Контрольная работа по дисциплине: «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения» Тема: Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки
7620010414000
Факультет дополнительного профессионального образования
Контрольная работа
по дисциплине: «Основные факторы,
влияющие на успешность школьного обучения»Тема: Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности Выполнил:
Слушатель факультета ДПО
Нестерова Анна Александровна
г. Москва, 2016 г.
Тема: Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности
Теоретико-методологические основы темперамента
1. Общее понятие темперамента
2. Психологическая характеристика темперамента
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности
1. Влияние темперамента ученика на его учебную деятельность
2. Трудности в учении у детей с разными типами темперамента
3. Особенности темперамента и умственные способности
Заключение
Источники
1. Литература
2. Интернет ссылки
Теоретико-методологические основы темперамента
1. Общее понятие темперамента
Успешность обучения ребёнка в школе зависит от многих факторов. И немалую роль в этом играет такая природная особенность, как темперамент. Он закладывается генетически, и именно на его основе формируются многие привычки, особенности поведения, стиль деятельности и прочее.
Темперамент – это характерная для определённого человека совокупность психических особенностей, которые связаны с эмоциональной возбудимостью. Другими словами, темперамент – это природная особенность каждого человека, которая определяет его эмоциональное реагирование в той или иной ситуации: как быстро возникает эмоция, какую силу и знак (положительная/отрицательная) она имеет. Именно эта характеристика будет обуславливать медлительность или энергичность человека. Идеи и учение о темпераментах в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные виды темпераментов, дал им характеристики, однако связал темперамент не со свойствами нервной системы, а соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи.
2.Психологическая характеристика темпераментаВиды Характеристики темперамента
Холерик преобладание жёлтой желчи, которая делает человека «взрывным» и «горячим»
Сангвиник преобладание крови, делающей представителя данного типа темперамента весёлым и очень подвижнымМеланхолик преобладание чёрной желчи, обуславливающей преобладание боязливости и грусти в характере
Флегматик преобладание лимфы (мокроты, слизи), которая делает человека спокойным и медлительным
Гиппократ считал, что при правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном - болен. Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимости от телесных.
Все более расширялась психологическая характеристика темперамента. Римский врач Гален (IIв.), в отличие от Гиппократа, характеризует типы темперамента наряду с физиологическими, психологическими и даже нравственными свойствами. Последнее из известных её описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту. Он рассматривает темперамент только как психические свойства. Вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической. В связи с этим изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропорцией не физиологических, а психических свойств. У Канта – это соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности. Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от первой системы. Он показал, что два основных нервных процесса - возбуждение и торможение - отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. Особенности темперамента зависят не от одного из этих свойств, а от своеобразного их сочетания. И. П. Павлов назвал такое сочетание свойств нервной системы типом высшей нервной деятельности и выделил четыре основных типа.
1 2 3 4
сильный, уравновешенный, но живой тип высшей нервной деятельности характеризуется балансом процессов возбуждения и торможения, а также живостью нервных процессов (соответствует сангвиническому темпераменту)
сильный, уравновешенный, но инертный тип высшей нервной деятельности характеризуется балансом процессов возбуждения и торможения на фоне низкой живости нервных процессов (соответствует флегматическому темпераменту) сильный неуравновешенный тип высшей нервной деятельности характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможением (соответствует холерическому темпераменту) слабый тип высшей нервной деятельности характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, а также инертностью нервных процессов (соответствует меланхолическому темпераменту1.Сангвинический темперамент характеризуют довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.
2.Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться, при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.
3.Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.
4.Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушённость моторики и речи, значительной эмоциональной реактивностью, глубиной и устойчивостью чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчуждённость, склонность к тяжёлым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Следует отметить, что нет деления темпераментов на «плохие» и «хорошие». Каждый из типов темперамента обладает определёнными достоинствами, а некоторые из негативных характерологических свойств того или иного типа темперамента при соответствующих условиях и психологическом состоянии индивида могут сыграть положительную роль. При этом надо иметь представление, что чистом виде типы темперамента не существует. Генетическая программа развития гармонична: доминирующему инстинкту соответствует определённый темперамент.
