«А.В. Суворов: наука побеждать (Проект московского музея А.В. Суворова)»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Колледж автоматизации и информационных технологий № 20
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Суворов: наука побеждать
(Проект создания московского музея А.В. Суворова)
Автор:
Аркадий Александрович Шайкин,
преподаватель общих гуманитарных дисциплин
ГБПОУ СПО КАИТ №20
Москва - 2015
ВВЕДЕНИЕ
"Потомство моё прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божьим; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; избегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы чрез истину и добродетель".
/А.В. Суворов. Автобиография/.
В последнее время у молодежи заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории России, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Колледж как социальный институт своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы приобщать студентов к наследию нашей страны, родного города, одновременно, прививать навыки краеведческой исследовательской работы.
Задача современной образовательной организации СПО – выпуск не просто квалифицированного профессионала, но и всесторонне развитой личности со своим мировоззрением, системой ценностей и гражданской позицией. Работодатель выдвигает высокие требования к работнику, хочет видеть у себя не исполнителя, обладающего знаниями, умениями и навыками, а компетентного широко образованного специалиста, способного творчески реализовать их в своей профессиональной деятельности. Такие же требования выдвигает и ФГОС, для обеспечения которых чрезвычайно актуальны комплексные творческие внеклассные проекты, посвященные неординарным историческим деятелям.
Далеко не все обучающиеся колледжей происходят из благополучных семей, где взрослые служат образцом поведения, мышления и способны привить ребенку социальные навыки, демократизм и способствовать формированию здравой жизненной позиции. Наиважнейшим элементом социальной составляющей среднего профессионального образования становится воспитание студентов на примерах биографий лучших людей нашей страны, обладавших безукоризненной волей, добившихся серьезных успехов в профессии и оказавших большое влияние на последующие поколения. Именно такой фигурой был А.В. Суворов.
Несмотря на то, что в телевизионном рейтинге «Имя России» среди военачальников наивысшее место занял Александр Невский, бесспорным символом военного могущества и победного духа является Александр Васильевич Суворов. Именно он – «первая шпага России», выигравшая все 60 своих сражений. Но дело здесь не столько в непобедимости в боях, сколько в скромности и безупречной репутации, чем князь Александр Невский похвастаться не мог. «Во всех действиях ..., в его речах, даже в его шутках и проказах всегда просвечивал особый, оригинальный ум: здравый, прямой, но вместе с тем иронический, тот именно род ума, который свойственен русскому человеку», - писал о Суворове генерал-фельдмаршал Д.А. Милютин, военный историк, теоретик и автор военной реформы 1874 года.
Изучение личности Суворова в системе воспитательных мероприятий крайне полезно. Генералиссимус всегда шёл своим непроторенным путём, а потому многого добился позже, чем менее талантливые современники, зато сильно опережая их в профессионализме. Патриотизм был основан на идее службы отечеству, глубокой вере в высокие боевые способности русского воина («в свете храбрее россиянина нигде нет»). Его въедливый до мелочей разум позволял замечать и анализировать нюансы, невидимые другим. Суворов смог и теоретически обосновать, и применить на практике современные для него способы ведения сражения. Он отличался уважительным отношением к солдатам, гуманизмом - к мирному населению и резким осуждением всякого мародерства («не меньше оружия поражать противника человеколюбием»). Суворов, один из немногих, кто не боялся возразить правящей особе и ближайшим придворным, отстаивая свою позицию, за что на некоторое время оказывался в опале и при «матушке» Екатерине, и при Павле I. Надо отметить и педагогический дар Суворова, которого буквально все полководцы начала XIX века непосредственно или опосредованно считали своим учителем. Он всегда верил в военный талант своих учеников - М. И. Кутузова, П. И. Багратиона, М. И. Платова, М. А. Милорадовича и других. И даже Наполеон восхищался гением российского полководца: «…... до тех пор не остановят на пути побед, пока не постигнут особенного искусства его воевать и не противопоставят ему собственных его правил».
