Конспект интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства на тему «Ясноликая Хохлома» (подготовка к сочинению- описанию) (6 класс)


Конспект интегрированногоурока русского языка и изобразительного искусства (6 класс)
Тема урока: «Ясноликая Хохлома» (подготовка к сочинению- описанию)
Эпиграф к уроку
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,Ты, как и люди, служишь Отчизне!
В.Боков. «Хохлома».
Цели урока:
Образовательные:
- расширение познавательного пространства личности в области искусства;
- изучение особенностей образного выражения в декоративно- прикладном искусстве;
- работа по осмыслению специфики знаково- символистического языка искусства;
- формирование навыков публицистического выступления;
- подготовка к сочинению- описанию;
- обогащение словарного запаса школьников;
- совершенствование языковой и речевой подготовки учащихся.
Развивающие:
- развитие художественного воображения;
- развитие познавательной активности учащихся;
- развитие умения вести диалог на заданную тему;
- развитие умений учащихся работать со справочной литературой;
- развитие речи учащихся.
Воспитательные:
-воспитание чувства прекрасного через произведения народного промысла и музыку;
- вызвать интерес к хохломской росписи;
- воспитание трудолюбия, самостоятельности, коллективизма
Оборудование урока:
- выставка изделий хохломской росписи, их фотографии;
- выставка рисунков учащихся;
- музыкальное оформление (русские народные мелодии);
- видеозапись танца «Хохломская карусель»;
- эпиграф (отрывок из стихотворения В.Бокова «Хохлома»).
Методические замечания:
класс разделён на группы: спецкоры, искусствоведы, художники, критики (каждая группа выполняет определённое задание, имеющее своей целью развитие исследовательских навыков учащихся, их самостоятельности, в т.ч. находить и использовать необходимую информацию).
Используемые педагогические технологии: групповые технологии, технология проблемного обучения, технология педагогической поддержки.
План урока:
-организационный момент,
- вступительное слово учителя,
- происхождение Хохломы,
- история Хохломы,
- изделия Хохломы,
- работа по рисованию,
- обзор выставки,
- словарная работа,
- подготовка к сочинению,
- мини-сочинение (описание хохломских изделий),
- чтение работ, их анализ, редактирование,
- подведение итогов,
- домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок- урок русского языка и изобразительного искусства одновременно. Во время урока мы будем говорить об истории Хохломы, о производстве её изделий, о её росписи. Вы закончите расписывать свои ложки. Но главная наша цель сегодня - подготовиться к сочинению-описанию хохломских изделий.
Кроме того, весь класс сегодня разделён на группы: спецкоры, искусствоведы, художники, критики, т.е. каждый будет играть определённую роль.Посмотрите на тему урока и эпиграф.
- Какой может быть основная мысль нашего урока?
- Отражена ли эта мысль в эпиграфе?
- Объясните значение слова ясноликий. Почему мы так называем хохлому? (толкование значения слова классом, сравнить с толкованием слова в словаре В.Даля – заранее подготовленный ученик). Развитие умений учащихся работать со справочной литературой.
Работа искусствоведов (работа в группах – групповые технологии – развитие умственной, волевой активности учащихся, самостоятельности, коллективизма).
Каждая группа изучала свой вопрос (тему) или готовила для оппонентов контрольные вопросы.
Происхождение Хохломы.
Слово спецкорам.
1 спецкор:
Вопрос искусствоведам:
- Откуда появилось это удивительное хохломское искусство?
Далее следуют сообщения учащихся – искусствоведов (развитие умений учащихся работать со справочной литературой; расширение познавательного пространства личности в области искусства; формирование навыков публицистического выступления – технология проблемного обучения).
1 искусствовед:
- Жили-была на свете сиротинка. И звали её Марьюшка. Собой пригожая, тихая, скромная. А уж мастерица, почитай, во всей округе лучше её не было. Шила Марьюшка шелками цветными и бисером. Кому рубашка, кому рушник, а кому пояс узорчатый сделает. А что за работу получит, тем и довольна, на то и жила.
