Методическое пособие «Организация работы над изобразительными средствами языка в ходе подготовки к ГИА и ЕГЭ»
Козлова Л.А.
Организация работы над изобразительными средствами языка
в ходе подготовки к ГИА и ЕГЭ.
2013 г.
Козлова Л.А.
Автор – учитель русского языка и литературы, руководитель ШМО МАОУ «Селенгинская гимназия» - презентовала свою работу на августовской конференции учителей МО «Кабанский район».
Методическое пособие «Организация работы над изобразительными средствами языка в ходе подготовки к ГИА и ЕГЭ» предназначено в помощь учителю. Разработчики тестов, анализируя результаты экзамена по русскому языку, отмечают, что выпускники имеют весьма слабое представление об изобразительно-выразительных возможностях языка (тропах и фигурах речи), так как работе с языковыми средствами в школе уделяется явно недостаточно внимания. Данное пособие поможет учителю организовать работу по подготовке учащихся к выполнению типичных заданий.
Пособие отпечатано в полиграфическом цехе ОАО «Селенгинский ЦКК»
Оглавление.
1.Введение.
2. Организация работы над изобразительными средствами языка в школе:
1)знакомство с теоретическими понятиями;
2)традиционные и нетрадиционные упражнения;
3)формирование метапредметных связей с литературой.
3. Методическая разработка урока «Работа над изобразительными средствами языка при подготовке к ГИА и ЕГЭ»
Введение.
В последние годы в образовательной политике России наметились существенные положительные изменения. В центре внимания оказывается деятельность человека, обеспечивающая ему ориентацию в социокультурной среде, ее практическое освоение, познание и понимание процессов, происходящих во внешнем и внутреннем для него мире. Среди основных целей, на достижение которых должно быть направлено изучение русского языка в средней школе, названо «развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; овладение умением моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения». Одним из актуальных аспектов обучения русскому языку в средней школе является формирование образности речи учащихся. Особую роль в этом процессе играет изучение изобразительных средств речи, которые выступают и как способ познания нового, и как форма осмысления окружающей действительности, и как логическая модель построения языковых структур.
Подростки практически не пользуются образными средствами языка для придания речи выразительности, яркости. Причиной этому является отсутствие специальной работы на уроках русского языка по обогащению речи учащихся изобразительными средствами. Актуальность темы, разрабатываемой в выпускной квалификационной работе, обусловлена необходимостью совершенствования речи учащихся, обогащения ее изобразительными средствами, значимостью развития у школьников интереса к урокам русского языка. Необходимо вводить упражнения на уроке русского языка, формирующие образность речи учащихся. Актуальность диктуется еще и тем фактом, что сегодня в процессе итоговой аттестации учащимся на ГИА и ЕГЭ предлагаются задания по анализу текста и выявлению в нем различных языковых средств изобразительности.
Русский язык. 9 класс.
Анализ выразительных средств языка по ДЕМО-версии 2012 года предусматривается в задании А3 и выглядит примерно так:
Русский язык 11 класс.
Задание, посвященное средствам выразительности (В8), представляет собой фрагмент рецензии с пропущенными терминами, которые необходимо восстановить, указав номера слов из приведенного текста. Тот факт, что задание отнесено в часть В, в 2011 году изменились нормы оценивания данного задания (с 2-х баллов до 4-х) свидетельствует о том, что это задание является одним из самых сложных в работе ЕГЭ.
Литература 9 класс. ГИА по литературе – один из необязательных выпускных экзаменов в конце 9-го класса. Сам экзамен, хотя и носит название теста, фактически сводится всего к пяти вопросам, каждый из которых предполагает написание небольшого сочинения или развернутого ответа. Основную часть экзамена составляет сочинение в форме, подобной выпускному экзамену в 9-м классе до введения ГИА по литературе.
Литература 11 класс. В ЕГЭ по литературе в 11 классе предполагается несколько заданий по нашей теме.