Особую актуальность нашей работе придаёт факт общеизвестности Суворова. Все без исключения жители России слышали о нём как о непобедимом воине, а книгу «Наука побеждать» читали все последующие поколения военных. Суворов - один из незабвенных отцов Отечества, память о котором помогала Родине и после смерти генералиссимуса, в Отечественной войне 1812 года, в Великой Отечественной войне советского народа 1941 – 45. Образ Суворова, запечатленный народной памятью, сочетает военную доблесть и православное смирение, гордость победами и умение учиться, страсть к служению Родине и к образованию и пополнению интеллектуального багажа. Для Суворова - бесстрашного солдата - никогда не были второстепенными вопросы морали, нравственности.
Исходя из приведенных характеристик графа, необходимо признать, что осознание его жизненного пути студентами должно пробудить в них стремление к скромности и толерантности, умение формулировать и выполнять поставленные цели, уважение к подчиненному и доказательность перед начальством, а главное, тягу к самосовершенствованию и самообразованию. Обладание этими качествами делают человека победителем.
В нашей жизни случаются странные метаморфозы. В Москве несколько сотен различных общедоступных музеев в память о выдающихся и не очень героях российской истории. В том числе тех, кто имеет к столице весьма отдаленное отношение. При этом поразительной несправедливостью является отсутствие в Москве крупного музея, посвященного гениальному полководцу, гражданину и коренному москвичу А.В. Суворову. Небольшой мемориал (памятник, стела и часовня) в селе Рождествено на месте родового имения Суворовых, памятник и бюст в Мытищах, памятник около театра Российской армии на Суворовской площади и барельеф дома на Большой Никитской улице «Здесь жил Суворов», - это всё, чего удостоился генералиссимус в столице и ближайшем Подмосковье, где он прожил большую часть своей блистательной судьбы.
Цель и задачи работы
Целью данной работы является устранение вышеописанного недоразумения, а точнее разработка сценария (дорожной карты) внеклассного мероприятия – проекта Московского музея А.В. Суворова – «Суворов: наука побеждать» и методических рекомендаций в помощь его организаторам.
Исходя из поставленной цели, задачи методической разработки следующие:
- определить и кратко охарактеризовать формы, методы, приёмы формирования у студентов общих компетенций в рамках поставленных воспитательных, образовательных и развивающих педагогических целей, а также критерии и показатели результативности воспитательной работы
- составить поэтапный план 90-минутного мероприятия в виде технологической карты занятия, определить цели и задачи каждого временного отрезка, описать деятельность педагога (организатора, куратора или тьютора) и студентов на каждом этапе работы над проектом
- разработать методические рекомендации студентам для выполнения предложенных заданий на каждом этапе мероприятия, определить требуемые для выполнения работы технические средства, подготовить раздаточный материал, презентацию, а также минимальный список литературы и интернет-ресурсов, необходимых для достижения предполагаемого результата.
Методы, формы, приёмы, компетенции
Предваряя методические рассуждения, отметим, что наше мероприятие – краткосрочный групповой творческий проект. Основной замысел - за два учебных часа создать макет в виде плаката-стенгазеты и презентации нескольких «залов» предполагаемого московского музея генералиссимуса Суворова, используя любые информационные источники – Интернет-порталы, литературу кабинета истории, библиотеку колледжа, методические рекомендации или просто совет или подсказку педагога. Всех участников организатор должен равномерно разбить на группы по 5-8 человек в зависимости от степени их подготовки, заинтересованности, личностных качеств и предпочтений. Каждая группа получает по жребию своё задание, требования и рекомендации по оформлению той или иной экспозиции. Количество групп равно числу «залов» музея и зависит от общей численности участников. Оптимальное количество – 4-6 групп, хотя могут быть и иные варианты. Мы рассмотрим работу с пятью группами студентов, хотя любой организатор подобного мероприятия волен переработать план из расчета на большее или меньшее число участников.
Музейная педагогика – крайне популярная сейчас форма проведения как учебных, так и внеклассных занятий. Прямой задачи создать на основании материалов с нашего мероприятия школьный музей нет. Подобный музейный проект создаёт условия включения личности в многообразную деятельность, развивает эстетические чувства, чувство меры, оформительские навыки, воспитывает уважение к достижениям и заслугам личности Суворова, заставляет приобщиться к историческому наследию.