Прослышали об искуснице купцы заморские. Из далёких стран приехали посмотреть сироткино рукоделие. Увидели и от изумления даже рты разинули. Не думали красоту подобную увидеть. Потом на перебой стали уговаривать Марьюшку ехать с ними. Горы золотые сулили. А Марьюшка в ответ:
- Не надо мне вашего золота. Никуда я не поеду из родной деревни. А работу мою. Коли нравится, продать могу.
С тем купцы и уехали. Только славу рукодельнице по всей земле понесли. И дошёл тот слух до Кащея Бессмертного. Осерчал Кащей, что есть на свете красота великая, какой он не видывал. Прикинулся тогда Кащей добрым молодцем, перелетел через моря глубокие, через горы высокие и очутился перед Марьюшкиной избушкой.
Постучал он в дверь, поприветствовал мастерицу, как положено. Попросил показать рукоделие готовое. Вынесла ему Марьюшка рубашки да рушники шитые- один лучше другого.
- Бери, добрый молодец, что тебе по душе придётся. Коли сейчас денег нет, отдашь, когда будут. А коли моя работа не приглянулась, то скажи, как сделать. Я уж постараюсь.
Увидал Кащей такую красоту, услыхал такие слова ласковые - пуще прежнего озлобился. Виданное ли это дело, чтобы крестьяне простые красотой владели, какой е него, у самого Кащея Бессмертного, нет. Стал он поначалу сиротинку уговаривать:
- Поедем ко мне, Марьюшка. Будешь жить царицей во дворце из драгоценных камней. Есть будешь на золотой посуде. Спать на лебяжьем пуху. Гулять будешь в саду, где птицы райские, где растут яблоки золотые.
- Не проси меня, добрый молодец,- отвечает Марьюшка,- не нужно мне твоё богатство, не нужны и диковины заморские. Нет ничего лучше родимых лесов и полей. Не поеду я из родимых мест никуда. Здесь батюшка и матушка мои похоронены. Здесь люди живут, которым моё рукоделие радость приносит. А для тебя одного, не воль. Вышивать не стану.
Не стерпел Кащей подобных слов.
- Коль не хочешь людей оставить, то быть тебе птицей, а не девицей.
Глядь, на том месте, где стояла Марьюшка, стонет, бьётся Жар- птица, а сам Кащей взвился орлом чёрным. И упал орёл с поднебесья. Схватил Жар- птицу в острые когти и взвился под облака. Как почувствовала Марьюшка силу железных когтей, как поняла, что её уносят от родимых мест, решила она людям последнюю память о себе оставить.
Стала Жар- птица перья свои красочные на землю сбрасывать. Падали они на луга заливные, в леса густые. Упадёт перо на землю, ветер - баловник травой да листьями принакроет, а всё равно сияние их разноцветного притушить не может.
2 искусствовед:
- Сбрасывает Марьюшка перья, а сама понимает, что силы её к концу подходят. Умерла Жар- птица в когтях у орла чёрного. А перья сами по себе на земле жить продолжают. Били те перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может. А только тот, у кого душа красоту понимает, руки ту красоту для других создавать готовы.
3 искусствовед:
- А вот ещё легенда.
Говорят, в давние времена в Москве жил талантливый мастер- иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но ещё больше любил он свободу. И однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нём отразилась красота родной природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие цветочки.
Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать, да любоваться этой красотой. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере дошла до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких ног. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо- художника. А самого художника как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительно мастерство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычной- она была из солнечных лучей.
История Хохломы.
2 спецкор:
- А какова же на самом деле история хохломы?
4 искусствовед:
Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит далеко в прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.
