Рабочая программа по курсу Введение в географию. 5 класс
Рассмотрено на заседании ШМО______________________
Руководитель________________протокол №____от____________
«Согласовано»
зам. директора по УВР
_______________/О.А.Куделина
« »______________2015 г.
«Утверждаю»
Директор
МОУ «Гавриловская средняя школа»
__________ / М.А.Сироткина
приказ №________
« »_______________2015г
Рабочая программа
по Географии для 5 класса
Составлена на основе ФГОС основного общего образования
Составитель: Миронова Елена Юрьевна,
учитель первой квалификационной категории.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии подготовлена в соответствии с ФГОС основного общего образования и Базисным учебным планом (по 1 учебному часу в неделю в 5-6 классах, по 2 учебных часа в 7-9 классах).
Курс географии 5класса открывает пятилетний цикли изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы ФГОС основного общего образования и представляет его развернутый вариант с раскрытием разделов и предметных тем.
Рабочая программа включает: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и содержанием разделов и тем, перечень практических работ. Приведены требования к уровню подготовки выпускников основной школы.
2 : Цели и задачи курса:
ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Количество часов: 35, в неделю – 1 час.
Практические работы
1. Составление схемы наук о природе.
2. Составление описания учебного кабинета географии.
3. Организация наблюдений за погодой.
4. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
5. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
6. Обозначение на к. карте маршрутов путешествий, географических объектов.
7. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
8. Обозначение на к. карте материков и океанов Земли.
9. Обозначение на к. карте крупнейших государств материка.
10. Организация фенологиеских наблюдений в природе.
3 : Общая характеристика учебного курса
Материал курса сгруппирован в пять разделов. Первый тематический раздел Введение. «Наука география»(2 часа) знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела «Земля и ее изображения» (5 часов) не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.
Третий раздел «История географических открытий » (14часов) знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Четвертый раздел учебника «Природа Земли» (2 часа) знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.
Пятый раздел «Путешествие по планете Земля» (10 часов) призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по географии строится с учетом следующих содержательных линий:
- многообразие природы и хозяйственной деятельности человека:
- социальная сущность человека:
- уровневая организация природы, населения и хозяйства.
Содержание структурировано по пяти курсам : «Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России».
курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогают школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоении территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.
В курсе «Физическая география» происходит знакомство с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере, и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между оболочками земли.
Содержание курса «Материки и океаны» раскрывает общегеографические закономерности и формирует у обучающихся представление о разнообразии природы земли в целом и отдельных ее территорий. Курс основан на классической школьной программе, которая наполнена новым содержанием. В курсе две содержательные линии. Первая – «Планета на которой мы живем» - знакомит с оболочками земли. Изучение этой тематической линии позволит лучше понимать природные процессы, происходящие на разных материках. Материкам, их природе и населению посвящена вторая содержательная линия учебника – « Материки планеты Земля».
Курс «Физическая география России» посвящен изучению природы России. Разделы курса знакомят с особенностями источников географической информации, с положением территории России на карте мира, с особенностями освоения и изучения территории страны, с особенностями природы, с крупными природными районами.
В курсе «Население и хозяйство России» происходит знакомство с развитием и территориальной организацией населения и хозяйства РФ.
С учетом целей географического образования в основной школе, глобальными являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учеников в ту или иную группу или общность – носителем ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой населением и хозяйством;
приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.
Помимо этого, географическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей: экологическое самосознание, воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения и хозяйства, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учеников познавательной культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам природы и хозяйства.
4: Место учебного курса в учебном плане
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования и программы Е.М. Домогацких, на изучение географии в 5 классе отводится 35 часов – 1 час в неделю. Так как курс обучения учащихся 5 класса состоит из 35 недель. Проведены изменения по количеству часов из резервного времени (4 часа) по темам: добавлено по 2 часа «История географических исследований» (12 + 2 часов), «Природа Земли » (10 +2 часа), с целью более подробного обобщения, контроля и коррекции знаний по курсу.
5 : Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1. знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2. реализация установок здорового образа жизни:
3. сформированность познавательных процессов, интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) ; эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.
Метапредметные – овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Предметные :
1. В познавательной сфере: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине во всем ее разнообразии и целостности.
2.В ценностно-ориентационной сфере: знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и обществе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете географии; соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами.
4. В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при чрезвычайных ситуациях.
5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.
6 : Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса
Личностные результаты:
овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные результаты:
формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
уметь составлять схему наук о природе;
уметь составлять описание учебного кабинета географии;
уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
уметь организовывать наблюдение за погодой;
уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;
уметь составлять план кабинета географии;
уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;
уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;
уметь составлять сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;
уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;
уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.
