Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: Красная книга Хабаровского края.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» поселка Горин Солнечного муниципального района Хабаровского края






Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.
Тема: Красная книга Хабаровского края.








Выполнила: Шпилевая Н.С,
Старший воспитатель,
первой квалификационной категории






Цель: Сформировать представление об окружающем нас мире, о многообразии живых организмов, о беззащитности животных и растений перед человеком. Формирование у детей ответственного и доброго отношения к природе родного края.
Программные задачи:
Образовательные: Формировать представление о Красной книге, сведения о редких, исчезающих животных и растений Хабаровского края. Расширять представления детей о богатом и разнообразном, растительном и животном мире родного края.
Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, сообразительность.
Поддерживать и развивать у детей познавательный и творческий интерес к живой природе родного края.
Воспитывающие: Воспитывать любовь и гордость за свой край. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.
Интеграция с образ. обл. Социализация; Художественное творчество; Музыка.
Оборудование и материалы: Карта хабаровского края. Диск со звуками природы. Картинки с изображением растительного и животного мира Хабаровского края. Красная Книга Хабаровского края. Мультимедиа, презентация «Красная книга Хабаровского края», видеоролик «Природа Хабаровского края». Альбомы, акварель, кисточки, клей. Иллюстрации некоторых животных, птиц, рыб и растений, занесенных в красную книгу. Посылка.
Словарь: Красная Книга, заповедник.
Д/игра: Животные и растения.
Цель: Упражнять в умении классифицировать животный и растительный мир.
Д/игра: «фото-загадки»
Цель: Развитие внимания и логического мышления. Ход НОД:
Воспитатель. Ребята смотрите, нам принесли посылку, давайте откроем и посмотрим, что там внутри. Смотрите карта , диск с видео фильмом , фотографии животных и растений. Давайте посмотрим на карту.
Дети скажите, как называется край, в котором мы с вами живем?
Дети. Хабаровский.
Воспитатель. Правильно. Посмотрите на карту, это же наш родной Хабаровский край. Какой он большой! На многие километры он тянется с Севера на Юг, с Запада на Восток. Он граничит с Якутией, Амурской и Еврейской областями с Приморским краем, а также Китаем. Хабаровский край – один из самых крупных регионов Российской Федерации. Территория края простирается с севера на юг почти на 1800 км и с запада на восток на 750 км, омывается водами двух морей – Охотского и Японского. По территории Хабаровского края протекает более 120 тысяч больших и малых рек и более 55 тысяч озёр.
«Чудесный край»
Над Амуром небо голубое. Шепот рощ да гомон птичьих стай... Как не залюбуешься тобою, Край родной, дальневосточный край! Все здесь сердцу чуткому отрадно, Все невольно привлекает взор: Лес осенний празднично нарядный, Разнотравья  летнего ковер. По весне разливистые зори, А зимой бескрайние снега. Круглый год широкая, как море, Над Амуром плещется тайга. Здесь кругом раздолье и приволье С русскою  былинной красотой: Если поле, то уж чисто поле, , Если бордремучий и густой, Коль дорога меряна верстою, Коли горывысятся стеной, Если солнце только золотое, Ну, а если дождь, то проливной. (Рябов Н.)
Воспитатель. Ребята, природа нашего края многообразна. Давайте вспомним, какие растения растут в Хабаровском крае? А какие звери, обитают в наши лесах? Птицы? Насекомые? Кто обитает в реках и озерах нашего края? А кто обитает в морях?(Ответы детей).
Д/игра: Животные и растения.
Воспитатель. Посмотрите , ребята, на столе разложены фотографии, давайте их рассмотрим(рассматривают фотографии). Я предлагаю взять эти фотографий, на которых изображены животные и растении и разложить их по разным коробкам. В коробку с изображением насекомых складывайте картинки с изображением насекомых. В коробку с изображением птиц складываем птиц. В коробку с изображением зверей складываем зверей. В коробку с рыбкой складываем речных обитателей.
Воспитатель. Среди растений и животных есть такие, которых осталось очень мало в нашем крае. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей).
Воспитатель. Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах, охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон. Человек бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных становится все меньше и меньше и в этом виноват человек.
Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у неё, всё снова само собой восстановится и просчитались. В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья.
К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.
Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.
И придумали «Красную книгу»
А кто из вас знает, что такое Красная книга? (Ответы детей).
Презентация «Красная книга Хабаровского края»
Воспитатель. И вот ученые издали Красную Книгу.
Но почему именно красную книгу, а не какого-либо другого цвета?
(Ответы детей)
Воспитатель. Потому что красный цвет – цвет опасности!
Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе!
Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.
Вот так выглядит Красная Книга Российской федерации. (Показ).
А вот Красная Книга Хабаровского края. (Показ).
Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей).
Воспитатель. А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут, есть плоды и овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.
Все, все, все на свете, нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед и кто делает яд,
Да, если мы с кем-то не очень дружны-
Мы все-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-то лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Воспитатель. Взгляните на эти картинки. (Показ).
На них изображены животные, которые нуждаются в защите. Их в Хабаровском крае осталось совсем мало. Кто изображен на этих картинках?(Ответы детей).
Воспитатель. Растения тоже нуждаются в нашей защите. (Показ).
Многие из этих растений вам знакомы. Какие? (Ответы детей).
Воспитатель. А сейчас давайте поиграем в игру «фото-загадки».
  Физ. минутка: Мы шагаем, мы шагаем,     Руки выше поднимаем.     Голову не опускаем,     Дышим ровно, глубоко. (ходьба с подниманием рук).
Вдруг мы видим у куста     Выпал птенчик из гнезда.     Тихо птенчика берём,     И назад в гнездо кладём. (наклоны, поднимаем руки вверх).     Впереди из-за куста,     Смотрит хитрая лиса.     Мы лисицу обхитрим,     На носочках побежим.
На полянку мы выходим (наклоны с приседанием).
Много ягод мы находим.
Голубика так видна!
Мы едим ее с куста.
Ребята вы уже узнали, что некоторые растения и животные находятся под угрозой исчезновения и они занесены в Красную книгу.
Кроме Красной Книги люди придумали заповедники.
Что же такое заповедник? (Ответы детей)
Воспитатель. Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое.
В нашем Хабаровском крае есть 6 таких заповедников и один из них находится в городе Комсомольске-на-Амуре, называется он «ЗАПОВЕДНИК КОМСОМОЛЬСКИЙ». Заповедник расположен на гористом левобережье Амура, в устье реки Горин, на территории Комсомольского района Хабаровского  края.
Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы.
Не будем срывать, и топтать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!
Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!
Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
Не будем ловить мальков, обижать лягушек и жаб!
Не будем ловить диких животных, и уносить их домой!
Будем ходить по тропинкам.
В лесу не кричать, не включать громко музыку.
Не будем разорять птичьи гнезда.
Не разрушать грибницы.
Не рвать паутинки.
Не оставлять не затушенных костров.
Не разорять муравейники.
Не оставлять после себя мусор.
Нельзя засорять родники и речки.
И самое главное правило любить и охранять природу!
Воспитатель. А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей).
Воспитатель. Давайте мы сами никогда не будем их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах.
Воспитатель. А сейчас ребята, я предлагаю вам сделать свою Красную Книгу Хабаровского края, которая будет находиться у нас в нашей группе. Сегодня мы начнем её заполнять и каждый раз, узнав о редких растениях или животных Хабаровского края, мы будем дополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и дети, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду. И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных и для всех растений.
Воспитатель. Ребята, а сейчас давайте посмотрим видеофильм «Природа хабаровского края.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115






ђ Заголовок 315