Программа по литературному чтению для 1 класса УМК Начальная школа XXI века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.). Программа разработана на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «Литературное чтение. 1-4 классы».
Изучение литературного чтения в первом классе начинается курсом «Обучение грамоте».
Интегрированный курс «Обучение грамоте» - первый этап в системе изучения русского языка и литературного чтения. В этот период начинается реализация положений системно- деятельностного подхода - основы федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
учёт индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;
учёт различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания;
обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению и учатся учиться. Ценностным ориентиром курса обучения грамоте является его личностно-ориентированная направленность. Каждая учебная задача представлена на разных уровнях сложности. Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации, что также является одним из важнейших требований федерального государственного образовательного стандарта. Важной особенностью построения курса и ещё одной его целевой установкой является направленность работы не только на тренировку технической стороны чтения, но и на осознанность чтения, что позволяет заложить основы будущей читательской компетентности.
В первом полугодии первого класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания - слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).
Основные цели изучения курса «Литературное чтение»:
помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;
обогатить читательский опыт.
Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча
изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
Система работы над навыками чтения.
Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего их возрастным особенностям и уровню подготовки.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке, для дополнительного чтения, для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу.
На изучение программы «Литературное чтение» в первом классе отводится 132 часа в год (33 учебные недели по 4 часа в неделю).
Учебно-тематический план
«Литературное чтение. Обучение грамоте»
№
п/п Содержание программного материала Количество часов
1 Добуквенный период 13ч
2 Основной период 51 ч
3 Послебукварный период 40 ч
ИТОГО 104 часа
«Литературное чтение»
№ п/п Содержание программного материала Количество часов
1 Читаем сказки, загадки, скороговорки 6ч
2 Учимся уму-разуму 8ч
3 Читаем о родной природе 7ч
4 О наших друзьях - животных 7ч
ИТОГО 28 часов
Содержание программы
«Литературное чтение. Обучение грамоте»
Раздел программы Программное содержание Характеристика деятельности детей
(универсальные учебные действия)
Слово и предложение
Предложение как объект изучения. Предложение в речевом потоке. Работа с предложением. Слово и предложение. Выделять предложения из речевого потока: определять на слух границы предложения, обозначать каждое предложение полоской. Моделировать состав предложения в процессе дидактической игры. Выделять в предложении слова, изменять порядок слов в предложении. Составлять предложения с заданным словом с последующим распространением предложений.
Корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки. Определять количество слов в предложении при четком произнесении учителем предложения с паузами между словами. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Различать слово и предложение. Анализировать предложение: обозначать каждое слово предложения полоской. Объяснять различие между предметом и обозначающим его словом. Объяснять значение слова. Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению.
Слово как объект изучения. Слово как объект изучения, материал для анализа. Слово как единство звучания и значения. Активизация и расширение словарного запаса. Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Изолированный звук. Последовательность звуков в слове. Различать звучание и значение слова. Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.
Произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителя. Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Группировать (классифицировать) слова по первому звуку.
Группировать (классифицировать) слова по последнему звуку. Подбирать слова с заданным звуком. Устанавливать количество и последовательность звуков в слове. Моделировать последовательность звуков слова с использованием желтых фишек. Сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками.
Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков.
Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие.
Гласные и согласные звуки. Гласные звуки: ударные и безударные. Со- гласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Моделирование звукового состава слова. Особенность гласных звуков - отсутствие при произнесении этих звуков преграды. Особенность согласных звуков - наличие при их произнесении преграды. Различение гласных и согласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков. Качественная характеристика звуков (гласные, твердые и мягкие согласные).
Гласные звуки: ударные и безударные. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная функция звонких и глухих согласных звуков. Действия контроля и самоконтроля в процессе моделирующей деятельности. Объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука.
Характеризовать заданный звук: называть его признаки.
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.
Классифицировать звуки по заданному основанию (твердые и мягкие согласные звуки; гласные - согласные и т.д.). Различать ударные и безударные гласные звуки.
Различать звонкие и глухие согласные звуки.
Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели. Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая ее из ряда предложенных.
Подбирать слова, соответствующие заданной модели.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа. Делить слова на слоги. Доказывать (объяснять) количество слогов в слове.
Приводить примеры слов с заданным количеством слогов.
Анализировать слово: определять место ударения в слове.
Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком.
Классифицировать слова по количеству
слогов и месту ударения.
Соотносить слова с соответствующими им
слогоударными схемами.
Приводить примеры слов по заданной сло-
гоударной схеме.
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.
Находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.
Объяснять причину допущенной ошибки.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Ударение. Ударный гласный звук в слове. Графика
Звуки и буквы. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости- мягкости согласных звуков. Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость предшествующего согласного. Соотносить звук и соответствующую ему букву.
Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков и обозначение гласного звука.
Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного.
Функции букв е, ё, ю, я. Функции букв е, ё, ю, я. Буквы, обозначающие согласные Звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Одна буква для обозначения парных по твердости-мягкости согласных звуков. Разные способы обозначения буквами звука [й']. Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами - названиями картинок. Обозначать буквами е, ё, ю, я звук [й'] и последующие гласные звуки. Обозначать согласные звуки буквами. Объяснять выбор буквы для обозначения согласного звука.
Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с - з, ш - ж, с - ш, з -ж, р-л, Ц-Ч ИТ. д.).
Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о - а, и-у, п-т, л-м, х-ж, ш-m, в-д и т.д.).
Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й'].
Объяснять функцию буквы ь.
Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.
Воспроизводить алфавит.
Восстанавливать алфавитный порядок слов.
Буква ь. Буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Русский алфавит. Названия букв русского алфавита. Последовательность букв в русском алфавите. Алфавитный порядок слов. Восприятие художественного произведения
Первоначальное знакомство с литературными жанрами. Малые фольклорные формы. Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или хорошо читающим одноклассником. Смысл воспринимаемого на слух литературного произведения. Знакомство с литературными жанрами: стихотворения, рассказы, сказки (народные и авторские). Знакомство с малыми фольклорными формами: загадки, пословицы. Воспринимать на слух литературные произведения.
Осознавать смысл текста при его прослушивании.
Различать стихотворения, рассказы, сказки.
Чтение
Слоговое чтение. Чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Осознанность и выразительность чтения небольших текстов и стихотворений. Способ чтения прямого слога: ориентация на букву, обозначающую гласный звук. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Отработка техники чтения: плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Работа над осознанностью чтения. Читать слоги с изменением буквы гласного. Отрабатывать способ чтения прямых слогов с использованием пособия «окошечки». Читать слова, получающиеся при изменении гласной буквы.
Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.
Устанавливать соответствие прочитанных слов с картинками, на которых изображены соответствующие предметы.
Осознавать смысл прочитанного. Орфоэпическое чтение. Орфографическое чтение слов, предложений, коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Два вида чтения - орфографическое и орфоэпическое. Орфоэпическое чтение как воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи с учетом орфоэпических правил при переходе к чтению целыми словами. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.
Находить содержащуюся в тексте информацию.
Определять основную мысль прочитанного произведения.
Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками.
Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста.
Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном виде. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде. Сравнивать два вида чтения - орфографическое и орфоэпическое - по целям. Овладевать орфоэпическим чтением.
Развитие речи
Рассказы повествовательного и описательного характера. Рассказы по серии сюжетных картинок. Связный рассказ на основе прочитанных слов. Учебный диалог: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.
Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка. Небольшие рассказы описательного и повествовательного характера на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений. Составлять текст по серии сюжетных картинок.
Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя.
Составлять рассказ по сюжетной картинке. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи.
Осознавать недостаточность информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Формулировать и обосновывать собственное мнение.
Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Составлять небольшие описательные рассказы.
Составлять небольшие повествовательные рассказы.
«Литературное чтение»
Раздел программы Программное содержание Характеристика деятельности учащихся
Виды речевой и читательской деятельности. Аудирование (слушание)
Восприятие на слух фольклорных и авторских произведений. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания.
Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой. Воспринимать на слух сказку, рассказ, стихотворение. Различать на слух произведения разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка).
Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности.
Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности.
Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Сравнивать модели обложек.
Чтение вслух и молча (про себя)
Чтение вслух - слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами. Знакомство с нормами чтения (что - [што], чтобы - [штобы], -ого - о[ва]). Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу). Чтение про себя (молча) отрывков и небольших произведений. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое. Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога).
Читать выразительно скороговорки, загадки, потешки, сказки и рассказы по образцу (выразительное чтение учителя).
Читать по ролям небольшие сказки, рассказы, шутки.
Осваивать умение читать про себя (молча) под руководством учителя.
Работа с текстом
Текст и набор предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Структура текста: абзац, начало и концовка текста. Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов. стихотворений. Определение темы произведения. Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато.
Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чем произведение?), жанр (что это?).
Иллюстрации к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации. Отличать текст от набора предложений.
Определять абзацы и части текста. Характеризовать текст с точки зрения структуры: абзацы, наличие диалога в тексте.
Сравнивать произведения разных тем и жанров.
Учиться пересказывать подробно и сжато по готовому плану.
Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения.
Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения.
Оценивать поступки героев произведений с нравственно-этической точки зрения.
Высказывать свое суждение о героях и их поступках.
«Вычитывать» из текста авторскую точку зрения, объяснять свою.
Перечитывать текст и находить информацию о предметах, явлениях. Характеризовать книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрацию на обложке.
Определять жанр и тему.
