Рабоча программа учебного предмета География 9 класс к УМК Дронов В.П.,Ром В.Я.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОКРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


РАССМОТРЕНО на заседании
Педагогического совета
Протокол № _____ от
«___» августа 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
____________ Челенко В.И.
Приказ № ________ от
«31» августа 2015 г.






Рабочая программа учебного предмета

«География»
9 класс, основное общее образование, базовый уровень
на 2015-2016 учебный год

.




Составила: Стрельцова Т.В.
учитель географии


с. Покровка, 2015 год
Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «География» для 9 класса разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Покровская СОШ» с учтом УМК автора В. П. Дронова.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. П. Дронова "География России. Население и хозяйство"
Сборник «География. Программы. Классическая линия. Для общеобразовательных учреждений 6 – 11 классы», Дрофа, Москва, 2011 год, составитель С. В. Курчина.
Учебник: В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2012

Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Изменения в рабочей программе:
Изменения, касающиеся изучения отдельных тем и отведенных на них изучения авторской программой часов в рабочую программу не вносились.
Цели.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Формы организации учебного процесса:
Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический, итоговый).
            Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:
- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной  деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.
- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.
- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.
Фронтальная;
Групповая;
Парная;
Индивидуальная.
Методы и приемы обучения
Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
Поисковый метод;
Проектный метод
Игровой метод
Метод проблемного обучения;
Метод эвристической беседы;
Анализ;
Дискуссия;
Диалогический метод;
Практическая деятельность;
Проектирование.
Специфические методы в работе с детьми с ЗПР :
1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
Краткая характеристика класса: 8 учащихся, все обучаются по основному общему образованию.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов по данной программе:
практические работы, дискуссии, тестирование, работа с контурными картами.
Формы и методы работы с детьми, испытывающие сложности в обучении: индивидуальная, парная; словесные методы: (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (наблюдение, демонстрация)
Формы и нормы оценки и контроля знаний обучающихся
Критерии оценивания по предмету соответствуют положению «О системе оценок знаний, умений, навыков, компетенций учащихся основного, среднего общего образования МКОУ «Покровская СОШ» и УМК автора.

Структура курса


Тема, раздел
Ч

1
Общая часть курса
28

2
Региональная часть курса
38

3
Обобщение по курсу
2


итого
68










Календарно-тематическое планирование по географии в 9 классе



Дата по плану
Дата по факту
Содержание учебного материала
ч
Практические работы
Содержание
Формы,
методы,
средства,
приёмы
МТУ и ИР

ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА
28


ПОЛИТИКО- ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ
3

1


Российская Федерация. Административно-территориальное устройство.
1

Российская Федерация. Административно-территориальное устройство.
Вводная лекция, работа по карте.
Административная карта России, учебник.

2


Государственная территория России.
1

Государственная территория России.
Индивидуальный опрос, объяснение, сообщение, работа с картой, учебником.
Презентация, административная карта России.

3


Географическое положение и границы России.
1

Географическое положение и границы России.
Географический тест, работа с учебником, решение проблемных вопросов.
Учебник, карта России, СССР.




НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7





4


Исторические особенности заселения и освоения территории России.
1

Исторические особенности заселения и освоения территории России.
Выполнение теста в р/т, работа в группах по учебнику и дополнительной литературе.
Карты атласа, учебник, дополнительная литература.

5


Численность и естественное движение населения. Современная демографическая ситуация в России.
1

Численность населения России и причины, её определяющие. Переписи населения. Естественное движение населения. Современная демографическая ситуация в России.
Географический диктант, викторина, объяснение, работа с терминами, работа с диаграммами, статистическим материалом.
Учебник, презентация, таблицы.

6


Национальный состав населения России.
1

Национальный состав населения России. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. География религий.
Словарный диктант, решение проблемных вопросов, сообщения, работа в р/т.
Презентация, карта народов России.

7


Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения.
1

Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения. Современные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев.
Фронтальная беседа, работа с терминами, проблемное обучение, составление схемы «Виды миграций».
Диск, учебник, карта-схема миграций.

8


Географические особенности размещения населения.
1

Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями. Зоны расселения.
Индивидуальный опрос, мини-тест, работа по вопросам учебника, работа с картой, проблемное обучение.
Карта плотности населения России.