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности
1. Влияние темперамента на учебную деятельность
Проблема изучения влияния темперамента на школьную успеваемость особенно актуально в данный момент времени.
Выделяя характерные особенности детей, нужно отметить, что все дети разные. Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников. Они отличатся друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний, но каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут быть ликвидированы при всем старании преподавателей. В то же время эти индивидуальные особенности налагают свои требования на организацию учебного процесса. Прежде всего, люди рождаются на свет с разными типами нервной системы, которые дают разные типы темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Они все разные. Один хорош в одном отношении, другой в другом.
Каждый из типов темперамента по-своему влияют на учебную деятельность. Динамические черты личности выступают не только во внешней манере поведения, в движениях - они проявляются и в умственной деятельности, в области побуждений и интересов, а также в общении. Неосведомлённость о влиянии темперамента на стиль и темп взаимодействия, нередко становится источником постоянного раздражения и снижения результатов деятельности. Например, темперамент ребёнка может быть отличен от темперамента педагога. Если у педагога сангвинический темперамент, т. е. он быстрый, подвижный, экспрессивный, а школьник – флегматик, то, вероятно, первый будет непрерывно огорчаться и возмущаться по поводу медлительности и невозмутимости второго. Хотя, возможно, директор школы эти же качества воспринимает в положительном свете: как степенность, надёжность, основательность и уравновешенность.
Есть случай, который помог известному психологу Б. М. Теплову разоблачить миф о социальной неполноценности личностей со слабым типом нервной системы. Эти люди, хотя и быстрее устают, зато более восприимчивы к окружающему миру, более чётко реагируют на него. Долгое время считалось, что представители слабого типа нервной системы социально менее полноценны. Несколько лет назад в московской школе у одного из специально наблюдавшихся учеников был установлен слабый тип нервной системы. А при окончании он получил золотую медаль. Нашлись люди, поставившие под сомнение либо правильность используемой методики определения типа нервной системы, либо обоснованность выдачи медали. Но очень тщательная проверка показала, что медаль была выдана правильно, а тип нервной системы у медалиста действительно слабый. Ещё Б.М. Теплов заметил, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечными результатами действий, а способами достижения результатов. Развивая эту мысль, отечественные психологи провели исследования и установили взаимосвязь между способом выполнения действий и особенностями темперамента. Было обнаружено, что у каждого человека при выполнении определённой работы вырабатывается индивидуальный стиль деятельности. Именно поэтому некоторые ученики делают уроки сразу после школы, а другие хотят немного отдохнуть. При написании сочинения одни составляют план, а другие легко обходятся без него; при решении задач по геометрии кому-то надо сделать подробный чертёж, а кто-то перебирает в уме теоремы. Этот индивидуальный стиль деятельности является для человека наиболее эффективным путём достижения результата и способом решения определённой задачи. Исследования показали, что существенное влияние на формирование определённого стиля деятельности оказывает тип ВНД, а прежде всего сила и подвижность нервных процессов. Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий или часто перехода от одного ритма жизни к другому.
Может создаться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимущества ни в каких видах деятельности, но это неверно. Именно они особенно выполняют медленные и плавные движения, предпочитают стереотипные способы действий, пунктуально соблюдают однажды принятый порядок.
Люди, отличающиеся слабой нервной системой (меланхолики), в большей степени готовы к выполнению простых действий, чем остальные, меньше устают и раздражаются от их повторений.
Экспериментально доказано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда деятельность протекает по строгим правилам и не допускает использование индивидуальных приёмов.
Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера человека. Так, например, сангвиник отличается быстрой реакцией, а флегматик характеризуется медлительностью и трудно переключается с одного дела на другое, в то время как сангвиник делает это легко. Холерики способны к длительной активной работе, но им трудно тормозить себя, сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью, хотя, в первую очередь, обладают рядом других положительных качеств. Уже эти характеристики показывают, что людям с разными типами темперамента нужен разный темп и разный режим работы.
