Календарно-тематическое планирование Биология 5 класс ФГОС Введенский, Плешаков



Тема урока
(номер пункта в учебнике) Тип
урока Целевая установка Понятия Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС) Дата проведения примечание
предметные метапредметные личностные план факт Введение в биологию (2 ч)
1. Науки о природе Изучение нового материала Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются Естественные науки: физика, астрономия, химия, география, биология. Знание объек-
тов изучения
естественных
наук и основ-
ных правил ра-
боты в кабинете
биологии Познавательные УУД:
умение работать с текс-
том, выделять в нем
главное.
Личностные УУД: уме-
ние соблюдать дисцип-
лину на уроке, уважи-
тельно относиться к
учителю и одноклас-
сникам. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно
установленным прави-лам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД:
умение слушать учителя
и отвечать на вопросы Познаватель-
ный интерес кестественным
наукам 5а


5г 5а


5г 2. Методы
изучения
природы Комби-
ниро-
ванный Изучение
особеннос-
тей различ-
ных методов
исследова-
ния и пра-
вил их ис-
пользования
при изуче-
нии биоло-
гическихобъектов и
явлений Методы исследования: нблюдение, эксперимент
(опыт), измере-
ние Ознакомление
с методами ис-
следования жи-
вой природы и
приобретение
элементарных
навыков их ис-
пользования Познавательные УУД:
умение проводить эле-
ментарные исследова-
ния, работать с различ-
ными источниками
информации.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно установ-
ленным правилам рабо-
ты в кабинете.
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать
информацию на слух Понимание
значимости
научного исследования
природы 5а


5г 5а


5г Глава 1. Мир биологии (18 ч)
3.
Что изучает
биология Изучение нового материала Формирова-
ние представлений о
многообразии биологическихнаук Биологические
науки: ботаника, зоология, микология, микробио-
логия, экология, цитология, анатомия, физиология, генетика Знание много-
образия биоло-
гических наук,
а также процес-
сов, явлений и
объектов, изу-
чением кото-
рых они занимаются Познавательные УУД:
умение структурировать
учебный материал, вы-
делять в нем главное.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля, сделать выводы порезультатам работы.
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать
информацию на слух, от-
вечать на вопросы учите-
ля, работать в группах Осознание
значения био-
логических наук в развитии представлений человека о природе вовсем ее многообразии 5а


5г 5а


5г 4.
Из истории
биологии Комбиниро-
ванный Формирова-
ние представлений о значении открытий
ученых разных исторически эпох для разви-
тия биологии Аристотель, Уильям Гавей, Роберт Гук, Карл Линней, Чарлз Дарвин, Грегор Медель, Владимир Иванович
Вернадский Знание и оценка вклада ученых-биологов вразвитие науки Познавательные УУД:
умение выделять глав-
ное в тексте, грамотно
формулировать вопро-сы, работать с различ-
ными источниками ин-
формации, готовить со-
общения и презентации
и представлять резуль-
таты работы.
Личностные УУД: осо-
знание возможности
участия каждого чело-
века в научных иссле-
дованиях.
Регулятивные УУД:
умение организовать
выполнение заданий
учителя, сделать выво-
ды по результатам ра-
боты.
Коммуникативные
УУД: умение работать всоставе творческихгрупп Понимание
роли исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о
живой природе 5а


5г 5а


5г 5.
Экскурсия
в мир клеток Комбиниро-
ванный Формирова-
ние представлений о клетке как единице
строения
живого организма Клетка. Организмы: однклеточные, многоклеточные.
Микроскоп Знание и раз-
личение на таб-
лицах основных
частей клеток
(ядра, оболоч-ки, цитоплаз-
мы). Освоение
основных пра-
вил работы смикроскопом Познавательные УУД:
овладение умением
оценивать информа-
цию, выделять в ней
главное. Приобретение
элементарных навыков
работы с приборами.
Личностные УУД: по-
требность в справедли-
вом оценивании своейработы и работы одно-
классников.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля. Развитие навыков
самооценки и самоана-
лиза. Представление
о единстве жи-
вой природы
на основании
знаний о клеточном строении всех живых организ-
мов Коммуникативные УУД:
умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклас-
сниками 5а