Анализ задания В8. Задание относится к самым сложным в частях А и В: Разработчики тестов, анализируя результаты экзамена по русскому языку отмечают, что выпускники имеют весьма слабое представление об изобразительно-выразительных возможностях языка (тропах и фигурах речи), так как работе с языковыми средствами в школе уделяется явно недостаточно внимания. Кроме того, подчеркивается: «Не все учащиеся понимают, что в качестве средств выразительности в текстах могут быть использованы, казалось бы, обычные слова и синтаксические конструкции... Надо различать случаи использования языковых единиц в собственно номинативной и изобразительно-выразительной функциях»
Проанализировав задания ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе, задания мониторингов и контрольных работ во всех класса мы видим: изучению изобразительно-выразительных средств языка следует уделять достаточно серьезное внимание. Задача осложняется тем, что специальных уроков на эту тему в программе русского языка, да и литературы практически не предусмотрено. Да и в комплексном анализе текста задания типа «Найти выразительные средства языка» стоят, как правило, на последнем месте, и времени на них на уроке уже не остается.
2. Организация работы над изобразительными средствами языка в школе.
Первым этапом работы по теме, несомненно, является знакомство с теоретическими понятиями. Ученикам должны быть знакомы определения и понятия выразительных средств языка. Из опыта работы знаю, что необходимо систематизировать материал в таблицы, опорные схемы. Начиная с 5-го класса такие таблицы можно составлять вместе с обучающимися по ходу изучения понятий. В ходе подготовки к экзаменам можно предложить обучающимся готовые памятки типа:
Тропы
Риторические фигуры
Троп (от греч. – поворот) – употребление слова в переносном значении. Виды тропов используются и рассматриваются в художественной литературе.
Эпитет
Метафора
Метонимия
Ирония
Сравнение
Фигура (от лат. – очертание, изображение) – особая форма синтаксических конструк-ций, усиливающих выразительность.
Риторическое обращение
Риторическое восклицание
Риторический вопрос
Антитеза
Градация
Повтор
Фигура
Пример
Особые приметы
Антитеза (противопоставление)
Градация
(постепенное изменение, нарастание
или убывание)
Анафора
Эпифора
Параллелизм
Риторические
вопросы,
обращения, восклицания
Оксюморон
Парцелляция
Инверсия
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так (В. Высоцкий)
Расстаться казалось нам трудно,
Но встретиться было б трудней.
(М. Лермонтов)
Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин)
Листок иссохший, одинокий,
Пролётный гость степи широкой
(Д. Давыдов)
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет. (А. Пушкин)
Тороватому боярину слава!
И красавице боярыне слава! (М. Лермонтов)
О весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта. (А. Блок)
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой. (М. Лермонтов)
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит. (Я. Полонский)
Что ищет он в стране далёкой?// Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)
Мой друг, отчизне посвятим // Души прекрасные порывы! (А. Пушкин)
Ах! Уймись ты, буря!
Мёртвые души.
Живой труп.
И невозможное возможно, дорога долгая легка.
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте. (Б.Пастернак)
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана. (М. Лермонтов
Использование антонимических сочетаний и конструкций типа
Если, то;, но
В то время как
Использование синонимических сочетаний
Единоначатие, повторение слова или нескольких слов в начале фразы.
Повторение заключительных элементов последовательных фраз.
Повторение синтаксически сходных фраз
Усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа.
Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.
Дробление, деление целой фразы на небольшие фрагменты.
Перестановка. Нарушение порядка слов (обратный порядок)
Тропы
Пример
Особые приметы
ЭпИтет – художественное
определение.
Тучка золотая; утёс-великан; стоит одиноко; в пустыне чахлой и скупой.
Вся комната янтарным блеском // Озарена
Как правило, выражен именем прилагательным в переносном значении.
СравнЕние - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.
Глаза, как небо, голубые.
Я жил, как деды, по старинке.
Посмотрит – рублем одарит.
Чаще всего оформляется в виде сравнительных оборотов, с использованием союзов КАК,
БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО
ОлицетворЕние – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул
Осторожно ветер // Из калитки вышел
ГипЕрбола – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление.
В шар земной упираясь ногами, Солнца шар я держу на руках
ЛитОта – художественное преуменьшение
Мальчик с пальчик; мужичок с ноготок.
В противоположность гиперболе.
МетАфора-перенесение значения по сходству.