Согласно современной классификации воспитательных методик, мы используем метод практической деятельности - выполнение трудовых заданий, заданий по изготовлению моделей или приборов. В начале мероприятия, во вступительном слове преподавателя, а также в заключении, когда студенты представят свои «музейные» проекты - созданные плакаты и презентации - метод наглядных иллюстраций и демонстраций. Используя другую классификацию, предлагаемый метод – это метод проектов, цель которого – развитие исследовательских умений. Его воспитательная роль заключается в повышении личной уверенности каждого участника проектной деятельности, в его самореализации и рефлексии.
Использование метода проектов – важнейшая составляющая при формировании общих компетенций студента. Метод проектов - определенная совокупность воспитательных и учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией этих результатов, которые должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно и в группе, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, принести пользу и показать публично достигнутый результат, когда найденный способ решения проблемы носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Другим результатом применения проектной методики должно стать осознание значимости коллективной работы, сотрудничества для достижения общего успеха.
Технология коллективной творческой деятельности в группе применяется львиную долю времени. Внутри команды студенты самостоятельно должны распределить роли, кто будет выполнять функции поиска и отбора информации, кто – редактирования и оформления, кто – составления презентации для последующего представления своего «зала». При такой деятельности создаются прекрасные навыки работы в коллективе, эффективного общения с коллегами, а также свойство брать на себя ответственность за работу членов команды и за результат. Тем самым групповая работа на внеклассном мероприятии блестяще вписывается в компетентностную парадигму современного образования, формируя общие компетенции (ОК) 6 и ОК 7, крайне важные для профессиональной подготовки студента колледжа.
Современное образовательно-воспитательное пространство должно способствовать развитию у обучающегося навыков самообразования и самоорганизации. В рамках нашего проекта каждый студент самостоятельно или совместно с партнёрами учится организовывать собственную деятельность, применять типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество в рамках ОК 2, принимает решения в стандартных и нестандартных ситуациях (ОК 3). При этом занятие способствует и развитию навыков самообразования в рамках ОК 8, поскольку большую часть необходимой для создания проекта информации студенты добывают самостоятельно.
Ключевыми компетенциями, которые формируются в рамках данного мероприятия, является информационные. Студентам предлагается осуществлять поиск и использование информации для эффективного решения поставленных задач (ОК 4), а также использовать информационно-коммуникационные технологии при отборе, переработке материалов для оформления своего «музейного зала» (ОК 5). В эпоху постиндустриального общества от умения выбрать, отфильтровать информацию более всего зависит успешность предприятия. Проигрывает человек не потому, что, например, вырос курс доллара к рублю, а потому, что не смог обработать потоки слов, идей и сообщений, прямо или косвенно об этом предупреждавшие. Чем более квалифицированно команда решит задачу отбора и переработки информации, тем успешней подготовит и представит проект.
Во время работы куратор активно вмешивается в работу каждой группы, то оказывая консультацию, то участвуя наравне со студентами в подготовке проекта. Это не учебное занятие, поэтому контрольные функции педагога отходят на второй план, а на авансцену выходят партнерские отношения. Более того, на внеклассном мероприятии при использовании метода проектов педагог должен быть непосредственным соисполнителем поставленных им же самим задач.
Создание макета музея А.В. Суворова, величайшего российского полководца, несомненно, способствует воспитанию у студентов уважения к вооруженным силам страны, подготавливает к исполнению в будущем воинской обязанности, что требуется согласно ОК 10.
Таким образом, совмещение музейной проектной технологии с навыками групповой (командной) работы при выбранной гражданской и военной тематике, посвященной А.В. Суворову, данное мероприятие способствует формированию у студентов едва ли не всех общих компетенций, предусмотренных ФГОСом для обучающихся колледжей. На проекте решаются серьезные воспитательные задачи по развитию личности, в особенности, по приданию уверенности в собственных силах и самореализации. Это придаёт особый статус внеклассной деятельности подобного рода.
