Внеклассное мероприятие Экологическая сказка
Земля-наш общий дом!
Станция «Речная»
Экологическая играБлок целеполагания
1. формировать экологическую культуру;
2. расширить и углубить знания учащихся по экологии и проблемам
охраны природы;
3. развивать у учащихся потребность принимать личное участие в охране
окружающей среды.
Инструментальный блок
Компьютер; - презентация «Экологическая сказка», »Загадки», музыка «Журчание реки», карточки с филвордомИнструментальный блок
Компьютер; - презентация «Экологическая сказка»; презентация »Загадки», музыка «Журчание реки», карточки с филводомФормируемые универсальные учебные действия
Формируемые УУД
Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих и этических норм. Уметь определять причины успеха деятельности, анализировать и контролировать результат, понимать и принимать оценки и предложения учителей, товарищей и других людей. Уметь планировать(определять )последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, уметь составлять план и последовательность действий. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Отстаивать точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Технологическая карта
Этап занятия Деятельность воспитателя Деятельность учеников
Организационный момент -Здравствуйте! Вы пришли на станцию « Речная», значит будем говорить о воде и ее обитателях. Приветствуют воспитателя.
Эмоционально-установочный этап
Пропедевтический этап
Деятельностный этап
Эмоционально-рефлексивный этап
- Ребята, скажите, для чего нам нужна вода? (пить, гигиена, закаливание, пища, любоваться природой).- Давайте сделаем вывод: сможем ли мы прожить без воды? (нет)
- Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы. Человеку для жизни нужна чистая пресная вода.
- Для сравнения без еды примерно 20-25 дней.
-Скажите, где есть пресная вода? (река, пруд, озеро, водохранилище, ледники, подземные воды)- Какой же водоем находится у нас, в нашем городе? (реки Вихоревка и Убь).
- Мы сегодня познакомимся со сказкой «Жила была речка».
ЖИЛА-БЫЛА РЕЧКА
Может быть, это сказка, а может и быль. Только если это быль, то сегодня напоминает сказку.
Так вот… Жила-была речка: дикая, быстрая, веселая. Не какой-нибудь ручеек, а настоящая красавица таежная - с кудрявыми ивами да черемухой по берегам, со звонкими, прозрачными да глубокими водами, с красивыми разноцветными камешками, мигающими на дне солнечными зайчиками. И как положено настоящей таежной красавице-речке, была она гостеприимна и хлебосольна: весной приходила на заливные луга, летом пускала на нерест разную рыбу, зимой укрывала льдом свой подводный мир. И всяк кормился у этой речки, кто ни придет, будь то дикий зверь, птица или человек. Звали речку Вихоревка: то ли оттого, что вихрастая она такая, то ли от дружбы ее с вихрями, летящими наперегонки с веселым течением. А еще, говорят, пришел сюда давным-давно человек по имени Вихор. Погиб он в этих местах. А вот осталось его имя навеки с именем речки: река Вихорева называться стала. Это уж потом люди ласково ее Вихоревкой прозвали.
Притягивала Вихоревка к себе людей. Нравом веселым да не бурным, щедростью своей бескорыстной и красотой благодатной. И стали люди обживать тайгу рядом с Вихоревкой - то там, то тут нарастали избы с подворьями, баньки вытягивали свои мостки к небольшим речкам-ручейкам, что вились у Вихоревки-реки, на взгорьях зеленели поля-огороды. Строили избы, растили потомство и удили рыбу…
Ребята, можете мне сказать, какие рыбы водятся в реке Вихоревка? (гольян, плотва, окунь, налим, щука, пескарь, елец, ерш, язь, минога и др).
Эта рыба называется ОКУНЬ (показывает картинку). Его легко отличить от других рыб: он горбат, и поперек всего тела у него идут темные полосы. Плавники окуня красного цвета.
Все тело окуня покрыто мелкими и шершавыми чешуйками, на одном крае чешуйки — маленькие шипики.
Окунь — хищная рыба. Он отличается от других рыб не только внешним видом, но и своими повадками. Он очень силен и проворен, хотя и кажется неуклюжим. По быстроте плавания с ним едва ли какая рыба может сравниться.