Горит восток зарёю новой (словно пожар)
И воск слезами с ночника
На платье капал.
Иногда метафору называют скрытым сравнением, активно используется в поэзии.
МетонИмия – сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий.
Не то на серебре – на золоте едал
Ну, скушай же тарелочку, дружок
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.
Прочитал всего Пушкина.
Название профессии может быть заменено названием орудием деятельности.
Перенос: с человека – на его одежду;
с автора – на произведение;
с сосуда – на содержимое
СинЕкдоха – перенесение значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения.
Все флаги в гости будут к нам.
Швед, русский колет, рубит, режет.
Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?
Часть вместо целого;
целое в значении части;
единственное число в значении множественного;
замена числа множеством
ПерифрАз(а) – название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки
Царь зверей (лев);
чёрное золото (нефть);
Северная Пальмира (Санкт-Петербург);
Туманный Альбион (Англия)
Имя существительное нарицательное заменяется словосочетанием
Термины
Пример
Значение
Антонимы
Контекстные антонимы
Белей лишь блеск, чернее тень.
Они сошлись: волна и камень, // стихи и проза, лед и пламень
Слова, противоположные по значению.
Являются противоположными именно в тексте. Вне контекста это теряется.
Архаизмы
Угас, как светоч, дивный гений
И в светлой гриднице, в кругу князей, бояр
Устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность.
Диалектизмы
Пахнет рыхлыми драчёнами, под окошком в дёжке квас.
Слова, употребляемые только в определённой местности.
Неологизмы
Будет буря – мы поспорим
И помужествуем с ней.
О, рассмейтесь, смехачи!
Новообразованные слова и выражения, усиливающие выразительность речи.
Синонимы
Контекстные синонимы
Выхожу один я на дорогу,// Сквозь туман кремнистый путь блестит
Мне грустно и светло, печаль моя полна тобою
слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу .
Являются близкими по значению только в данном тексте.
Профессионализмы
Кок – повар;
арго – жаргон.
Слова, употребляющиеся людьми одной профессии.
Фразеологизмы
Кривить душой – лицемерить;
на скорую руку – быстро.
Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении.
С самого начала необходимо учить обучающихся различать фонетические, морфологические, словообразовательные, лексические и синтаксические средства языка. Поскольку на экзамене чаще всего предлагают лексические и синтаксические средства языка, то обучающиеся должны четко разграничивать тропы и фигуры речи. Одним из видов работы на данном этапе может быть задание:
Какие тропы использует автор для усиления выразительности речи? Укажите их в тексте.
Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые признаки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры, на березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются.
Сравнение.
Метафора.
Эпитет.
Антитеза
Оксюморон
Сразу, не читая текста, можно исключить варианты ответов 4,5, т.к. речь в них идет не о тропах, а стилистических фигурах.
Существует ряд упражнений, включающих работу над изобразительными средствами речи учащихся 5-7 классов.
Данная система упражнений включает 2 группы:
I. Традиционные упражнения:
1) Найти изобразительные средства в тексте и выписать их;
2) Определить функцию или значение изобразительных средств;
3) Определить, какой частью речи выражено изобразительное средство и какова его синтаксическая роль в предложении;
4) Определить художественную значимость и необходимость изобразительных средств в данном контексте;
5) Подобрать синонимы и антонимы к данным тропам;
6) Составить словосочетания с данными изобразительными средствами;
7) Выписать из текста словосочетания, в состав которых входят тропы;
8) Привести свои примеры обозначенных тропов.
II. Нетрадиционные упражнения:
1) Ввести в текст различные тропы (дети получают на карточках прозаический текст с пропусками);
2) Устно закончить строчки стихотворения подходящими по смыслу и рифме тропами;
3) Написать сочинение-миниатюру на обозначенную тему, используя изобразительные средства;
4) Редактировать текст с точки зрения употребления в нем изобразительных средств.
Представленная классификация упражнений способствует эффективному развитию образной речи школьников.
Возможны другие виды традиционных и нетрадиционных упражнений.