5г 5а


5г 6.
Как классифи-
цируют орга-
низмы Комбиниро-
ванный Формирова-
ние пред-
ставлений о
значенииклассифи-
кации жи-
вых орга-
низмов для
их изучения Классификация
организмов.
Царства живойприроды. Еди-
ницы классифи-
кации: тип (от-дел) – класс –
отряд (поря-док) –
семейство –
род – вид Знание основ-
ных системати-
ческих единиц
в классифика-
ции живых ор-
ганизмов. По-
нимание
принципов сов-
ременной клас-
сификации ор-
ганизмов Познавательные УУД:
умение давать опреде-
ления понятиям, клас-
сифицировать объекты.
Личностные УУД: уме-
ние соблюдать дисцип-
лину на уроке, уважи-
тельно относиться к
учителю и одноклас-
сникам.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля. Развитие навыков
самооценки и самоана-
лиза.
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать
информацию на слух,
отвечать на вопросы
учителя Понимание
научного зна-
чения класси-
фикации жи-
вых организ-
мов 5а


5г 5а


5г 7.
Живые царства. Бактерии Изучение нового ма-
териала Формирова-
ние представлений о бактериях как пред-
ставителях
отдельного
царства живой природы Бактерии – безъядерные одноклеточные организмы Выделение су-
щественных
особенностей
строения и
функциониро-
вания бактери-
альных клеток.
Знание правил, позволяющих
избежать зара-
жения болезне-
творными бак-
териями Познавательные УУД:
умение работать с раз-
личными источниками
информации, преобра-
зовывать ее из одной
формы в другую, выде-
лять главное в тексте,
структурировать учеб-ный материал.
Личностные УУД: по-
требность в справедли-
вом оценивании своейработы и работы одно-
классников.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля. Развитие навыков
самооценки и самоана-
лиза.
Коммуникативные УУД:
умение строить эффек-
тивное взаимодействие
с одноклассниками Представление
о положитель-
ной и отрица-
тельной роли
бактерий вприроде и
жизни челове-
ка и умениезащищать свой
организм отнегативного
влияния бо-
лезнетворных
бактерий 5а


5г 5а


5г 8.
Живые царсва.
Грибы Комбиниро-
ванный Формирование представлений о грибах как
представителях отдельногоцарства живой природы, обла-
ющих признаками и растений и животных Грибы. Грибница(мицелий), гифы, плодвое тело.
Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрож-
жевые грибы,
плесневые грибы, грибы-паразиты Выделение су-
щественных
особенностей
представителей
царства Грибы.
Знание правил
оказания пер-
вой помощи
при отравлении
ядовитыми гри-
бами Познавательные УУД:
умение выделять глав-
ное в тексте, структури-
ровать учебный матери-
ал, грамотно
формулировать вопро-
сы, работать с различ-
ными источниками ин-
формации, готовить
сообщения и презента-
ции, представлять ре-
зультаты работы классу.
Личностные УУД: уме-
ние оценивать уровень
опасности ситуации дляздоровья, понимание
важности сохранения
здоровья.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля. Развитие навыков
самооценки и самоана-
лизаКоммуникативные УУД:
умение работать в со-
ставе творческих групп Понимание
роли предста-
вителей цар-
ства Грибы вприроде и
жизни челове-
ка. Осознание
необходимос-
ти оказания
экстренной
помощи приотравленииядовитыми
грибами 5а


5г 5а


5г 9.
Живые царства. Растения Комбиниро-
ванный Формирование представлений о растениях
как представителях отделного царства жи-
вой природы Растения. Хлорофилл. Органы растений: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы:
Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Цветковые (Покрытосеменные) Выделение су-
щественных
особенностей
представителей
царства Расте-
ния. Знание ос-
новных систе-
матических
единиц царства
Растения Познавательные УУД:
умение выделять глав-
ное в тексте, структури-
ровать учебный матери-
ал, давать определения
понятиям, работать сразличными источни-
ками информации, пре-
образовывать ее из од-
ной формы в другую,
готовить сообщения и
презентации, представ-
лять результаты работы
классу.
Личностные УУД: по-
требность в справедли-
вом оценивании своейработы и работы одно-
классников. Эстетичес-
кое восприятие природы.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля. Развитие навыков
самооценки и самоана-
лиза.
Коммуникативные УУД:
умение строить эффек-
тивное взаимодействие
с одноклассниками Осознание
важности рас-
тений в приро-
де и жизни че-
ловека 5а