Впервые упоминание об этом селе встречается в документах 16 века. Ещё при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Угожея». В 17 веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице- Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золочёной посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом. Не было здесь ни одной деревни, ни единого дома, где жили всей семьёй и не занимались каким- либо мастерством. Больше всего занимались обработкой дерева.
Жители деревень с одним и тем же занятием селились рядом, оставляя свой цех. У каждой такой группы деревень был свой центр- крупное село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать продукцию.
5) Беседа с классом:
3 спецкор (проблемный вопрос):
- Почему деревянные изделия называют хохломскими?
5 искусствовед:
- Какие элементы в росписи используют хохломские мастера?
4 художник:
- Хохломские мастера используют следующие элементы: осочку, травинку, усики, завиток, кустик.
1 спецкор:
- Какие ягодки изображают хохломские мастера на своих изделиях?
5 художник:
- Чаще всего используют изображение смородины, крыжовника, клюквы, клубники, винограда, рябины, брусники, малины.!Работа по осмыслению специфики знаково - символистического языка искусства, изучение особенностей образного выражения в декоративно - прикладном искусстве.
6. Работа по рисованию.
Учитель ИЗО:
- Прежде чем создать своё произведение, художники работают над эскизом. Сегодня мы завершаем с вами расписывать макеты ложек. Вам осталось вписать ягодки и сделать их «оживку» жёлтой краской.
!Самостоятельная работа над макетом ложки с росписью под хохлому.
!Помощник собирает работы на поднос и вместе с учителем помещает на выставку.
7. Обзор выставки изделий Хохломы.
2 спецкор:
- Расскажите об изделиях Хохломы. Какие обычаи в них отражены?
6 художник (индивидуальное сообщение):
Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки.
Интереснейшее изделие- братина. Своим названием она обязана древнему обычаю, которой называли братчиной.
Когда нужно было обсудить какое-нибудь важное дело, собирались в одной избе люди. Они чинно сидели за одним столом, обсуждали волнующие их дела. К концу разговора подавались щи или каша в особой посуде, называемой братиной. Чаще всего она представляла собой горшок до 50 см в диаметре.
Хохломские изделия считались хорошими подарками.
Чаши всегда с удовольствием принимали в подарок. Хоть все они имеют одинаковое название, но отличаются друг от друга и формой, и росписью.
Ставец, в отличие от чаш и братии, считался индивидуальной посудой. Состоял он из 2 разновеликих чаш, одна из которых накрывала другую. Распространены ставцы были в монастырях. Оттуда и пошла пословица: «Всяк старец имей свой ставец!»
В больших количествах изготовляли ложки – ложка у каждого была своя. Мастер брал определённой величины кусок дерева – баклушу, а уж из неё выбивали ложку. Отсюда появился фразеологизм «бить баклуши». Ложки использовались и как музыкальные инструменты.
! На выставке к уроку представлены чашки, утицы, половники.
Учитель ИЗО делает обзор экспонатов выставки и детских рисунков.
8. Подготовка к сочинению (формирование новых знаний путём создания проблемной ситуации).
1) Просмотр фрагмента танца «Золотая Хохлома».
Задание классу с целью активизации мыслительной деятельности учащихся: обратить внимание на слова песни, под которую исполняется этот танец, запомнить припев, вслушаться в звуки музыки, обратить внимание на характер движений танцоров.
! На данном этапе работы учителю помогают критики (участники 2-х групп ведут диалог).
2) 3 спецкор задаёт проблемные вопросы классу, учащиеся доказывают свою точку зрения:
- Какой тип речи вы будете использовать в сочинении о Хохломе? Почему?
1 критик:
- Описание.
4 спецкор:
- Что характерно для описания?
2 критик:
- Оно отвечает на вопрос, каков предмет, его признаки, отличительные черты, каково общее впечатление о предмете. В нём много прилагательных.
5 спецкор:
- В каком стиле вы будете писать свою работу?
3 критик:
- В художественном стиле.
4 критик:
- Чем отличается художественный стиль от научного?
