Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики


Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
Развитие вычислительной техники имело не только положительную сторону, но и нанесло немалый вред всему человечеству. Сюда можно отнести и электромагнитное излучение, исходящее от персонального компьютера, негативно влияющего на здоровье человека, и резко возросший процент населения с заболеваниями органов зрения, с сердечно-сосудистыми заболеваниями, людей с «компьютерной зависимостью» - новым заболеванием, поражающем молодое поколение и многое другое.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью.
Что должен сделать учитель информатики для обеспечения безопасного сотрудничества учащегося с компьютером?
1.Снятие эмоционального напряжения
Использование оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
2. Создание благоприятного психологического климата на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог.
3. Комплексное использование личностно ориентированных технологий.
Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирования учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
4. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Необходимо регулярно повторять с учащимися правила техники безопасности при работе за компьютером, неукоснительно их соблюдать. Регулярно проветривать помещение компьютерного класса до и после занятий. Следить за рабочими позами учащихся во время урока.
Для снятия усталости во время работы за компьютером необходимо проводить физкультминутки.
Проведение физкультминуток - это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время физкультминуток обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой. Для того чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для снятия напряжения с глаз. Продолжительность физкультминуток составляет 1,5-2 минуты, проводит их педагог, а методическую помощь в составлении комплексов упражнений оказывает преподаватель физкультуры.
Необходимо использовать:
Упражнения на растягивание отделов позвоночника.
Зрительную гимнастику после компьютерного занятия.
Элементы пальчиковой гимнастики.
Из большого многообразия упражнений, описанных в специальной литературе, учитель может выбрать наиболее подходящие к данному уроку.