Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики.
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики.
Горенко С.И. МБОУ «СОШ № 15» г.Губкин.
«Здоровье – это не всё,
но всё без здоровья – ничто»
Сократ
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам проф. Н.К.Смирнова, “здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”.
Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке. Интенсивная информатизация учебного процесса ставит задачу обеспечения безопасности обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Проблемы здоровьесбережения на уроках информатики усугубляются вредными факторами, которые оказывает компьютер на здоровье человека:
Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени;Сидя за компьютером, ребенок вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы...
Воздействие электромагнитного излучения; Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение...
Утомление глаз, нагрузка на зрение; Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения...
Перегрузка суставов кистей; Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими...
Стресс при потере информации: Если компьютер "зависает", в результате сбоях программ теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна...
Психические расстройства. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то, чего ему не хватает в книгах, в просмотрах TV,в компьютере...
Мы видим следующее противоречие: с одной стороны компьютер является эффективным средством обучения, а с другой стороны он оказывает отрицательное влияние на здоровье школьников. Из данного противоречия следует проблема – как сохранить здоровье школьников, обучая работе на компьютере. Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.
Технологии здоровьесбережения позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.С этих позиций в настоящей работе и представлен опыт использования современных психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий на уроках информатики. В первую очередь это соблюдение санитарно-гигиенических норм. По САНПину ученикам разных классов разрешается сидеть за монитором
определенное время. Непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ или ПЭВМ не должна превышать:
- для учащихся I классов (7 лет) - 10 минут;
- для учащихся II - V классов - 15 минут;
- для учащихся VI - VII классов - 20 минут;
- для учащихся VIII - IX классов -25 минут;
- для учащихся X - XI классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут;
Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать мебель. В кабинете на стендах должны располагаться правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Кабинет должен регулярно проветриваться. Учащиеся должны знать, какое вредное воздействие оказывает компьютер на здоровье человека, на зрение в том числе, какие требования предъявляются к посадке при работе за ПК и какие последствия могут быть при несоблюдении этих требований.
Правильная рабочая поза.
Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию. Правильная рабочая поза:
Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, немного перед.
Недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.
Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти - это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.
Колени - на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц.
Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу - это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или полу.
Необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.
Рис. 1
Организация рабочего места
Приступая к работе на компьютере желательно:
Осмотреть рабочее место (расположение блоков и их состояние...).
Подобрать по высоте стул.
Монитор должен располагаться на уровне глаз и перпендикулярно углу зрения.
Экран монитора должен быть чистым.
Освещение должно соответствовать нормам СанПиН.
Не рекомендуется располагать монитор около яркого источника света т.к. приходится повышать яркость и контрастность, что влечет за собой: увеличение нагрузки на глаза, излучения, выгорает люминофор экрана, сокращается срок службы монитора.
На мониторе не должно быть бликов, сильного контраста с внешним освещением.
Мышь располагается так, чтобы было удобно работать с ней. Провод должен лежать свободно. При работе с мышью по периметру коврика должно оставаться пространство не менее 2-5 сантиметров.
Клавиатуру следует располагать прямо перед пользователем, работающим на компьютере. По периметру оставляется свободное место 2-5 сантиметров.
Монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 150.
Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы.
Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов. Рис. 2
Так же при работе необходимо:
дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела;
держать в расслабленном состоянии плечи и руки - в руках не будет напряжения, если плечи опущены;
чаще моргать и смотреть вдаль. Моргание способствует не только увлажнению и очищению поверхности глаз, но и расслаблению лицевых, лобных мышц (без сдвигания бровей). Малая подвижность и длительное напряжение глазных мышц могут стать причиной нарушения аккомодации.
При ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела, после чего задержите дыхание на 3-5 с и на выдохе расслабеть, затем можно повторить.
При ощущении усталости глаз следует в течении 2-3 мин окинуть взглядом комнату, устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно).
Если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране (покачивание, подергивание, рябь), следует немедленно сообщить об этом учителю.
Конечно же, на уроке информатики идет большая нагрузка на зрение. Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером рекомендую учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отвернуться от ПК и выполнить упражнения для глаз. Предлагаю, через проектор, также всем хорошо известные цветовые схемы В.Ф. Базарного. По его мнению регулярное для учащихся 7-11 классов использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за 1 учебный год.
left0
Рис. 3
Во время выполнения контрольных работ после 10 минут работы (в старших классах) напоминаю учащимся, что пора сделать зарядку. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения. Примеры упражнений:
вертикальные движения глаз “вверх – вниз”;
горизонтальные “вправо – влево”;
движение глаз по диагонали;
вращение глазами по часовой стрелке и против;
закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно
отчетливее.
Зарядка для глаз обязательно имеет свое место перед и после окончания работы за компьютером, причем она проводиться, не всегда стандартно. Можно предложить учащимся стереограммы или псевдодинамические изображения. Они рекомендованы людям, много работающим за компьютером. С их помощью укрепляются глазные мышцы, снимается усталость глаз.