7: Содержание учебного предмета «Введение в географию»
Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы:
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия:
география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии:
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи:
География древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Практические работы:
Составление схемы наук о природе.
Составление описания учебного кабинета географии.
Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы:
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия:
плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи:
Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
сравнение свойств географической карты и плана местности;
определение направлений на плане и карте.
Практические работы:
Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
Составление плана кабинета географии.
Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Составление схемы наук о природе
Организация наблюдений за погодой
Тема 3. История географических открытий (12 часов)
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи:
Изучение поверхности Земли результат героических усилий многих поколений людей.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Природа Земли (2 часа)
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия:
природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
Природа Земли сложное сочетание разнообразных природных объектов.
Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
понятие о географической оболочке Земли;
определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.
Практические работы:
Организация фенологических наблюдений в природе.
Тема 5. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы:
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи:
Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
Природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
Географические особенности природы материков и океанов.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Планируемые результаты достижения обучающимися требований к результатам освоения основной образовательной программы
Учащиеся должны:
1. Называть и показывать:
форму и размеры Земли;
полюса, экватор;
части Мирового океана;
виды движения воды в океане;
материки и океаны Земли;
географические объекты, предусмотренные программой;
маршруты географических исследований и путешествий.
2. Приводить примеры:
различных видов морей;
различия природы материков.
3. Определять:
стороны горизонта на местности (ориентироваться);
специфику природы материков и океанов по географической карте;
направления по сторонам горизонта с помощью компаса.
4. Описывать географические объекты.
5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
8 : Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Данное поурочное планирование соответствует программе курса и рассчитано на 35 учебных часов. В соответствии с действующим базисным планом, на преподавание географии в 5 классе выделяется 1час в неделю. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.
Всего практических работ: 10
Из них фронтальных оценочных : 10
Перечень практических работ:
Составление схемы наук о природе.
Составление описания учебного кабинета географии.
Организация наблюдений за погодой.
Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Организация фенологических наблюдений в природе.(безоценочная)
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Элементы
содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся (личностные, метопредметные и предметные универсальные учебные действия)
Форма контроля
Дата проведения
План
факт
Тема : Введение (2 часа)
1
Что такое география
Практическая работа №1 Составление схемы наук о природе.
1
География как наука. Предмет географии.
Личностные : овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения
Метапредметные : ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
Предметные : формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды
Практическая работа №1. Составление схемы наук о природе.
3.09.15
3.09.15
2
Методы географических исследований
Практическая работа №2
Составление описания учебного кабинета географии.
1
Методы географических исследований: описательный, картографический Космические методы. Источники географических знаний.
Личностные - Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
Метапредметные - определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
Предметные - формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
Беседа по вопросам, тест на стр. 13-14
Практическая работа №2
Составление описания учебного кабинета географии.
10
·.09.15
Тема: Земля и ее изображение ( 5 часов)
3
От плоской Земли к земному шару.
Практическая работа №3 Организация наблюдений за погодой.
1
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена.
Личностные - Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.
Метапредметные - Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.
Предметные - Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.
&3 пересказ,
Практическое задание на стр. 19 Практическая работа №3 Организация наблюдений за погодой.
17.09.15
4
Форма , размеры и движение Земли.
1
Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени. Форма, размеры и движение Земли. Глобус модель Земного шара.
Л. - Ставить учебную задачу под руководством учителя;
Мета- Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.
Пред.- Давать определения понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля, каковы географические следствия движения Земли. Знать, кто такой Исаак Ньютон, какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.
&4 пересказ,
Работа по вопросам после параграфа.
24.09.15
5
Глобус и карта.
Практическая работа №4 Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности.
1
Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки.
Л - Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.
Мета - Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
П - Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли.
&5 пересказ,
Беседа по вопросам после параграфа, работа в парах.
Практическая работа №4 Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности.
1.10.15
6
Ориентирование на местности.
Практическая работа №5 Определение с помощью компаса сторон горизонта.
1
Компас. Ориентирование на местности.
Л- Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека.
Мета - Умение работать с измерительными приборами.
П- Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним.
§6. Повторить §§3 – 6. Вести дневник наблюдений за погодой.
Практическая работа №5 Определение с помощью компаса сторон горизонта.
8.10.15
7
Урок обобщения и контроля по теме «Земля и её изображение».
1
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Л- Понимание роли и значения географических знаний.
Мета - Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами.
П- Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане,
Решать тестовые задания.
Срез №1
15.10.15
Тема: История географических открытий (12 + 2 часа резервного времени)
8
По следам путешественников каменного века.
