Конкурс на тему «Язык — живая душа народа»

Конкурс « Язык - живая душа народа»

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с языками различных национальностей, представители которых проживают в Казахстане, прививать культуру общения на разных языках, расширить кругозор в области изучения языков, показать красоту и разнообразие родного языка; формировать чувство патриотизма, интернационализма, ответственность за сохранность неповторимого родного языка, формировать интерес к языкам, уважение к культуре разных народов, гордость за многонациональный Казахстан .

ФОРМА: устный журнал

ОБОРУДОВАНИЕ: государственная символика РК, Государственный гимн РК (аудиозапись), выставка иллюстрированных альбомов и книг о Казахстане.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
І.Звучит Гимн Республики Казахстан

ІІ. Вступительное слово учителя.
Объявляется тема занятия, цели и задачи.
- Ребята, мы живем в государстве, где единой семьёй живут 16 миллионов человек, представителей более ста национальностей и народностей. И все мы живем в общем доме, под единым шаныраком. Шанырак – это верхняя часть юрты, от которой в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры). Появление образа шанырака уходит в далекое прошлое. Шанырак символизирует отчий дом, а в более широком смысле, всю вселенную. Образ шанырака – это образ общего дома, всех людей, проживающих в Казахстане. Если шанырак – это дом, а уыки – это народы, то благополучие в нем зависит от каждого из нас, потому что мы все – народ Казахстана.
Казахи мы и русские, карелы и корейцы,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В Казахстане – на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.
И у каждого народа есть свои обычаи, своя культура, язык. Но это не мешает всем казахстанцам жить дружно.
21 сентября в Казахстане объявлен Днем языков. А у нас проходит сегодня классный час, посвященный этому дню и называется он «Язык – живая душа народа». Пройдет наш урок в виде устного журнала, создателями которого являетесь вы, дорогие ребята. Вашим заданием было подготовить сообщения по различным темам
Итак, наш журнал будет состоять из 4 страниц, которые называются:
« Историческая»
«Наша Родина – Казахстан»
«Поэтическая»
«Публицистическая»
Каждая их групп (их 4) подготовила сообщения на свои темы.

Первая страница
«Историческая»
1 ведущий: Язык – это общественное явление, которое действует на протяжении всего существования человечества. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно. Человек существует только в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством общения служит язык. При помощи языка люди передают свои мысли, желания, чувства.

2 ведущий. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
Ребёнок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык.

1 ведущий. Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг, через слово он впервые узнает о том, чего еще не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза

2 ведущий. Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства, немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство – жизнь.

1 ведущий: Язык связан с мышлением, сознанием людей. Он возник в глубокой древности. Он тесно связан с жизнью общества. Языки образовались и развивались под влиянием экономических, политических и географических условий.

2 ведущий. Сколько существует народов, столько и языков. Я хочу рассказать вам древнюю легенду о Вавилонской башне.
Люди с древних времен жили где кому понравится. Постепенно они разошлись на далекие расстояния друг от друга. Вот почему есть люди, которые говорят между собой по-французски, другие – по-немецки, третьи – по-русски и т.д. И вот чтобы прославить свое время, несколько племен решили построить город, а посреди – большую высокую башню. Она должна была бы касаться до небес и видна бы со всех мест земли.
И вот однажды утром вышли каменщики и плотники на работу. Все говорили на разных языках, и никто не понимал друг друга. Каменщик просит подать ему камень, ему дают воду; плотник просит топор, ему дают гвоздь. Все слушают и не могут понять, что говорят другие. Людям, которые не понимают друг друга, трудно затеять даже какую-нибудь игру. Где же работать, когда не понимают друг друга! Вот и строившие башню из-за того, что не понимали друг друга, стали ссориться, браниться: дошло дело и до драки; увидели они, что уже никакого толку не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку. Потом вскоре разбрелись в разные стороны.
Долго стояла эта недостроенная башня. Но мало-помалу она развалилась; а сам город, где она стояла, назван был Вавилоном.

1 ведущий. Язык – это самое великое творение человека. Трудно представить, что было бы, если бы язык исчез.
Читали ли вы, ребята, интересные «Путешествия Гулливера»? в этой книге английский писатель Свифт изображает людей, которые решили все слова убрать. А чтобы выражать свои мысли, надо носить с собой вещи. Ведь слова – это названия вещей.
И вот люди, встречаясь на улице, снимали тяжелые мешки и, доставая оттуда нужные вещи, вели беседу.
И как хорошо, что это только фантастика! И как хорошо, что не надо носить или возить с собой огромные мешки с вещами, о которых идет речь.
Слово вместо них. Это самое совершенное средство общения.

2 ведущий. Вы, конечно, хорошо знаете сказку замечательного английского писателя Д.Киплинга «Маугли». Но ведь это только в сказке ребёнок, проживший многие годы среди зверей, может свободно пользоваться человеческим языком! В жизни такого не бывает. Если ребенок растет не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить. А такие случаи известны.
Например, в 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но и вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, ели только сырое мясо, хорошо видели в темноте.
За годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребёнок уже в четыре года.

1 ведущий. «Слово – дело великое. – писал Лев Толстой. – Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.»