4 критик:
- Отличается изобразительно-выразительными средствами языка: эпитетами, сравнениями. Здесь должно быть много оценочных слов, выражающих отношение к описываемым предметам (развитие исследовательских навыков, доказательство своих суждений – проблемное обучение).
3) Работа над языком произведения, подбор эпитетов.
Запись на доске:
Цвета: чёрный, красный, голубой, золотой.
7 спецкор (постановка проблемных вопросов с целью активизации мыслительной деятельности учащихся; коллективное обсуждение проблемы):
- Какой из перечисленных цветов является лишним для Хохломы? Почему? (Кисть волшебная, лёгкая, быстрая, тонкая).
8 спецкор.
- Из шерсти какого животного делают кисти для хохломской росписи?
Задание классу: подберите синонимический ряд из определений к слову «узоры».
Словарная работа: узоры: затейливые прекрасные, яркие, удивительные.
4) Развитие умений учащихся образного выражения в декоративно- прикладном искусстве. Подбор метафор ( обогащение речи учащихся), коллективное обсуждение вариантов, отбор лучших:
Травка колышется (стелется, кудрится, переплетается, тянется).
Завиток: играет, озорничает.
Листок выглядывает, прячется, дышит, радуется, трепещет.
Стебель волнуется, подглядывает, колышется.
Ягодки манят, разбегаются, рассыпаются, повисли на веточках.
Мастер творит, создаёт, расписывает.
5) Работа над композицией произведения:
Учитель.
- Ваша работа будет похожа на сказку, звучит также выразительно, красиво, завораживающе. Посмотрите на лист-подсказку, который дан (ответы даны на листе подсказке).
1 спецкор
Вопрос: Какова композиция любого сочинения?
5 критик: Каждое сочинение должно включать в себя вступление, основную часть и заключение.
Учитель:
-О чём надо писать в каждой из частей текста, если мы говорим об изделиях народного искусства?
- В какой части работы вы используете выражения, данные вначале?
На уроке мы попытаемся создать основную часть работы. Что в ней главное?
9. Написание учащимися мини-сочинений (описание хохломского изделия по выбору учащегося – создание условий для самореализации личности).
Примеры детских работ.
Хохломские изделия горят ярким пламенем. Огонь этот рукотворный: его создали мастера, когда покрывали чаши полудой, а потом лаком. Умелая кисть художника выписала на поверхности травку, ягодки и листочки. Когда смотришь на хохлому, поражаешься мерцающему свету, который исходит от неё.
Лёгкая и быстрая кисть мастера расписала золотыми травами и цветами удивительную по форме посуду: ставцы, утицы, чаши. Сверкание золота разных оттенков создаёт впечатление, что всё это сделано из драгоценного металла. На самом же деле наиболее важным для нас является мастерство древних русских художников.
Великолепно узорочье Хохломы. На этой посуде по-разному изображены травки - кудрины, завитушки. Тоненькие стебельки. Каких только ягод здесь нет! На чаше малинка краснеет. Ставец украшает кустик земляники. А на кувшине алеет осенняя рябинка.
10. Чтение работ учащихся, их коллективное обсуждение, анализ, редактирование.
11. Подведение итогов урока.

Учитель. Как музыкант из ограниченной гаммы звуков извлекает бесконечное разнообразие мелодий, так и хохломской мастер из немногих сочетаний цвета, традиционных мотивов создаёт каждый раз новый узор и находит неожиданный декоративный эффект, новые ритмы. Передаёт иное настроение. В этой жизнеспособности к постоянному обновлению секрет жизнестойкости замечательного искусства хохломы, ставшего гордостью нашей национальной культуры.
Так и мы с вами сегодня на уроке создавали свою гамму слов при подготовке к сочинению - описанию хохломских изделий.
12.Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на одну из тем:
- Ясноликая Хохлома;
- Перо Жар-птицы в Хохломе;
- Деревянное золото;
- Великолепное узорочье Хохломы.