Рабочая программа кружка Учимся создавать проекты
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
Центр образования №12
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР МБОУ «ЦО №12»
___________
.08.2016 г
«Принято»
на педагогическом совете
Протокол №1
от .08.2016г.
«Утверждено»
Директор МБОУ«ЦО№ 12»
Приказ №
от .0 .0. 2016 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Учимся создавать проекты»
Направленность: проектная деятельность
Уровень: начальное общее образование
Срок реализации: 1 год
Составила:
учитель начальных классов
Алексеева Л. В.
«Рассмотрено»
на заседании ШМО Руководитель ШМО ______
Протокол №1
от 2016г.
Пояснительная записка
1. Программа кружка для 2 класса разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Стандарты второго поколения), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г №373. Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образовании и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373.
Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373.
2.Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
3.Учебного плана МБОУ «ЦО № 12» на 2016-2017 учебный год
Цель программы:
Совершенствование системы начального образования; создание прочного фундамента для последующего обучения; успешное включение в учебную
деятельность; становление учебной самостоятельности; освоение эффективных способов учебной деятельности, развитие способности к сотрудничеству.
Задачи программы:
Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме.
Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы.
Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели.
Изучить теоретические основы новой технологии; Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов.
Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе.
Исследовать результативность применения метода проектов, через внеклассную деятельность.
Использовать метод проектов в урочной и внеурочной деятельности
Стратегия, предлагаемая настоящим проектом ФГОС НОО, нацелена на:
– формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;
– поддержку внеурочных, внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;
– непосредственное участие в определении приоритетов социализации детей и в оценке качества получаемого ими образования гражданского родительского) сообщества, представленного в общественных советах образовательных учреждений.
ФГОС НОО впервые фиксирует в правовых нормах те элементы новой школы, которые за много лет убедительно доказали свою практическую целесообразность. Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становятся основным ценностно-целевым ориентиром Стандарта.
В проекте ФГОС задается следующий результат образования на выходе из начальной школы:
– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации;
– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
– определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы);
– учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности».
Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность.
Задачи проекта:
1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности, как образовательного ресурса, в решении управленческо - педагогической задачи организации развивающих возможностей образовательной среды.
2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы через проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации.
3. Определить организационно-педагогические условия для реализации разработанной модели организации образовательной среды школы.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Основные требования к проекту.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Достижение этих целей предполагает:
- побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;
-обучение навыкам общения и сотрудничества;
-поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;
-расширение опыта самостоятельного выбора;
-формирование учебной самостоятельности (желание и умение учиться, связанные с расширением границы возможностей обучающихся, в том числе за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство), его духовное развитие;
-формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, использование инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство).
На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с ФГОС, достигаются:
-смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные компетентности);
-формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);
-выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, которая требует значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности, любви к труду;
-эмоциональность, отзывчивость и уравновешенность;
-приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;
-усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», прежде всего взрослые (особенно учитель).
Основной психологической характеристикой, достигаемой в младшем школьном возрасте, является способность к организации своей деятельности на основе внутреннего или внешнего побуждения.
Во главу угла ставятся формирование основных типов ключевых компетенций:
- информационной (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации);
- проектировочной (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков);
- оценочной (способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации);
- коммуникативной (способы передачи информации и привлечение ресурсов других людей для достижения своих целей).
Участие в различных видах деятельности и освоение их средств дают возможность младшим школьникам приобрести общественно полезный социальный опыт, в ходе которого обучающийся:
– сотрудничает с другими людьми различного возраста в учебной, игровой и других видах деятельности;
– оценивает собственные действия и действия других людей с точки рения общепринятых норм поведения;
– определяет по вербальному и невербальному поведению состояние других людей и живых существ и адекватно реагировать;
– использует высшие виды игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам): следует своему замыслу, согласовывает его с партнерами по игре, воплощает в игровом действии; следует правилам; создает и воплощает собственные творческие замыслы;
– проявляет творчество и инициативу в реализации поставленной педагогом задачи, несет ответственность за полученный результат перед собой, своими сверстниками, педагогами и родителями;
– выполняет работы по самообслуживанию и выполняет общественно значимые поручения;
– применяет навыки самоорганизации, самообладания; управляет проявлениями своих эмоций;
– проявляет толерантность к окружающей действительности (уважительное, основанное на искреннем стремлении понять и принять людей другой национальности, культуры, религиозного и бытового мироощущения, отношения; готовность и способность входить с ними в контакт, организовывать продуктивное общение и пр.);
– бережно, с пониманием и любовью относится к флоре и фауне, поддерживает чистоту посещаемых мест;
– предпринимает действия по сохранению и укреплению своего здоровья и безопасности;
– следует ценностям семьи, общества, школы, коллектива.
