Связь между компонентами и результатом умножения»
Класс: 2-в
Тема: Связь между компонентами и результатом умножения»
Цель: раскрыть связь между компонентами и результатом умножения.
Задачи:
- совершенствовать вычислительные навыки и навыки устного счета;
- развивать внимание и логическое мышление.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
а. Устный счет
Игра «Кто быстрее»
(Каждому ряду выдается карточка с цепочкой примеров. Учащиеся по очереди решают по одному примеру и вписывают ответ. Выигрывает ряд, который решит цепочку быстрее и не допустит ошибок).
7
б. Работа над задачами.
(Одному ученику с каждого ряда до игры «Кто быстрее» дается карточка с задачей. После игры ученики по очереди выходят к доске, зачитывают задачу, делают схематический рисунок, записывают решение ответ). На одной тарелке 10 слив. Сколько слив на двух таких тарелках?
Мама испекла 12 пирожков и разложила их на 2 тарелки поровну. Сколько пирожков на каждой тарелке?
У Светы было 8 яблок. Она угостила своих друзей, дав каждому по два яблока. Сколько друзей у Светы?
Логическая разминка.
Десять котят в прятки играли,
Десять лисят к ним прибежали,
Восемь лисят скрылись у речки,
Двое – в канаве, в темном местечке.
Трое котят за забор убежали,
Четверо – в будку, их видно едва ли.
Дайте ответ: все ль разбежались?
Или немногие все же остались?
(осталось 3 котенка, лисят не осталось)
Самоопределение к деятельности.
(На доске равенство и три рисунка)
4*2=8
- Прочитайте равенство разными способами.
- Какой рисунок к нему подходит? (третий)
- Что обозначает первый множитель? (взяли по 4)
- Что обозначает второй множитель? (По 4 взяли 2 раза)
- Что показывает произведение?
- Какое еще произведение можно составить по этому рисунку? (2*4=8)
(учитель записывает это равенство под первым)
- Что обозначает это произведение?
- Как вы думаете, какие еще равенства можно составить по этому рисунку? (8/4=2, 8/2=4)
- Что вы заметели? О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей).
- Проверте свои предположения. Откройте учебник на странице 72 и прочитайте задачи урока.
Работа по теме урока.
Вывод взаимосвязи множителей и произведения.
- Как математики называют результат умножения? (произведения)
- А числа, которые умножаем? (множители)
М1 ∙ М2 = ПУчитель закрепляет на доске карточку.
- Запишите пример: множители 2 и 3, произведение 6 (2*3=6)
(Учитель учитель записывает пример на доске).
- Давайте проиллюстрируем этот пример с помощью рисунка.
(Учитель выполняет рисунок на доске, учащиеся в тетрадях).
- По сколько кругов взяли? (По 2).
- Сколько раз взяли по 2 круга? (3).
- Сколько кругов получили? (6)
- Что такое 6? (Произведение)
- Нарисуйте 6 кругов и разделите их на 2 равные части.
- Какой пример получили? (6:2=3)
- Прочитайте этот пример, используя названия компонентов и результатов умножения (произведение 6 разделили на множитель 2 и получили множитель 3).
- Нарисуйте еще 6 кругов и разделите их на 3 равные части.
- Какой пример получим? (6:3=2)
(Учитель записывает пример на доске).
- Прочитайте этот пример, используя названия компонентов и результатов умножения (произведение 6 разделили на множитель 3 и получили множитель 2).
- Сделайте вывод. (Если произведение разделить на один множитель, то получим другой).
Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунки на странице на с. 72 и равенства под ними.
- Прочитайте первое равенство, называя компоненты умножения.
- Как нашли первый множитель? (произведение 8 разделили на второй множитель 2, получили первый множитель 4).
- Как нашли второй множитель? (произведение 8 разделили на первый множитель 4, получили второй множитель 2).
(Анологично разбираются примеры по второй рамочке).
- Прочитайте правило в рамочке.
- Что вы можете сказать о наших рассуждениях? (Мы рассуждали верно)
(Учитель закрепляет на доске карточки)
М2 = П : М1
М1 = П : М2 = =
№ 1 (с. 72)
(Первый столбик разбирается устно, остальные письменно с коментированием. Три ученика работают у доски.)- Дополните каждый столбик четвертым выражением, используя эти же числа.
- Какое свойство умножения вы использовали? (Переместительное).
Физкультминутка (по презентации)
Елочки зеленые
На ветру качаются,
На ветру качаются,
Низко наклоняются.
Сколько елочек зеленых,
Столько сделайте наклонов.
Приседайте столько раз,
Сколько бабочек у нас.
Сколько беленьких кружков,
Столько сделайте прыжков.
Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
№ 3 (с. 72).
- Прочитайте задачу.
- Каким действием будем решать? (умножением).
- А теперь составьте обратные задачи. (Ответы детей).
- А эти задачи каким действием будем решать? (Делением).
- Почему? (Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель).
№ 4 (с. 72).
- Прочитайте задачу.
- можем мы ее решить? (Нет).
- Почему? (В ней нет данных).
- Вставьте пропущенные числа. Выполните схематический чертеж к вашей задаче и решите ее разными способами. (Работа в парах).
№ 5 (с. 72).
- Что неизвестно в первом уравнении? (вычитаемое).
- А что мы должны подобрать в уравнение? (Уменьшаемое).
- Что можете сказать о уменьшаемом? (Оно должно быть больше вычитаемого и больше разности).
- Что неизвестно во втором уравнении? (второе слагаемое)
- А что мы должны подобрать в уравнение? (Первое слагаемое)
- Могут слагаемые быть больше суммы? (Нет)
- Подберите пропущенные числа и решите уравнение самостоятельно: 1 вариант – первое уравнение, 2 вариант – второе уравнение.
Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
Подведение итогов урока
- С каким правилом мы познакомились на уроке?
- Какое задание вам показалось особенно трудным?
Домашнее задание
Тетрадь с печатной основой № 74, 75 (с. 67)