Совершенствование знаний, умений и навыков учащихся старших классов в области языка происходит в большой мере за счёт школьного лингвистического анализа образцов письменной формы речи, предлагаемых учащимся в виде отрывков из художественных произведений. Этот анализ строится, с одной стороны, на преемственных связях с языковым разбором предыдущих лет обучения, с другой – на межпредметных связях с литературой, с литературоведческим анализом текста.
Использование художественной литературы в процессе освоения русского языка повышает интерес учащихся к уроку, способствует формированию навыков всех видов речевой деятельности. Именно лингвистический анализ текста – наиболее перспективная форма работы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Уже в курсе 5-6 классов, где осуществляется комплексное изучение русского языка и литературы, целесообразно стимулировать отдельные наблюдения учащихся над особенностями художественной речи на уровне слова: привлекать их внимание к тому, что слово употреблено в одном из значений в контексте изучаемого литературного произведения, к учёту лексико-морфологической выразительности слов, к неожиданным для учащихся сочетаниям знакомых слов, наконец, к словам в переносном значении и т.д. Такие наблюдения способствуют осознанию эстетической функции слова, готовят обучающихся к проведению лингвостилистического анализа художественного текста в средних и старших классах и, в конечном счёте, формируют представления об отличиях художественной речи от нехудожественной.
В 5-9-м классах изучаются основные элементы структуры текста, его связность. Правда, тематическое единство и связность сами по себе уже есть наиболее общие элементы содержания, но слишком общие, не достаточные для анализа в старших классах, где учащимся доступны более конкретные детали функционально-смысловой значимости элементов целого текста.
Таким образом, возникает необходимость шире и органичнее представить в школьной системе работы по развитию речи в старших классах функциональный аспект и обучать школьников понимать и чувствовать связь между структурой текста и авторской задачей.
Работа над описанием, повествованием, рассуждением в старших классах приобретает новую окраску, новое направление: она увязывается с изучением особенностей авторского стиля того или иного писателя. В анализе текста происходит соединение той или иной семантической значимости, которая заложена в самой структуре сложных синтаксических целых (ССЦ), и того авторского замысла, который воплощён в нём.
Таким образом, текст на уроке русского языка может использоваться по-разному, и далеко не всегда он изучается во всех представленных в нём признаках. Старшеклассники, наблюдая за закономерностями использования языковых единиц, овладевают лексическими и грамматическими средствами связи предложений в тексте, учатся отбирать слова и синтаксические конструкции в соответствии с содержанием и стилем высказывания. Анализ образцовых текстов приводит к сознательному, мотивированному отбору языковых средств при создании собственных текстов (сочинений и изложений).
Анализ текста полезно использовать в старших классах и в качестве контрольной работы. Это может быть комплексная работа с текстом или лексический разбор текста. Так, итоговой контрольной работой за первое полугодие в 11 классе стал лексический анализ прозаического или поэтического текста.
Конечно, любой учитель заметит шероховатости и неточности в работах учеников, но не стоит отрицать то положительное, что в них присутствует: чуткое отношение к слову. Выполняя задания, развивающие связную речь, поначалу под руководством учителя, затем самостоятельно, ученик глубже вдумывается в структуру и содержание текста. Каждое отдельное слово воспринимается теперь как часть неразрывного целого.
Анализ текста, пусть даже частичный, самый элементарный, формирует такие ценные качества связной речи, как чёткость, последовательность, стройность. Подобные задания полезны особенно в период подготовки к экзаменам, они обеспечивают межпредметные связи между уроками русского языка и литературы, учат старшеклассников правильнее формулировать свои собственные высказывания.
3.Урок русского языка «Работа над изобразительными средствами языка при подготовке к ГИА и ЕГЭ»
Планируемые результаты:
Предметные:
повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;
совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;
подготовка к сдаче ГИА.
Коммуникативные:
продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;
развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Личностные:
формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.
Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Сценарий урока:
Оргмомент. Цели и задачи урока. Добрый день. Тема нашего урока “Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ГИА”. Слайд 1.Задача сегодняшнего урока состоит в том, чтобы подготовиться к выполнению особого задания, связанного с анализом выразительности русской речи. Это задание направлено на проверку лингвистической компетенции. Для того чтобы выполнить такой анализ, нужно овладеть целым комплексом знаний и умений. слайд 2.