При выборе форм, способов и методов обучения и воспитания (образовательных технологий) в начальной школе педагог обязан руководствоваться возрастными особенностями и возможностями младших школьников и должен обеспечивать с учетом этих факторов:
- расширение форм обучения, предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности в учебной и во всех остальных сферах школьной жизни;
-организацию образовательного процесса с использованием технологий учебного сотрудничества, обеспечивающих расширение видов групповой работы обучающихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности, как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах, широкое использование всех видов коммуникации, в том числе с использованием возможностей информационных и коммуникативных технологий;
-использование игровых технологий, способствующих решению основных учебных задач на уроке;
-использование во всех классах (годах обучения) начальной школы оценочной системы, ориентированной на обучение детей само оцениванию и взаимному оцениванию (выбор конкретной технологии оценивания осуществляется ОУ).
Виды проектов
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере, три различные классификации. (Сергеев И.С.)
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.
По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.
1) Моно проекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Между предметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
В начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.
Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом
I. Роль учителя.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
- консультирует. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;
мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой.
II. Роль ученика.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию.
Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций.
- оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом
Цели и задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Погружение в проект
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.
Задачи:
–определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.
Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.
Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.
Помогает сформулировать:
проблему проекта;
сюжетную ситуацию;
цель и задачи.
Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.
Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Помогает в анализе, синтезе, наблюдает,
контролирует.
Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.
Формирует необходимые специфические умения
и навыки.
Осуществляют вживание в ситуацию.
Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности.
Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (под тем) проекта и аргументируют свой выбор.
Осуществляют:
анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
личностное присвоение проблемы.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
2.Планирование деятельности
Цель– пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы.
Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
Предлагает учащимся:
различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;
организовать группы;
распределить роли в группах;
спланировать деятельность по решению задач проекта;
продумать возможные формы презентации результатов проекта;
продумать критерии оценки результатов и процесса.
Формирует необходимые специфические умения и навыки.
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов
Осуществляют:
поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
разбивку на группы;
распределение ролей в группе;
планирование работы;
выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы
Цель – разработка проекта.
Задачи:
– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
4.Оформление результатов.
Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов.
Наблюдает, советует,
направляет процесс анализа.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.
Оформляют проект,
изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы
5.Презентация результатов
Цель – демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта.
Организует презентацию.
Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.
Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве эксперта.
Принимает отчет:
обобщает и резюмирует полученные результаты;
подводит итоги обучения;
оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
Выбирают (предлагают) форму презентации.
Готовят презентацию.
Продолжают оформлять портфолио.
При необходимости консультируются с учителем.
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
Демонстрируют:
понимание проблемы, цели и задач;
умение планировать и осуществлять работу;
найденный способ решения проблемы;
рефлексию деятельности и результата.
Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.
Презентация проектов.
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)
Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект и презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе.
Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.
Педагогической целью проведения презентации является выработка или развитие умений и навыков при создании презентаций. К ним относятся умения:
- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.
Формирование УУД
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Заключение
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 1 год обучения (1 часа в неделю). 1 год обучения – 34 часа. Возраст обучающихся – 8 лет. Дети не имеют специальных навыков.
Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю.
Методы работы:
словесные методы: рассказы детей, сообщения, доклады на заданную тему, подготовка и чтение рефератов - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации поделок, плакатов, макетов, схем, иллюстраций, рисунков. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления, внимания, младших школьников;
практические методы: – это изготовление плакатов, схем, различных моделей, поделок. Позволяют найти самореализацию личности младшего школьника путем развития его интеллектуальных возможностей, волевых качеств, и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых проектов, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Проектный метод» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информаторами, поисковые работы, выполненные задания. Не следует понимать проект как контрольную работу.
Проект – творческая работа, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать свою значимость в учебном процессе, ценность общения.
Программа «Проектная деятельность» предусматривает следующие формы контроля знаний: выполнение проектных работ обязательно должно завершаться их защитой в присутствии всего класса. Это мероприятие формирует у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности.
Учебно-методическое обеспечение:
Для учителя: Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 2 класса, - М.: Издательство РОСТ.
Для учащихся:
Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы.
На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления).
Технические средства.
Подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.
Материально-техническое обеспечение:
компьютер;
проектор;
Интернет;
электронные обучающие диски.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней:
I. Промежуточный контроль.
Фронтальная и индивидуальная беседа.
Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
Игровые формы контроля.
II. Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения, а также предусматривает выполнение комплексной работы, заключающейся в оформлении готового проекта.