5г 5а


5г 10. Живые царства. Животные Комбиниро-
ванный Формирование представлений о животных
как представителях отдельного царства живой природы Животные. Простейшие (одноклеточные) животные.
Многоклеточные животные. Типы: Кишечнополостные, Иглокожие,
Кольчатые черви,
Моллюски, Членистоногие, Хордовые Выделение су-
щественных
особенностей
представителей
царства Живот-
ные. Знание ос-
новных систе-
матических
единиц царства
Животные Познавательные УУД:
умение выделять глав-
ное в тексте, структури-
ровать учебный матери-
ал, грамотно
формулировать вопро-
сы, работать с различ-
ными источниками ин-
формации, готовить
сообщения и презента-
ции, представлять ре-
зультаты работы классу.
Личностные УУД: уме-
ние соблюдать дисцип-
лину на уроке, уважи-
тельно относиться к
учителю и одноклас-
сникам. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно
установленным прави-лам работы в кабинете.
Развитие навыков само-
оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение работать в со-
ставе творческих групп
Представление
о значении
животных вприроде, осо-
знание их хо-
зяйственного
и эстетическо-
го значения
для человека 5а


5г 5а


5г 11. Жизнь начинается Изучение нового ма-
териала Формирова-
ние представлений о значении половых
клеток в процессе оплодотворения и эта-
пах развития зародышей позвоночных животных Половые клетки: яйцеклетки,
сперматозоиды
(спермии). Оплодотворение. Зародыш Знание особен-
ностей строе-
ния половых
клеток. Умение
на рисунках и
таблицах выде-
лять сущест-
венные черты
сходства заро-
дышей позво-ночных живот-
ных Познавательные УУД:
умение сравнивать и
анализировать ин-
формацию, делать вы-
воды. Умение давать
определения поняти-
ям, работать с различ-
ными источниками
информации, самосто-
ятельно оформлятьконспект урока в тет-
ради.
Личностные УУД: зна-
ние основных составля-
ющих здорового образа
жизни.
Регулятивные УУД: раз-
витие умения планиро-
вать свою работу привыполнении заданий
учителя.
Коммуникативные УУД:
умение слушать одно-
классников и учителя,
высказывать свое мнение Понимание
роли половых
клеток в размножении живых оганизмов.
Представление
о родстве живых организмов, насляющих нашу планету. Развитие
представлений
о необходимости вести здоровый образ жизни 5а


5г 5а


5г 12. Жизнь пролжа-
ется Комбиниро-
ванный Формирова-
ние представлений о размножении как о свойстве
живого организма,
позволяющем продолжать
свой род Размножение,
способы рано-
жения Знание основ-
ных способов
размножения
живых организ-
мов Познавательные УУД:
освоение элементарныхнавыков исследователь-
ской деятельности.
Личностные УУД: уме-
ние соблюдать дисцип-
лину на уроке, уважи-
тельно относиться к
учителю и одноклас-
сникам.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля, оценить качество
выполнения работы.
Коммуникативные УУД:
умение работать в груп-
пах, обмениваться ин-
формацией с одноклас-
сниками Представление
о размноже-
нии как главном свойстве живого, обеспечивающем
продолжение
рода 5а


5г 5а


5г 13. Почему дети похожи на ро-
дителей Комбиниро-
ванный Формирова-
ние представлений о гене как основе на-
следственности
организмов Наследствен-
ность, ген Знание о значе-
нии гена и его
местоположе-
нии в клетке Познавательные УУД:
умение давать опреде-
ления понятиям, рабо-
тать с текстом и выде-
лять в нем главное,
устанавливать причин-
но-следственные связи,
работать с различными
источниками информа-
ции, преобразовывать
ее из одной формы вдругую, готовить сооб-
щения и презентации,
представлять результаты
работы классу.
Личностные УУД: по-
требность в справедли-
вом оценивании своейработы и работы одно-
классников.
Регулятивные УУД: раз-
витие умения планиро-
вать свою работу привыполнении заданий
учителя.
Коммуникативные УУД:
умение строить эффек-
тивное взаимодействие
с одноклассниками Понимание
роли генов вхранении и пе-
редаче на-
следственной
информации
от родителей кпотомству 5а


