Презентация по литературе 11 класс Итоговое сочинение 2016-2017
Итоговое сочинение по литературе в 11 классе
С 2014/2015 учебного года, в число выпускных экзаменов в российских школах вернется сочинение. Соответствующее поручение президент РФ В. Путин дал правительству в декабре 2013 года.
…проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и мировой литературы, как входящих в школьную программу, так и выходящих за ее рамки…Цели и задачи введения сочинения по литературе в 11 классе
Даты проведения сочинения7 декабря 2016.→ 1 февраля 2017.→ 3 мая 2017.
Дата написания и пересдачи, место проведенияПисать итоговое сочинение выпускники будут в первую среду декабря в своих школах по темам, сформированным Рособрнадзором по часовым поясам. 7 декабря 2016В первую среду февраля и мая выпускникам предоставляется возможность пересдачи (в т.ч. для пропустивших итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине).
Объем работы и время для написания При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. ВРЕМЯ - 3 часа 55 минут.
Границы свободы в сочиненииДля обоснования своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее двух ссылок на произведения русской и мировой литературы.
Проверка сочинения.Результатом итогового сочинения может быть зачет или незачет. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.
Критерии оценивания Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерий №1 «Соответствие теме»Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»Критерий №3 «Композиция»Критерий №4 «Качество речи»Критерий №5 «Грамотность»Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
Критерии оцениванияКритерий №1 «Соответствие теме»Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерии оцениванияКритерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного (лучше 2!) произведения отечественной или мировой литературы.«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерии оцениванияКритерий №3 «Композиция»Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерии оцениванияКритерий №4 «Качество речи»Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №5 «Грамотность»Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).Критерии оценивания
Сохранность работРаботы сразу же будут сканироваться и размещаться в региональных и федеральной информационных системах обеспечения проведения ЕГЭ, доступ к которым будут иметь все вузы страны. В то же время вузы при объявлении условий приема должны будут указать, станут ли они учитывать выпускные сочинения.
При поступлении в вузы, сочинение (изложение) рассматривается в ряду индивидуальных достижений и может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ (в случае представления поступающим указанного сочинения). Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом по утвержденным им критериям.Учет результатов сочинения по литературе при поступлении в вузы
Особенности формулировок тем итогового сочиненияИтоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций, выявление уровня речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. Сочинение является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Тематические направления итогового сочинения на 2016/2017 уч.г.1)Разум и чувства2) Честь и бесчестие3) Победа и поражение4) Опыт и ошибки5) Дружба и вражда
На основе этих направлений к декабрю Рособрнадзор разработает темы итоговых сочинений. Они будут отличаться для разных часовых поясов, и узнают их на экзамене.Темы сочинений
Направления тем сочиненияКаждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
«Разум и чувство»Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Шекспир «Гамлет»М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»А.Н. Островский «Гроза»Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…»Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре»М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»8. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»9. Л.Н.Толстой «После бала», «Война и мир»10. И.С.Тургенев «Отцы и дети»11. А.И.Куприн «Гранатовый браслет»12. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»Варианты тем: А) Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?Б) «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств» (М.М.Пришвин).В) «Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В. Гоголь).Выбор произведений по направлениям 1. Разум и чувства
«Честь и бесчестие»В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»А.С. Пушкин «Капитанская дочка»Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»А.С. Грибоедов «Горе от ума»В.Быков «Сотников»6. Ч.Айтматов «И дольше века длится день»7. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»8. Б.Васильев «Завтра была война»В.Каверин «Два капитана»Варианты тем: А)«Береги честь смолоду» Б) «Истинная честь не может терпеть неправду» (Генри Филдинг).В) «Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти» (Жан Жак Руссо)Выбор произведений по направлениям 2.Честь и бесчестие
«Победа и поражение»Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
«Слово о полку Игореве»А.С. Грибоедов «Горе от ума»М.Ю. Лермонтов «Бородино»Л.Н. Толстой «Война и мир»М.А. Шолохов «Судьба человека»6. А.Платонов «Одухотворённые люди»7. Б.Васильев «В списках не значился»8. К.Воробьёв «Убиты под Москвой»Варианты тем: А) Может ли поражение стать победой?Б) «Величайшая победа — победа над самим собой» (Цицерон).В)«Всегда победа с теми, в ком согласие» (Публий).Г) «Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна» (Махатма Ганди).Выбор произведений по направлениям 3.Победа и поражение
«Опыт и ошибки»В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»И.С. Тургенев «Отцы и дети»А.П. Чехов «Ионыч»4. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»5. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»6. В.Дудинцев «Белые одежды»7. В.Распутин «Живи и помни»Варианты тем: А) Может ли опытный человек ошибаться?Б) «Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль).В) «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается».Выбор произведений по направлениям 4. Опыт и ошибки
«Дружба и вражда»Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»И.С. Тургенев «Отцы и дети»Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»5. А.С.Пушкин «Дубровский», «Евгений Онегин»6. М.Ю.Лермонтов «герой нашего времени»7. В. Каверин «Два капитана»8. В. Астафьев «Конь с розовой гривой»9. В.Железников «Чучело»10. В.Тендряков «Ночь после выпуска»Варианты тем: А) Может ли дружба перерасти во вражду?Б) Что такое настоящая дружба.В) «Нет уз святее товарищества» (Н.В.Гоголь).Г) Друг познается в беде.Выбор произведений по направлениям 5. Дружба и вражда