Занятие Лесные загадки Зимушки — зимы


Занятие «Лесные загадки Зимушки – зимы»
Цели: учить видеть красоту зимнего леса; вырабатывать умения наблюдать за изменениями в природе.
Задачи:
развивать мотивацию детей к познанию;
совершенствовать формированию культуры общения и поведения;
расширять экологические представления младших школьников;
развивать наблюдательность, память;
воспитывать бережное отношение к природе.
Формирование УУД:
Предметные : понимать ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствования.
Метапредметные:
Регулятивные: высказывать свое предположение на основе иллюстрированного материала.
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя иллюстрированный материал, свой жизненный опыт, информацию, полученную на занятии.
Коммуникативные: совместно решать поставленные задачи, обдумывать, договариваться о плане действий.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Лесные загадки зимы», картины русских художников с изображением зимнего леса.
Форма проведения: беседа с элементами игры
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие. А куда, вы узнаете, когда я вам прочитаю стихотворение.
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Куда мы с вами отправимся в путешествие?
Ответы детей: В лес
Воспитатель: Верно, в лес. Точнее в зимний лес. Поднимите руки, кто из вас был в зимнем лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы совершим заочное путешествие в зимний лес.
Остановка первая «Лесные загадки Зимушки – зимы».
Воспитатель: Прежде, чем отправиться в лес, отгадаем загадки Зимушки – зимы и определим самые главные ее приметы.
Слайд 1
Скатерть бела весь свет одела. (Снег)
Что за звездочки сквозные на пальто и на платье.
Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода
в руке. (Снежинки)
Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лед)
И не снег, и не лед.
А серебром деревья уберет. (Иней)
Воспитатель: Кто из вас знает, что такое снег?
Ответы детей
Воспитатель: И снег, и иней, и лед – все это различные состояния воды.
Слайд 2
Воспитатель: Рассмотрите снежинку. Правда, она очень красивая? Звездочка, прилетевшая с неба.
Снежинки – это замерзший водяной пар. Пар есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?
Ответы детей
Воспитатель: Он хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучи.
Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. А тут пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка. Она называется настом. Если раскопать большой сугроб, только копать надо аккуратно, чтобы получился отвесный срез, и тогда мы узнаем по чередованию плотных и рыхлых слоев, как часто зимой были снегопады и оттепели
Кроме погоды, снег может рассказать о зимней жизни лесных обитателей. Только надо научиться читать эту «белую книгу» - …
Слайд 3
Дети рассматривают отпечаток лапы сороки, серой вороны, прыжка зайца, лисы.
Слайд 4
Игра «Книга зимы».
Определить, каким животным принадлежит след.
Игра «Прилетели птицы»
Слайд 5
Воспитатель: давайте с вами полюбуемся красотой зимнего леса и подумаем, каким должно быть настроение человека, любующегося красотой родной природы. Любуются тем, что нравится, что любят… Если вы научитесь видеть красоту родной природы, любоваться ею, она щедро наградит вас своими волшебными силами, поднимет настроение, укрепит здоровье.
Остановка «Вторая загадка Зимушки – зимы»
Воспитатель: Покрытое белым пушистым ковром, зеленое царство спит…
Какие же знакомые деревья играют с нами в прятки? Осенью и летом по листьям можно определить, какое дерево перед нами. Сейчас листьев нет, и определять, какое же дерево, придется по цвету коры, силуэту, почкам.
Слайд 6
Воспитатель: Вот дерево с белой корой. Какое это дерево?
Дети: Береза
Воспитатель: Правильно, других деревьев с белой корой больше нет. Кора у березы называется береста.
Теперь дерево с черной корой. Такая черная, вся в глубоких трещинах кора у липы и дуба. Как их отличить зимой? У дуба ствол мощнее, чем у липы. Но если в дубраве липа растет рядом с дубом и деревья растут слишком близко друг от друга, то стволы их очень похожи. Поэтому отличают их не по силуэтам, а по тому, что сохранилось на ветвях.
Физкультминутка.
Воспитатель: А теперь, чтобы немножко погреться, выполним дыхательные упражнения. Дышать надо только через нос.
«Часики». Стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивания прямыми руками вперед и назад, произносить «тик – так». Повторять 10 раз.
«Вырасти большой». Стойка, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произносить «у-х-х-х-х-«. Повторять 5 раз.
Остановка «Третья загадка Зимушки – зимы».
Воспитатель: В лесу много хвойных деревьев. Дышать запахом хвойных деревьев очень полезно. Находиться в хвойном лесу очень полезно.
Какие хвойные деревья вы знаете?
Ответы детей.
Слайд 7
Воспитатель: Есть дерево, на котором зимой хвои нет, а весь снег вокруг усеян маленькими шишечками. Это лиственница. Осенью у нее хвоя желтеет и опадает.
Слайд 8
Воспитатель: А вот можжевельник. В отличии то других хвойных деревьев, это кустарник, а не дерево. У него тоже маленькие иголки, как у ели, но более колючие.
Остановка «Четвертая загадка Зимушки – зимы».
Воспитатель: А все ли спят под белым снежным одеялом?
Ответы детей.
Слайд 8
Воспитатель: Под снегом есть зеленые растения: земляника, копытень, осока, живучка ползучая, пастушья сумка, ярутка. И это далеко не полный список зимне-зеленых травянистых растений нашей полосы. Эти растения легко переносят мороз. Их жизнь продолжается даже под снегом. Глубоко в земле, в своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покрывалом снега прячутся лесные мыши.
Игра «Под снегом»
Воспитатель: Кто такие братья наши меньшие и как мы им поможем?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас самое время послушать звуки зимнего леса… Прислушаемся, как тихо в лесу. Все спят?
Ответы детей
Слайд 9
Воспитатель: Можно идти долго и не услышать ни одного голоса, а потом на опушке встретить целую стаю синиц. Будут слышны тихие, неяные писки, и вдруг вырывается громкое гнусавое «хеее» - это синица – гаечка, непременный участник смешанных синичьих стай. Если рядом держится поползень, то время от времени он будет подавать «теть…теть…теть…». А из темных еловых крон доносится звон стеклянных колокольчиков. Это корольки – самые мелкие птички нашей страны.
Многие зимующие птицы не доживают до весны. Если будете подкармливать их зимой, вы спасете им жизнь.
Развесьте кормушки, которые сделаете дома и насыпьте в них корм.
Игра «Прилетели птицы».
Остановка «Прощание с зимним лесом».
Воспитатель: Поблагодарим лес за ту красоту и радость, которыми он щедро поделился в вами. Какой отметкой вы оценили бы его? Это та отметка, которую поставил нам очень мудрый учитель – за любовь к родной природе и к своей Родине. Не забывайте, что вашим настроением возвращается к вам ваше же отношение ко всему, что вас окружает. Будьте добрыми!