9


Городское и сельское население.
1

Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения.
Словарная устная работа, фронтальный опрос, работа с таблицами учебника, рассказ, работа с картой.
Карта плотности населения России, набор открыток городов России.

10


Трудовые ресурсы.
1

Трудовые ресурсы.
Цифровой диктант, лекция.
Диаграммы, статистический материал.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3


11


Экономические системы в историческом развитии России.
1

Экономические системы в историческом развитии России: географические особенности традиционной и командной систем. Рыночная и смешанная экономика. Социально-экономические реформы в России: разгосударствление и приватизация, необходимость научно-технологической перестройки и ресурсосбережения, конверсия в оборонном комплексе.
Выполнение теста в р/т, лекция, составление таблицы.
Презентация, учебник.

12


Структурные особенности экономики России.
1

Структурные особенности экономики России. Экономический кризис и его экономические следствия.
Фронтальная беседа, проблемное обучение, работа в группах.
Презентация, схемы, диаграммы, учебник.

13


Природно-ресурсный потенциал экономики. Россия в современной мировой экономике.
1

Природно-ресурсный потенциал экономики. Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Размещение важнейших ресурсных баз страны. Основные проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.
Фронтальная беседа, работа по вопросам, работа по карте, составление схемы «Природные богатства России».
Карта природных ресурсов России.

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ
6


14


Научный комплекс. География российской науки.

1

Научный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. География российской науки. Технополисы.
Вводная беседа, конференция, деловая игра.
Презентация.

15


Машиностроительный комплекс
1

Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав, связь с другими комплексами. Факторы размещения машиностроительных предприятий.
Работа с дидактическим материалом, учебником, составление схемы «Состав машиностроительного комплекса»
Раздаточный материал.

16


География машиностроения.
1
№ 1 «Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам»
География машиностроения. Особенности географии военно-промышленного комплекса.
Индивидуальный опрос, работа с картой, выполнение практической работы.
Карта машиностроительного комплекса России.

17


Топливно-энергетический комплекс.
1

Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс.
Письменная работа, объяснение, составление схемы, работа в р/т, работа с картой, диаграммами, статистическими материалами.
Карта топливной промышленности России.

18


Топливная (нефтяная, газовая, угольная) промышленность.
1
№ 2 «Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам»
№ 3 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам»

Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Роль нефти, газа, угля в современном хозяйстве. Место России Основные и перспективные районы добычи. Современные проблемы.
Фронтальный опрос, выполнение практической работы.
Карта топливной промышленности России, видеофрагмент.

19


Электроэнергетика.
1

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов электростанций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных электростанция на окружающую среду.
Работа по учебнику, работа в парах.
Карта электроэнергетики России,видеофрагмент.

КОМПЛЕКСЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ИХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
4


20


Состав и значение комплекса. Металлургический комплекс. Чёрная металлургия
1
№ 4 «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам»
Металлургический комплекс, состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.
Вводная лекция, работа в р/т, составление схемы «Состав металлургического комплекса», выполнение практической работы.
Карта металлургического комплекса России.

21


Цветная металлургия.
1
№ 5 «Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия»
Цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии Чёрных и цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры.
Фронтальный опрос, выполнение практической работы, работа с картами и статистическими материалами.
Карта металлургического комплекса России.

22


Химико-лесной комплекс.
1
№ 6 «Составление характеристики одной их баз химической промышленности по картам и статистическим материалам».
ХЛК, состав и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Ведущая роль химической промышленности в составе комплекса. Главные факторы размещения предприятий ХЛК их изменение под влиянием НТР.
Вводная лекция, выполнение практической работы.
Карта химической промышленности России.

23


Территориальная организация комплекса.
1

Территориальная организация комплекса. ХЛК и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций, деталей.
Письменная работа, работа с картой-схемой, работа в парах.
Карта химической промышленности России.

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС(АПК)
2


24


Агропромышленный комплекс: земледелие и животноводство.
1
№ 7 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»
АПК, место и значение в хозяйстве, состав, связь с другими комплексами. Влияние природных и социально-экономических факторов на размещение с/х производства. Земельный фонд, его структура. Основные направления использования земельных ресурсов. Земледелие и животноводство.
Выполнение теста в р/т, работа с учебником, составление схем, составление тезисов, сравнение, выполнение практической работы.
Карта АПК России.

