План-конспект урока на тему «Углы. Измерение углов. Транспортир»












План-конспект урока
по математике
в 5 классе
на тему «Углы. Измерение углов. Транспортир».









Разработала: Стасюк Наталья Викторовна
Учитель первой категории МБОУ СОШ №2 с. Новосысоевка, Яковлевский район, Приморский край.

















с. Новосысоевка, 2016
Тема урока. Углы. Измерение углов. Транспортир. 5-й класс
Дата проведения.
Тип урока. Урок открытия нового знания.
Учебник (УМК): Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014
Цели урока.
Личностные:
Развитие навыка самостоятельности в работе, трудолюбия, аккуратности, пространственного воображение, творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества, интерес к математике,
Метапредметные:
Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, развитие познавательного интереса учащихся в процессе ознакомления с историческим материалом, умения работать с имеющейся информацией в необычной ситуации.
Предметные:
Ввести понятие величины угла. Познакомить с инструментами измерения углов.
Пропедевтика, с целью перехода к изучению геометрии.
Задачи.
Личностные:
Обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении определений, провести рефлексию деятельности после практической работы.
Метапредметные:
Организация работы в группах при решении учебных исследовательских задач, инициирование устных ответов учащихся.
Предметные:
Учебная исследовательская задача: дать понятие угла; учить читать и записывать углы; ознакомить с прямым и развернутым углом.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные:
Самоопределение: рефлексивная самооценка учебной деятельности;
Смыслообразование: мотивация образовательной деятельности на основе демонстрации презентации и проблемных ситуаций; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Нравственно-этическое оценивание: воспитывать уважение к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире.
Метапредметные:
Коммуникативные: формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и выслушивать собеседника, воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений;
Познавательные: приобретение опыта самостоятельного поиска и анализа информации путем практических действий, развитие мышления и внимания учащихся;
Регулятивные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результата своей деятельности.
Предметные:
Факты: прямой угол – практические задачи;
Теоретические понятия: определения и свойства;
Умения: различать разные виды углов, читать их и записывать, измерять, формировать практические навыки определения прямого угла при помощи чертежного треугольника.
Оборудование
Инструменты – линейка, транспортир для доски,
На столах у учащихся индивидуальные транспортиры,
Раздаточный материал, цветные карандаши,
Компьютер,
Мультимедийный проектор, экран.

План урока:
Организационный момент (3 мин).
Актуализация (5 мин).
Получение новых знаний (17 мин).
IV. Практическая работа (10 мин).
V. Подведение итогов урока (5 мин).
VI. Рефлексия (3 мин).
VII. Домашнее задание (2 мин).
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель предлагает учащимся проверить готовность рабочего места (наличие рабочей тетради, оценочного листа, дневника, учебника, ручки, карандашей, инструментов).
Учитель работает с классом. «Запишите число, классная работа».
II. Актуализация.
Весь урок идет в сопровождении презентации. Определение темы урока (разгадывание ребуса) – слайд 2
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Сформулируйте тему урока. Учитель обращается к классу: "Назовите тему, которую следует подписать после слов "Классная работа".
Что же мы узнаем сегодня на уроке?
- узнать, что такое угол;
- учиться строить угол;
- учиться обозначать угол;
- читать угол;
- познакомиться с видами углов;
- научиться строить углы.
III. Получение новых знаний.
Сегодня мы познакомимся с новой геометрической фигурой – углом.
Выполняется показ построения угла на доске.
Работа с учебником.
Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.
Ответить на вопросы:
Что такое угол?
Как получить угол?
Что называют сторонами угла, вершинами угла?
Как обозначается угол?
Как можно назвать угол?
Какие углы называются равными?
Какие виды углов бывают?
Как узнать, какой нарисован угол – прямой, тупой или острый?
Обучающиеся находят определение угла и его составляющих, а также их обозначение:
Углом называют геометрическую фигуру, образованную двумя лучами, имеющими общее начало.
Угол обозначается одной буквой К или тремя буквами РКМ.
Вершиной угла РКМ является точка К.
Сторонами угла РКМ являются лучи КР и КМ.
Углы сравнивают так же, как и все геометрические фигуры – наложением. Равными называют углы, которые совпадают при наложении. А если углы не совпадут при наложении, то:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(Рис. 1)
СAD меньше ВАС, так как сторона АС угла САD находится внутри угла ВАС.
Познакомить обучающихся с видами углов: развернутым, прямым, острым и тупым.
Повсюду есть углы любые:
Прямые, острые, тупые,
Есть смежные, развернутые есть,
Их много, всех не перечесть.
Два дополнительных друг к другу луча образуют развернутый угол.
Прямым углом называют половину развернутого угла.
Если угол меньше прямого, его называют острым углом.
Если угол больше прямого, но меньше развернутого, его называют тупым углом.
Как можно узнать величину угла?
Углы давно открыты были,
Их в Вавилонии любили,
Но тут пришлось изобретать:
Углы-то надо измерять!
Пришлось жрецам пыхтеть немало,
Пока изобретали рьяно.
И вскоре вышел транспортир –
Прибор, преобразивший мир!
Историческая справка:
Транспортир известен с древних времен. Транспортир состоит из линейки (прямолинейной шкалы) и полукруга (угломерной шкалы), разделенного на градусы то 0 до 180°. В некоторых моделях – от 0 до 360° – это круглые транспортиры.