Проблема изучения влияния темперамента на школьную успеваемость не теряет своей актуальности и по сей день. Особенно важно её детальное рассмотрение по отношению к младшим школьникам, поскольку именно в младшем звене школы складываются те стереотипы восприятия и осуществления учебной деятельности детьми, которые отлагают отпечаток на всю их дальнейшую школьную жизнь, да и вообще на отношение к учёбе в целом. Очевидно, если младший школьник не достигает успешности в ходе обучения, мотивация выполнения этой деятельности у него резко падает, что ведёт его к дисфункции как школьника, статусное положение которого в этот период времени играет решающую роль в целостной социализации личности ребёнка.
Учебная деятельность не предъявляет специальных требований к природным особенностям ученика, врождённой организации его высшей нервной деятельности. Различия же в природной организации высшей нервной деятельности определяют лишь пути и способы работы, особенности индивидуального стиля деятельности, но не уровень достижений. Различия по темпераментам - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию их проявлений.
Рассмотрим природную основу и те различия в процессуальных характеристиках учебной деятельности, которые имеют место у школьников, разных по темпераменту.
Природной основой темперамента являются типы высшей нервной деятельности. К таким свойствам относятся сила-слабость, подвижность-инертность, уравновешенность - неуравновешенность нервных процессов.
Не обуславливая уровень конечного результата обучения, психологические особенности темперамента в определённой степени могут затруднять процесс обучения. Вот почему важно учитывать особенности темперамента школьников при организации учебной работы.
Тем не менее, в психологических исследованиях найдено определённое влияние природных особенностей учеников на успешность их учения. Психологическое обследование выявило, что значительная часть слабоуспевающих и неуспевающих школьников характеризуется слабостью нервной системы, инертностью нервных процессов. Означает ли это, что указанные особенности нервной системы неизбежно влекут за собой низкую эффективность учебной деятельности? Объективно учебный процесс организован так, что отдельные учебные задания, ситуации являются неодинаково трудными для школьников, различающихся по своим типологическим особенностям, и для учащихся с сильной и подвижной нервной системой изначально существуют преимущества перед учениками со слабой и инертной нервной системой. На уроке чаще возникают ситуации, более благоприятные для сильных и подвижных по своим нейродинамическим особенностям учащихся. По этой причине ученики со слабой и инертной нервной системой чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих.
Отмечая необходимость учёта особенностей темперамента учащихся в процессе обучения, прежде всего, следует учитывать своеобразие флегматического и меланхолического темпераментов.
Успех или неуспех в учении может быть объяснён не самими природными чертами субъекта, а тем, насколько сформированы индивидуальные приёмы и способы действий, соответствующие как требования учебного процесса, так и индивидуальным проявлениям типологических свойств учащихся. Немалое значение здесь приобретают особенности организации учебного процесса, степень сформированности индивидуального стиля деятельности ученика, учитывающего его природные и типологические особенности.
Так, недостаточная сосредоточенность и отвлекаемость внимания учащихся со слабой нервной системой может компенсироваться усилием самоконтроля и самопроверкой работы после ее выполнения, их быстрая утомляемость - частыми перерывами в работе. Важную роль в преодолении процессуальных трудностей в учебном процессе у школьников со слабой нервной системой и инертными нервными процессами играет учитель, которому необходимо знать и владеть ситуациями, затрудняющими или облегчающими учебную деятельность школьника.
Положительные стороны учащихся со слабой нервной системой. По мнению некоторых авторов одной из характеристик личности ребёнка, определяющих успешность его учебной деятельности является темперамент, как совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динамику психической деятельности в целом
Поскольку свойства темперамента устойчивы и постоянны, во многом обусловлены врождёнными свойствами нервной системы. Проявляются у человека в самых различных условиях деятельности, эмоционально окрашивают его поступки, постольку возникает первоочередная необходимость учёта именно свойств темперамента в построении и организации процесса взаимодействия с ребёнком в условиях школьного обучения, а также в ходе оценки школьной успеваемости.