Тип урока (обобщение и систематизация знаний и способов деятельности) предполагает оценивание знаний всех обучающихся класса. У вас на столе лежит лист оценивания знаний и умений. По ходу урока вы будете ставить оценки или баллы. После выполнения всех заданий вы получите итоговую оценку.
Повторение и углубление ранее изученного материала. Главное в понятии “выразительность” для художественной речи – это способность художественного произведения оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие образы, поэтические пейзажи
Проверка домашнего задания: найти и выписать слова великих людей об образности, красочности, яркости русского языка слайд 3. Читают высказывания.
Эпиграф к уроку. С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. К. Паустовский
Язык неистощим в соединении слов. (К. Пушкин).
2. Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский).
3. Мне русская речь – как музыка: В ней слово звучит, поет (Н. Браун).
4. Язык всем знаниям и всей природе ключ. (Г. Р. Державин).
- Выразительность речи достигается разными способами и средствами: Слайд 4
- Какие средства художественной выразительности вам известны? (Фонетические, Морфологические,Словообразовательные,Лексические,Синтаксические)
- Как называются лексические средства выразительности? (тропы) -Какие тропы вы знаете?
- А синтаксические? (фигуры) Назовите известные вам фигуры. слайд 5.
Тропы (лексические средства)
Фигуры речи (синтаксические средства)
Троп (от греч. слова, обозначающего поворот оборот, образ) – это употребление слов, фраз в переносном смысле.
Фигура (от лат. слова оборот речи, внешний вид, очертание). Такие синтаксические построения используются для выразительности текста.
Эпитет.
Антитеза.
Сравнение.
Инверсия.
Метафора.
Градация.
Олицетворение.
Анафора.
Гипербола.
Эпифора.
Литота.
Оксюморон.
Перифраза.
Синтаксический параллелизм.
Метонимия.
Парцелляция.
Синекдоха.
Лексический повтор.
Ирония.
Эллипсис.
Бессоюзие. Многосоюзие.
Риторические фигуры:
Обращение.
Восклицание.
Вопрос.
Умолчание.
Проанализировав задания ГИА последних трех лет, просмотрев ДЕМО версию 2012 г., я составила список изобразительных средств языка, которые встречаются наиболее часто: метафора, фразеологизм, эпитет, сравнительный оборот, олицетворение, метонимия. Следует обратить на них особое внимание.
3. Повторение теоретических знаний: – Вы правильно перечислили средства художественной выразительности. Сможете ли вы определить их функции. Проверим ваши знания, выполним тест. слайд 6, 7 Задание на соответствие. Самооценка.
Заполнить лист оценивания. Графа «Теория»
Фамилия, имя ________________________________
Дата урока: 28.11.11. Тема урока: "Работа над изобразительными средствами языка при подготовке к ГИА"
Лист оценивания знаний и умений.
1. Теория
2. Работа группы
3. Работа в парах.
4. Самост. Работа
самооценка
кол-во правильных ответов.
кол-во правильных ответов.
оценка учителя
Итоговая оценка: ___________
1.МетАфора
1. Повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемых обычно для звуковой выразительности.
2.ФразеологИзм
2. Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет.
3.ЭпИтет
3. Резкое противопоставление образов и понятий, контраст.
4.СравнЕние
4. Усиливает внимание читателя, не требуя от него ответа.
5.ОлицетворЕние
5. Перенесение значения по сходству.
6.МетонИмия
6. Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.
7.АллитерАция
7. Перестановка. Нарушение порядка слов (обратный порядок)
8.ИнвЕрсия
8. Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении.
9.АнтитЕза
9. Изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
10.Риторический вопрос
10. Сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий.
Количество правильных ответов
Оценка
10
«5»
9
«4»
6-8
«3»
0-5
«2»
4. Углубление знаний по теме урока. Успешная сдача экзамена зависит от того, как вы овладеете важнейшим умением : находить и определять средства выразительности впредложениях. Я хочу обратить ваше внимание на типичные трудности работы с выразительными средствами текста: слайд 8
1. Когда не узнают сравнение. Слайд 9
Слайд 10. Анализ примеров: 1. Там, где, словно ожерелья,// Многоцветные каменья // Поднялись над пеной волн... (сравнит. Союз)
2. И с каждой буквой из моей строки // Крапивой лезет жгучая досада... (К. Спицина) (сущ. В ТВ. Пад.)