Понятие градуса и появление первых инструментов для измерения углов связывают с развитием цивилизации в древнем Вавилоне, хотя само слово градус имеет латинское происхождение (градус – от лат. Gradus – “шаг, ступень”). Предполагают, что создание транспортира было связано с созданием первого календаря. Древние вавилонские математики и астрономы полный оборот (окружность) разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали, что в году 360 дней (число 60 считалось священным; поэтому все вычисления были связаны с числом 60, а 360 – это шесть раз по шестьдесят). Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень удобным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Каждый градус разделили на 60 минут, а минуту – на 60 секунд. Градусная мера сохранилась и до наших дней.
В современном мире множество приборов, используемых при строительстве зданий, прокладке дорог и т.п., работают на основе того же принципа, что и транспортир, только позволяют выполнять более сложные действия, часто автоматически. Примером такого прибора является теодолит (по рядам пускается рисунок). Если на улице вы увидите мужчину в форме с прибором, как на фотографии – то это означает, что это инженер, в чьи обязанности входит измерение как вертикальных, так и горизонтальных углов на местности (например, углов, под которым пересекаются дороги).
Дать градусные меры острых, тупых, прямых и развернутых углов.
Итак, градусом называют 1/180 долю развернутого угла.
Развернутый угол равен180
·.
Так как прямой угол равен половине развернутого, то он равен 900.
Угол меньше 900 называется острым
Угол больше 900, но меньше 1800 называется тупым.
IV. Практическая работа.
Алгоритм измерения углов:
Совместим вершину угла с центром транспортира.
Расположим транспортир так, чтобы сторона угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира; 0 – начало отсчета
Находим штрих на шкале, через который проходит вторая сторона угла; используем ту шкалу для определения градусной меры угла, где располагается нулевой градус
Смотрим, через какой штрих проходит вторая сторона и какой градус соответствует этому штриху.
Назовите градусную меру углов:


Практическая работа (раздаточный материал): “Проверь себя”.
Цель: развитие практических навыков, отработка умения измерять и сравнивать углы.
Материал: заранее заготовлены карточки с углами.
Ход игры: необходимо сопоставить углы и найти равные; выявить прямые и развернутые. Выполнение задания приносит от 3-х баллов за первую часть задания и до 3-х баллов за вторую часть задания.

