Творчество Рембрандта. Биография. Анализ полотен.
Творчество Рембрандта. Биография. Анализ полотен.Учитель: Кириллова О. А.Колегов Никита 11 классГБОУ СОШ №633
1606-1669РембрандтХарменс ван Рейн
Исторический район Лейдена. Голландия В начале XVII века на одном из притоков дельты Рейна, в Лейдене, недалеко от белых ворот находилась небольшая мельница. Она принадлежала Герману Герритсону ван Рейну, в семье которого 15 июля 1606 года родился пятый сын, названный при крещении Рембрандтом.
Отец готовил мальчика к университетской карьере и устроил его в латинскую школу. Однако маленький Рембрандт учился плохо, он сильно увлекся живописью. Отцу пришлось смириться с желаниями сына, и вскоре мальчик был определен в мастерскую художника Якова ван Сваненбурга. Три года занятий показали, что юношу надо учить дальше. Историческое здание Лейденского университета
Рембрандт переехал в Амстердам и поступил там в ученики к Питеру Ластману. Творчество этого художника было посвящено античным и библейским сюжетам. Его картины отличались мастерством исполнения и реалистичностью. Питер Ластман оказал на Рембрандта значительное влияние и, возможно, научил его гравировальному искусству. П. Ластман. «Положение во гроб»
Проучившись в Амстердаме не более полугода, в 1623 г. Рембрандт возвратился в родной город. К этому времени он был уже вполне готовым художником уже имел ученика (Герард Доу). Первые известные картины Рембрандта относятся к 1627 г. Большое число работ, исполненных им в этот период его жизни, свидетельствует о неустанном труде, с каким старался он совершенствоваться. Все окружающее доставляло ему модели, главным же образом он пользовался для своих эскизов, картин и гравюр лицами своих близких и своим собственным.«Аллегория музыки» 1626 год. Пример влияния П. Ластмана на юного Рембрандта.
В 1631 г. Рембрандт переселился в Амстердам, и с тех пор лишь изредка навещал свой родной город. В Амстердаме он очень быстро достиг известности; однако, несмотря на массу заказов, он не переставал работать единственно с целью своего усовершенствования, рисуя с натуры и гравируя интересные типы, которые попадались на каждом шагу в еврейском квартале города. В эту пору жизни Рембрандта им были написаны: "Урок Анатомии"«Христос во время шторма на море Галилейском» (1633). Единственный морской пейзаж Рембрандта был выкраден в 1990 году из музея Изабеллы Гарднер и до сих пор находится в розыске.
Рембрандт получил выгодный заказ от гильдии хирургов и в январе 1632 года посетил лекцию выдающего голландского врача Николаса Питерса, на которой слушатели были свидетелями вскрытия трупа вора. Медики имели право вскрывать тела лишь тех преступников, которые были осуждены на казнь. В этой картине Рембрандт выступает как глубокий психолог. В во взглядах персонажей мы видим восхищение от только что прослушанной лекции. Только выражение лица доктора очень сдержанно. Как настоящий профессионал он не испытывает ни страх, ни смущение, ни робость.«Урок анатомии доктора Николаса Тулпа» 1632
В 1634 г. Рембрандт женился на Саскии ван Эйленборх, дочери ученого юриста. Этой женитьбой открывается самая счастливая пора его жизни: он пользуется материальным благосостоянием, избытком заказов и нужной привязанностью своей молодой супруги. Саския часто фигурирует в рембрандтовских произведениях этого периода, причем черты ее лица встречаются не только в портретах, но и в других картинах и гравюрах. «Портрет Саскии Эйленборх» «1633
В автопортрете с Саскией на коленях перед нами необыкновенно счастливый и нарядный Рембрандт в образе жениха, сидящего за накрытым столом с любимой. Глаза художника светятся от счастья. Общее настроение раздолья и веселья передается и зрителю. Жест руки, которой он слегка придерживает талию говорит о нежном отношении к любимой. Рембрандт поднял высокий красивый бокал с напитком, предлагая публике выпить за их семейное счастье. Интересно, что другое название картины - «Свадьба блудного сына». К этому библейскому образу художник еще раз обратиться уже в конце своего жизненного пути. «Портрет с Саскиией на коленях» «1635-3166
В картине «Флора» Саския предстает в образе античной богини растительности. Женщина беременна; Тюльпан на венке, которым украшена ее голова указывает на голландскую принадлежность. С веточкой в руках Саския напоминает сказочную героиню, гуляющую в лесу. Удивительно выписана ткань ее одежды: кажется, что к ней можно прикоснуться. Картина выполнена в холодных тонах, но несмотря на это оставляет удивительно теплое впечатление. Образ молодой Саскии очень трогателен и весьма отличен от той царственной женщины из «Женитьбы блудного сына».«Флора» 1634.