5г 5а


5г 14. Нужны все
на свете Изуче-
ние но-
вого ма-
териала Формирование представлений о группах живых организмов в зависимости от их роли в природе Организмы: производители, потребители, разрушители Знание роли
организмов
разных царств
живой природы
в круговороте
веществ Познавательные УУД:
умение выделять глав-
ное в тексте, структури-
ровать учебный матери-
ал, грамотно
формулировать вопро-
сы, умение работать сразличными источника-
ми информации, гото-
вить сообщения и пре-зентации, представлять
результаты работы клас-
су.
Личностные УУД: уме-
ние соблюдать дисцип-
лину на уроке, уважи-
тельно относиться к
учителю и одноклас-
сникам.
Регулятивные УУД: уме-
ние планировать свою
работу при выполнении
заданий учителя, делать
выводы по результатам
работы.
Коммуникативные УУД:
умение слушать учите-
ля, высказывать свое
мнение Осознание
взаимосвязан-
ности, взаимо-
зависимости
всех компо-
нентов приро-
ды 5а


5г 5а


5г 15. Как животные
общаются
между собой Изучение нового ма-
териала Формирование представлений о способах
общения
животных
между собой Языки общения животных: движений, запахов, звуков Знание нали-
чия различныхспособов обще-
ния между жи-
вотными Познавательные УУД:
умение выделять глав-
ное в тексте, структури-
ровать учебный матери-
ал, грамотно
формулировать вопро-
сы, работать с различ-
ными источниками ин-
формации, готовить
сообщения и презента-
ции, представлять ре-
зультаты работы классу.
Личностные УУД: уме-
ние видеть прекрасное в
природе. Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно
установленным прави-лам работы в кабинете.
Развитие навыков само-
оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение работать в составе творческих групп. Представление
о животных
как сложно
организован-
ных сущест-
вах, обладаю-
щих
способностью
к общению.
Познаватель-
ный интерес кестественным
наукам 5а


5г 5а


5г 16. Биология
и практика Изучение нового ма-
териала Формирова-
ние пред-
ставлений о
значениибиологии
для хозяй-
ственной
деятельнос-
ти человека Биологическая
защита урожая,
породы живот-
ных, сорта растений, лекарственные растения Знание о су-
ществовании
различных по-
род животных и
сортов культур-
ных растений.
Элементарные
представления
о лекарствен-
ных растениях.
Объяснение ро-
ли биологии впрактической
деятельности
человека Познавательные УУД:
умение осуществлять
поиск нужной инфор-
мации, выделять глав-
ное в тексте, структури-
ровать учебный
материал, грамотно
формулировать вопро-
сы, готовить сообщения
и презентации.
Личностные УУД: уме-
ние применять полу-
ченные знания в своейпрактической деятель-
ности.
Регулятивные УУД: уме-
ние планировать свою
работу при выполнении
заданий учителя, делать
выводы по результатам
работы.
Коммуникативные УУД:
умение работать в со-
ставе творческих групп,
высказывать свое мне-
ние Понимание
необходимос-
ти биологичес-
ких знаний
для хозяй-
ственной де-
ятельности че-
ловека 5а


5г 5а


5г 17. Биологи защи-
щают природу Комбиниро-
ванный Формирова-
ние представлений о последстви-
ях воздействия человека наприроду и
способах ее
охраны Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые терри-
Тории (заповедники, заказники, национальные парки) Приведение до-
казательств не-
обходимости
охраны окружа-
ющей природы.
Знание основ-
ных правил по-
ведения в при-
родеПознавательные УУД:
умение работать с раз-
личными источниками
информации, самостоя-
тельно оформлять конс-
пект урока в тетради,
сравнивать и анализи-
ровать информацию,
делать выводы, давать
определения понятиям.
Личностные УУД: спо-
собность выбирать це-
левые и смысловые ус-
тановки в своих
действиях и поступках
по отношению к живойприроде.
Регулятивные УУД: уме-
ние планировать свою
работу при выполнении
заданий учителя, делать
выводы по результатам
работы.
Коммуникативные УУД:
умение слушать одно-
классников и учителя,
высказывать свое мне-
ние Осознание
степени нега-
тивного влия-
ния человека
на природу и
необходимос-
ти ее охраны.
Принятие пра-
вил поведения
в живой при-
роде5а