Вторая страница
«Наша Родина – Казахстан»

3 ведущий: Наша Родина – Казахстан. Это большое государство: на его территории могли бы разместиться одновременно Великобритания, Франция, Австрия, Испания, Голландия, Дания, Германия.
Разнообразен и красочен животный и растительный мир Казахстана. Удивительной красотой отличается природа. Богат мир полезных ископаемых. Но главное богатство – люди. Исторически сложилось так, что население Казахстана многонациональное.
Здесь живут представители 100 национальностей. Издавна людей, живущих на одной земле, называют «земляками», поэтому наш праздник мы называем праздником землячества, праздником дружбы. Ведь недаром гласит казахская пословица:
«Сила птицы – в крыльях,
Сила человека – в дружбе».

4 ведущий: Да, Казахстан – многонациональное государство. Все народы, населяющие его, равноправны. Все они на основе проводимой нашим президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым национальной политики развивают свой язык, национальную культуру.

5 ведущий. Исторически сложилось так, что на территории Казахстана действуют и развиваются более 100 языков, но государственным языком является казахский язык.

3 ведущий. В основном законе государства – Конституции Республики Казахстан записано, что русский язык является языком межнационального общения. Во всех школах, кроме родного, дети изучают еще и русский язык.

4 ведущий. Русский язык, как один из мировых языков, получил широкое распространение в мире. Его изучает, знает почти все население Казахстана. Знание
русского языка сближает народы нашей независимой республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.

5 ведущий. Наряду с казахским и русским языками в Казахстане свободно развиваются и все другие национальные языки. Работают культурные центры, имеются школы и классы на уйгурском, корейском, татарском, немецком, польском, украинском, турецком и других языках.

3 ведущий. Каждый язык – это целый мир. Язык – это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. Изучить другой язык – прожить вторую жизнь – так гласит народная мудрость. И мы призываем вас изучать, уважать и беречь наше богатство – язык.

Третья страница
«Поэтическая»

Чтецы читают стихотворения о дружбе народов, о языке, о Казахстане.
1 чтец.
Мы дружной семьею живем в Казахстане
Татары, уйгуры и русские с нами.
Так пусть же крепнет во веки веков
Дружба народов всех возрастов.

Дружба народов – не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов – счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете.

Дружба народов – бескрайний простор,
Мир и согласие, девичий хор.
Звонкая песня его, молодого,
Сад-виноград возле дома родного.

2 чтец.

Народы Родины моей живут
Как дружная семья,
Десятки братских языков
Журчат ручьями на свободе.

Я чувствую кипенье сил
И вдохновенье соловья.
И песни дружбы всех племен
Невольно мне на ум приходят.
(Ж.Жабаев)

3 чтец.

На просторах Казахстана
Много разных народов живет.
Все народы, как братья равны,
Всем народам – любовь и почет.
Мир – солнышку и детям,
Мир – природе, мир – весне!
Мир – былинке, мир – планете!
Мир – всем людям на Земле!

4 чтец.

Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой.
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной.

5 чтец.
Но как родной люблю я русский:
Он нужен мне, как небо, каждый миг.
На нем живые трепетные чувства открылись мне,
И мир открылся в них.

Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой.
Забыв родной язык, я онемею.
Утратив русский – стану я глухой.
(Т.Зуманкулова)

6 чтец.
Самый богатый человек
Знать язык сегодня стало
Лишь один, не скрою, мало.
Если два – вопросов нет,
Ты для всех – авторитет.
Тех, кто три прекрасно знают,
Все за гениев считают.
Ну, а, если все четыре –
Нет людей богаче в мире.
(Е.Елубаев)

7 чтец.
Слово о словах
Покуда слово сам
Не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И людям радость отравить.
Им можно лёд зимой
Расплавить,
И камень в крошку
Раздробить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им
Не ранить
Того, кто слушает тебя.
(В.Солоухин)
7 чтец.
В Казахстане – сердце настежь,
Двери настежь для друзей.
Если друг приходит в дом,
В доме веселей.
Ходит с песней по дворам
Дружбы караван.
Ты всегда в душе моей,
Мирный Казахстан!

8 чтец.
Родной язык
Любой язык по-своему велик –
Бесценное наследство вековое,
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.

Четвертая страница
«Публицистическая»

Учитель: Родина Это слово знакомо и дорого каждому человеку. И для каждого она имеет свой смысл, свое значение. Вот как об этом говорит в своем стихотворении поэт Петр Черныш:
Что такое Родина?
Все, что сердцем пройдено:
Отчая сторонка, братья и сестренка,
Зорек полыхание, первое свиданье,
Памяти следы, счастья и беды,
Вечный зов полей, стаи журавлей,
Неба голубень, от березок пень,
Долы и леса, на траве роса

Да, конечно, Родина место, где мы родились, где живем, это дома, леса, поля, которые окружают нас. Очень точно такое место называют малой родиной. У каждого человека своя маленькая Родина. Для многих из нас – это наш Толе би. А Республика Казахстан – это общая Родина для всех, кто живет на этой земле. На нашей малой Родине, в Толе би, как вы знаете, проживают люди многих национальностей. Это казахи, русские, немцы, узбеки, татары, корейцы, чеченцы и др. Как мы уже сказали они все изучают государственный язык – казахский. Но и свои языки, свою культуру, свою историю они не забывают.

Заключительное слово учителя.
Для будущего процветания нашей страны необходима стабильность внутри государства, дружба и согласие между народами, населяющими ее. Мы должны гордиться нашей многонациональной страной, где чтут и уважают языки, культуру и историю людей разных национальностей. Я вас призываю изучать и любить великое наследие наших предков – язык, пользоваться им бережно и умело.

Домашнее задание: написать статью в газету о жизни одного из национальных культурных центров Шуского района.

Составила учитель русского языка и литературы Боранкызы Г.
15