Медлительные дети обладают типом темперамента флегматика и меланхолика, а торопливые - холерика и сангвиника. Т к. продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента, то подвижность сангвиников может повлиять на результат, если работа требует смены объектов общения, смены рода занятий, частого перехода от одного темпа работы к другому. Малоподвижные флегматики предпочитают однообразные способы действия, чётко соблюдают порядок. Меланхолики готовы к выполнению простых действий, мало устают и раздражаются от их повторений. Сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда деятельность протекает по строгим правилам. Сангвиник легко переключается с выполнения одного вида деятельности на другой, а флегматик - медленно. Холерики способны к длительной активной работе, но им трудно тормозить себя и сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью.
В учебной деятельности каждый тип темперамента может проявлять себя как с положительной стороны, так и с отрицательной. Если энергия холерика направлена на цель, то это может дать положительный результат, но недостаточная уравновешенность, несдержанность, склонность к взрывам могут оказать отрицательное влияние на результате деятельности.
Порой учителя склонны задавать темп, отвечающий их собственному темпераменту. Если у учителя сангвинический тип (все делает быстро), то порой он оказывается непосильным некоторым ученикам (меланхолику, флегматику). Конечно, нельзя утверждать, что успехи в учебной деятельности зависят только от типа темперамента, но если не учитывать данный факт, у детей могут возникнуть определённые трудности при достижении поставленной цели.
Учебная деятельность не предъявляет специальных требований к природным особенностям ученика, врождённой организации его высшей нервной деятельности. Одинаково высоких результатов в учебной деятельности при прочих равных условиях могут достичь дети с разными особенностями нервной системы. Различия же в природной организации высшей нервной деятельности определяют лишь пути и способы работы, особенности индивидуального стиля деятельности, но не уровень достижений. Различия по темпераментам — это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию их проявлений. Не обусловливая, с одной стороны, уровень конечного результата обучения, психологические особенности темперамента, с другой стороны, в определённой степени могут затруднять процесс обучения. Вот почему важно учитывать особенности темперамента школьников при организации учебной работы. Тем не менее, в психологических исследованиях найдено определённое влияние природных особенностей учеников на успешность их учения.
Психологическое обследование выявило, что значительная часть слабоуспевающих и неуспевающих школьников характеризуется слабостью нервной системы, инертностью нервных процессов. Означает ли это, что указанные особенности нервной системы неизбежно влекут за собой низкую эффективность учебной деятельности? Объективно учебный процесс организован так, что отдельные учебные задания, ситуации являются неодинаково трудными для школьников, различающихся по своим типологическим особенностям, и для учащихся с сильной и подвижной нервной системой изначально существуют преимущества перед учениками со слабой и инертной нервной системой. На уроке чаще возникают ситуации, более благоприятные для сильных и подвижных по своим нейродинамическим особенностям учащихся. По этой причине ученики со слабой и инертной нервной системой чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих. Изменение школьного расписания, замена одного урока другим, требование быстрого переключения во время урока с одного задания на другое также по-разному воздействуют на учеников с разным темпераментом, при этом большие затруднения испытывают дети, характеризующиеся инертностью нервных процессов. Наоборот, у детей с высокой подвижностью нервных процессов именно частые смены деятельности поддерживают рабочее состояние на уроках. То, что школьникам с инертными нервными процессами, то есть флегматикам, труднее приходится в школе, замечено давно. Отмечая необходимость учёта особенностей темперамента учащихся в процессе обучения, прежде всего, следует учитывать своеобразие флегматического и меланхолического темпераментов.
На самом деле успех или неуспех в учении может быть объяснён не самими природными чертами субъекта, а тем, насколько сформированы индивидуальные приёмы и способы действий, соответствующие как требованиям учебного процесса, так и индивидуальным проявлениям типологических свойств учащихся. Немалое значение здесь приобретают особенности организации учебного процесса, степень сформированности индивидуального стиля деятельности ученика, учитывающего его природные типологические особенности. Так, недостаточная сосредоточенность и отвлекаемость внимания учащихся со слабой нервной системой может компенсироваться усилением самоконтроля и самопроверкой работы после её выполнения, их быстрая утомляемость — частыми перерывами в работе и т.д.
2. Трудности в учении учащихся с разным типом темперамента
Какие же трудности в учении возникают у учащихся с разным типом темперамента?
