железке», над ним указательный, а с другой стороны между ними – большой палец. Безымянный палец при этом поджат, опора руки приходится на мизинец.
Удерживая кисточку в таком положении, попробуйте слегка прокручивать её. Такой приём с прокручиванием, кстати, используют в урало-сибирских росписях.
Планка – это рычаг, который легко «переносит» руку над рабочей поверхностью.
Иногда при росписи мелких предметов удобен приём «замок», когда опорой для рисующей руки служит другая рука
II. 6. Азбука росписи.
Занятия с детьми в кружке нужно начать с освоения орнаментальных форм и цветочных мотивов росписи. Азбука росписи рисуется в альбомах.
Основные элементы росписи.
Очень своеобразен и оригинален каждый вид народной росписи. Прелесть этого искусства в том, что нет предела его выразительным возможностям при использовании малого набора элементов. Если внимательно рассмотреть разные виды росписи, то можно увидеть, что многие элементы в них повторяются, только по-разному. Рассмотрим основные элементы, которые можно встретить и в урало-сибирской, и в городецкой росписях, а в хохломской росписи эти элементы являются её основой.
1. Капелька.
Использование капельки так многообразно, что, сколько бы не представлять вариантов, всё будет мало. Она встречается в любой технике росписи от Палеха до Жестова, от Гжели до Мезени.
Тут самое время вспомнить о том, что кисточка – это своеобразный штампик. От того какая она: толстая или тонкая, мягкая или упругая, какого номера, и тому подобное, будет зависеть размер и форма выполненного ею элемента.
Капелька может быть прямой и с поворотом, изогнутой. Про такую «протянутую» капельку на промыслах говорят, что она выполнена примакиванием. Прямая капелька выполняется движением «на себя», «от себя» или «в сторону». От силы нажима на кисточку будет зависеть размер капельки.
Ещё прямую капельку называют «прижимкой», а в Городце ряд капелек, составляющей бахрому на портьерах, называют «ляпочками».
Универсальная капелька может быть мелким, второстепенным элементом приписки, оживки, отделки, а может быть и самостоятельным, как, например, хохломская травка или Городецкие веерные листья.
Из двух капелек, наложенных одна на другую, поучаются листики. Из изогнутых капелек могут получиться различные бордюрные орнаменты.
Способ выполнения капельки.
Возьмите круглую беличью кисть (№2), краску с хорошей укрывистостью доведите до рабочей консистенции в небольшой формочке или на палитре. В первом случае обмакните кисть в краску и сделайте пару штрихов по палитре, чтобы заострить кончик. Во втором - движением вперёд-назад наполните кисточку краской и так же заострите конец. Дав кисточке, возможность чуть-чуть «пройти» по поверхности тонкой линией, наклоняйте её (кисточку) на себя, одновременно придавливая, пока она не ляжет на поверхность почти до железного основания – «пятки». Как и все прочие, этот элемент выполняется очень быстро, описание же его занимает времени больше.
Тут кисточка ведет себя как ванька-встанька: упала и поднялась, а точнее, как новобранец; упала, отжалась и поднялась.
2. Дуга.
Оборки на платьях Городецких барышень, края лепестков купавок, фризовые части северных прялок и так далее не обойдутся без этого элемента.
Дуга может быть простой и фигурной, крутой и пологой.
Для выполнения элемента «дуга» нужно взять круглую колонковую кисть №1 с острым кончиком. Начиная с волосяной части, направляйте кисточку вниз, слегка нажимайте. Когда самый сильный нажим придётся на крайние нижнее положение, кисточка как бы сама захочет подняться на повороте вверх. Завершите движение, плавно отрывая кисточку от поверхности.
3. Усик, штрих, точка.
Такие мелкие графические элементы, как усик и штрих, лучше всего выполнять кисточкой для контурной работы, белкой или колонком №1 с острым концом.
Обычно усик, если он только декоративно не закручивается, как скажем у виноградной лозы, сочетается с другими мелкими элементами: капельками, точками, штрихами.
«Поставить последнюю точку», «расставить все точки над «i». Это правило применимо и в росписях. Часто именно её, последней, не хватает внутри какого-либо цветка или где-то ещё для полной выразительности и завершённости. Особенно эффектно выглядит россыпь точек, сходящих на «нет», выполненная деревянным концом кисточки.