Сравнивать модели обложек книг. Классифицировать книги по жанру, теме, авторской принадлежности.
Говорение (культура речевого общения)
Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений). Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или поступках). Находить в тексте произведения диалоги героев.
Инсценировать и читать по ролям произведения с диалогической речью. Конструировать высказывание: (ответ) на вопрос о произведении и его содержании, о героях и их поступках (1-3 предложения).
Работа с текстом научно- популярного произведения
Знакомство (практическое) с научно- популярным произведением:наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении. Сравнивать произведения разных жанров.
Сравнивать художественные произведения с научно-популярными,
Библиографическая культура
Знакомство с книгой и ее аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены). Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме. Классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности. Определять жанры и темы книг (если таковые обозначены).
Классифицировать книги по темам и жанрам.
Письмо (культура письменной речи)
Произведение как пример письменной речи. Практическое знакомство с тек- стом-повествованием, текстом- описанием, текстом-рассуждением. Создавать небольшие рассказы или истории о героях изученных произведений.
Круг чтения. Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей- классиков XIX-XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX века и современных детских писателей. Виды детских книг: художественные и научно-популярные. Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка. Темы чтения: о Родине, природе, детях, животных; юмористические произведения. Выражать свое отношение к литературному произведению (что нравится? почему?) и обосновывать его.
Находить в произведении описание героев, предметов или явлений.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка-закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог. Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора.
Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение).
Использовать в речи литературоведческие понятия.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Чтение по ролям и инсценирование. Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты). «Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения). Пересказ от лица одного из героев произведения. Рассуждение о героях изученного произведения. Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений. Анализировать текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя (голос, мимика, жесты).
Моделировать «живые картины» к изучаемым произведениям. Конструировать содержание описания картин к произведению или отдельным эпизодам.
Интерпретировать текст произведения: пересказ от лица одного из героев произведения.
Высказывать свою точку зрения о героях изученного произведения.
Создавать небольшие истории о героях или с героями изученных произведений.
Чтение: работа с информацией. Представление об информации и сбор информации. Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге. Характеризовать произведение или книгу по информации, представленной в форме таблицы.
Находить необходимую информацию о предметах или явлениях в учебной, на- учно-популярной и справочной книге. Заполнять таблицы, схемы и делать вывод, переводя табличную информацию в текстовую форму (суждение, аргументация, вывод).
Требования к уровню подготовки учащихся
«Литературное чтение. Обучение грамоте»
Первоклассник научится: различать, сравнивать:
-звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
звук, слог, слово;
слово и предложение;
кратко характеризовать:
звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие);
условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных;
решать учебные и практические задачи:
выделять предложение и слово из речевого потока;
проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырёх - пяти звуков;
-плавно читать по слогам слова, предложения, небольшие тексты; -осознавать смысл прочитанного;
Первоклассник получит возможность научиться:
различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;
читать целыми словами и предложениями;
самостоятельно читать небольшие по объёму художественные произведения;
выделять в словах слоги в устной работе;
правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
соблюдать орфоэпические нормы.
«Литературное чтение»
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»Первоклассник научится:
осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие); моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Первоклассник получит возможность научиться:
понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
высказывать суждения о произведении и поступках героев;
узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»Первоклассник научится:
определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Первоклассник получит возможность научиться:
сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
находить в тексте произведения сравнения, обращения;
находить в тексте и читать диалоги героев;
определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность»
Первоклассник научится:
читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
придумывать истории с героями изученных произведений;
пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Первоклассник получит возможность научиться:
иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Первоклассник научится:
получать информацию о героях, произведении или книге;
работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
-дополнять таблицы, схемы, модели;
сравнивать произведения по таблице.
Первоклассник получит возможность научиться:
находить информацию о произведении (фамилия автора, жанр, тема);
- дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
находить в тексте информацию о героях произведений.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
в овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания
Система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:
социальную (позволяет установить соответствие личных достижений каждого ученика требованиям программы, познакомить учащихся и их родителей с направлениями и критериями оценивания успехов в учении, опираясь на результаты проверки; учесть все факторы, влияющие на учебно-познавательный процесс и уровень обученности ученика, чтобы наметить перспективу развития его индивидуальных возможностей);
воспитательную (учитель отслеживает динамику продвижения каждого ученика в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств; система проверочных и контрольных работ выполняет не только контролирующую, но и обучающую роль; вовлечение учащихся в оценочную деятельность снимает у них страх и тревожность, побуждая к решению задач различных видов и поиску ответов даже на сложные вопросы);
образовательную (учитель определяет уровень усвоения материала, анализирует успехи и просчеты, вносит коррективы в содержание и планирование учебного материала; каждый ученик, зная результат своей работы, знакомится с допущенными ошибками, осознает, что он уже умеет, а что нужно еще повторить или доучить);
эмоционально-развивающую (эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат - радость, огорчение, безразличие - может укрепить его учебную мотивацию или породить неуверенность в себе и нежелание учиться дальше).
Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых второклассниками с предметным содержанием. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по литературному чтению.
Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Это:
комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);
литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
тесты по изученному произведению, теме, разделу;
тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
-диагностические задания и тесты для проверки сформированное™ учебной и читательской деятельности;
тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);
комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);
итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);
проверочные работы для проверки умений работать с книгой (в конце первого и второго полугодия в первом классе).
Тест как вид проверочной работы в первом классе содержит пять заданий и предлагается детям в двух вариантах. Задание считается выполненным, если ученик отметил правильный ответ.
Диагностические задания позволяют выявить уровень усвоения учебного материала и сформированность учебной и читательской деятельности (умение самостоятельно находить способ решения учебной задачи, составлять алгоритм учебных действий, осуществлять самоконтроль и самооценку и т.д.).
Диагностические задания оцениваются в баллах:
баллов - задание не выполнено;
балл - выполнена часть задания или допущены ошибки;
балла - задание выполнено верно.
Результаты диагностических работ позволяют определить уровни учебной подготовки каждого ученика (а также группы или класса):
высокий - ученик по большинству заданий получает 2 балла;
средний - ученик по большинству заданий получает 1 балл;
низкий - ученик по большинству заданий получает 0 баллов.
В первом классе чтение является предметом обучения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших дидактических текстов). В первом классе проверяются овладение слого-аналитическим способом чтения, понимание общего смысла слов и предложений, тем чтения текста (в конце года не менее 30 слов в минуту).
Текущая проверка навыка чтения вслух проводится на каждом уроке. Результаты проверки темпа, способа, правильности чтения вслух и понимания текста отображаются в таблице:
Фамилия, имя ученика Способ чтения Темп (количество слов) Правильность (количество ошибок) Понимание (ответы на вопросы)
Слог Слог + слово Слово В условиях безотметочного обучения в первом классе используются словесные оценки: «читаешь хорошо», «читаешь хорошо, но есть ошибки», «читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать».
Оценка «читаешь хорошо» - ученик читает целыми словами, слова из более чем трех слогов читает по слогам, отчетливо произносит звуки и слова, соблюдает ударение в словах, не допускает ошибок, темп чтения - 25-30 слов в минуту.
Оценка «читаешь хорошо, но есть ошибки» - ученик читает целыми словами и слогами, отчетливо произносит звуки и слова, но допускает 1-2 ошибки.
Оценка «читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать» - ученик читает по слогам, допускает более трех ошибок, темп чтения - 15-20 слов в минуту и ниже.
Примерный план проведения проверочных работ
№ п/п Компетенции. Виды проверки Время проведения
1. Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Текущая проверка Октябрь - ноябрь
2. Начитанность. Текущая проверка Ноябрь - декабрь
3. Тест (вид текущей проверки) Ноябрь - декабрь
4. Работа с детскими книгами. Текущая проверка Середина декабря
5. Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Итоговая проверка Конец декабря
6. Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания В течение второй четверти
7. Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Текущая проверка Февраль
8. Выразительность чтения. Текущая проверка В течение третьей четверти
9. Начитанность. Текущая проверка В течение третьей четверти
10. Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Итоговая проверка Апрель
11. Выразительность чтения. Итоговая проверка В течение четвертой четверти
12. Начитанность. Итоговая проверка Май
13. Тест (вид текущей проверки) Май
14. Работа с детскими книгами. Текущая проверка Март - апрель
15. Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания Май
Для реализации программного содержания используются
следующие учебные пособия
1. Букварь. 1 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. В 2-х ч. / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Литературное чтение. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.
3. Литературное чтение. Рабочая тетрадь для 1 класса четырехлетней начальной школы / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.
4. Литературное чтение. Учебная хрестоматия для 1 класса четырехлетней начальной школы / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.
5. Уроки слушания. Рабочая тетрадь к учебной хрестоматии для 1 класса четырехлетней начальной школы / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.
6. Литературное чтение в начальной школе. 1-2 кл. Контрольные работы, тесты, диктанты. Часть 1. / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу
1. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Программа 1-4 кл. – М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2012.
3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Уроки слушания. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2012.
4. Ефросинина Л.А. Книгочей. 1-4 кл. Словарь-справочник по литературному чтению. – М.: Вентана-Граф, 2012.
5. Начальная школа. Оценка достижения планируемых результатов. Уровневая дифференциация. Рейтинговая оценка. Индивидуальные технологические карты. Диагностические работы. Разработки уроков. Разработки родительских собраний. / С.А. Зенина, А.Н. Медведева [и др.]; – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).