Ученики-флегматики В.А. Сухомлинский так характеризовал умственную деятельность учащихся: «…У одного ребёнка поток мыслей течёт бурно, стремительно, рождая все новые образы, у другого — как широкая, полноводная, могучая, таинственная в своих глубинах, но медленная река. Даже незаметно, есть ли у этой реки течение, но оно сильное и неудержимое, его не повернуть в новое русло, в то время как быстрый, лёгкий, стремительный поток мысли других ребят можно как бы преградить, и он сразу же устремится в обход». И вот что он писал про учеников-флегматиков: «А ведь такие молчаливые тугодумы ой как страдают на уроках. Учителю хочется, чтобы ученик побыстрее ответил на вопрос, ему мало дела до того, как мыслит ребёнок, ему вынь да положи ответ и получай отметку. Ему и невдомёк, что невозможно ускорить течение медленной, но могучей реки. Пусть она течёт в соответствии со своей природой, ее воды обязательно достигнут немеченого рубежа, но не спешите, пожалуйста, не нервничайте, не хлещите могучую реку берёзовой лозинкой отметки — ничего не поможет».
Детям с флегматическим темпераментом требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. У них часто встречается ошибочная установка на избежание быстрых действий, как якобы обрекающих его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее других детей, и уже не делает никаких попыток действовать в более быстром темпе. Но и самая инертная нервная система не лишена некоторой пластичности, поэтому эта медлительность может быть до некоторой степени преодолена, и лучше всего — путём активизации двигательной сферы ребёнка, тесно связанной с умственной сферой, а именно: организацией подвижных игр. Кроме того, необходимо вырабатывать такие личностные качества, как собранность, организованность, умение не тратить лишнего времени на «раскачку». Полезно посадить такого ученика за одну парту с одноклассником с более подвижными нервными процессами.
Ученики меланхолики. У них быстро возникает умственное утомление, поэтому желательно предоставлять по возможности больше времени для отдыха. Это особенно важно при переходе из начального звена в среднее, когда дети впервые сталкиваются с много предметностью и кабинетной системой, что резко повышает нагрузку на нервную систему. Слабость нервных процессов у учеников-меланхоликов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач. Они производят на таких детей тормозящее влияние. Наоборот, систематическое ободрение, внушение веры в собственные силы, раскрытие ещё не использованных резервов и т. п. даёт ученику меланхолику возможность проявлять в учебной работе преимущества своего темперамента (повышенную аккуратность, старательность, тщательность), что позволяет добиваться хороших успехов в учёбе.
Ученики сангвиники. В качестве положительных сторон этих учеников отмечаются энергичность, быстрая реакция, сметливость, быстрота перехода от одного вида деятельности к другому. Они жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами. К числу недостатков учеников с сангвиническим темпераментом относятся поверхностность в работе с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, отсутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, «разбросанность» и многообразие увлечений.
Учеников сангвиников следует убеждать в необходимости доводить начатое дело до конца, для более глубокого усвоения учебного материала обращать их внимание на интересные аспекты задания, которые ученик не заметил. Их надо подбадривать, рассказывать о перспективах работы, развивать чувство ответственности, требовательности к себе, настойчивости в труде.
Ученики холерики. Их характеризует вспыльчивость, резкость, несдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое самомнение. Важная задача в работе с ними — предупредить появление аффектов. Для этого нужно переключить внимание с объекта, вызвавшего негативные эмоции, на какой-либо «нейтральный» объект, чтобы произошёл спад возбуждения, и лишь затем делать замечание. Нужна спокойная, уравновешенная атмосфера социального окружения. Следует избегать конфликтных ситуаций, но это не значит, что нужно для этого потворствовать капризам, неправильным поступкам. Высокая скорость нервных процессов может являться причиной различных учебных трудностей и ошибок школьников.