Практическая работа №6. Обозначение на к/к географических объектов, указанных в тексте параграфа.
1
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики».
Л - Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Мета - Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
П- Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия.
§7. Найти на географической карте Тихий океан и Южную Америку и подписать на контурной карте мира эти названия.
Практическая работа №6. Обозначение на к/к географических объектов, указанных в тексте параграфа.
22.10.15
9
Путешественники древности.
1
Плавания финикийцев вокруг Африки. География. Древней Греции. Путешествие Пифея.
Л- Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Мета - Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
П- Выделять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея
§8 Подписать на контурной карте все объекты, упомянутые в тексте.
Вести дневник наблюдений за погодой.
29.10.15
10
Путешествие морских народов.
1
Географические открытия викингов.
Л- Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Мета - Ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
П- Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки.
§9 Составить простой план параграфа.
Вести дневник наблюдений за погодой.
5.11.15
11
Первые европейцы на краю Азии.
1
Путешествие Марко Поло.
Л - Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Мета - Ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения.
П - Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай.
§10. Используя ключевые слова текста параграфа, составить рассказ о жизни и путешествии Марко Поло.
Вести дневник наблюдений за погодой.
19.11.15
12
Хождение за три моря.
1
Хождение за три моря.
Л - Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Мета - Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
П - Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.
§11. Проанализировать материалы предыдущих параграфов и ответить на вопрос: «Кто из европейцев мог побывать в Индии раньше Афанасия Никитина?»
Вести дневник наблюдений за погодой
26.11.15
13
Морской путь в Индию.
1
Генрих Мореплаватель – великий организатор. Васко да Гама.
Л. - Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Мета - Определять причины и следствия географических путешествий и открытий.
П -Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации путешествий.
§12. Проанализировать содержание параграфа и ответить на вопрос: «Можно ли считать принца Генриха Мореплавателя первооткрывателем морского пути в Индию?»
Вести дневник наблюдений за погодой.
3.12.15
14
Открытие Америки.
1
Замысел Колумба. Плавание на запад. Имя материка.
Л- Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Мета - Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
П - Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий
§13. По картам атласа определить, какой океан пересек Христофор Колумб во время своего путешествия в поисках западного пути в Индию?
Вести дневник наблюдений за погодой.
10.12.15
15
Первое кругосветное плавание.
1
Адмирал Магеллан. Капитан Элькано.
Л- Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Мета - Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
П - Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.
§14 По картам атласа определить, возможно ли кругосветное путешествие по суше? Ответ обосновать.
Вести дневник наблюдений за погодой
17.12.15
16
Открытие Южного материка.
1
Поиски Южной земли. Первое плавание Джеймса Кука. Кенгуру.
Л - Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Мета - Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал,
П - Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия
§ 15. По картам атласа определить особенности неизвестного материкаво времена Джеймса Кука.
Вести дневник наблюдений за погодой.
24.12.15
17
Поиски Южной земли продолжаются.
1
Вдоль ледяного барьера. Негостеприимные Гавайи.
Л - Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Мета - Ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения
П - Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.
§16
Подписать на контурной карте мира названия океанов, через которые проходили кругосветные плавания Дж. Кука.
Вести дневник наблюдений за погодой.
14.01.16
18
Русские путешественники.
Практическая работа №7 Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира.»
1
Роль русских исследований. «Коломбы Русские».
Л - Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Мета - Ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения
П - Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.
§17. Завершить работу по выполнению таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
21.01.16
19
Вокруг света под русским флагом.
1
Формировать представления о совершенствовании кругосветного путешествия под русским флагом и открытии ими Антарктиды; уметь организовывать наблюдение за погодой.
Л - Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Мета - Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
П - Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.
§ 17. Нанести на контурную карту Антарктиды путь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Вести дневник наблюдений за погодой.
28.01.16
20
Урок обобщения и контроля по теме «История географических открытий»
1
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Л - Понимание роли и значения географических знаний.
Мета - Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами.
П - Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий.
Решение тестовых заданий.
Срез №2.
4.02.16
21
Урок коррекции знаний по теме раздела.
1
См уроки 8-19
Л – понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Мета – умение работать с различными контрольно-измерительными материалами
П – объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий.
Решение тестовых заданий
11.02.16
Тема 4. Путешествие по планете Земля. ( 10 часов)
22
Мировой океан и его части.
1
Мировой океан и его размеры. Сколько океанов и их отличия.
Л- Понимание специфических свойств мирового океана и его составных частей.
Мета - Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
П - Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры, поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане.
§19, ответы на вопросы с.102.
Вести дневник наблюдений за погодой.
18.02.16
23
Значение Мирового океана для природы и человека.
Практическая работа № 8. Обозначение на к/к материков и океанов Земли.