Другой важной стороной творчества Рембрандта стала живопись на библейские сюжеты. Здесь художник выступает как глубокий реалист. Оставаясь в рамках традиционных представлений, он стремился, прежде всего, передавать реальные чувства самого человека – без прикрас и театральности, в чем часто упрекали его наставника П. Латмана«Святое семейство» 1645
В картине «Снятие с Креста». Родные и близкие ночью снимают с креста тело распятого Иисуса. Лица персонажей бледны и взволнованны. Мощная игра светотени создает необыкновенно драматический эффект. Фигура Христа «вырвана» из полумрака единственным источником света. То ли свет льется на Него, то ли исходит от самого Господа. Все участники погребения обычные люди, потому что смерть Сына Божьего – общечеловеческое горе.«Снятие с креста» .1634
Картина «Пир Валтасара» повествует о наказании человеческой гордыни. Согласно Библии, Валтасар был последним правителем Вавилона. На устроенном им пиру, он святотатственно использовал для еды и напитков священные сосуды, вывезенные отцом из Иерусалимского храма. В разгар веселья на стене появились начертанные таинственной рукой непонятные слова. Лишь пророк Даниил сумел истолковать надпись, в переводе с арамейского означающую: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено» — и расшифровал их как послание Бога Валтасару о скорой гибели его и всего его царству. В ту же ночь Валтасар погиб. Вавилон пал.«Пир Валтасара» .1635
Офорт (фр. eau-forte — азотная кислота)— разновидность гравюры на металле. Рисунок тонкой иглой наносится на лакированную поверхность металлической пластины, а затем обрабатывается кислотой. На полученную форму наносится краска и делаются оттиски на бумаге.Рембрандт по праву считается мастером в технике офорта.«Проповедь Христа». 1648 г.
Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. В 1642 г. Саския скончалась. Рембрандт тяжело переживает смерть любимой жены. Падает его популярность, не приходят новые ученики. Череда неудач началась после группового портрета шести амстердамских мушкетеров («Ночной дозор»). Непопулярность Рембрандта была обусловлена общим поворотом живописной моды в сторону скрупулёзной детализации, к которой сам Рембрандт был наиболее склонен лишь в ранние годы. Логика творческого развития вела художника в прямо противоположном направлении. С годами он стал отдавать предпочтение смелым мазкам кисти и резким контрастам света и тени, скрадывающей почти все фоновые детали.«Саския с красным цветком» .1635
«Ночной дозор». 1642
В конце 40-х годов Рембрандт женился на служанке Хендрикье Стоффелс, от которой родилась у него дочь. Однако материальное благосостояние художника пошатнулось. В 1653 году он передал почти всё своё имущество сыну Титусу, а затем заявил о банкротстве. После распродажи в дома и всего состояния художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни, на содержании у сына и деньгах от продажи антиквариата и иных ценостей.Хендрикье Стоффелс (1655)
Как и в молодости, пока у Рембрандта было мало заказов и учеников, он часто писал своих родственников соседей знакомых. Особенно художник любил рисовать стариков, ведь у них была масса свободного времени для позирования. Старость в творчестве Рембрандта не увядание жизни, а достойное ее завершение. В спокойных глазах старика заключена вечная память обо всем в своей прожитом, о всех горях и радостях.Портрет старика в красном (1652-1654)
В 1663 году умирает жена художника Хендрикье, а через пять лет умер и сын Титус. Очутившись в тяжелом материальном положении, Рембрандт не терял, однако, энергии, много работал, но при всем своем трудолюбии, не мог выйти из стесненных обстоятельств. В позднем творчестве Рембрандт часто обращается к религиозным темам.Титус в красном берете (1658)
В картине «Евангелист Матфей и ангел», апостол изображен в облике старца с грубыми чертами лица. В сильной руке, знавшей много труда, он крепко держит перо и записывает Евангелие со слов ангела. Картина наполнена глубоким религиозным содержанием.
Последним произведением художника стала широко известная ныне картина «Возвращение блудного сына». Она создана по библейской притче, рассказанной Христом. Художник обращается теме любви между родителями и детьми, полной страданий, а затем раскаяния, прощения и принятия. Картина написана в приглушенных тонах, но лишь фигуры отца и сына самые яркие и колоритные. Образ блудного сына преследовал художника всю его жизнь (известны несколько набросков и рисунков на эту тему), и нашла свое завершение в конце творческого пути. Художник скончался в полной нищете в 1669.