Алгоритм построения углов.
Отметьте произвольную точку и обозначьте ее буквой А.
Начертите луч с началом в точке А и на нем отметьте произвольную точку В. Получили луч АВ.
Наложите транспортир так, чтобы центр его совпал с точкой А, а луч АВ прошел через начало отсчета на шкале.
На этой же шкале транспортира найдите штрих, который соответствует 50°. Отметьте на чертеже точку С против штриха с отметкой 50°.
Проведи луч АС. Построенный угол ВАС есть искомый.
Запиши  ВАС = 50°.
Дополнительное задание (для быстрых): Начертите углы  РMK =150°,  ТВН= 75°.
V. Подведение итогов урока
Сегодня мы познакомились с геометрической фигурой – углом и инструментом для измерения углов – транспортиром. Выполнение командами заданий велось активно и плодотворно (суммируются баллы, набранные членами команд). Давайте подведем итоги урока
Примеры вопросов:
Что называют углом? – (Углом называют геометрическую фигуру, образованную двумя лучами, имеющими общее начало.)
Что является вершиной угла РКМ? (Вершиной угла РКМ является точка К.)
Какие стороны имеет угол АВС? (Сторонами угла АВС являются лучи ВА и ВС.)
Какие бывают углы? (Углы бывают развернутые, прямые, острые, тупые.)
Что такое развернутый угол? (Развернутый угол образуют два дополнительных друг к другу луча.)
Какой угол называется прямым? (Прямым углом называют половину развернутого угла.)
Какие углы называются равными? (Равными называют углы, которые совпадают при наложении.)
Какова градусная мера острого угла? (Острый угол имеет градусную меру до 900.)
Какова градусная мера тупого угла? (Тупой угол имеет градусную меру от 900 до 1800)
Как можно измерить величину угла?... (Для измерения углов используется транспортир.)
Чему соответствует каждое деление транспортира? (Каждое деление шкалы транспортира соответствует 1\1800)
Что такое градусная мера угла? (Градусная мера угла – это положительное число, которое показывает, сколько раз градус и его части укладываются в данном угле.)
VI. Рефлексия
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке. Учитель высказывает свое мнение. Дает советы.
VII. Домашнее задание
Прочитать: § 41, 42 учебника “Математика 5”, Н.Я. Виленкин; выполнить № 1682; № 1684; № 1667; сочинить рассказ, сказку, стих (по выбору) по рассмотренной теме; нарисовать рисунок, иллюстрирующий рассмотренную тему.

Литература:
Геометрия. Задания для учащихся 5 класса. Программа развивающего обучения математике. Фирма “ГАЛС”. Москва 1993 г.
Геометрия. Задания для учащихся 6 класса. Программа развивающего обучения математике. Фирма “ГАЛС”. Москва 1994 г.
ЕДУШ. О.Ю. Геометрия 7 класс. “Подсказки на каждый день” – Москва 2001г. ВЛАДОС
Из опыта обучения геометрии в 6 классе, Москва, 1983 г.
Математика, Приложение к газете”1 сентября” №1, 1999 г.
Математика, Приложение к газете”1 сентября” №17, 2003 г.
Математика, Приложение к газете”1 сентября” №1, 2004 г.
Математика и конструирование “ Конструирование” 2 класс, Прсовещение, 2001 г.
Математика, 5 класс, тетрадь 1,2 задания для обучения и развития учащихся, Интеллект –Центр, Москва, 2002 г.
Обогащающая модель обучения в проекте МПИ: Организация работы на уроках геометрии Выпуск 2, Томского университета, 2001 г.
Панчищина В.А., Гельфман Э.Г и др. Геометрия для младших школьников (части1,2,3) Издательство Томского университета 1999 г.
Панчищина В.А. О концепции и содержании экспериментальной программы “ Геометрия для младших школьников” (Вводный курс) МПИ-проект, Издательство Томского университета.
Пчёлкина. О.Л. С.И.Волкова. “Математика и конструирование – 2 класс”, Москва Просвещени 2001 г.
Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия 7-9 классы.
Шарыгин И.Ф. Ерганжиева ЛН. Наглядная геометрия 5-6 классы. Москва “Дрофа” 2000г.
Шарыгин. И.Ф. Шевкин А.В.. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов.6 издание. Москва. “Просвещение” 2001 г.
Виленкин, Н. Я. Математика. 5 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М. : Мнемозина, 2010. – 288 с.


Рисунок 5Описание: http://festival.1september.ru/articles/589188/img4.gifРисунок 6Описание: http://festival.1september.ru/articles/589188/img5.gifРисунок 1Описание: http://festival.1september.ru/articles/613498/img4.gifРисунок 2Описание: http://festival.1september.ru/articles/613498/img7.gifРисунок 4Описание: http://festival.1september.ru/articles/613498/img7.gif15