Используя кисти разных номеров, можно получить точки большие или поменьше. Краска не должна быть густой, а то точка получиться выпуклой. Хотя в некоторых случаях для достижения особых эффектов, как раз добиваются именно этого результата.
4. Травка.
Размер кисти зависит от выполняемого орнамента, можно использовать кисть от №1 до №5.
Набрать на кисть нужного цвета краску. На палитре заострить кончик кисти. Теперь можно выполнять элемент: коснуться кончиком кисти рабочей поверхности и слегка протянуть кисть вперёд, затем нужно постепенно нажимать на кисть до получения необходимой толщины линии, одновременно протягивать кисть в нужную сторону, затем, продолжая вести линию и ослабляя нажим на кисть, плавно её оторвать от рабочей поверхности.
«Травка» может быть прямой и наклонной, направленной в любую сторону в зависимости от изображаемого орнамента.
5. Цветной замалёвок.
Это один из основных приёмов Городецкой, урало-сибирской и других росписей мазкового типа. Цветной замалёвок (подмалёвка) выполняется на начальном этапе работы в живописной технике, придаёт основной объём цветам, листьям, птицам, фигурам и так далее.
Одним движением кисточки получается ровный кружок любого размера. На стадии замалёвка поверхность с будущим Городецким букетом напоминает манеж, где клоун подкидывает разноцветные шарики: это такой же быстрый, лихой и весёлый процесс!
Для начала можно представить на рабочей поверхности циферблат и, начиная как бы от восьми, поворачивайте кисточку по часовой стрелке, максимально её расплющивая.
При этом вы одновременно должны прокручивать кисточку между пальцами. На повороте около трёх ослабьте нажим и завершите движение, вернувшись в исходное положение. Поворачивая и расплющивая кисточку, не перестарайтесь с нажимом на «пятку»: хоть кисточка и должна обернуться вокруг своей оси, но не так, как кадрили на каблучке, не тем движением, что поворачивают циркуль. Кстати, тут особенно важно не забывать о строго вертикальном положении кисточки относительно рабочей поверхности.
6. Завиток.
Этот элемент является одним из основных в хохломской росписи, а также встречается в качестве приписок в урало-сибирской, Городецкой и других росписях.
Для выполнения этого элемента нужно также как и в предыдущем случае представить циферблат, но не нажимать на кисть, расплющивая её, а выполнять элемент, похожий на «травку». Здесь нужно также плавно начать, постепенно усиливая нажим на кисть, но при этом вы должны прокручивать кисточку между пальцами и одновременно совершать вращательное движение кистью руки в сторону выполнения завитка, затем плавно ослабляете нажим и плавно отрываете кисточку от рабочей поверхности. Завиток выполняется как по часовой стрелке, так и против неё; он может быть различной величины и толщины.
7. Тычок.
Это, пожалуй, единственное грубоватое название, но зато точно передающее суть приема. Мастера изготавливают «тычки» сами. Гриб трутовик, сырая картошка, капроновая ткань, скрученная по спирали вата, намотанная на обгорелую спичку, соска-пустышка, сухая кисть и даже палец – всё это становится тычком. И вот возникает орнамент на полхов-майданских изделиях, ягодки-цветочки Хохломы, пышно-ажурные кроны Городецких деревьев, вуалетки барышень, украешки и многое-многое другое.
Тычок из ваты можно приготовить различной величины: вату можно накрутить на спичку, на специальную палочку или на нерабочий конец кисти, чем больше вы возьмёте ваты, тем крупнее будет полученный оттиск.
От азбуки цветовых форм орнамента школьники переходят к компоновке орнаментальных мотивов, вначале достаточно простых: веточка, окруженная листочками с одним цветком (затем с двумя, тремя и т. д. цветками); веточки, наклонённые друг к другу или образующие движение по кругу. Затем последуют более сложные задания: композиция в полосе, круге; композиция прямоугольного (квадратного) панно; роспись цветочными мотивами спинки стульчика, разделочной доски, полочки. Рассмотрим, как выполняются эти задания. Сначала, школьники рисуют в альбомах или на отдельных листах бумаги силуэтные изображения предметов, которые предстоит украсить росписью. Затем делают эскизы самой росписи. Как правило, каждый создаёт несколько вариантов будущего изображения. Затем, из этих вариантов выбирают самую удачную композицию и выполняют её на изделии.