5г 5а


5г 18. Биология
и здоровье Комбиниро-
ванный Формирова-
ние представлений о здоровом образе жизни как главном факто-
ре сохранения здоровья Здоровый образ жизни. Вредные првычки. Пер-
вая доврачебная помощь пострадавшему Приведение до-
казательств за-
висимости здо-
ровья человека
от его образа
жизни и состо-
яния окружаю-
щей среды. Знание элемен-
тарных правил
оказания пер-
вой помощи
при кровотече-
ниях, перело-
мах, ушибах и
растяженияхПознавательные УУД:
умение выделять глав-
ное в тексте, структури-
ровать учебный матери-
ал, грамотно
формулировать вопро-
сы, готовить сообщения
и презентации. Личностные УУД: уме-
ние применять полу-
ченные на уроке знания
на практике, понима-
ние важности сохране-
ния здоровья.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно
установленным прави-лам работы в кабинете.
Развитие навыков само-
оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение работать в со-
ставе творческих групп Принятие пра-
вил здоровогообраза жизни.
Понимание
необходимос-
ти оказания
экстренной
доврачебной помощи пост-
радавшим при
кровотечени-
ях, переломах,
ушибах и рас-
тяжениях 5а


5г 5а


5г 2 полугодие
19. Живые организмы и нашабезопасность Комбиниро-
ванный Формирова-
ние представлений о живых организмах, ко-
торые могут
причинить
вред здоро-
вью челове-
ка, и спосо-
бах защиты
от них Ядовитые растения и грибы,
опасные животные Знание ядови-
тых грибов и
растений, опас-
ных животных.
Освоение при-
емов оказания
первой помощи
пострадавшим
при отравлени-
ях, кровотече-
ниях, укусахживотных Познавательные УУД:
умение выделять глав-
ное в тексте, структури-
ровать учебный матери-
ал, грамотно
формулировать вопро-
сы, готовить сообщения
и презентации.
Личностные УУД: уме-
ние применять полу-
ченные на уроке знания
на практике, понима-
ние важности сохране-
ния здоровья.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно
установленным прави-лам работы в кабинете.
Развитие навыков само-
оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД:
умение работать в со-
ставе творческих групп Представление
о существова-
нии живых ор-
ганизмов,
опасных для
здоровья и
жизни челове-
ка. Понимание
необходимос-
ти оказания
экстренной
первой помо-
щи при отрав-
лениях ядови-
тыми
растениями и
грибами, приукусах ядови-
тых животных 5а


5г 5а


5г 20. Мир биологии.
Обобщение
знаний. Обоб-
щения Обобщение
и систематизация знаний учащихся потеме «Мир
биологии» Биология. Цар-
ства живой природы. Клетка. Половые клетки.
Единицы классификации живых
организмов. Круговорот веществ.
Здоровый образ жизни, вредные
привычки, первая помощь пострадавшим Выделение су-
щественных
признаков
представителей
различных
царств живойприроды. Зна-
ние роли живых
организмов вкруговороте ве-
ществ. Пони-
мание основ-
ных
закономернос-
тей в живой
природе. Пред-
ставление о
правилах здо-
рового образа
жизни. Знание
элементарных
правил оказа-
ния первой по-
мощи постра-
давшим.
Понимание ро-
ли биологичес-
ких знаний вхозяйственной
деятельности
человека Познавательные УУД:
умение работать с текс-
том, выделять в нем
главное, структуриро-
вать учебный материал,
давать определения по-
нятиям, классифициро-
вать объекты, готовить
сообщения и презента-
ции.
Личностные УУД: уме-
ние соблюдать дисцип-
лину на уроке, уважи-
тельно относиться к
учителю и одноклас-
сникам.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно
установленным прави-лам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД:
умение слушать учителя
и отвечать на вопросы,
работать в группах, об-
суждать вопросы сосверстниками Познаватель-
ный интерес кестественным
наукам 5а


