Конспект урока по литературному чтению для 2 класса УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: Русская народная сказка «Царевна лягушка»
Цель: Создание условий на уроке для знакомства с русской народной сказкой «Царевна-лягушка»
Задачи:
1. Содействовать полноценному восприятию сказки, формированию читательских умений по анализу художественного произведения; продолжать работу по формированию навыка белого чтения целыми словами; познакомить учащихся с ролью изобразительно-выразительных средств языка в тексте автора.
2. Способствовать развитию речевой культуры учащихся; формировать умения самостоятельно ставить вопросы к прочитанному; способствовать развитию интонационной выразительности при чтении и рассказывании.
3. Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к действительности, умение передавать личностное отношение к прочитанному.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг писателя, иллюстрации в учебнике.
Ход урока
Этапы урока Время Форма и приемы работы на данном этапе Примечания
1.Речевая разминка 3 мин Здравствуйте.
- А теперь, давайте проверим, все ли у вас на месте: - учебник, тетрадь, дневник.
- Садитесь.
- Проверь, правильно ли ты сидишь?
- Теперь мы с вами выполним несколько несложных упражнений: первое: будем длительно произносить согласные. Молодцы!
- Второе упражнение. На доске записано предложение. Его нужно произнести с разными интонациями.
Длительное произношение согласных Б, Д, Н, М, Ж, Ц.
2. Упражнение для развития интонационной выразительности речи. (работа в группе)
Произнести с разной интонацией предложение: Добрый день. ( холодно, дружелюбно, с обидой)
2.Проверка домашнего задания 12 мин - А теперь мы поверим. Все ли выполнили домашнее задание.
- В рабочих тетрадях вам необходимо было сделать упражнения. Все справились? Работа с тетрадью на печатной основе
3. Подготовительная работа перед чтение текста 5 мин - Ребята, подскажите, а чем сказки отличаются от всех остальных жанров? (имеются волшебные элементы; в сказках происходит то, что не может произойти в действительности; у сказок нет авторов)
- А какими бывают сказки? ( о животных, о людях, бытовые, волшебные)
4. Первичное чтение текста 3 мин - Откройте хрестоматию 2 на стр.
- Как называется произведение, которое мы сегодня будем изучать?
- Правильно.
Сейчас я вам прочитаю, а вы внимательно слушайте.
Физкультминутка
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь – богатыри!
Мы ладони к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И, направо, и еще
Поглядеть через плечо
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу! Чтение текста учителем
5. Беседа после первичного чтения 3 мин - Вам понравилось произведение? (да/нет)
- Что вам понравилось?
- Какое настроение после прочтения?
- Каков жанр произведения? (Сказка)
- Какова тема? (о Царевне-лягушке)
- Давайте рассмотрим иллюстрации.
- Что на них изображено?
- Как начинается сказка, с каких слов?( В старые годы у одного царя было три сына)
- А какими словами заканчивается? (Иван-царевич с Василисой Премудрой вернулись домой и жили долго и счастливо до глубокой старости)
- Как относились сыновья к отцу? Почтительно, с уважением, грубо или с любовью? Работа с учебником
6. Анализ произведения 10 мин - Давайте составим план «Три задания царя-батюшки»:
- Какое задание было 1м? ( сшить рубаху)
- Какое вторым? ( испечь хлеб)
- А третьим? ( показать себя на балу)
- Кто главные герои сказки?
- Понравился ли вам герой рассказа?
- Каким был Иван-царевич?
- Правильно ли он поступал ( не всегда)
- Почему?
- мы вчера с вами читали сказку « У страха глаза велики».
- Похожи эти сказки? Докажите. Сшить рубаху
Испечь хлеб
Показать себя на балу
Работа над характеристикой героев.
8. Обобщающая беседа 3 мин - Какова идея произведения? ( автор показал важность знаний)
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- В чем вы убедились?
- Над чем задумались?
- Чему научились?
Домашним заданием для вас будет выполнение задания 5 в хрестоматии 2 на стр.40. Б
Д
Н
М
Ж
ЦХитра – колдунья
Ширинка – полотенце
Насурьмлённые – накрашенные
Лытаешь – отлыниваешь, бездельничаешь