Психолого-педагогические факторы влияния учебной мотивации на успешность учебной деятельности младшего школьника в классах компенсирующего обучения


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Н.Г. Логинова Психолого - педагогические факторы влияния учебной мотивации на успешность учебной деятельности младшего школьника в классах компенсирующего обучения Статья посвящена характеристике влияния учебной мотивации на успешность учебной деятельности младше го школьника в класса х компе н- сирующего обучения . Автор обосновывает необходимость мотивационн о- го сопровождения учащихся с учетом выделенных факторов с первых дней пребывания ребен ка в школе и предлагает эффективные стратегии реш е- ния проблемы. Ключевые слова: учебная деятельность, учебная мотивация, мотив а- ционное сопровождение , успешность, факторы, стратегии . Article is devoted the characteristic of influence of educational motivation on success of educational activity of the younger schoolboy in classes of co m- pensating training. The author proves necessity of motivational support of pupils taking into account the allocated factors from first days of stay of the child at school and offers effective strategy of a solution of a problem. Keywords: e ducational activity, educational motivation, motivational support, success, factors, strategy. Факторы влияния учебной мотивации на успешность учебной деятельн о- сти Проблема успешности учебной деятельности рассма т- ривалась многими исследователями с разных п озиций. Так, вопрос о роли учебной мотивации в структуре учебной деятельности активно разрабаты вали Л. И. Божович [1], А. Н. Леонтьев [2] и другие. Вли я- нию деятельности на становление мотивационной сферы по священы исследования В. В. Давыдова [3], В. С. Ильина [4]. На современном этапе развития пед а- гогической психологии данной проблеме так же п о- свя щено много работ (Ю. В. Варда нян [5], М. С. Староверова [6] и другие). В ходе исследований данными авторами выработаны подходы к усилению роли мотивации в струк туре учебной деятельности, определено влияние мотивации на процесс протекания деятельности, доказана возможность изменения хара к- тера деятельности посредством мотивационной сферы. Опираясь на понимание проблем вышеперечисленн ы- ми авторами, считаем, что успеш ность учебной де я- тельности младшего школьника напрямую зависит от качества его мотивационного сопровождения и, н е- смотря на большой наколенныйопыт изучения данной проблемы, она сохраняет свою актуальность примен и- тельно к классам компенсирующего обучения (да лее ККО). Для мотивационного сопровождения учащихся ККО важно знать психолого - педагогические факторы влияния учебной мотивации на успешность учебной деятельности младшего школьника. Проведенный ан а- лиз психолого - педагогической литературы по данной проблеме , опыт психологической и дефектологической деятельности в ККО позволили вычленить следующий перечень таких факторов: 1. Важно, чтобы познавательный мотив для учен и- ка являлся не только понимаемым, но и значащим, «реально действующим» [2]. 2. Необходимо форм ировать и поддерживать у ученика положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам, самому процессу обучения. 3. Учебный процесс необходимо окрашивать эм о- циональными реакциями, как с положительной, так и с отрицательной модальностью (направленностью на преодоление трудностей), что позволяет вести обуч е- ние в ситуации успеха. 4. Важно добиваться того, чтобы мотивы обучения находились в плоскости целей ученика, при этом м о- тивы и цели совпадали. 5. Необходимо развивать познавательную потре б- ность ученика в одном ключе с его потребностью в д о- стижениях. 6. В процессе обучения важен учет психофизиол о- гических особенностей и возможностей учащихся с опорой на зону ближайшего развития. Группы факторов Многочисленные факторы воздействия на учебную д е- ятельность мы объединили в три основные группы по источнику воздействия: 1. Индивидуально - психологические, которые опр е- деляют индивидуальные особенности ученика ККО в познавательном и личностном плане, структуру его дефекта, типологию характера. 2. Социально - психологич еские, которые возде й- ствуют на ученика через его окружение в школе и д о- ма, взаимоотношение с одноклассниками, учителями, воспитателями, родителями. 