Технические средства, оборудование, материалы
При проведении внеклассного мероприятия – проекта создания московского музея А.В. Суворова «Суворов: наука побеждать» требуются некоторые технические средства обучения, оборудование и материалы. Это мультимедийный проектор и телевизор, компьютеры (или ноутбуки) с выходом в Интернет в количестве не менее одного на группу, мобильные телефоны с выходом в Интернет, принтеры – минимум три из расчета на 5 команд, ватманские листы и другие канцелярские принадлежности. Также студентам предоставляется раздаточный материал: подробная хронология жизни А.В. Суворова, методические рекомендации (памятки) по составлению проекта музейного «зала», требования к презентации.
Предполагаемые итоги и результаты
Итогом внеклассного мероприятия – проекта создания московского музея А.В. Суворова «Суворов: наука побеждать» - станут 5 экспозиций-стенгазет, представляющих собой макеты музейных «залов» с последующей презентацией капитана команды с объяснением общего решения экспозиции, отбора содержания и ключевого тезиса «зала», отражённого в названии. Критериями оценки работы являются: наполненность содержания и отражение главных фактов и событий, убедительность, четкость, естественность выполнения учащимися заданий и для достижения цели проводимого мероприятия, художественно-эстетическое оформление, качество представления готового продукта (уровень владения материалом, понимание воспитательно-нравственной структуры проекта). В качестве ожидаемого психолого-педагогического результата создания проекта предполагается формирование у студентов навыков самостоятельности, самоанализа, самооценки, самоуправления, демонстрация творческого потенциала и раскрытие способностей друг друга, и повышение культуры межличностного общения.
Содержание внеклассного мероприятия «Суворов: наука побеждать»
(Проект создания московского музея А.В. Суворова)
Внеклассный проект создания московского музея А.В. Суворова рассчитан на 90 минут – полноценную студенческую пару. Оптимальное число участников – 30 человек. На усмотрение организаторов, можно изменить сценарий в расчете на иное количество участников. Все студенты должны быть пропорционально распределены на равные команды по 6 человек. Столы (парты) расставлены для групповой работы и оборудованы компьютерами и подключены к принтерам. На партах лежат листы с методическими материалами и памятками [Приложение 1 - Памятка для составления проекта «Суворов: наука побеждать»; Приложение 2 – Основные даты жизни и деятельности А.В. Суворова], по одному ватманскому листу. Мероприятие состоит из трёх (не учитывая организационного момента и краткого заключительного слова преподавателя по итогам работы) этапов – вступительной лекции организатора, собственно, работы над проектом и представления результатов.
Первый этап занятия – краткая вводная интерактивная лекция организатора, рассчитанная на 10 минут «Александр Суворов: наука побеждать». [Презентация – Приложение 3]. Цель преподавателя: восстановить в памяти знания по истории XVIII века и ознакомить участников с ключевыми фактами биографии А.В. Суворова и историческим значением его деятельности. Перед началом интерактивной лекции педагог знакомит студентов с правилами проведения мероприятия, целями [См. Технологическую карту], объясняет условия работы. Затем команды выбирают капитана и определяются с заданием – по жребию капитаны выбирают тему экспозиции своей группы.
Второй этап – основная часть мероприятия. Работа по группам, рассчитанная на 60 минут. Цель: способствовать созданию проектов «залов» московского музея А.В. Суворова. Каждая команда получила своё тематическое задание, его план и краткие рекомендации по выполнению. Каждая команда должна придумать слоган своего «зала», отобрать не менее 15 «экспонатов» - фотографий, схем, рисунков, карт военных сражений, цитат и к каждому из них составить краткое описание. Все материалы наклеить на лист ватмана и подготовить краткую компьютерную презентацию своего проекта на 3 минуты.
Задание для первой группы - составить музейную экспозицию по теме: «Московский дворянин А.В. Суворов» по следующему плану:
Род Суворовых. Отец – крестник Петра I и автор военного словаря
Детство А.В. Суворова: увлечение военными книгами. Абрам Ганнибал.
Начало военной карьеры при Елизавете Петровне
Семья и дети А.В. Суворова.