Учебно-тематический план
№
Тема занятия
Общее количество часов
Теория (мин)
Практика (мин)
1
Хобби. Увлечения.
1
20
25
2
Выбор темы проекта.
1
20
25
3
Формулировка. Работа со словарями.
1
15
30
4
Выбор помощников.
1
20
25
5
Этапы работы над проектом
1
15
30
6
Актуальность темы проекта.
1
25
20
7
Проблема и её решение.
1
25
20
8
Выработка гипотезы-предположения.
1
20
25
9
Цель проекта.
1
20
25
10
Задачи проекта.
1
20
25
11
Выбор информации для проекта.
1
15
30
12
Интервью.
1
30
15
13
Обработка и отбор информации.
1
15
30
14
Создание продукта проекта.
1
15
30
15
Играем в учёных.
3
45
90
16
Тест.
1
15
30
17
Мини – сообщения.
1
15
30
18
Презентация.
1
20
25
19
Компьютер и проект.
1
20
25
20
Первые шаги. Создаём презентацию.
2
40
50
21
Аудитория.
1
20
25
22
Защита проекта.
1
15
30
23
Добрые советы проектанту.
1
30
15
24
Изготовление визитки.
2
30
60
25
Самоанализ.
1
20
25
26
Конкурсы.
1
30
15
27
Памятка жюри конкурса.
1
20
25
28
Незнакомая аудитория.
1
15
30
29
Самоанализ. Рефлексия.
1
15
30
30
Рисунки – открытки.
1
15
30
Всего
34
10 ч 50 мин
12ч 58мин
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
В основе методики реализации курса лежит практико-ориентированный и гуманистический подход к образованию.
Учебные занятия по образовательной программе “Учимся создавать проекты” состоят из теоретической и практической части, где большую часть времени занимает практика: школьники знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации, правилами выполнения проекта. В качестве дидактического средства по разным видам деятельности обучающимся выдаются памятки с алгоритмами работы. Алгоритмы носят рекомендательный характер и не подменяют творчество и воображение ученика, его собственную позицию.
Доминирующими является групповые формы работы, вовлекающие учащихся в самостоятельную деятельность, дискуссии, диалоги. Прием объяснения учеником собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов в группе, возникающих по ходу работы, с педагогом и другими детьми, помогает расширить понимание о средствах, способах и возможностях творческой деятельности и обеспечивает развитие информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.
Стимулирование творческой деятельности осуществляется посредством приемов и методов, создающих обстановку, располагающую к творчеству: подбор увлекательных, на высоком уровне трудности творческих заданий, создание проблемных ситуаций, использование эвристических приемов, обеспечение на занятиях доброжелательного психологического климата, уважительное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход.
Список используемой литературы
Новожилова М.М. и др. Как корректно провести исследование. “5 за знания”. М., 2012.
Татьянкин Б. А. и др. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. “5 за знание”. 2011.
Конова В.В. Педагогическое проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования. Красноярск.2012.
С. и. Ожегов. Толковый словарь русского языка (около 100 000 слов, терминов и фразеологических оборотов). - М.: ОНИКС, 2009.
В. И. Даль. Энциклопедия русского слова. – М.: Эксмо, 2002 .
Календарно-тематический план
№
Дата проведения
Содержание
Теория
Практика
01.09
Вводный инструктаж по ОТ и ТБ ИОТ – 049 -2003.Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
Формирование умения работать с информацией.
Оформление короткой записи о своём хобби и увлечении.
08.09
Выбор темы проекта. Ты – проектант. Знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».
Работа с информационными справочниками. Учимся выбирать дополнительную литературу.
Работа над понятиями «словарь», «проектант», «тема»
15.09
Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями.
Работа с текстом, Нахождение нужной информации.
Виды словарей. Разгадывание ребусов.
22.09
Выбор помощников в работе над проектом.
Знакомство с понятием «помощник»
Работа в команде.
29.09.
Этапы работы над проектом. Знакомство с понятием «этап».
Знакомство с этапами работы над учебным проектом.
Самостоятельная работа по теме «Последовательность этапов посадки нарциссов».
06.10
Актуальность темы проекта. Знакомство с понятием «актуальность».
Работа над формированием умения находить важные существенные признаки в любом процессе.
Тестовая работа, разгадывание кроссворда, ответы на замысловатые вопросы.
13.10
Проблема.
Решение проблем.
Развитие умения видеть проблемы; развитие умения выдвигать гипотезы; развитие умений задавать вопросы.
Письменный ответ на вопрос : «Как устранить проблему». Тест «Я – лидер?»