25


Лёгкая и пищевая промышленность.
1

Лёгкая и пищевая промышленность. Современные проблемы развития АПК. АПК и окружающая среда.
Фронтальный опрос, работа с раздаточным материалом, составление схемы «Производство ткани».
Карта АПК России, Коллекция «Производство ткани».

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС
3


26


Инфраструктурный комплекс.
1


ИК, его значение, состав, связь с другими комплексами. Классификация услуг. Уровень развития комплекса в России. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства.
Письменная работа, вводная беседа, составление схемы «Состав ИК», работа с диаграммами. Таблицами, учебником.
Презентация.

27


Транспорт.
1

Транспорт. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Виды транспорта.
Индивидуальный опрос, работа с учебником, картами, работа в группах, составление таблицы «Виды транспорта».
Карта автомобильных, железных дорог, морского транспорта.

28


Связь и сфера обслуживания.
1
№ 8 «Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей»
Состав, роль в современном обществе. Проблемы развития на современном этапе. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. ИК и окружающая среда.
Цифровой диктант, работа с учебником и раздаточным материалом.
Картосхема, раздаточный материал, диск, видеофрагмент.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА
38


РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ
2


29


Районирование - важнейший метод географической науки. Географическое разделение труда.
1

Районирование - важнейший метод географической науки. Различные варианты районирования. Экономическое районирование. Хозяйственная специализация территорий. Географическое разделение труда.
Лекция, работа с картой, работа в р/т., со статистическим материалом и диаграммами.
Карта экономических районов России.

30


Районирование России.
1
№ 9 «Моделирование вариантов нового районирования России»
Районирование России: принципы, факторы, сетки районов. Федеральные округа. Проблемы районирования России.
Лекция, работа с картой, выполнение практической работы.
Карта экономических районов России

ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН – ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ
21


31


Европейская Россия - основа формирования территории российского государства.
1

Географическое положение на западе России. Место и роль в хозяйстве России. Особенности истории географии хозяйства. Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселённая часть страны. Проблемы социально-экономического развития.
Вводная лекция, беседа, заполнение «визитной карточки», работа на к/к.
Карта экономических районов России

32


Центральная Россия.
1

Состав района. Преимущества географического положения – важнейший фактор развития.
Вводная лекция, беседа, заполнение «визитной карточки», работа на к/к.
Карта ЦР.

33


Население и трудовые ресурсы.
1
№ 10 «Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России»
ЦР – очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Высокая численность и плотность населения. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Количество и качество трудовых ресурсов.
Проверка географической номенклатуры, индивидуальный опрос, сообщения о народных промыслах ЦР, выполнение практической работы.
Презентация «Народные промыслы ЦР», карта народов России.

34


Экономика и её территориальная структура.
1

Высокий уровень территориальной концентрации науки и обрабатывающей промышленности. Города науки. Высокий уровень развития сферы услуг. Специализация на наукоёмких и трудоёмких отраслях. АПК.
Фронтальный опрос, работа по карточкам, работа с картой.
Карта ЦР.

35


Районы Центральной России. Москва и Московский регион.
1

Возникновение и развитие Москвы. Москва – столица России. Московский столичный регион, его экономические, социальные и экологические проблемы.
Географический диктант, работа с учебником.
Учебник, презентация «Москва – столица России».

36


Географические особенности областей Центрального района.





1
№ 11 «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России»
Географические особенности областей ЦР. Нижний Новгород: географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Старинные промыслы. Современность и проблемы древних русских городов. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы.
Выполнение практической работы, работа с учебником.
Учебник, карта ЦР.

37


Северо-Западная Россия, состав и географическое положение
1

Состав. Географическое положение на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу». Современные особенности географического положения района.
Выполнение теста «Центральная Россия», работа по учебнику, карте, заполнение «Визитной карточки».
Карта Северо-Западной России.

38


Население.
1
№ 12 «Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт – Петербурга»
Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Роль С-П в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района.
Выполнение практической работы, работа с учебником, картосхемами.
Карта Северо-Западной России, презентация «Санкт-Петербург»

39


Хозяйство Северо-Западной России.
1

Высокоразвитая наука. Отрасли ВПК. Специализация на судостроении, станкостроении, приборостроении. Экономические, социальные и экологические проблемы С-П. Свободная экономическая зона «Янтарь»
Фронтальная беседа, конференция «Хозяйство СЗР»
Диск, карта СЗР.