Рис. 4 Рис. 5
Так же в ход урока необходимо включать физкультминутку. Для того
чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. В начале урока, можно провести массаж активных точек лица и головы. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Например, в начале каждого урока делимся хорошим настроением («кидаем» хорошее настроение, дети ловят и растирают ладони):
1. будим «третий глаз» (точка на лбу между бровями);2. растираем парные точки по краям крыльев носа;
3. хвастаемся подбородками (растираем точку посередине верхнегокрая подбородка);
4. растираем парные точки в височных ямках;
5. растираем три точки на затылке в углублениях;
6. растираем парные точки в области козелка уха.
Примеры упражнений в течение урока:
1. Ноги везде вместе, руки вверх и сильно прижимаем их к ушам, а
затем на выдохе резко опускаем руки вниз и др.
2. Вначале медленно, а потом в более быстром темпе левой рукой
взять правое ухо, а правой рукой взять левое ухо. Выполнять
упражнение нужно несколько раз и в системе. Это снимает
психологический стресс, улучшает гармонизацию полушарий.
3. Упражнения для рук: кладем руки на стол, ладонями вниз и
поочередно стучим пальцами по столу одновременно обеими
руками (мизинцы, безымянные и т.д.) И др. упражнения.
Важно на уроке применение психолого-педагогических технологий здоровьясбережения. Снятие эмоционального напряжения. Для этого на уроке использую игровые технологии, оригинальные задания и задачи, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
Использую игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов использую задания фантастического или детективного содержания, ролевые задания, также активизирующие творческий потенциал. Уроки обобщения часто организую в виде деловых игр. Например, урок обобщения по теме базы данных – урок с элементами деловой игры. Учащиеся делятся на группы, для оптимизации работы предприятий по продаже (квартир, автомобилей и т.д.),
проанализировав материалы местных газет, необходимо создать
соответствующие базы данных.
Применение на уроке интерактивных заданий с использованием
интерактивной доски, вызывают неизменный интерес у школьников,
одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.
Замена обычного повторения или самостоятельной работы при проверке изученного материала разгадыванием ребусов, кроссвордов так же способствует психологической разгрузке. Важно на уроке создание благоприятного психологического климата. Психологический комфорт школьников необходимо задать в начале урока и поддерживать его в течение всего урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Для снятия психологического напряжения в течение урока, при работе с графическими редакторами подбираю иллюстрации содержащие изображение природы, животных, растения, цветы, где-то и юмористические картинки, при работе с текстовыми редакторами подбираю материал с детскими сказками, рассказы с позитивным и добрым содержанием, а для домашней работы предлагается учащимся составить сказку о каком-либо устройстве ПК и оформить ее с помощью изучаемого редактора (конечно же, это творческое задание и выполняется по желанию).
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения (даже если она не всегда верна). Тактичное исправление допущенных ошибок (при анализе ответа ребенка вначале указать положительные моменты и только в конце уточнить какие были замечания по ответу), поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор, общение с детьми на равных – это конечно не все приемы, которые я
использую на уроке для создания благоприятного психологического комфорта учащихся.
Предоставляю возможность учащимся самостоятельно оценить свой ответ, какой отметке он соответствует. Этот прием применяю на всех уроках при защите проектов, групповой работе и.д. К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления.
На уроке стараюсь применять различные технологии обучения и как можно больше разнообразить формы деятельности учащихся. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. На уроках применяю следующие технологии: проектная деятельность, дифференцированное обучение, обучение в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Очень интересными, на мой взгляд, являются проблемный метод и метод проектов. Они всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы. Ученик, анализируя фактический материал и оперируя им, расширяет и углубляет знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена деятельности данных методов не дает ребенку утомить свой организм. Важным и интересным приемом считаю, организацию работы в группах, когда учащиеся выступают в роли учителя.
Не маловажно на уроке проводить пропаганду здорового образа жизни. Например, при изучении темы по программированию «Условный оператор», учащимся предлагается создать программу, для решения следующих задач: «Сколько сигарет в день выкуривал мистер Х, если он прожил 41 год, а начал курить с 14 лет. Может ли мистер Х купить Мерседес, если откажется от курения. Известно, что ему 26 лет, начал курить с 12 лет, пачка сигарет стоит 55 рублей», учитывая количество никотина принятого за один прием приводящего
к летальному исходу. Все данные для расчетов учащиеся находят самостоятельно, где еще раз убеждаются во вреде курения.
И, конечно же, необходимо в материалы урока включать информацию, о том какой вред компьютер может нанести нашему здоровью и особое внимании уделить вопросу о Интернет зависимости и ее последствиях. Так как учащиеся много времени проводят за компьютером и дома.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Структуру урока можно изменять в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов проведения может быть несколько. Приоритетными, для меня, при организации урока являются следующие моменты:
разнообразие видов деятельности;
соблюдение временного режима при работе за компьютером;
психологически комфортная и доброжелательная обстановка на уроке.
Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным для здоровья.
Литература
Н.Смирнов. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья, М., Чистые пруды, 2005
Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176с.
Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998
http://pedsovet.org/forum/index.php?s=4941aabe3689e2798500473207a3eac3&act=Attach&type=post&id=166
http://tco-physics.narod.ru/