1
Жизнь в Мировом океане, отличие живых организмов, населяющих Мировой океан, значение Мирового океана.
Л - Осознание роли Мирового океана для природы и человека.
Мета - Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
П - Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны.
§20, ответы на вопросы с.106.
Практическая работа № 8. Обозначение на к/к материков и океанов Земли.
25.02.16
24
Путешествие по Евразии.
1
Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка.
Л - Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
Мета - Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
П - Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.
§21, ответы на вопросы с.113.
Работа в контурной карте – нанести крупные государства.
Вести дневник наблюдений за погодой.
3.03.16
25
Путешествие по Африке.
1
Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка.
Л - Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
Мета - Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную.
П - Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.
§22, ответы на вопросы с.119.
Заполнить таблицу по живым организмам.
Вести дневник наблюдений за погодой.
10.03.16
26
Путешествие по Северной Америке.
1
Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «уникумы» материка.
Л - Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
Мета - Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную.
П - Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. . Обозначать на контурной карте государства.
§23, ответы на вопросы с.125.
Нанести на контурную карту государства Северной Америки.
Вести дневник наблюдений за погодой.
17.03.16
27
Путешествие по Южной Америке.
Практическая работа № 9. Обозначение на к/к крупнейших государств материка.
1
Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «уникумы» материка.
Л - Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
Мета - Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную.
П - Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте государства.
§24, ответы на вопросы с.131.
Практическая работа
№ 9.
Обозначение на к/к крупнейших государств материка.
7.04.16
28
Путешествие по Австралии.
1
Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка.
Л - Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
Мета - Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
П - Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты.
§25, ответы на вопросы с.137.
Обозначить на контурной карте природные географические объекты.
Вести дневник наблюдений за погодой.
14.04.16
29
Путешествие по Антарктиде.
1
Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка.
Л - Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
Мета - Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
П - Объяснять особенности природы и населения Антарктиды Определять специфику природы и населения Антарктиды по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты.
§26, ответы на вопросы с.142.
Обозначить на контурной карте природные географические объекты.
Вести дневник наблюдений за погодой
21.04.16
30
Урок обобщения и контроля по теме «Путешествие по планете Земля»
1
См. уроки 21-30
Л - Понимание специфических черт природы и населения материков.
Мета - Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
П - Объяснять особенности природы и населения материков.
Решение тестовых заданий.
Срез №3.
28.04.16
31
Урок коррекции знаний по теме раздела.
1
См. уроки 21 - 30
Л - Понимание специфических черт природы и населения материков.
Мета - Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
П - Объяснять особенности природы и населения материков.
Вести дневник наблюдений за погодой
Решение тестовых заданий.
5.05.16
Тема 5 . Природа Земли (2 +2 резервного времени)
32
Что такое природа.
Практическая работа №10. Организация фенологических наблюдений в природе.
1
Понятие природа, «объект» природы, отличия объектов природы от объектов, созданных человеком.
Л - Осознание роли природы в жизни человека.
Понимание специфики природных объектов и объектов, созданных человеком.
Мета - Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
П - Объяснять особенные черты объектов природы и объектов, созданных человеком.
&27 читать, отвечать на вопросы стр.148
Практическая работа №10. Организация фенологических наблюдений в природе.
12.05.16
33
Оболочки Земли.
1
Понятие оболочки Земли, какие бывают оболочки и в чем их отличие друг от друга. Взаимодействие оболочек Земли.
Л - Осознание роли оболочек в жизни планеты Земля.
Мета - Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
П - Объяснять особенности географических оболочек.
&28 читать, отвечать на вопросы стр.151
19.05.16
34
Урок обобщения и контроля по курсу.
1
См. уроки 1-33
См. разделы курса
Решение тестовых заданий.
Итоговый контрольный
Срез №4
26.05.16
35
Урок коррекции знаний по курсу.
1
См. уроки 1-33
См. разделы курса
Решение тестовых заданий
28.05.16
9 : Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Состав УМК:
1. Программа курса « География. 5-9 классы»/ автор – состовитель Е.М. Домогацких.
2. Е.М. Домогацких, Введенский Е.М., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
3. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, , Введенский Е.М., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса.
4. Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по геогрфии к учебнику Е.М. Домогацких, Введенский Е.М., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса.
5. Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»: дидактические материалы.
6. БанниковС.В., Е.М. Домогацких Атлас. География. Начальный курс. 5-6 классы.
7. . БанниковС.В., Е.М. Домогацких Контурные карты. Геогрфия. Начальный курс. 5 класс.
8. Глобус земли.
9. Ката полушарий.
10. Физическая карта мира.
11. Мультимедиа., компьютер, электромагнитная доска.
13PAGE 15
13PAGE 144115
15