-быстрый темп письма, отрицательно сказывающийся на его качестве (плохой почерк, пропуск букв);
-торопливость при чтении, приводящая к пропуску слов. К неправильному их прочитыванию и, как следствие, к плохому пониманию текста;
-ошибки при выполнении вычислительных операций при недостаточной степени их автоматизированной — вот те трудности в учебной работе, причиной которых может являться природная высокая скорость нервных процессов учеников. В каждом из этих случаев следует использовать специальные приёмы, «нейтрализующие» расположенность школьника к слишком высокому темпу выполнения.
3.Особенности темперамента и умственные способности
Существует ли зависимость между типом темперамента и уровнем умственных способностей? На этот вопрос есть определённый ответ: такая однозначная зависимость отсутствует. Лица с высоким умственным развитием могут обладать разными темпераментами, а лица, имеющие одинаковый темперамент, могут характеризоваться разным уровнем умственных способностей. Однако эти природные особенности не могут не проявиться каким-то образом, и сказываются они на процессуальных характеристиках деятельности: на скорости умственных операций, на степени устойчивости и переключаемости внимания, на динамике «втягивания» в работу, на характере эмоциональной саморегуляции по ходу работы, на степени нервного напряжения и утомляемости. Таким образом, особенности темперамента обусловливают лишь пути и способы работы, но не уровень достижений, не уровень интеллектуального развития, которого может достичь субъект. Но какую же роль все-таки здесь играют умственные способности субъекта? Их важная роль состоит в выработке таких путей и способов работы, которые бы компенсировали недостатки того или иного типа темперамента. Прежде всего, речь идёт о формировании индивидуального стиля деятельности (В. С. Мерлин, Е. А. Климов), который не появляется у человека сразу и только стихийно. Чем выше умственные способности человека, тем активнее и эффективнее он, осознавая все достоинства и недостатки своего темперамента, приспосабливается к условиям выполняемой деятельности, ищет приёмы и способы, помогающие ему достигать лучших результатов. Наблюдая за учащимися, можно выделить среди них наиболее характерных представителей того или иного свойства. Так, сразу бросается в глаза ребёнок со слабой нервной системой — чаще всего спокойно-тихий, осторожный, послушный. Он не может долго участвовать в шумных подвижных играх, что связано с его небольшим запасом сил, повышенной утомляемостью. Часто склонен к аккуратности, доходящей до педантизма. Ему нравится сам процесс наведения порядка. Он отличается повышенной впечатлительностью. Непривычная среда, внимание окружающих, тем более незнакомых людей, оказываемое на него психическое давление — все это может для такого ребёнка стать сверхсильным раздражителем. В таких случаях ребёнок может растеряться, не найти нужных слов, не ответить на вопросы, не выполнить простейших просьб. Из-за своей повышенной чувствительности «слабые» дети отличаются особой уязвимостью. Часто они болезненно реагируют на окружающее, относя все происходящее на свой счёт. Нейтральная реплика может восприниматься ими как критика в их адрес. Они чрезвычайно чувствительны к недовольству окружающих взрослых. Совсем иным видится ребёнок с сильной нервной системой. Чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учении, поражающий лёгкостью, с которой он усваивает значительный по объёму материал. Заметно, что он полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности, его практически нельзя увидеть уставшим, вялым, расслабленным. Он способен в течение длительного времени сосредоточенно заниматься уроками или какой-либо интересной для себя деятельностью. Включаясь в работу, почти не испытывает трудностей. Ему нипочём дополнительные нагрузки, переход к незнакомой, новой деятельности. Чаще всего обнаруживает полную поглощённость своим очередным занятием. Поглощённый своими занятиями ученик с сильной нервной системой может спокойно отрешиться от посторонних моментов. Ему не мешают шум, разговоры, присутствие людей. Он способен готовить уроки на перемене, в транспорте-везде. Его отличают большая эффективность использования времени, способность выполнить за тот же промежуток времени больше, чем другие учащиеся, за счёт своей выносливости, отсутствия остановок и перебоев в работе.
Могут работать в ситуации, требующей монотонной работы по алгоритму или шаблону.
-Любят работать обстоятельно, последовательно, планомерно, по расписанным этапам работы;
-Планируют предстоящую деятельность, составляют планы в письменной форме.
