Урок по литературному чтению на тему: О Родине, о подвигах, о славе
Кобыльская средняя общеобразовательная школа
ТЕМА:
« Вводный урок по содержанию раздела «О Родине, о подвигах, о славе»
2014
ТЕМА: Вводный урок по содержанию раздела «О Родине, о подвигах, о славе».
Цели: познакомить с новым разделом; обучать правильному чтению стихов и художественных произведений о Родине, о подвигах, о славе; учить анализировать тексты, определять опорные слова, создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений, работать в паре, группе.
Планируемые результаты: предметные: умение прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение просебя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтические произведения; метапредметные: Р – умение эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, П – умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений, К – осмысление правил взаимодействия в группе; личностные: воспитание любви к Родине, гордости за свою Родину.
Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент.
- Ребята, наш урок литературного чтения, я хочу начать стихотворением:
И красива и богата Наша Родина, ребята. Долго ехать от столицы До любой ее границы. Все вокруг свое, родное: Горы, степи и леса: Рек сверканье голубое, Голубые небеса. Каждый город Сердцу дорог, Дорог каждый сельский дом. Все в боях когда-то взято И упрочено трудом!
- А теперь вы самостоятельно прочитайте стихотворение.
II Речевая разминка
РОДИНА
Родина – слово большое-большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком.
И на щёчке родинка –
Это тоже Родина.
Т. БОКОВА
- Понравилось вам стихотворение?
- Прочитайте медленно, соблюдая знаки препинания.
- Прочитайте выразительно.
III.Актуализация знаний.1 слайд
(На доске слова: Родари, Осеева, Драгунский, Ишимова, Носов, Андерсен)
- Кому принадлежат эти фамилии?
Из первых букв этих фамилий составить слово, которое будет являться главным на уроке. 2 слайд
- Рассмотрите выставку. Как её можно назвать? Почему?
- Подберите слова, близкие по значению к слову РОДИНА (РОССИЯ, ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА).
- Какой раздел мы закончили изучать?
- Сегодня мы начнём изучение нового раздела.
- Прочитайте на с. 56, как он называется. (О РОДИНЕ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ)
IV. Работа по теме урока.
- Как вы думаете, какие произведения могут быть здесь помещены?
- С какими понятиями мы познакомимся в этом разделе? (ПОДВИГ, ПОСТУПОК)
- Как вы понимаете эти слова? 3 слайд
- Прочитайте диалог Ани и Вани.
- Что вы из него узнали?
- Что вам говорит профессор?
- Прочитайте следующий диалог Ани и Вани.
- О чём они говорят? СЛАЙД 4, СЛАЙД 5, СЛАЙД 6
V. Физминутка.
VI. Продолжение работы по теме.
- Прочитайте текст из речевой разминки ещё раз.
- Почему он называется РОДИНА?
- Расскажите, о чём говорит нам автор этого стихотворения.
- Что вы могли бы добавить? Перечислите.
- Прочитайте стихотворение.
Холмы, перелески,
Луга и поля –
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей-
Частица великой
Отчизны моей.
ЛАДОНЩИКОВ Г.
- Как можно озаглавить это стихотворение?
О какой РОДИНЕ говорит нам автор?
- Верно, у человека есть большая и малая Родина.
- Что такое «малая Родина», ваши предоложения?
Ю. Яковлев
О НАШЕЙ РОДИНЕ
В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.
- У человека есть большая и малая РОДИНА.
- Как вы это понимаете? 7 слайд
- Как называется РОДИНА, которая для всех одна? (РОССИЯ) 8 слайд
- Прочитайте слова профессора.
VII. Чтение пословиц и поговорок
- Во все времена люди говорили о Родине, и это отражается в устном народном творчестве.
СЛАЙД 9
Кто Родине изменяет, того народ презирает.
Кто за Родину горой – тот истинный герой
Вывод.
Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.
VIII. Чтение высказываний о РОДИНЕ известных людей.
С. 57 и на распечатках.
- Что общего в высказываниях?
- Почему?
IX. Работа в творческой тетради.
- Чтение стихотворении
- Какие эпитеты используются в стихотворении?
- Как еще можно озаглавить это стихотворение?
- Напишите где вы родились. (Повторить правила правописания) .
X. Зачитать лучшие сочинения о родном крае.
XI.Раздаточный материал: деформированный текст К.Ушинского о Родине.
- Вставить слова, подходящие по смыслу из «справочного бюро»
«Наше Отечество, наша Родина – матушка _______ . Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку _______ и ________ наши. Родиной мы зовем ее потому, что все в ней мы _______ , в ней говорят родным нам ______ , и все в ней для нас ___________ ; а матерью – потому, что она ________ нас своим хлебом, _________ своими водами, _______ своему языку; как мать, она _________ и ________ нас от всяких врагов».
Справочное бюро:
защищает, родное, Россия, вспоила, бережет, деды, родным, родились, отцы, выучила, вскормила, языком.
Проверка работы: дети зачитывают восстановленный текст.
XIIНаписание СИНКВЕЙНА. Работа в группах. Тема «РОДИНА».
XIII Итог урока:
- Какой раздел учебника мы начали изучать?
- Скакими произведениями работали?
СЛАЙД 10
Добавьте подходящие по смыслу слова:
- Каждый из нас - … Великой Родины.
(гражданин, частица, хозяин и т д )
- Родину надо …!
(любить, беречь, охранять и т д .)
XIV Рефлексия. СЛАЙД 11
- Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
СЛАЙД 12
XIV. Написать мини-сочинение на тему «Что значит для меня моя РОДИНА?» или сочинить стихотворение.