3. Организационно - деятельностные, которые ос у- ществляются в процессе взаимодействия учителя и ученика, основы ваясь на предыдущих двух группах. Психолого - педагогические с тратегии В нашем понимании, необходимо, чтобы факторы вл и- яния учебной мотивации на успешность учебной де я- тельности не только действовали стихийно на учащи х- ся ККО с первого класса, но и их влияние было орг а- низованно и целенаправленно: только в этом случае обучение будет успешным. Организация влияния т а- ких факторов осуществляется посредством определе н- ных психолого - педагогических стратегий, к которым мы относим: 1. Ориентация на эмоциональное благопо лучие. Мы считаем, что лишь положительная атмосфера ст а- нет прочным фундаментом для создания положител ь- ной мотивации учения. Такая атмосфера складывается из доброжелательного отношения учителя к детям: каждый ребенок рассматривается как отдельно взятая личн ость; в классном коллективе царит взаимопон и- мание, взаимоуважение, взаимоподдержка как в с и- стеме «учитель - ученик», так и в системе «ученик - ученик»; достигается взаимопонимание и эмоционал ь- ное благополучие в системах «родитель - ребенок», «родитель - учитель». Если же ученик не ощущает п о- стоянной эмоциональной поддержки со стороны уч и- теля, одноклассников, родителей, то это может в ы- звать снижение интереса к учебной деятельности и, как следствие, нежелание учиться. 2. Обучение в ситуации успеха. Опыт педагогич е- ск ой работы показывает, что все дети приходят в шк о- лу с разным уровнем подготовленности к школьному обучению. Кроме этого, у каждого ребенка в ККО имеются индивидуальные особенности познавател ь- ной и личностной сферы, сдерживающие темп дост и- жения успеха, умен ьшающие продуктивность учебной деятельности. Такие различия между учащимися с о- здают разный уровень усвоения программного матер и- ала на уроке. Учителю ККО необходимо учитывать т а- кие различия на этапе оценивания результатов уч а- щихся. Так, недопустимо сравнива ть успехи и неудачи одного ребенка с успехами и неудачами другого. Р е- зультат каждого важно сравнивать лишь с его предш е- ствующим результатом и мерой реализации выдвин у- той цели, что характеризует личностный и познав а- тельный рост самого ребенка. Также, на каж дом уроке, необходимо отмечать результат учебной деятельности каждого ученика несколько раз, чтобы ребенок смог, если необходимо, скорректировать свою деятельность, или смог улучшить свой предшествующий результат. Следует хвалить ученика за каждое его усил ие над с о- бой. Особенно это актуально в первом классе, где об у- чение производится по «безоценочной системе». С и- стематическое одобрение ученика, как со стороны учителя, родителя, так и со стороны одноклассников (например, при работе «в парах») способствует об уч е- нию в ситуации успеха, что усиливает мотивацию учебной деятельности. 3. Устранение монотонности учебной деятельн о- сти. В значительной степени это достигается путем использования нетрадиционных форм обучения, к к о- торым относятся урок - игра, урок - путешеств ие, урок - экскурсия, урок - викторина, урок - круглый стол. И с- пользование разнообразных форм проведения урока способствует устранению однообразия школьной жи з- ни. Кроме этого, необходимо даже на традиционном уроке проводить отдельные этапы в нетрадиционной форме . Так, можно предложить ребятам выполнение домашнего задания на выбор по степени сложности материала; можно определить рабочую группу п о- мощников (например, для подсчитывания баллов) на этапе оценивания. Конечно, в целях избежания мон о- тонности необходима по стоянная смена видов учебной деятельности учащихся. Также полезно использовать проблемный метод обучения, при котором ученики не получают информацию от учителя в готовом виде, а в процессе решения проблемы ищут истину, то есть учатся добывать знания самост оятельно, что очень а к- тивизирует работу учащихся на уроке и повышает м о- тивационную составляющую обучения. 4. Усиление занимательности учебного материала. Данная стратегия исходит из предыдущей и спосо б- ствует усилению влияния психолого - педагогических факто ров на учебную мотивацию, но предусматривает, что предлагаемый учебный материал носит заним а- тельный характер, побуждая ребят к учебной деятел ь- ности. Как правило, в первом классе на уроке, особе н- но в адаптационный период, применяются игровые элементы, так к ак в этом возрасте происходит переход от игровой деятельности дошкольника к учебной де я- тельности ученика. В дальнейшем применение заним а- тельных элементов выполняет релаксационную и во с- становительную функции, усиливая притягательность учебной деятельности. 