40


Европейский Север: географическое положение, состав территории.
1

Состав района. Географическое и геополитическое положение. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию.
Выполнение мини-теста «Северо-Западная Россия», работа с учебником, составление «визитной карточки», работа на к/к.
Карта ЕС.

41


Природные ресурсы Европейского Севера.
1
№ 13 «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера»
Природные ресурсы. Различия в рельефе и «наборе» полезных ископаемых Кольско-Карельского и Тимано-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.
Работа с географической номенклатурой, выполнение практической работы.
Карта ЕС.

42


Население и хозяйство Европейского Севера.
1
№ 14 «Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона»
Население: состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины. Хозяйство ЕС. Развитие ТЭК, металлургии, химической и лесной промышленности. Роль морского транспорта. Северный морской путь. Современные проблемы региона. Проблемы охраны природы Севера.
Выполнение практической работы.
Карта ЕС.

43


Европейский Юг- Северный Кавказ.
1

Состав района. Особенности географического и геополитического положения.
Выполнение теста «Европейский Север», работа с картой, составление «визитки», работа с учебником.
Карта СК.

44


Природные ресурсы Европейского Юга.
1
№ 15 «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе»
Природный амфитеатр. Ресурсы региона.
Работа с географической номенклатурой, выполнение практической работы.
Карта ЕС.

45


Население и хозяйство Европейского Юга.
1

Население: национальный и религиозный состав. Особенности расселения. Традиции и культура.
Фронтальная беседа, географический диктант, работа с учебником, картами, в р/т.
Карта ЕС, карта народов России, презентация «Обычаи и традиции на родов Кавказа»

46


Поволжье, географическое положение и состав территории, природные условия и ресурсы.
1
№ 16 «Экологические и водные проблемы Волги – оценки и пути решения»

Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Роль Волги в территориальной организации населения и хозяйства района. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы.
Выполнение теста «Северный Кавказ», вводная лекция, работа с учебником, картой, выполнение практической работы.
Карта Поволжского района.

47


Поволжье - место исторического взаимодействия этносов.
1
№ 17 «Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения Поволжья»
Поволжье – место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма.
Индивидуальный опрос. самостоятельная работа по учебнику, составление характеристики, выполнение практической работы.
Учебник, презентация, диск.

48


Хозяйство района.
1
№ 18 «Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья»

Хозяйство района. Развитие нефтегазохимического , машиностроительного и агропромышленного комплекса. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК – ведущие позиции Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.
Фронтальный опрос, сообщения учащихся, работа в р/т, выполнение практической работы.
Учебник, презентация, карта ПР.

49


Урал, географическое положение и состав территории. Минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения.
1

Состав и границы Урала при разных видах районирования. Географическое положение. Роль пограничного положения
Выполнение теста «Поволжский район», вводная беседа, работа в р/т, составление «визитки» района, работа на к/к.
Карта УР.

50


География и проблемы современного хозяйства.
1
№ 19 «Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала (картосхема)»

Горнодобывающая, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение, их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Реконструкция уральской промышленности. Развитие сельского хозяйства. Отставание развития социальной сферы.
Работа с географической номенклатурой, выполнение практической работы.
Карта УР, презентация.

51


Антропогенные изменения природы Урала.
1
№ 20 «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем»
Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.
Викторина, конференция, мини-проект.
Карта УР, учебник, дополнительная литература.

ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН – АЗИАТСКАЯ РОССИЯ
15


52


Азиатская Россия – общая характеристика. Этапы и проблемы развития экономики региона.
1

Географическое положение. Большая площадь территории, малая степень изученности и освоенности, слабая заселённость. Концентрация основной части населения на юге. Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Основные проблемы и перспективы развития восточного макрорегиона.
Выполнение теста «Уральский район», лекция, работа с картами.
Физическая и экономическая карта ВМ.