Раскрыв огромную пасть, окунь преследует добычу, чаще всего плотвичку, верховку, пескаря, до тех пор, пока та не выбьется из сил. Едва проглотив одну рыбешку, он кидается за другой. Часто из-за своего обжорства он давится и погибает. Вот к чему приводит жадность.
Уже по внешнему виду ЩУКИ (показывает картинку) можно судить о ее хищных повадках и необычайном проворстве. Недаром о ней говорят: «Быстрая, как стрела».
Тело у нее длинное, круглое, морда вытянутая. Хвост сильный. Щука напоминает хорошо затесанный кол. Все это помогает рыбе совершать быстрые стремительные броски.
Чешуя у нее мелкая, гладкая и покрыта слизью. Это тоже помогает быстро плавать.
Щука — страшный хищник. Ее пасть усеяна сверху и снизу острыми скрещенными зубами. Она наводит страх на все рыбное население. Зубы сидят не только на челюстях, но и на языке. Если добыча, которую схватила щука, пытается вырваться из ее пасти, зубы приподнимаются и впиваются в нее, словно тысяча острых иголок.
Обычно щука неподвижно лежит на дне среди водорослей. Мимо проплывают мелкие рыбешки, но они щуку не интересуют. Но вот она заметила рыбу покрупнее и стрелой кинулась на добычу. Еще секунда — и рыба забилась в страшной щучьей пасти.
НАЛИМ — довольно крупная рыба: ее длина 1 метр и вес до 24 кг.
Представьте, как на дне реки под корягой лежит пятнистое чудовище. Голова у него широкая и плоская, как у большой лягушки, а тело — как у толстой змеи. Пасть огромная, по спине и брюху тянется длинный гребень, под нижней губой — ус.
Лежит это чудище под корягой и спит. Ночью спит и днем спит. Неделю спит, месяц спит. Да не зимой, когда все рыбы засыпают, а летом, потому что любит холод и сумрак. Летом, в теплой воде, ему не по себе: он делается вялым, забирается туда, где попрохладнее, и спит до осени. В это время он ничего не ест и сильно худеет.
Но зато как проснется — берегись, рыба! Налим спуску никому не даст. А вот самого его поймать даже опытному рыбаку не так-то просто. Тело у него такое гладкое и скользкое, что никак его не ухватишь.
Из всех хищных рыб налим считается самым жадным и прожорливым. Питается мелкой рыбой. Его любимая пища — пескари и ерши.
ПЕСКАРЬ
Эта небольшая рыбка живет на песчаном мелководье, любит песчаное дно, отсюда и ее название. Спина и бока ее покрыты темными пятнами, а из углов рта свисают два маленьких усика. Она очень доверчивая, поэтому одной из первых и попадает на крючок.
-Вернёмся к нашей сказке.
Жила речка хорошо, припеваючи, людей кормила и купала, была домом для речных животных и растений. Шли годы, люди привыкли к Реке, делали все, что им вздумается. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах.
Вдруг на реке случилось страшное… Рыба по течению плывёт кверху брюшком: щуки, налимы, сиги, пескари и плотва. Плывут по реке коряги, мусор, бутылки и банки консервные. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река — тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», — думала она. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения, животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.
Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Поняли люди, что речка всегда была нам другом и помощником, а они не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения, пообещать свою дружбу. Отправились на поклон к кормилице.
Поняли люди, что без реки им и жизни нет. Рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла.
Хочет речка дружить с людьми. А люди будут охранять речку?
Давайте вместе сочиним концовку нашей сказки. А какой он будет, зависит от вас! Люди убрали весь мусор, и даже выделили специальных ученых (экологи)— следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
- Почему рыба погибла? Что нужно сделать, чтобы речка не превратилась в мертвую?
ИГРА «УЗНАЙ РЫБУ»
-Молодцы, ребята! Вы успешно справились со всем. За это вы получаете конверт с заданием. Нужно выполнить его , чтобы пройти дальше.
-Поздравляю! Можно идти на следующую станцию. Удачи! До свидания! Обучающиеся рассаживаются по местам .
Ответы учеников.
Обучающиеся слушают сказку под звуки «Журчание реки»
Обучающиеся просматривают презентацию о рыбах , населяющих наши водоемы.
Обучающиеся предполагают дальнейшее развитие сказки.
Играют в игру.
Обучающиеся получают конверт, выполняют задание и прощаясь, уходят на следующую станцию.