5г 5а


5г Глава 2. Организм и среда обитания (15 ч)
21. Водные обитатели Изучение нового ма-
териала Формирова-
ние представлений об особенностях вод-
ной среды и
приспособленности организмов к обитанию в воде Компоненты
природы. Воная среда обитания Знание компо-
нентов приро-
ды. Представ-
ление о
многообразииобитателей вод-
ной среды. Вы-
явление при-
способлений
организмов кобитанию вводной среде Познавательные УУД:
умение работать с раз-
личными источниками
информации и преобра-
зовывать ее из одной
формы в другую,
давать определения по-
нятиям. Развитие эле-
ментарных навыков ус-
танавливания
причинно-следствен-
ных связей.
Личностные УУД: уме-
ние применять полу-
ченные на уроке знания
на практике. Потреб-
ность в справедливом
оценивании своей рабо-
ты и работы одноклас-
сников. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно
установленным прави-лам работы в кабинете.
Развитие навыков само-
оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение слушать учителя
и одноклассников, ар-
гументировать свою
точку зрения Понимание
необходимос-
ти и соответ-
ствия приспо-
соблений
организмов кусловиям сре-
ды, в которой
они обитают 5а


5г 5а


5г 22. Между небом
и землей Комбиниро-
ванный Формирова-
ние представлений о наземно- воздушнойсреде как
наиболее
населенной
живыми ор-
ганизмами
и разнооб-
разной по
условиям
обитания Наземно-воздушная среда обитания Представление
о многообразии
обитателей на-
земно-воздуш- ной среды и
разнообразииих приспособ-
лений Познавательные УУД:
умение выделять глав-
ное в тексте, структури-
ровать учебный матери- ал, грамотно формули-
ровать вопросы.
Личностные УУД: по-
требность в справедли-
вом оценивании своейработы и работы одно-
классников. Эстетичес-
кое восприятие приро-
ды.
Регулятивные УУД: уме-
ние определять цель работы, планировать ее
выполнение, представ-
лять результаты работы
классу.
Коммуникативные УУД:
умение работать в со-
ставе творческих групп Понимание
необходимос-
ти и соответ-
ствия приспо- соблений ор-
ганизмов к
условиям сре-
ды, в которой
они обитают 5а


5г 5а


5г 23. Кто в почве
живет Комбиниро-
ванный Формирова-
ние представлений об особенностях поч-
венной среды
обитания Почвенная среда
обитания Представление
о многообразии
обитателей
почвенной сре-
ды. Выявление
приспособле-
ний организмов
к почвенной
среде обитания Познавательные УУД:
умение выделять глав-
ное в тексте, структури-
ровать учебный матери-
ал, грамотно формули-
ровать вопросы.
Личностные УУД: по-
требность в справедли-
вом оценивании своейработы и работы одно-
классников.
Регулятивные УУД: уме-
ние определять цель ра-
боты, планировать ее
выполнение, представ-
лять результаты работы
классу. Коммуникативные УУД:
умение работать в со-
ставе творческих групп Понимание
необходимос-
ти и соответс-
твия приспо-
соблений
организмов кусловиям сре-
ды, в которой
они обитают 5а


5г 5а


5г 24. Кто живет
в чужих
телахКомбиниро-
ванный Формирова-
ние представлений о возникновении приспособле-
ний у паразитических орга-
низмов к обитанию в чужих телах Организменная
среда обитания.
Хозяин, парзит, симбионт Выявление
приспособле-
ний организмов
к организмен-
ной среде оби-
тания. Знание
причин прими-
тивности пара-
зитов и их от-
личий от
симбионтов.
Знание основ-
ных правил,
позволяющих
избежать зара-
жения парази-
тами Познавательные УУД:
умение выделять глав-
ное в тексте, структури-
ровать учебный матери-
ал, грамотно
формулировать вопро-
сы.
Личностные УУД: уме-
ние применять полу-
ченные на уроке знания
на практике, понима-
ние важности сохране-
ния здоровья.
Регулятивные УУД: уме-
ние определять цель ра-
боты, планировать ее
выполнение, представ-
лять результаты работы
классу.
Коммуникативные УУД:
умение работать в со-
ставе творческих групп Понимание
необходимос-
ти и соответ-
ствия приспо-
соблений
организмов кусловиям сре-
ды, в которой
они обитают.
Осознание не-
обходимости
соблюдения
правил, позво-
ляющих избе-
жать зараже-
ния
паразитичес-
кими червями 5а


