Из педагогического опыта работы по летнему отдыху детей на детской площадке «Капельки солнца»
Из педагогического опыта работы по летнему отдыху детей
на детской площадке «Капельки солнца»
МБОУ «Соболохская СОШ».
Черемкина А.Г. –
учитель начальных классов.
Каникулярное время – это смена деятельности школьников, которая позволяет умственный труд, характерный для образовательного процесса, заменить многообразием досугово - оздоровительных форм работы. Во время каникул происходит разрядка накопившейся напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет школьный лагерь с дневным пребыванием детей.
Следовательно, в каникулярный период перед педагогическим коллективом стоит проблема наиболее рациональной и эффективной жизнедеятельности пришкольного лагеря, а также организации здорового питания. Для воплощения концептуальной идеи создана Программа по организации жизнедеятельности летней детской площадки «Капельки солнца» художественно-эстетического направления МБОУ «Соболохская СОШ»
Ее разработка и внедрение продиктованы необходимостью реализации прав детей на полноценный отдых, оздоровление, досуг в летнее каникулярное время.
Центром воспитательной работы площадки является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в школьных лагерях. Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, занятия хореографией и вокалом, актерское мастерство, закаливание и др.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
Повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях села;
Модернизацией старых форм работы и введением новых;
Необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа направлена на художественно-эстетическое воспитание детей. Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое значение. Педагоги дополнительного образования художественно-эстетической направленности единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение 18 дней. Основной состав лагеря – это учащиеся начальных классов в возрасте 7-9 лет. В лагере отдыхает 10 детей.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Законом РФ «Об образовании»;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-Ф3.
Цели программы
Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей;
Развитие их внутреннего потенциала;
Содействие формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность;
Содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе;
Развитие творческих способностей детей.
Задачи программы:
Создавать условия для организованного отдыха детей.
Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей.
Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Развивать эмоционально-эстетическое отношение к традиционной национальной культуре
Художественно-творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая форма человеческой деятельности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
Вокальная и хореографическая деятельность
Конкурсные программы
Творческие конкурсы
Концерты
Творческие игры
Праздники
Формы работы
Концерты (посвященные открытию, закрытию, дню именинника)
Декоративно-художественные конкурсы
Развлечения и игровые программы («День шляп», «Мода из платков» и т. д.)
Конкурс певцов «Чуор Куолас»
Кружковая деятельность
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности носит вариативный характер, то есть в период работы лагеря работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Объединение в кружки предоставляет учащимся возможность более глубоко изучать предлагаемый материал, что способствует развитию познавательного интереса и развитию творческих способностей.
Кружковая деятельность включает в себя возможность развития детей средствами совместного творчества, в процессе которого идет закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
· Изучение интересов детей;
· Презентация кружков на линейке в начале смены;
· Ознакомление детей с режимом работы кружков;
· Самоопределение детей и запись их в кружки;
· Деятельность ребят в кружках.
· Текущее отражение результатов деятельности детей;
· Подведение итогов работы кружков в конце смены.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
· Безусловная безопасность всех мероприятий
· Учет особенностей каждой личности
· Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря
· Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря
· Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня
· Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
· Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Содержание деятельности
В программе лагеря:
- Тематические занятия: вокал, ритмика, якутский танец, кружок «Оригами»
- Танцевальные и музыкальные занятия – разучивание танца-визитки и песни-визитки детского лагеря; разучивание и исполнение песни «Саха сирин сайына»
- Развлекательная программа:
Нарисуем нашу эмблему «Капельки солнца»;
Презентация «Лето пришло», Конкурс «Шляпы своими руками»;
Творческий конкурс «Лучшая причёска»;
Праздник открытия лагерной смены «Лето-это маленькая жизнь»;
Конкурс поделок «Золотая рыбка»;
Спортивный конкурс «Веселые старты»;
Презентация «Чудес полна», оригами «Лесные зверушки»;
Час творчества. «Весёлая полянка»;
Сахалыы оһуор киэргэл, панно оҥоруу;
Фото –сессия «Как нам в месте хорошо»;
Участие в конкурсе песен «Чуор куолас”;
День моды и моделей «Мода из платков»;
Праздник закрытия лагерной смены «До свидания, наш любимый лагерь!».
Кадровое обеспечение:
Начальник: Степанова Т.Г.
Воспитатель: Черёмкина А.Г.
Повар: Слепцова А.А.
Материально-техническое обеспечение
Игротека, оснащение кабинета рисования, музыки: муз. центр, караоке-центр.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
· Укрепление здоровья детей;
· Улучшение социально-психологического климата в лагере;
· Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
· Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
· Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребенка;
· Привитие навыков самообслуживания; уважение к родной природе.
Календарный план работы лагеря художественно-эстетического направления
ДЕНЬ МЕРОПРИЯТИЕ
День первый 10.06.15
Самоуправление. Выбор актива, речёвка, девиз, эмблема.
Беседа «Правила поведения в столовой». Организация дежурства.
Диагностика здоровья.
День второй 11.06.15 Ярмарка идей (обсуждение плана проведения праздника, посвященного открытию лагеря.Занятия в кружках.
День третий 12.06.15 Инструктаж на тему: «Правила поведения праздника, посвященного открытию лагеря.
Занятия в кружках.
День четвертый
13.06.15 Нарисуем нашу эмблему «Капельки солнца»
Презентация «Лето пришло»
Подготовка к празднику открытия лагеря
Занятия в кружках.
День пятый 15.06.15
Конкурс «Шляпы своими руками»
Подготовка к празднику открытия лагеря
Занятия в кружках.
День шестой 16.06.15 Творческий конкурс «Лучшая причёска»
Занятия в кружках
День седьмой 17.06.15. Праздник открытия лагерной смены «Лето-это маленькая жизнь»
Поздравительные выступления детей.
Дискотека.
День восьмой 18.06.15 Конкурс поделок «Золотая рыбка»
Занятия в кружках
День девятый 19.06.15 Спортивный конкурс «Веселые старты».
Беседа «Будь осторожен, избегай травм».
«Медицинская помощь при ушибах»
Выход на природу (на велосипедах)
День десятый 20.06.15 Презентация «Чудес полна», оригами «Лесные зверушки»
Занятия в кружках.
День одиннадцатый
22.06.15 Час творчества. «Весёлая полянка»
Занятия в кружках
День двенадцатый
23.06.15 Сахалыы оһуор киэргэл, панно оҥоруу.
Занятия в кружках
День тринадцатый
24.06.15 Сахалыы оһуор киэргэл, панно оҥоруу.
Занятия в кружках
День четырнадцатый
25.06.15 Презентация «Правда и ложь»
Занятия в кружках
День пятнадцатый
26.06.15. Фото –сессия «Как нам в месте хорошо».
Подготовка к празднику закрытия лагеря
Занятия в кружках
День шестнадцатый
27.06.15 Участие в юбилейном ысыахе «70-летию Великой Победы»
Участие в конкурсе песен «Чуор куолас”
День семнадцатый
29.06.15 День моды и моделей «Мода из платков»
Подготовка к празднику закрытия лагеря
Занятия в кружках
День восемнадцатый
30.06.15 Праздник закрытия лагерной смены «До свидания, наш любимый лагерь!»
Дискотека