-Предпочитают использовать опоры, наглядные изображения (графики, схемы, таблицы).
-Склонны к тщательному контролю заданий и проверке полученных результатов.
Затрудняющие ситуации.
-Длительная, напряжённая работа (быстро устаёт, теряет работоспособность, допускает ошибки, медленнее усваивает).
-Работа, сопровождающаяся эмоциональным напряжением (контрольные, самостоятельные ограниченные во времени).
-Высокий темп постановки вопросов.
-Работа в ситуации, требующей отвлечения.
-Работа в ситуации, требующей распределения внимания и его переключения.
-Ситуация, в которой необходимо усвоить большой по объёму и разнообразию содержания материал.
IV.Заключение
Учитывая индивидуальные особенности темперамента учащихся, не следует приспосабливать меры педагогического воздействия к его слабым сторонам, но стоит дать рекомендации для повышения успеваемости с учётом темперамента.
Рекомендации флегматику: поднимать на уроках руку, когда знаешь ответ, отвечать чётко и быстро, попытаться сменит свои привычки, побороть робость и застенчивость, записаться в спортивную секцию. Совет меланхолику: при выполнении домашней работы отдыхать после выполнения каждого задания, на уроках больше уверенности в своём ответе.
Рекомендация холерику: при выполнение домашних заданий следует менять вид деятельности; на уроке необходимо контролировать себя, не выкрикивать с места.
Рекомендация сангвинику: не начинать все дела сразу, а закончив одно, приступать к другому, это позволит более конкретно подойти к выполнению задуманного
Меры воспитательного воздействия следует выбирать таким образом, чтобы они противодействовали недостаткам темперамента и развивали сильные его стороны.
Организация учебного процесса должна учитывать психологические факторы, влияющие на школьную успеваемость и включать в себя:
-обеспечение преемственности между школьным и дошкольным периодами обучения ребёнка;
-учёт особенностей психики, учебных трудностей и ошибок детей в их причинно-следственной связи; направленность обще классной работы на устранение учебных ошибок, ( групповой – на преодоление учебных трудностей, индивидуальной – на нейтрализацию негативных действий, вызванных особенностями психики отдельных детей.)
Успеваемость - многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.
Готовность к обучению выражается в трёх разных аспектах.
Первый аспект успеваемости: личностная готовность. Она выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности. Ребёнок должен обладать развитой мотивацией и хорошей эмоциональной устойчивостью.
Второй аспект успеваемости: интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Он предполагает:
-дифференцированное восприятие;
-аналитическое мышление;
-рациональный подход к действительности;
-логическое запоминание;
-интерес к знаниям, к процессу их получения за счёт дополнительных усилий;
-овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов;
-развитие тонких движений рук и зрительно - двигательных координаций.
И третье успеваемости: социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот аспект предполагает:
-развитие у детей потребности в общении с другими;
-умение подчиняться интересам и обычаям детской группы;
-способность справляться с ролью школьника.
Чтобы ребенок хорошо учился, необходимо:
-отсутствие существенных недостатков умственного развития;
-достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;
-материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека;
-мастерство учителей, работающих с ребёнком в школе.
V.Источники
1.Литература:
1 Бабанский Ю.К., Вопросы предупреждения неуспеваемости, - Ростов-на-Дону, 1972стр.
2 Безруких М.М., Ефимова С.П., Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991 – 176 стр.
3 Блонский П.П., Школьная неуспеваемость// Избранные педагогические произведения – М., 1961- 342 стр.
4 Белоус В.В. Темперамент и деятельность. – Пятигорск, 1990. – 324 стр.
5 Гельмонт А.М., О причинах неуспеваемости и путях её преодоления, - М.: Просвещение, 2004. – 326 стр.
6 Локалова Н.П., Школьная неуспеваемость: причины, психологическая коррекция, психологическая профилактика: Учебное пособие: Питер; СПб, 2009г. 437 стр.
7 Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – Пермь,1973. – 123 стр.
8 Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – 456 стр.
2.Интернет-ресурсы:
1 http://www.knigafund.ru/books/197341/read#page7
2 https://www.litres.ru/