3. Руки голы выше локтя, А глаза синей, чем лёд. Едкий, душный запах дегтя, Как загар, тебе идет. (А.Ахматова)(сравнит. степень прилаг., оборот с союзом как.)
2. Эпитет или метафора? Слайд 11
Слайд 12. Анализ примеров.1. Простые краски северных широт: //Румяный клевер, лен голубоватый, //И солнца блеск, немного виноватый,//И облака, плывущие вразброд. О. Фокина
(эпитет,образное определение, выраж. Им. Прилаг.)
2. ...Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
А. Ахматова
(эпитет,образное определение, выраж. Им. Прилаг)
3. Горит восток зарёю новой (словно пожар)-скрытое сравнение-метафора зарею-имя существит.
3. Эпитет или олицетворение? Слайд 13
Слайд 14. Анализ примеров:
1. . Побледневшие звезды дрожали, // Трепетала листва тополей...
Побледневшие- эпитет
Звезды дрожали, трепетала листва-олицетворение.(неодуш. Предмет и глагол)
В. Брюсов
4. Вопросно-ответная форма изложения или риторический вопрос? Слайд 15
Слайд 16. Анализ примеров:
1. Что ищет он в стране далёкой?// Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)-риторич. Вопрос(не требует ответа)
2. Нужно ли милосердие в нашей жизни? Конечно.(есть вопрос и есть ответ)
5. Прослушивание лекции Нарушевича о выполнении заданий В8. Подготовке учащихся к выполнению заданий на ГИА и ЕГЭ уделяется много внимания. Это и рекомендации ФИПИ, сайты интернета, учебные пособия, диски. Я хочу познакомить вас с одним из экспертов по проверке сочинений на ЕГЭ, кандидатом филологических наук, учителем русского языка и литературы Нарушевичем Андреем Георгиевичем. Он расскажет вам, как нужно работать над заданиями, касающимися выразительных средств языка. Диск-лекция.
6. Работа в группах по 4 чел. Проверим, как вы усвоили лекцию Нарушевича. Каждой группе дано 4 задания. В каждом задании 5 предложений и 1 средство выразительности. Нужно определить это средство. Записывают ответы. Проверка в классе. В лист оценивания ставим количество правильных ответов.
Задание 1. Какое одно и то же средство выразительности встречается во всех предложениях?
1. Темнеет вдали,
Приуныл подорожник. Н. Рубцов
2. А голос был все глуше, тише,
Жизнь угасала навсегда,
И стало слышно, как над крышей
Тоскливо воют провода... Н. Рубцов
3. Я долго ехал волоком.
И долго лес ночной
Все слушал медный колокол,
Звеневший под дугой. Н. Рубцов
4. ...И третий, кажется, автобус
Бежит по линии шестой. Н. Рубцов
5. Ольха цветет, надеется, зовет,
Еще не зная страшного подвоха... В. Солоухин
Ответ _______________________________
Задание 2. Какое одно и то же средство выразительности встречается во всех предложениях?
1. Там, где, словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн... (В. Брюсов)
2. А неба свод, глубоко-синий, - Как купол, увенчавший храм! (В Брюсов)
3. Руки голы выше локтя, А глаза синей, чем лёд. Едкий, душный запах дегтя, Как загар, тебе идет. (А.Ахматова)
4. И с каждой буквой из моей строки Крапивой лезет жгучая досада... (К. Спицина)
5. Все степное душа сохранит Подорожником к резаной ране... Я по жизни своей, как улитка, На себе эту память несла. (К. Спицина)
Ответ _______________________________
Задание 3. Какое одно и то же средство выразительности встречается во всех предложениях?
1. Мне теперь по душе иное...
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
С. Есенин
2. Простые краски северных широт:
Румяный клевер, лен голубоватый,
И солнца блеск, немного виноватый,
И облака, плывущие вразброд.
