Статья по биологии Здоровьесбережение на уроках биологии
Создание ситуации успеха на уроках биологии
www.educontest.net, 2014
Ж.Ж. Руссо утверждал, что «у детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассудней желания заменить ее нашей». [3]
Школа - место и время жизни каждого человека, от которых незримые нити протянутся во все сферы его дальнейшей, причём, не только школьной жизни. Ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
Только при умелом использовании учебных форм сотрудничества детей и педагогов, учёта типологических особенностей проведения урока, через организацию на уроке ситуации успеха будет происходить эффективное обучение.
Основным источником внутренних сил ребенка для преодоления трудностей, для желания учиться является успех в обучении.
Ситуацию успеха мы видим как целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности и отдельно взятой личности, и коллектива в целом. В этом и есть главный смысл деятельности учителя, дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в свои силы.
Здесь важно отделить понятия “успех” и “ситуация успеха” друг от друга.
Ситуацию организуется или моделируется учителем. Понятие «успех» – результат, итог подобной ситуации. [2]
Как же в процессе уроков биологии развивать способности обучающихся, создавая такую образовательную обстановку урока, где каждый ученик мог бы проявить в учебном процессе не только свои знания, умения и навыки, но и способности?
Обучение предмету, а в частности предмету биологии, строится на основе системы методов.
Дадим характеристику методам, с помощью которых учитель сумеет организовать условия ситуации успеха.
Во-первых, это методы дифференцированного обучения. Они позволяют обучающемуся познавать предмет в таком режиме, при котором он справится с заданием в индивидуальном темпе. Методы дифференцированного подхода способствуют возрастанию интереса к учебной деятельности, формируют положительное отношение к изучаемому предмету.
Осуществление индивидуального подхода и разно уровневого контроля происходит через создание групп или микро-групп в классе, каждая из которых выполняет предложенное задание, которое соответствует уровню обученности каждого ученика-участника группы.
Итак, созданию ситуации успеха на уроке, на наш взгляд, способствует применение педагогом на уроках биологии коллективных форм обучения, когда ребятам предлагается работа в парах постоянного или сменного состава, в группе. Здесь каждый из участников группы получает возможность быть успешным. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу предоставить возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Именно во время работы в группах происходит развитие коммуникативных умений и навыков.
Для создания на уроке биологии ситуации успеха наиболее эффективным является сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Учитель может создать проблемную ситуацию на любом этапе процесса обучения. Он направляет ребят на её решение. Разрешение проблемной ситуации на уроке повышает качество усвоения знаний, позволяет учащимся почувствовать свою причастность к происходящему на уроке, почувствовать себя значимым среди одноклассников. Удачный итог работы пары или группы только закрепляет уверенность учащихся в своих силах.
Развитию активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности, воспитанию умения работать в коллективе, развитию коммуникативных способностей, а так же повышению уверенности обучающихся в себе, мотивации учения широко используется проектный метод. По общепринятому определению, метод проектов – это такая педагогическая технология, которая ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение, а так же приобретение новых. Метод проектов – это самостоятельная творческая работа обучающихся, руководителем которой может являться учитель. Сотрудничество устанавливает отношения доверия, позволяет найти «ключик» к самым сложным характерам. Проекты выполняются учащимися индивидуально или группами.
Обозначим приемы повышения мотивации, создания ситуации успеха на уроках биологии.
Итак, успех изучения темы во многом зависит от правильной формулировки проблемы урока, от умения учителя организовать учебный диалог, беседу, умения задавать проблемные вопросы. Например, при изучении темы «Цветок и плод» задаются следующие проблемные вопросы: - Если из цветка образуется плод, то почему он образуется не из каждого цветка? - Если не будет пустоцветов у огурцов, то будет ли урожай? И т. п.
При ознакомлении учеников с историей биологических открытий, учитель вместе с детьми мысленно переносится в далекое прошлое, участники процесса обучения вникают в разрешение проблемы учеными. По возможности с ребятами повторяется научный поиск.
Удачным здесь будет пример изучения опыта Пристли, открывшего свойство растений исправлять воздух. Опыты К. А. Тимирязева по изучению тайны листа помогли выяснить значение зеленого листа для жизни растений, животных, людей.
Таким образом, в каждом уроке присутствует установка на успех. Обучающиеся не только развиваются, обучаются, воспитываются, но и добиваются пусть иногда и небольшого результата, делают шаги от предыдущих успехов к следующим. [1] Здесь немалую роль принимает дидактическая игра.
Не секрет, что стеснительные ребята, которые в процессе урока «сидят в тени», в играх становятся такими активными, какими их в классно-урочных буднях и представить себе невозможно. Игра помогает перенестись ребятам в иное психологическое состояние. В игре они получают реальную возможность стать лидером, вести за собой других. Важно отметить, что игра здесь не средство развлечения. Она является одним из методов обучения, методов создания ситуации успеха на уроке биологии.
В урок включаются игры «Третий лишний», «Биологическое лото», «Биологические лабиринты» и т. д. [1]
При переходе от одного раздела программы к другому необходимо связующее звено, которое может мотивировать учащихся на восприятие нового. В этом помогут литературные произведения.
Литературные произведения, включенные в школьную программу, одновременно могут быть использованы и на уроках биологии. Например, в классических произведениях описываются такие заболевания, которые являются предметом биологии в 9-м классе. Так, на примере рассказа Ю. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» объясняется причина столь необычной гибкости героя рассказа.
Познание природы на уроках биологии происходит через знакомство учеников с картинами художников-пейзажистов – Шишкина, Левитана и др.
Сюда же мы сможем отнести прослушивание небольших музыкальных произведений.
Например, при изучении насекомых обращаемся у отрывку из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане, сыне его…» («Полет шмеля»). «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского сопровождает изучение цветковых растений. Технические средства обучения, а так же сеть Интернет с легкостью предоставляют записи голосов птиц, зверей, шумы леса, моря и других звуков природы.
После прослушивания обсуждаются представляемые детьми картины , чувства, которые они вызвали. Проводится беседа о правилах общения с природой, поведения, бережном отношении. Так же ведется разговор о влиянии природы на человека и деятельности человека, направленной на жизнь растений леса, о необходимости охраны растений.
Далее стоит отметить, что учеников любого возраста привлекают загадки, пословицы, поговорки, включенные в урок.
Так, отгадав загадку, например, о растениях, относящихся к разным семействам цветковых, ребятам предлагаются вопросы: К какому семейству, классу относится растение? Назовите общие признаки класса, семейства. И т. д.
И наконец, создавая ситуацию успеха в учебном процессе продумываются творческие домашние задания по различным темам. Ребятам предлагается сочинить и проиллюстрировать сказку, составить кроссворд, ребус по пройденной теме или разделу. Таким образом, у обучающихся присутствует выбор выполнить наиболее интересный вид работы.
Подводя итог всему вышесказанному, сделаем вывод о том, что успех является источником внутренних сил ребенка, энергия для преодоления трудностей. Ребенок испытывает уверенность в себе, внутреннее удовлетворение. Он мотивирован на дальнейшее обучение. Успех в учении - это залог успеха в жизни. Успех – это реализованная цель.
Список литературы
Баянкина З.В. Познавательные игры по биологии. – Новокузнецк, 1993.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.
http://festival.1september.ru/articles/213622/