Викторина на тему: «Что мы знаем о воинских подвигах России»


Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»
Викторина
на тему:
«Что мы знаем о воинских подвигах России»
Подготовила учитель
истории Джазаева Л.И.
Цели и задачи мероприятия: - развитие у школьников интереса к истории; - обогащение знаний по предмету; - создание условий для проявления творческих способностей учащихся; - развитие умений работать в группе; - развитие эрудиции у школьников. Форма поведения – интеллектуальная игра
Оборудование: презентация, раздаточный материал
Правила игры:
Игра состоит из 4 туров.
1 тур - «РАЗМИНКА» . Команды отвечают на заданные вопросы (тестовые задания), свой правильный ответ записывают на листочке, передают жюри.
2 тур – «Битвы России». На экране отрывки из документов, команды читают по очереди называют событие.
3 тур – «Историческая личность». Угадать историческую личность по изображению, команды по очереди должны называть кто изображен на экране
4 тур – «Соотнесение дат и событий» учащиеся выполняют задание письменно, свой правильный ответ записывают на листочке и передают жюри.
ХОД ИГРЫ ВИКТОРИНЫ
1 ЭТАП «РАЗМИНКА»
Все учащиеся отвечают на заданные вопросы (тестовые задания), свой правильный ответ записывают на листочке, передают жюри. 5 вопросов – за каждый правильный ответ – 1 балл.
Причинами революции 1905-1907 гг.
Отказ от предоставления населению политических свобод
Малоземелье крестьян
Плохое материальное положение рабочих
Русификаторская политика правительства
Неудачи русской армии в русско-японской войне
Верно все перечисленное
Какие задачи должна была решить революция?
Ликвидировать самодержавие
Решить земельный вопрос
Установить парламентскую форму правления
Решить национальный вопрос
Верно все перечисленное
Движущими силами революции были:
Рабочие, крестьяне, интеллигенция,  мелкая буржуазия
Дворянство и крупная буржуазия
Крестьяне и помещики
Какие события послужили началом революции?
3 января 1905 г
9 января 1905г.
17 октября 1905г
Какую организацию возглавлял организатор мирного шествия к царю священник Гапон?
Северный союз рабочего класса
Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга
Партию эсеров
2 этап «Битвы России»
Учащиеся читают отрывки из документов и по очереди называют событие.
За каждый правильный ответ – 5 баллов.
1 документ Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«…Солдаты! Вам предстоит сражение, которого вы так желали! Теперь победа зависит от вас; она нам нужна; она доставит нам изобилие, хорошие зимние квартиры и скорое возвращение в отечество! Действуйте так, как действовали вы под Аустерлицем, Витебске и под Смоленском, и позднейшее потомство вспомнит с гордостью о подвигах ваших в это день и скажет о вас: он был в великой битве под Москвой!...»
Ответ. Бородинское сражение
2 документ Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в ходе какой из войн XIX в. произошли описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили.«…Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его. Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд… Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено наших усилий, чтоб держать корабли, но надобно покориться необходимости…»Ответ. Крымская война (1853-56) война с Турцией
3 документ Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.«Князь перешёл за Дон в чистое поле, в ^ Мамаеву землю, на устье Непрядвы. И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десять вёрст от множества воинов, и была сеча ожесточённая и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских… И вознёс Бог нашего князя за победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его, братья… бегите непроторёнными дорогами». И, сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде… Видя это и прочие… от мала до велика бросились в бегство…»
Ответ. Куликовская битва или Мамаево побоище (8 сентября 1380 г.). В отрывке указано место, участники, а также результата битвы.
4 документ Прочтите отрывок из летописи и укажите, о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.«Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду… и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».Ответ. Ледовое побоище или битва на Чудском озере 5 апреля 1242 г. В отрывке упоминаются участники битвы, время года (весна), место (озеро).
3 ЭТАП «ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ»
Угадать историческую личность по изображению, команды по очереди должны называть кто изображен на экране
За каждый правильный ответ – 5 баллов.
Нахимов Павел Степанович (1802–1855), российский флотоводец, адмирал В 1853 с началом Крымской войны Нахимов, командовал эскадрой, герой Севастопольской обороны и просто человек, который силен духом, человек-легенда.
Михаи́л Илларио́нович Голени́щев-Куту́зов (с 1812 светле́йший князь Голени́щев-Куту́зов-Смоле́нский; 1745—1813) — русский генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых, главнокомандующий во время Отечественной войны 1812 года.
Гео́ргий Константи́нович Жу́ков (19 ноября [1 декабря] 1896, деревня Стрелковка Калужской губернии — 18 июня 1974, Москва) — советский военачальник. Маршал Советского Союза (1943), министр обороны СССР (1955—1957).
Александр Невский, Св. (после 1219/1220-1263), князь Новгородский (1236-1251), великий князь Владимирский (1252-1263), проявивший выдающиеся способности полководца на Невской битве (1240) и Ледовом побоище (5 апреля 1242).
Дмитрий Иванович Донской (1350 - 1389) – Великий князь Московский. В 1380 Дмитрий Донской во главе объединённых русских сил разбил в Куликовской битве войска татарского темника (военачальник «тьмы») Мамая, за что был прозван Донским.
Александр Суворов - величайший русский полководец и военный теоретик, генералиссимус русской армии и генерал-фельдмаршал австрийской. Начал службу капралом в 1748. Участник Семилетней войны.Во время русско-турецких войн (1768-74 и 1787-91) одержал победы при Козлудже (1774), Кинбурне (1787), Фокшанах (1789), Рымнике (1789) и штурмом овладел крепостью Измаил (1790). На последнем этапе восстания Е. И. Пугачева, с августа 1774, руководил войсками, направленными для его подавления.; вышел из окружения, перейдя швейцарские Альпы. Автор военно-теоретических работ ("Полковое учреждение", "Наука побеждать").
4 ЭТАП «ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ»
Расставить события в хронологической последовательности 20 «цепочек» свой правильный ответ записывают на листочке, передают жюри – за каждый правильный ответ – 1 балл.
Соотнесите отдельно в листочке даты и события (правильный ответ)
988 г.   Крещение Руси  
1237-1480 гг.    Монголо-татарское иг 1240 г. Невская битва 1380 г. Куликовская битва 1480 г. Стояние на реке Угре. Падение монгольского ига 
1598-1613 гг. Смутное время
1700-1721 гг. Северная война
1703 г.   Основание Санкт-Петербурга 1755 г.   Основание Московского университета, первого в России
1812-1813 гг. Отечественная война 26 августа 1812 г. Бородинское сражение.
1825 г. Восстание декабристов= 1861 г. Отмена крепостного права 
1 августа 1914 г. Вступление России в первую мировую войну
1917 г.   Февральская буржуазная революция.
1917 г. Октябрьская социалистическая революция
1918-1920 гг Гражданская война 1941-1945 гг   Великая отечественная война
1961 г. Полет Ю.А. Гагарина в космос
5 апреля 1242 Ледовое побоище
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ:
подсчет баллов.
выявление победителей.
подведение итогов.
последующее награждение победителей грамотой.