«Африка. Состав территории. Экономико-географическое положение. Население».


Тема: «Африка. Состав территории. Экономико-географическое положение. Население».
Цели урока:
1.Изучить особенности ЭГП, состава и населения стран Африки
2. Закрепить умение характеристики стран по типовому плану
3. Совершенствовать навыки работы с текстом учебника, тематическими картами атласа и настенными картами.
Этапы урока:
1.Объяснение нового материала.
Демонстрация политической карты Африки из ЦОР № 2 «Экономическая и социальная география мира». Вход через содержание в раздел «Африка» и затем «политическая карта».
Задание классу:
-рассмотреть карту, прослушать текст диктора и ответить на вопросы:
-Сколько стран в Африке?
-Сколько стран материковых и островных?
-Сколько стран не имеют выхода к морю?
Используя текст учебника на стр. 243, ответьте на вопрос:
-Каковы особенности ЭГП стран Африки? (выписать их в тетрадь)
Задание классу:
Работая с политической картой Африки и визитной карточкой на форзаце, выделите:
-самые большие страны Африки по площади
-самые большие страны по численности населения
(выписать их в тетрадь)
Рассмотрим историю формирования государств.
На экран проецируется карта из гиперссылки «Территориальный раздел Африки». Карта называется «Получение государственной независимости странами Африки».
Задание классу по карте:
-Какие страны не были колониями?
-Какие страны владели колониями в Африке?
-В какие годы страны Африки приобрели независимость?
На экране высвечиваются страны т годы получения независимости в хронологическом порядке.
-Какой год называют годом Африки?
-Какие государства последними появились на карте Африки?
На экране высвечивается таблица, в которой указан государственный строй стран. Используя ее данные, отвечаем на вопросы:
-Сколько в Африке монархий? Какие? (выписать их в тетрадь)
-Сколько федеративных государств? Какие? (выписать их в тетрадь)
-Самое молодое государство?
-Чем является большинство стран Африки по политическому устройству?
Теперь рассмотрим население Африки.
Работа с разделом «Население» Африки. Выход на него с главного поля. После прослушивания текста диктора, работы с картой «Плотность населения» (выход на нее через гиперссылку) и текстом учебника на стр.247, отвечаем на вопросы:
-Какова общая численность населения Африки?
-Равномерно ли расселено население по территории Африки? Сравните, где плотность больше, где меньше, почему?
Отвечаем на вопросы:
-К какому типу воспроизводства относятся страны Африки?
-В какой стране наивысшая рождаемость? Смертность?
-Чему равна средняя продолжительность жизни в Африке?
-Что такое «демографический взрыв»?
Отвечаем на вопросы:
-В каких странах число пораженных СПИДом наивысшее, почему?Работаем с текстом учебника, стр.247. Найдем характеристику урбанизации. Зачитаем содержание и ответим на вопросы:
-Что такое «городской взрыв»?
-Назовите крупнейшие города Африки, используя карту в атласе и таблицу «Городские агломерации» Африки, которая проецируется на экран (выход через гиперссылку). Выпишите их в тетрадь.
-Используя карту «урбанизация стран мира» в учебнике стр.69, назовите самые урбанизированные страны, наименее урбанизированные и выпишите их в тетрадь.
Африка – многонациональный регион.
Отвечаем на вопросы:
-Какие расы проживают в Африке, и в какой ее части?
-Что такое, на ваш взгляд, переходные группы?
-К каким языковым группам находятся народы Африки? Ответ на этот вопрос ищем в карте атласа и на карте на экране «Народы Африки» (выход через гиперссылку).
На экран проецируются фотографии населения Африки (выход через гиперссылку).
Работая с картой «Религии Африки» (выход через гиперссылку(, отвечаем на вопрос:
-Какие религии исповедуют в Африке, почему?
Итак, подводя итоги урока, что можно сказать о населении Африки?
1. Оно многонационально, что вызывает межнациональные конфликты.
2. Второй тип воспроизводства населения – «демографически взрыв».
3. Миграции населения в города – «городской взрыв».
4. Большинство стран Африки молодые, с формирующейся экономикой, т. к. недавно приобрели независимость.
Закрепление изученного материала: по вопросам теста (выход через меню на главной странице темы «Африка»).
Домашнее задание: тема 8, раздел 1.
По особенностям ЭГП страны Африки можно подразделить на имеющие выход к морю и внутриконтинентальные. Большинство стран, расположенных вдали от моря, принадлежит к наименее развитым странам мира.
Формы правления. Почти все страны - рес-публики, монархий только три - Марокко,
Природные ресурсы. Среди континентов -1-е место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, золота, платиноидов, кобальта, ванадия, алмазов, фосфоритов. Самая богатая пополезным ископаемым страна - ЮАР.
Агроклиматические ресурсы. 1/3 материка - пустыни, 1/3 - отличается длительным сухим сезоном и подвержена засухам, страны экваториального пояса характеризуются избы-точным увлажнением.
Население. Для стран характерны самые высокие в мире темпы воспроизводства. Этни-ческий состав - 300-500 национальностей. В Северной Африке некоторые из этносов сложи-лись в крупные нации, но большинство нахо-дятся на уровне народностей и племен. Средняя плотность - 22 чел./км2. Расселение неравномерно. В Сахаре огромные пространства (самые обширные в мире) не заселены; в зоне тропических лесов - очень редко; основная масса людей живет на побережьях. Урбанизация: уро-вень - 34%, темпы - самые высокие в мире. Хозяйство. После завоевания независимости страны начали преодолевать вековую отста-лость. Совершается перестройка отраслевой и территориальной структур хозяйства.
Промышленность. Отрасли промышленности, определяющие значение региона в международном разделении труда: а) горнодобывающая промышленность (по добыче многих видов полезных ископаемых Африке принадлежит монопольное место в мире); б) тропическое и субтропическое земле-делие, имеющее экспортную направленность. Но несмотря на это, Африка занимает послед-нее место среди регионов мира по уровню индустриализации и урожайности с.-х. культур.
В большинстве стран сохраняется колониаль-ный тип отраслевой структуры хозяйства, характе-ризующийся: а) преобладанием потребительско-го сел. хозяйства; б) слабым развитием обрабатываю-щей промышленности; в) ограничением непроизводственной сферы преимущественно торговлей.
Общая характеристика Африки.
Рабочий практикум – работа по группам. Группа №1.
По тексту (с.243-249), рисункам учебника, «визитной карточке» стран на форзаце учебника и по картам атласа определить:
ЭГП стран Африки (общая характеристика, особенности).
-  ответить на вопросы:
1)  Какие изменения и почему произошли на политической карте Африки после второй мировой войны?
2)  Какие страны являются республиками, а какие монархиями? Какие административно-государственные устройства?
Природные условия.
1) Используя карты атласа и таблицы 2 и 4 приложения учебника, составьте классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Дать классификацию в виде таблицы:
Страны, богатые ресурсами разнообразного минерального сырья
Страны, богатые 1-2 видами минерального сырья
Страны, бедные минеральными ресурсами
3)  Сделайте выводы о земельных, водных и агроклиматических ресурсах (зад.3 с.256).
Домашнее задание: с. 243 – 249, зад.6 с.257.