Задание для второй группы – составить музейную экспозицию по теме «Военная карьера генерала А.В. Суворова» (1954 - 1986). План:
Участие в семилетней войне. Взятие Кольберга
Война с Барской конфедерацией
Русско-турецкая война 1768 – 1764
Подавление пугачевского бунта.
Присоединение Крыма к России
Задание для третьей группы – составить музейную экспозицию по теме «Генералиссимус А.В. Суворов». План:
Русско-турецкая война 1787-1788. Сражения при Фокшанах и Рымнике. Взятие Измаила. Получение графского титула
Подавление восстания в Польше
Взаимоотношения с Павлом I. Опала и возвращение
Итальянский и Швейцарский походы – образцы военного искусства.
Задание для четвертой группы – составить музейную экспозицию по теме «Военное и литературное наследие А.В. Суворова». План:
Книга «Наука побеждать» как учебное пособие будущим поколениям
Ученики и последователи А.В. Суворова: М. И. Кутузов, П. И. Багратион, М. И. Платов, М. А. Милорадович и другие.
Международное признание А.В. Суворова. Его оценка Наполеоном
Орден А.В. Суворова, его лауреаты
Задание для пятой группы - составить музейную экспозицию по теме «Суворовская Москва и память о генералиссимусе». План:
Смерть и могила А.В. Суворова
Г.Р. Державин «Снигирь» - ода на смерть А.В. Суворова
Судьба родового имения и московского дома
Памятники и мемориалы, посвященные А.В. Суворову
Суворов в именах собственных – улицы, сёла, учреждения его имени. Суворовские училища в Москве и других городах.
Третья часть – представление отдельных экспозиций московского музея А.В. Суворова. Цель: оценить исполнение проекта согласно предложенным рекомендациям. Капитан каждой из групп в течение трёх минут презентует макет своего «зала», основную идею – слоган, показывает несколько подготовленных группой слайдов, отражающих ключевые «экспонаты» командного проекта.
В качестве итога мероприятия может служить выставка подготовленных плакатов на ватманских листах колледжа с возможной оценкой работы независимым жюри в лице всех обучающихся и работников колледжа.
Технологическая карта внеклассного мероприятия
«Суворов: наука побеждать»
(Проект создания московского музея А.В. Суворова)
Цели:
способствовать пониманию влияния семьи, образования, личностных качеств и взглядов на успешность военной и государственной карьеры А.В. Суворова, на его достижения как полководца, государственного деятеля и педагога.
воспитывать уважение к истории России и крупнейшим историческим деятелям на примере личности А.В. Суворова
создавать условия для формирования мировоззрения и убеждений студентов в соответствии с идеалами гуманизма и общечеловеческих ценностей
развивать понимание необходимости применять знания и представления о генералиссимусе Суворове в планировании собственной жизни и карьеры
развивать коллективный и индивидуальный творческий потенциал студентов
Этап мероприятия Время (минут) Цель Деятельность преподавателя-организатора Деятельность студентов-участников
Организационный момент 4 Познакомить
участников с целью и планом занятия и основными видами деятельности Знакомит студентов с целями занятия, объясняет условия работы, раздаёт необходимые материалы, памятки, организует жеребьёвку проектов Делятся на группы, выбирают капитана, по жребию определяют проект
Интерактивная лекция «Александр Суворов: наука побеждать» 9 Восстановить в памяти знания по истории XVIII века и ознакомить участников с ключевыми фактами биографии А.В. Суворова и историческим значением его деятельности Рассказывает об основных фактах биографии А.В. Суворова, в интерактивной форме спрашивает, что студенты знают о герое занятия, показывает слайды презентации. (Приложение 3) Слушают лектора, отвечают на короткие вопросы, выбирают из представленныхфактов необходимые для своего проекта, также подбирают слайды из показанных