53


Западная Сибирь. Географическое положение. Оценка природных условий. Коренные народы.
1
№ 21 «Изучение и оценка природных условий одного из районов Западной Сибири для жизни и быта человека»
Географическое положение. Оценка природных условий для жизни и быта человека Коренные народы. Диспропорция в площади региона и в численности населения ЗС. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов.
Вводная лекция, работа с учебником, практическая работа.
Карта ЗС.

54


Богатство и разнообразие природных ресурсов.
1

Богатство и разнообразие природных ресурсов.
Проектная работа.
Карта ЗС, презентация.

55


Нефтегазохимический комплекс - основа хозяйства района.
1
№ 22 «Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса Западной Сибири»
Нефтегазохимический комплекс - основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. Горнодобывающая промышленность. Угольная промышленность и её проблемы. АПК. Основные виды транспорта.
Фронтальный опрос, практическая работа.
Карта ЗС, видеофрагмент.

56


Современные проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства.
1
№ 23 «Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона»
Современные проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства.
Практическая работа.
Карта ЗС, карта Алтайского карая.

57


Хозяйственные районы.
1

Хозяйственные районы: Западно - Сибирский и Кузнецко - Алтайский. Основные проблемы Западной Сибири.
Проверка географической номенклатуры, работа в группах, заполнение таблицы и схемы.
Карта ЗС. Учебник.

58


Восточная Сибирь, состав района, географическое положение, минеральные ресурсы.
1

Состав района. Географическое положение. Минеральные ресурсы.
Выполнение теста «ЗС», вводная беседа, работа с картами.
Карта ВС.

59


Население: заселение, национальный состав, размещение.
1
№ 24 «Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в данной местности»
Население: заселение, национальный состав, размещение. Проблема трудовых ресурсов. Коренные народы.
Фронтальный опрос, работа с учебником и дополнительной литературой, практическая работа.
Карта ВС, дополнительная литература, диск.

60


Экономика Восточной Сибири.
1
№ 25 «Составление характеристики Норильского промышленного узла»
Экономика ВС. Великие Сибирские реки: водные ресурсы и условия для строительства ГЭС. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его преодоления.
Фронтальный опрос, работа с учебником и дополнительной литературой, практическая работа
Карта ВС, дополнительная литература, диск.

61


Дальний Восток, состав района, особенности географического и геополитического положения. Этапы освоения территории.
1

Состав района. Особенности географического и геополитического положения. ЭГП разных частей региона.
Тест «ВС», работа по карте, составление «визитки», работа с учебником, объяснение.
Карта Дальнего Востока, презентация.

62


Население.
1

Этапы освоения территории: русские землепроходцы в 17 веке, установление русско-китайской и русско-японской границ. Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения, его относительная молодость. Миграции и потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.
Фронтальный опрос, проверка географическ4ой номенклатуры, работа в парах, сообщения.
Презентация, набор иллюстраций, видеофрвгмент, карта ДВ.

63


Природные ресурсы Дальнего Востока.
1

Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Якутские алмазы. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Гидроресурсы и ГЭС.
Фронтальный опрос, составление тезисов по теме.
Карта полезных ископаемых, карта ДВ, видеофрагмент.

64


Хозяйство Дальнего Востока.



Отрасль специализации района – добыча и обогащение руд цветных металлов. Лесозаготовка и ЦБП.
Индивидуальный опрос, мини-тест, викторина, работа в группах, составление схемы. Работа в р/т.
Карта ДВ.

65


Экономика района.
1
№26«Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока»
Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли ВПК.
Работа по карточкам, практическая работа. работа.
Карта ДВ, интерактивная доска.

66


Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города.
1
№ 27 «Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока»
Проблемы СЭЗ. Внутрирайонные различия и города. Владивосток – торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Дискуссия.
Учебник, раздаточный материал.

ОБОБЩЕНИЕ ПО КУРСУ
2


67


Повторение по теме «Общая часть курса»
1

Повторение по теме «Общая часть курса»
Работа с учебником по вопросам повторения.
Атлас.

68


Повторение по теме «Региональная география»
1

Повторение по теме «Региональная география»
Выполнение теста.
Атлас.