5г 5а


5г 25. Экологические
факторы Изучение нового ма-
териала Формирова-
ние пред-
ставлений
об экологи-
ческих фак-
торах и вли-
янии абио-
тических
факторов наживые орга-
низмы Экологические
факторы. Абиотические факторы: температура,
влажность, свет Знание класси-
фикации эко-
логических
факторов. По-
нимание значи-
мости каждого
абиотического
фактора дляживых организ-
мов Познавательные УУД:
умение работать с раз-
личными источниками
информации, готовить
сообщения и презента-
ции, выделять главное втексте, структурировать
учебный материал, гра-
мотно формулировать
вопросы.
Личностные УУД: уме-
ние применять полу-
ченные на уроке знания
на практике. Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно
установленным прави-лам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать
информацию на слух,
задавать вопросы, рабо-
тать в составе творчес-
ких групп Осознание
влияния фак-
торов среды наживые орга-
низмы 5а


5г 5а


5г 26. Экологические
факторы:
биотические
и антропоген-
ные Комбиниро-
ванный Формирова-
ние представлений о раличных формах
биотических взаимоотношений как резуль-
тате приспособляемости
организмов.
Изучение влияния деятельности человека на состояние окружающей среды Биотические
факторы среды: положительные (симбиоз), отрицательные (хищ-ничество, паразитизм, конкуренция).Антропогеные
факторы среды Знание различ-
ных форм взаи-
моотношений
между живыми
организмами вприроде. Уме-
ние приводить
примеры форм
взаимоотноше-
ний организ-
мов. Различе-
ние
отрицательных
и положитель-
ных результатов
влияния де-
ятельности че-
ловека на при-
роду. Знание
правил поведе-
ния в природе и
мер по ее охра-
не Познавательные УУД:
умение работать с раз-
личными источниками
информации и преобра-
зовывать ее из одной
формы в другую, давать
определения понятиям.
Развитие элементарныхнавыков устанавлива-
ния причинно-след-
ственных связей.
Личностные УУД: уме-
ние применять полу-
ченные на уроке знания
на практике. Понима-
ние важности бережно-
го отношения к приро-
де.
Регулятивные УУД: раз-
витие навыков само-
оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение слушать учителя и одноклассников, ар-
гументировать свою
точку зрения. Овладе-
ние навыками выступ-
лений перед аудиторией Осознание су-
ществования
разнообразных
взаимоотно-
шений между
живыми орга-
низмами в
природе. По-
нимание при-
чин возникно-
вения
негативных
последствий вприроде в ре-
зультате де-
ятельности че-
ловека.
Принятие пра-
вил поведения
в природе 5а


5г 5а


5г 27. Природные
сообщества Комбиниро-
ванный Формирова-
ние элемен-
тарных
представле-
ний о природных сообществах планеты.
Закрепление знаний учащихся о круговороте веществ в природе Природные сообщества (естественные, искусственые).
Пищевые цепи,
пищевые сети.
Круговорот ве-
ществ Различение ес-
тественных и
искусственных
сообществ.
Знание значе-
ния пищевых
связей в сооб-
ществах для
осуществления
круговорота ве-
ществ. Умение
составлять эле-
ментарные пи-
щевые цепи Познавательные УУД:
умение давать опреде-
ления понятиям. Разви-
тие элементарных на-
выков устанавливания
причинно-следствен-
ных связей. Умение
сравнивать и делать вы-
воды на основании
сравнений.
Личностные УУД: уме-
ние соблюдать дисцип-
лину на уроке, уважи-
тельно относиться к
учителю и одноклас-
сникам. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно
установленным прави-лам работы в кабинете,
развитие навыков само-
оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение слушать учителя
и одноклассников, ар-
гументировать свою
точку зрения. Овладе-
ние навыками выступ-
лений перед аудиторией Представление
о многообра-
зии природ-
ных сообществ
как следствия
разнообразия
природных ус-
ловий на по-
верхности пла-
неты.
Понимание
важности пи-
щевых связей
для осущест-
вления круго-
ворота ве-
ществ 5а