Основная часть – создание проекта Московского музея Суворова «Суворов: наука побеждать» 59 Способствовать созданию студентами проектов «залов» московского музея А.В. Суворова Поочередно работает как участник в каждой из групп, оказывает методическую и иную помощь, оказывает консультации по просьбам команд Находят текстовую информацию, фотоматериалы, компонуют на ватмане, оформляют стенд, выбирают слоган, готовят презентацию
Представление отдельных экспозиций московского музея А.В. Суворова 15,
каждой
группе по 3 минуты Оценить исполнение проекта согласно предложенным рекомендациям Предлагает капитанам представить свой «зал», выявляет плюсы и минусы каждого проекта Поочередно команды представляют слоган, плакат на ватмане и презентацию
Подведение итогов, организация выставки 3 Подвести итоги работы, дать оценку деятельности каждой из команд Благодарит студентов за участие, высказывает мнение, чей проект наиболее соответствует предъявленным требованиям Слушают и эмоционально реагируют
Заключение
Подводя итоги сказанному и предложенному, отметим, что поставленная цель - разработка сценария внеклассного мероприятия об А.В. Суворове – достигнута с применением современных педагогических технологий – метода групповых проектов. Данное мероприятие способно решать и более серьезные общественные воспитательные задачи, т.к. в настоящее время в России у молодёжи недостаточно настоящих примеров для подражания, на биографии которых можно было бы строить свой жизненный путь. В другой профессии и сфере деятельности, но с такой же волей и целеустремленностью. Главным результатом подобного мероприятия является даже не осуществление проекта, а осознание студентами, что только образованный, всесторонне развитый, компетентный человек является хозяином своей судьбы.
Источники
Биография Александра Васильевича Суворова, им самим писанная в 1786 году. — Время и судьбы: Воен.-мемуар. сб. Вып. 1. — М.: Воениздат, 1991.
П. А. Румянцев, А. В. Суворов, М. И. Кутузов: документы и материалы. — К.: Наукова думка, 1974.
Суворов А. В. Наука побеждать. — М.: Воениздат, 1987.
Суворов А. В. Письма / Изд. подгот. B.C. Лопатин; Отв. ред. А. М. Самсонов. — М.: Наука, 1986.
Литература
Васильев П., Дмитриев Д. Суворов. – М.: Новая книга, 1994.
Григорьев С. Александр Суворов. – М.: Детская литература, 2013.
Грусланов М., Лободин В. Шпага Суворова. – Л.: Детская литература, 1979.
Лунин В.А. Граф Александр Васильевич Суворов, - М., 2012.
Николаев Б. А.В.Суворов. – М.: Собор, 2008.
Раковский Л. Генералиссимус Суворов. – М., 2012.
Ростунов И. Генералиссимус Суворов. – М.: Воениздат, 1989.
Интернет-ресурсы
Александр Васильевич Суворов // http://suvorov.velchel.ru/
Суворов // http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/suvorov_av.php
Суворов А.В. Наука побеждать // http://knsuvorov.ru/books/nauka_pobejdat/
Суворов Александр Васильевич (1730 - 1800). Сборник материалов о великом полководце // http://adjudant.ru/suvorov/suvorov00.htm
Приложение 1
Памятка
для составления проекта «Суворов: наука побеждать»
(Московский музей А.В. Суворова)
Внимательно изучить задание и его план
Разбить группу на подгруппы, чтобы ускорить процесс. Группу можно разделить или по подразделам плана или по формам работы (одни в Интернете ищут материал, другие форматируют, третьи оформляют)
Сопоставить план задания с подробной биографией (Приложение 3), выбрать подходящие события из жизни А.В. Суворова
Наметить предварительную схему, основной принцип отбора информации
Найти в Интернете материалы – тексты и фотографии, если необходимо – карты, схемы по теме своей экспозиции.