О. Фокина
3. ...Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
А. Ахматова
4. Пронизывает глуби все твой беспощадный луч
И тянется с земли до хмурых туч.
В. Брюсов
5. Чёрные тени узорной решётки
Ясно ложатся по белому снегу.
Тихие звёзды задумчиво-кротки,
Месяц пророчит истому и негу.
Черные окна немого собора
Смотрят угрюмо на белое поле...
В. Брюсов
Ответ _______________________________
Задание 3. Какое одно и то же средство выразительности встречается во всех предложениях?
Любуясь месяцем, оглядывая даль,
Мы чувствуем в душе ту тихую печаль,
Что слаще радости...
Откуда чувства эти? (Н.А. Некрасов)
Убогая роскошь наряда (Н.А. Некрасов).
Есть тоска веселая в алостях зари (С.А. Есенин).
Кому сказать, с кем поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив. (С.А. Есенин)
Звучит земля последнее оружье
Сухая влажность черноземных га... (О. Мандельштам)
Ответ _______________________________
6. Практические задания. Закрепление изученного. слайд 17. Задания ГИА звучат примерно так: А6. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении (указано предложение или номера предложений)
А6. Укажите предложение, в котором содержится метафора (эпитет, сравнение и т.д.) Указано 4 предложения.
2011г., Демо 2012 г. А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет (метафора, фразеологизм и т.д.)
Слайд 18.Предлагаю выполнить практическое задание: Какие средства худож. средства выразительности используются в предложениях?
Работа в группах. Выполнение практических заданий: 1. Какие средства худож. выразительности используются в предложениях? Проверка В лист оценивания ставим количество правильных ответов.
Приложение 3. Укажите, какое средство художественной выразительности используется в предложениях? Обведите кружочком правильный ответ.
1. Люблю я пышное природы увяданье (А. Пушкин)
эпитет
метафора
олицетворение
оксюморон
2. Анчар, как грозный часовой,//Стоит – один во всей вселенной.(А. Пушкин)
эпитет
метафора
сравнение
оксюморон
3. И шествуя важно, в спокойствии чинном //Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,//В больших рукавицах а сам с ноготок! (Н. Некрасов)
эпитет
метафора
олицетворение
литота
4. Я видывал, как она косит://Что взмах – то готова копна. (Н. Некрасов)
эпитет
метафора
гипербола
литота
5. Отговорила роща золотая //Березовым веселым языком. (С.Есенин)
Ирония;
Литота;
Метафора;
Метонимия.
6. “Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла.” (С.Есенин)
Гипербола;
Градация;
Риторическое восклицание;
Сравнение.
7. “В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн.” (А. Пушкин)
Антитеза;
Многосоюзие;
Перифраза;
Метафора.
8. “Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами” (М.Горький)
Метафора;
Олицетворение;
Сравнение;
Градация.
Итог урока. Решение проблемного вопроса. Слайд 27.По образному определению В.Хлебникова, поэта серебряного века, “слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл” (Слайд.)
Другое мнение приводит К.И.Чуковский в своей книге “Живой, как жизнь”, он пишет, что многие считают использование образных средств “вопиющей безграмотностью”, приводя в пример, мнение одного из читателей, который с негодованием восстает против двустишья в книге поэта В.Сергеева:
Он мог бы сеять, плотничать, ковать,Но вот не вышло – жизнь дала осечку (Слайд.)
Молодой человек утверждает, что эта образность ему не понятна и потому не допустима в стихах, так как, по его мнению, “давать осечку может только ружье”.
Проблемный вопрос:
Придают ли изобразительно-выразительные средства особое звучание художественной речи?
Самостоятельная работа. Проверка, если останется время. Слайд 28.Предлагаю вам проверить степень усвоения данной темы. Вам нужно будет выполнить тестовые задания из ваших книг: 10 вариантов задания А3. Обращаю ваше внимание на правильное написание средств выразительности с точки зрения орфографии. Решение тестовых заданий по книжкам. В лист оценивания оценка учителя.
Домашнее задание. Закончить решение тестовых заданий или карточки с заданиями.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Рисунок 24Рисунок 2215