Перечень практических работ:
№ 1 «Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам»
№ 2 «Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам»
№ 3 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам»
№ 4 «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам»
№ 5 «Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия»
№ 6 «Составление характеристики одной их баз химической промышленности по картам и статистическим материалам».
№ 7 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»
№ 8 «Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей»
№ 9 «Моделирование вариантов нового районирования России»
№ 10 «Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России»
№ 11 «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России»
№ 12 «Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт – Петербурга»
№ 13 «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера»
№ 14 «Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона»
№ 15 «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе»
№ 16 «Экологические и водные проблемы Волги – оценки и пути решения»
№ 17 «Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения Поволжья»
№ 18 «Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья»
№ 19 «Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала (картосхема)»
№ 20 «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем»
№ 21 «Изучение и оценка природных условий одного из районов Западной Сибири для жизни и быта человека»
№ 22 «Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса Западной Сибири»
№ 23 «Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона
№ 24 «Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в данной местности»
№ 25 «Составление характеристики Норильского промышленного узла»
№26«Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока»
№ 27 «Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока»

Требования к уровню подготовки.
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; 
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Планируемые результаты.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.             

Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является - оценка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала;
полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:
показывает знания всего изученного программного материала; даёт полный и правильный
ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи; применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
ответ самостоятельный;
наличие неточностей в изложении географического материала;
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения
последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых
географических явлений;
понимание основных географических взаимосвязей;
знание карты и умение ей пользоваться;
при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
 
Оценка "3" ставится, если ученик:
усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно;
показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;
выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определения понятий дал недостаточно четкие;
не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений,
фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при
воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков
работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
не делает выводов и обобщений.
не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала
в пределах поставленных вопросов;
имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к
решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не
может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки  в использовании карты.
Практические и самостоятельные работы.
 Оценка "5" ставится, если: практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности; учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки; работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Оценка "4" ставится, если: практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно; допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристики отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Оценка "3" ставится, если: практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Оценка "2" ставится, если учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Проверочные письменные работы.
Оценка "5" ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
Тестовые работы.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил тестовую работу в полном объеме и дал правильных ответов 100-80% , от общего количества вопросов;
оценка «4» - 79-60%;
оценка «3» - 59-40%;
оценка «2» - если правильных ответов менее 40% от общего количества вопросов.
5. Проведение наблюдений.
Оценка «5» ставится, если ученик провел наблюдение и в результате точно отразил особенности объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильно формулировал выводы; аккуратно оформил наблюдение.
Оценка «4» ставится, если ученик провел наблюдение, но допустил неточности в отражении признаков объекта или явления; правильно формулировал выводы; имеются незначительные ошибки в оформлении наблюдений.
Оценка «3» ставится, если ученик допускает неточности в проведении наблюдений; выделяет не все особенности объектов и явлений; допускает неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.
Оценка «2» ставится, если ученик выполнил наблюдение неправильно; не сделал выводы на основе наблюдений; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений или оно не оформлено.
6.Работа на контурных картах.
Оценка «5» ставится, если контурная карта оформлена аккуратно в соответствии с правилами; местоположение всех географических объектов обозначено, верно; не допущено орфографических ошибок в написании географических объектов.
Оценка «4» ставится, если контурная карта оформлена аккуратно в соответствии правилами, но есть небольшие помарки, или не указано местоположение двух-трёх объектов, или допущены орфографические ошибки в написании географических объектов.
Оценка «3» ставится, если оформление контурной карты не соответствует правилам, указаны основные географические объекты, но имеются неточности в их расположении и (или) допущены орфографические ошибки в написании географических объектов.
Оценка «2» ставится, если задание на контурной карте выполнено не верно, либо ученик не сдал контурную карту на проверку учителю.




Учебно-методическое обеспечение.
Используемый УМК:
1. Программы В. П. Дронова "География России. Население и хозяйство"
Сборник «География. Программы. Классическая линия. Для общеобразовательных учреждений 6 – 11 классы», Дрофа, Москва, 2011 год, составитель С. В. Курчина.
2. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2012
3.В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2014
4. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
Дополнительная литература
1. В. А. Низовцев, Н. А. Марченко «Школьные олимпиады по географии. 6-10 классы», М., Айрис-пресс, 2006.
2. Е. А. Жижина «Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России», М.,»Вако», 2005.

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса».
1. Карты, атласы, таблицы.
2. Диски.
3. Коллекции горных пород и минералов.
4. 6. Раздаточный материал.
7. Ресурсы Интернет.