20.10
Выработка гипотезы – предположения. Знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположения».
Развитие умения видеть проблемы; развитие умения выдвигать гипотезы; развитие умений задавать вопросы. Развитие исследовательского, творческого мышления.
Самостоятельное составление гипотез и их объяснение.
27.10
Цель проекта.
Постановка цели в конкретной сюжетной ситуации.
Определение цели проекта
.11
Задачи проекта.
Наблюдение как способ выявления проблем.
Самостоятельная работа по составлению памятки для первоклассника при создании проекта «Дети и компьютерные игры».
20.11
Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями «сбор», «информация», «энциклопедия», «Интернет», «книги, газеты, журналы».
Интерпретация, обобщение информации, выбор способов получения информации.
Работа с энциклопедиями, словарями. Работа над составлением схемы доставки письма адресату.
27.11
Знакомство с интересными людьми. Интервью.
Формирование умения брать интервью, участвовать в дискуссии
Работа над проектным понятием. Составление вопросов для интервью.
04.12
Обработка информации. Отбор значимой информации. Знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор».
Работа над формированием информационной компетенции, умением видеть дефицит данных.
Работа над текстами, с целью отбора значимой информации.
11.12
Создание продукта проекта? Знакомство с понятиями «макет», «поделка».
Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов.
Работа над понятием «продукт проекта». Обоснование своего выбора.
18.12
Играем в учёных. Это интересно.
Наблюдение как способ выявления проблем
Применение знаний на практике, проведение опыта по превращению белого мелка в цветной.
25.12
Тест.
Анализ работы. Что решили делать и для чего. Какие проблемы возникали. Как решались проблемы. Достигнут ли результат.
Работа над тестом «Основные проектные понятия». Творческая работа «Моё любимое животное».
15.01
Отбор информации для семиминутного выступления (мини – сообщение).
Формирование умения презентовать свои достижения.
Написание мини – сообщение о содержании проекта.
22.01
Творческая работа. Презентация. Знакомство с понятием «Презентация».
Формирование умения составлять презентацию на бумаге.
Публичный показ презентации проекта, как результата проекта.
29.01
Значимость компьютера в создании презентации. Презентация.
Ознакомление с компьютерной презентацией.
Просмотр презентаций.
05.02
Первые шаги составления презентации на компьютере.
Обоснованный выбор способа выполнения задания
Знакомство с программой МРР. Составление презентаций по выбранной теме.
12.02
Первые шаги составления презентации на компьютере.
Обоснованный выбор способа выполнения задания
Индивидуальные творческие работы по выбранной тематике.
26.02
Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией.
Формирование и развитие коммуникативной компетенции, умения «держать» аудиторию в поле зрения
Индивидуальные творческие работы по выбранной тематике.
04.03
Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией.
Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.
Индивидуальные творческие работы по выбранной тематике.
11.03
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.
Формирование умения отстаивать свою точку зрения.
Работа в парах. Запись в тетрадях трёх вопросов соседу по теме проекта в таблице.
18.03
«Добрые советы проектанту от мудрого Дельфина».
Выявление накопленных знаний во время проектной деятельности, проверка на сохранность знаний.
Тест от мудрого Дельфина.
01.04
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.
Формирование умения создать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте.
Практическая работа над созданием визитки.
08.04
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.
Формирование умения создать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте.
Проведение презентации индивидуальной визитки.
15.04
Самоанализ. Работа над понятием « самоанализ».
Формирование умений контролировать и оценивать деятельность при создании продукта проекта.
Самостоятельная работа.
22.04
Играем в учёных. Это интересно.
Формирование у учащихся основы практического мышления и сознания.
Проведение опытов с использованием воды. Запись в тетрадях полученных результатов.
29.04
Конкурсы проектно – исследовательской деятельности.
Знакомство с различными конкурсами проектов. Работа над развитием памяти.
Участие в конкурсах, запись в тетрадях выбранных ответов, проверка творческой работы.
06.05
Памятка жюри конкурса.
Формирование умения оценивать свою работу по выработанным критериям.
Практическая работа по созданию памятки для жюри конкурса.
13.05
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.
Формирование умения публичного представления результатов работы.
Составление плана работы публичного выступления.
20.05
Самоанализ – рефлексия после выступления перед незнакомой аудиторией.
Формирование умения оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места.
Тестовая работа.
34.
27.05
Играем в учёных. Это интересно. Благодарственные рисунки - открытки помощникам проекта. Советы на лето от мудрого Дельфина.
Формирование умения делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов, высказывать слова благодарности членам команды и своим помощникам.
Проведение опытов, изготовление открыток .
AђЗаголовок 2Заголовок 315