В отобранном материале выделить главную идею (слоган) и отразить её на ватманском листе в качестве заголовка
Собранный материал отформатировать – сократить тексты, обрезать фотографии, карты или схемы, затем распечатать на принтере
Разместить отобранные данные на ватманском листе. Начинать надо с главных, наиболее полно отражающих тему предложенного задания и соответствующих выбранному слогану
Выбрать из всего материала 3-4 наиболее важных «экспоната», поместить их на слайды для представления своего проекта
Составить 3-х-минутный рассказ о проделанной работе

Приложение 2
Основные даты жизни и деятельности А.В. Суворова
Рождение - 1730, 13 (24) ноября
Запись в Семеновский полк - 1742, 23 октября (3 ноября)
Производство в капралы - 1747, 25 апреля (6 мая)
Начало действительной службы - 1748, 1 (12) января
Производство в подпрапорщики - 1749, 22 декабря (2 января)
Производство в сержанты - 1751, 8 (19) июня
Командировка за границу - 1752, 5 (16) марта
Производство в поручики - 1754, 25 апреля (6 мая)
Назначение в Ингерманландский полк - 1754, 10 (21) мая
Назначение обер-провиантмейстером - 1756, 17 (28) января
Назначение генерал-аудитор-лейтенантом - 1756, 28 октября (8 ноября)
Производство в премьер-майоры - 1756, октябрь
Производство в подполковники - 1758, 9 (20) октября
Назначение обер-кригскомиссаром - 1759, 31 декабря (11 января)
Назначение начальником штаба в отряде Берга - 1761, сентябрь
Производство в полковники - 1762, 26 августа (6 сентября)
Назначение командиром Суздальского пехотного полка - 1763, 6 (17) апреля
Производство в бригадиры - 1768, 22 сентября (3 октября)
Производство в генерал-майоры - 1770, 1 (12) января
Сражение под Ландскроной - 1771, 10 (21) мая
Сражение при Столовичах - 1771, 12 (23) сентября
Взятие Краковского замка - 1772, 15 (26) апреля
Назначение в первую (румянцевскую) армию - 1773, 4 (16) апреля
Первый поиск на Туртукай - 1773, 10 (21) мая
Второй поиск на Туртукай - 1773, 17 (28) июня
Женитьба на В. И. Прозоровской - 1774, 16 (27) января
Производство в генерал-поручики - 1774, март
Сражение при Козлуджи - 1774, 10 (21) июня
Приезд к Панину (начало действий против Пугачева) - 1774, 24 августа (4 сентября)
Доставка Пугачева в Симбирск - 1774, 1 (12) октября
Рождение дочери Наташи - 1775, 1 (12) августа
Назначение начальником войск на Кубани - 1778, январь
Назначение в Астрахань - 1780, 11 (22) января
Перевод в Казань - 1781, 31 декабря (11 января)
Приезд на Кубань - 1782, 19 (30) октября
Битва при Керменчике - 1783, 1 (12) октября
Рождение сына Аркадия - 1784, 4 (15) августа
Производство в генерал-аншефы - 1786, 26 октября (8 ноября)
Сражение у Кинбурна - 1787, 1 (12) октября
Битва под Очаковом - 1788, 27 июля (7 августа)
Сражение при Фокшанах - 1789, 21 июля (1 августа)
Сражение при Рымнике - 1789, 11 (22) сентября
Взятие Измаила - 1790, 11 (22) декабря
Назначение в Финляндию - 1791, 25 июня (6 июля)
Перевод в Херсон - 1792, 10 (21) ноября
Выступление в Польшу - 1794, 14 (25) августа
Штурм Праги - 1794, 24 октября (4 ноября)
Производство в генерал-фельдмаршалы - 1794, 19 (30) ноября
Отозвание из Польши - 1795, 17 (28) октября
Увольнение в отставку - 1797, 6 (17) февраля
Приезд в Кончанское - 1797, 5 (16) мая
Вызов в Вену - 1799, 6 (17) февраля
Прибытие в Вену (начало Итальянской кампании) - 1799, 14 (25) марта
Выезд в армию 1799, 24 марта (4 апреля)
Занятие Милана - 1799, 17 (28) апреля
Сражение при Треббии - 1799, 7 (18) июня
Сражение при Нови - 1799, 4 (15) августа
Выступление в Швейцарию - 1799, 28 августа (8 сентября)
Переход через Чёртов мост 1799, 14 (25) сентября
Получение чина генералиссимуса - 1799, 19 (30) октября
Отъезд из армии в Петербург - 1800, 3 (14) февраля
Приезд в Петербург - 1800, 20 апреля (2 мая)
Смерть Суворова - 1800, 6 (18) мая
Погребение - 1800, 12 (24) мая

Приложение 3. Слайды презентации
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5