Заключение
Народное искусство воздействует на формирование нашей духовной культуры, и сегодня задача возрождения и совершенствования традиционных художественных промыслов приобретает особую актуальность. В сущности, именно ради сохранения национальной художественной традиции, этого живого родника, необходимо заботиться о творческом развитии народных промыслов. Сберечь – не значит «законсервировать», вырвать из естественного развития, остановить на повторении и копировании прошлого.
Художественные промыслы, развиваясь, не могут не испытывать влияние современности. Традиция находится в постоянном движении, отбирая и закрепляя всё лучшее в художественной практике.
Знакомство с разными стилями и направлениями в декоративном искусстве с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников обогащают внутренний мир, помогают творческим поискам. Особое внимание необходимо уделять теоретическому и практическому изучению традиционных народных художественных промыслов России. С ростом общей культуры усиливается и желание общаться с народным искусством. Так что процесс будет развиваться. Народное творчество уже влияет, и в будущем ещё больше будет влиять на наше жилище, утварь, одежду – словом, на весь наш быт.
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия» (М.И. Калинин).
Работая над методической разработкой, я прочитала много специальной литературы и ещё больше расширила свои знания в области хохломской росписи. В методической главе даны рекомендации по организации занятий кружка «Хохломская роспись». Это можно использовать для работы с детьми в школе, или внешкольных учреждениях. Для занятий кружка необходимы наглядные пособия. С этой целью выполняются методические пособия «Виды хохломской росписи». Преподаватель росписи может использовать их для занятий или для подготовки к занятиям.
Кроме этого в приложении содержатся фотографии эксклюзивных изделий, выполненных моими учащимися.
Источником вдохновения для художника являлась и является природа и декоративно-прикладное искусство в этом плане не служит исключением. Поэтому умение стилизовать природные формы в декоративные в системе координат того или иного промысла – непременное условие успешности творческой деятельности мастера.
Не случайно зарисовки цветов, трав, листьев, птиц, насекомых и т. д. является необходимым атрибутом изобразительной деятельности, служат художнику исходным материалом для создания оригинальных композиций в росписи. Восприятие произведений народного искусства не может быть сведено только к «прочтению» орнаментально-декоративного воплощения замысла художника, а предполагает активную мыслительную деятельность учащегося в отношении соотношения изобразительных и выразительных элементов художественной росписи с действительностью, с личным опытом, с целью понять не только понять художественные достоинства произведения, но и с его помощью попытаться понять гармонию окружающего мира.
Любуясь природой, человек давно заметил в ней бесконечное разнообразие и совершенство форм, конструкций, цветовых соотношений, оттенков и т. д. Художнику нужно быть очень внимательным, и тогда любовь к природе и искусству поможет отобрать ему из увиденного всё, что требуется для создания творческой интерпретации в росписи. Стилизация – это искусство наблюдать, и выбирать, умение видеть окружающий нас мир по-своему и на основе гармонии природы создавать декоративно-прикладную вариацию в системе координат того или иного вида народного творчества.
Рекомендуемая литература
1. Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. М., 1970.
2. Бадаев В.С. Русская кистевая роспись. Учебное пособие д/студ. высших учебных заведений. – М. ВЛАДОС. 2004. – 40 с. ил.
3. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. М. 1970.
4. Величко Н.К. Роспись: Техники. Приёмы. Изделия. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – (Энциклопедия).
5. Емельянова Т.И., Китаева Л. Любовь моя Хохлома. Горький. 1981.
6. Жегалова С.К. Роспись Хохломы. М. 1991.
7. Красильников А.В. Золотая Хохлома. Горький. 1979.
8. Прокопьев Д.В. Художественные промыслы Горьковской области. Горький. 1939.
9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М. 1999. – З65 с.
10. Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы. М., 1992.
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Приложение 1.
Использование «капельки» в росписи.
Приложение 2
Варианты узора из элемента «капелька» (работа автора).
Варианты узора из элемента «капелька» (работа автора).
Приложение 3
Варианты изображения дуги.
Приложение 4
Изображение усиков, точек и штрихов в росписи.
Приложение 5
Изображение элемента «травка»
Приложение 6
Цветной замалёвок.
Приложение 7
Изображение завитка в росписи (работа автора).
Приложение 8
Использование элемента «тычок»
13PAGE 15
13PAGE 14615
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 815