5. Использование информационно - коммуникативных технологий и развивающих сред обучения. На наш взгляд, в целях повышения мотив а- ции учения учащихся в ККО целесообразно использ о- вать компьютер как дидактическое средство. Особе н- ность компьютерного обучения — по шаговость, оп е- ративная обратная связь, что способствует поэтапному формированию учебных умений и навыков. Обучение с элементами компьютера включает ребенка в новую сферу действий, где он является не только исполнит е- лем, но и корректором. Это ставит его в н овую поз и- цию по отношению к себе, к обучению, побуждая м о- билизовать свои возможности, так как в конце занятия компьютерная программа оценивает работу ученика, что приводит к осознанию его успешности. На сег о- дняшний день в школьное обучение широко входят ра звивающие среды: «ЛЕГО», «СПЕКТРА» и другие. Они не только развивают и компенсируют возможн о- сти ученика, но и стимулируют его к деятельности. Благодаря их использованию на уроке учитель в игр о- вой форме может проверить изученный материал, и с- пользовать его п ри объяснении нового материала, по д- держивая заинтересованность учащихся ККО. 6. Использование здоровье - сберегающих технол о- гий обучения. К здоровье - сберегающим технологиям относятся проведение физической зарядки перед ур о- ками, проведение динамической паузы в первом кла с- се, организация «большой» перемены в 20 минут ме ж- ду вторым и третьим уроком, проведение на уроке не менее двух физкультурных минуток и одной зарядки для глаз. Конечно, данные технологии необходимы с точки зрения здоровьесбережения, но нами док азано, что они также способствуют усилению мотивации и активизации учебной деятельности за счет своей игр о- вой занимательности. 7. Ведение просветительской работы среди учит е- лей и родителей в сфере мотивационного сопровожд е- ния обучения. Одной из стратегий усиления мотивац и- онных факторов мы выделяем просветительскую раб о- ту, так как проведенный анализ психолого - педагогической литературы по данной проблеме, пед а- гогический и дефектологический опыт показывают, что зачастую изначальные мотивационные установки дет и получают от взрослых. Например, нередко от р о- дителей можно услышать «Учись хорошо, тогда куплю игрушку», «Если мне на тебя пожалуется учитель, то в зоопарк не пойдешь». То есть, родители делают акцент на внешней мотивации ребенка - ученика, не обращаясь к личностно - значимым мотиваторам учения. Также, проблема мотивационного сопровождения обучения встает и перед учителями, которые, хорошо зная мет о- дику обучения, не могут добиться высоких результ а- тов, так как не применяют должным образом приемы, активизирующи е мотивационную сторону обучения. Поэтому, на наш взгляд, необходимо проводить пр о- светительскую работу в сфере мотивационного сопр о- вождения обучения, особенно применительно к кла с- сам компенсирующего обучения. Резюме Таким образом, на наш взгляд, выделенные нами пс и- холого - педагогические факторы повышают успе ш- ность учебной деятельности через ряд стратегий, так как через мотивационную сферу педагогическая цель превращается в самоцель обучения учащегося, форм и- руется его заинтересованное и положительно е отн о- шение к учебным предметам и обучению в целом, ос о- знается личностная значимость получаемого теорет и- ческого и практического опыта и знаний. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Божович Л. И. Проблемы форм ирования личности / под.ред. Д. И. Фельдштейна. / Л. И. Божович – М. : Институт практической псих о- логии, В оронеж : НПО МОДЭК, 1995. – 352 с. 2. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 - х т. Т. 1 / А. Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 1983. – 392 с. 3. Давыдов В. В. Теория раз вивающего обуч ения [Текст] / В. В. Давы дов. – М. : ИНТОР, 1996. – 544 с. 4. Ильин В. С. Формирование познавательной потребности у школьн и- ков / В. С. Ильин. – М. : Просв ещение, 1969. – 54 с. 5. Варданян Ю. В. Субъективно - развивающие технологии подготовки будущего педагог а к решению гуманитарных проблем / Ю. В. Варданян // Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters) : электронный научный журнал. - Ноябрь, 2009. ART 1369. – СПб ., 2009 г . – URL : http:www.emissia.org/offline/2009/1396.htm. 6. Староверова М. С. Неуспе шность детей в школе: как с этим борот ь- ся/ М. С. Староверова. – М. : Сентябрь, 2006. – 176 с.