Презентация к мастер-классу Смысловое чтение (полуфинал муниципального тура конкурса Учитель года 2017)
МКОУ «Основная общеобразовательная школа № 9» г. ЛискиМастер-классСмысловое чтениеУчитель начальных классов Арабажи Лариса Николаевна2017
Встречайте меня. Я уже вылетел. Клоун Саня из тайги и его верный Полкан.
Смысловое чтение (ООП НОО)
Идеальный читательРАЗМЫШЛЯЕТАНАЛИЗИРУЕТ НЕ ПРОПУСКАЕТЗАДУМЫВАЕТСЯСВЕРЯЕТ ВКЛЮЧАЕТдо чтениязаголовок над развитием событийнепонятные слова свои размышления с текстом воображение
Стратегии предтекстовой деятельности Мозговой штурм Глоссарий Антиципация Батарея вопросов Предваряющие вопросы Рассечение вопроса Алфавит за круглым столом Соревнуемся с писателем
Антиципация
Определение темы (мозговой штурм)Задание: отгадайте, что это такое.Её подножье травянисто, трава высока, шелковиста; Повыше – заросли кустов, ряды колючек и шипов;Ещё повыше – хвойный лес стволами поднят до небес;Вершина – голая скала. Скажите, кто она? .... Пониже он горы любой и, даже, не такой крутой,Зарос цветами и травой. Ты отгадай, кто он такой?Как называется углубление в земле с крутыми склонами? (яма, рытвина, овраг)Как называется ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте?
2 класс. Окружающий мир Формы земной поверхности
Стратегии текстовой деятельностиЧтение в кружок (попеременное чтение) Чтение про себя с вопросамиЧтение про себя с остановкамиЧтение про себя с пометками (ИНСЕРТ)Дневник двойных записейМентальная картаДневник двойных записейКомментарийЧто заставило записать именно эту фразу?Какие мысли, вопросы, ассоциации она вызвала?Фразы из текстаТо, что произвело наибольшее впечатление (согласие, протест, недопонимание).
Ментальная карта удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Чтение с остановками (ТРКМЧП) 1. Выбирается текст неизвестный учащимся. (Проблема должна быть спрятана внутри!) 2. Текст заранее делится на смысловые части. 3. Заранее продумываются вопросы и задания к тексту.Примерные вопросы:По названию предположите, о чем будет рассказ?Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии?Что вы почувствовали, прочитав эту часть? Какие ощущения возникли? Какие ожидания подтвердились? Что было неожиданным?Чем закончится рассказ? Как бы вы его закончили?
3) Чтение с вопросами«Тонкие» вопросы:Кто? Что?Когда? Может …?Будет…? Мог ли …?Было ли..? Согласны ли вы…? Верно ли…? «Толстые» вопросы:Объясните почему…?Почему вы так считаете?В чём различие …?Предположите, что будет, если...?
Стратегии послетекстовой деятельности Отношение между вопросом и ответом» (или «Где ответ?») Вопросы после текста Тайм-аут Проверочный лист Синквейн (сенкан) Кубик Блума Ромашка Блума
1. Тема (одно существительное). 2. Описание темы (два прилагательных или причастия). 3. Характеристика темы (три глагола). 4. Отношение к теме (фраза из четырех слов). 5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы. Осмысление через синквейнРассказ Т. Тэсс «Голубая ель»
Стратегия «Где ответ?»Одна из самых эффективныхобучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял)показывает необходимость поиска места нахождения ответа.Цель данной стратегии – обучение пониманию текста.соедини вместе, составь ответ (2)соедини вместе, составь ответ (3)
1. Тема (одно существительное). 2. Описание темы (два прилагательных или причастия). 3. Характеристика темы (три глагола). 4. Отношение к теме (фраза из четырех слов). 5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы. Осмысление (через синквейн)Рассказ Т. Тэсс «Голубая ель»
Ромашка Блума
Кубик Блума«Почему» «Объясни» «Назови»«Предложи»«Придумай»«Поделись»Назови Придумай Поделись
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»Дени Дидро
Чтение с остановками (ТРКМЧП) Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.…Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью дома, его украшением… И вот однажды… И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом. На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку… «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку». Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор. Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном».Рассказ Татьяны Тэсс «Голубая ель»