5г 5а


5г 28. Жизнь в Мировом океане
Изучение нового ма-
териала Формирова-
ние представлений о роли Мирового океана на планете. Изучение
приспособлений живых организмов,
обитающих
в разных
частях и наразных глубинах океана Мировой океан. Обитатели
поверх ностных вод планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин Знание роли
Мирового океа-
на в формиро- вании климата
на планете. Раз-
личение на ри-
сунках и табли-
цах организмов,
обитающих в
верхних слояхводы, в ее тол-
ще и живущих
на дне Познавательные УУД:
умение работать с текс-
том, выделять в нем главное, структуриро-
вать учебный материал,
давать определения по-
нятиям, классифициро-
вать объекты. Умение
сравнивать и делать вы-
воды на основании
сравнений, готовить со-
общения и презента-
ции.
Личностные УУД: уме-
ние соблюдать дисцип-
лину на уроке, уважи-
тельно относиться к
учителю и одноклас-
сникам. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно
установленным прави-лам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД:
умение слушать учителя
и отвечать на вопросы,
работать в группах, об-
суждать вопрос Осознание ро-
ли Мирового
океана на пла- нете. Понима-
ние рацио-
нальности
приспособле-
ний обитате-
лей океана кразным усло-
виям в его
пределах5а


5г 5а


5г 29. Жизнь в Ми-
ровом океанеКомбиниро-
ванный 5а


5г 5а


5г 30. Путешествие по материкам Изучение нового ма-
Териала
Формирование элементарныхпредставлений о животном и растительном мире материков планеты
Материки: Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. При-родные условия.
Растительный и животный мир материков
Знание матери-
ков планеты и
их основных
природных осо-
бенностей.
Умение нахо-дить материки
на карте. Об-
щее представ-
ление о расти-
тельном и
животном мире
каждого мате-
рика
Познавательные УУД:
умение работать с раз-
личными источниками
информации и преобра-
зовывать ее из одной
формы в другую, рабо-тать с текстом, выделять
в нем главное, структу-
рировать учебный мате-
риал.
Личностные УУД: уме-
ние соблюдать дисцип-
лину на уроке, уважи-
тельно относиться к
учителю и одноклас-
сникам. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: раз-
витие навыков оценки и
самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение слушать учителя
и одноклассников, ар-
гументировать свою
точку зрения. Овладе-
ние навыками выступ-
лений перед аудиторией Познаватель-
ный интерес кпредметам ес-
тественно-на-
учного цикла.
Представление о многообра-
зии раститель-
ного и живот-
ного мира
планеты как
результатеприспособляе-
мости орга-
низмов к раз-
личным
природным
условиям наразных мате-
риках 5а


5г 5а


5г 31. Путешествие по материкам Комбиниро-
Ванный



5г 5а


5г 32. Путешествие по материкам Комбиниро-
Ванный



5г 5а


5г 33. Путешествие по материкам Комбиниро-
ванный 5а


5г 5а


5г 34. Итоговый контроль знаний Контроль и коррекция знаний



5г 5а


5г 35. Организм и
среда обитания. Обобщение знаний Обобщение Обобщить и
систематизировать знания учащихся потеме «Организм и среда обитания» Среда обитания: водная, наземновоздушная, поч-
венная, организменная.
Производители, потребители, разрушители, круговорот веществ, пищевые цепи,
пищевые сети.
Экологические
факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Природное
сообщество Знание сред
обитания и их
особенностей.
Умение разли-
чать на рисун-
ках и таблицахорганизмы раз-
ных сред обита-
ния. Знание
приспособле-
ний разных ор-
ганизмов к
обитанию вразличных сре-
дах. Знание
групп экологи-
ческих факто
ров, степени и
характера ихвлияния на жи-
вые организмы.
Знание природ-
ных сообществ
и умение разли-
чать естествен-
ные и искусст-
венные сообщества. Знание роли Мирового океана на планете.Умение на карте находить материки и давать краткое описание их животного и расти-
тельного мира.
Знание и соб-
людение пра-
вил поведения
в кабинете био-
логии Познавательные УУД:
умение работать с текс-
том, выделять в нем
главное, структуриро-
вать учебный материал,
давать определения по-
нятиям, классифициро-
вать объекты.
Личностные УУД: умение
соблюдать дисциплину
на уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно установ-
ленным правилам рабо-
ты в кабинете. Коммуникативные УУД:
умение слушать учителя
и отвечать на вопросы,
работать в составе твор-
ческих групп, обсуждать
вопросы со сверстника-
ми Познаватель-
ный интерес кестественным
наукам 5а


5г 5а


5г