Рабочая программа по окружающему миру 3 класс автор учебника Г.Ф.Трафимова, С.А.Трафимов,О.Н.Федотова
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету окружающий мир для 3 класса на 2016-2017 учебный год разработана на основе следующих документов :
Федеральный Закон от 29.12.2012г №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 г. № 68-ЗРТ «Об образовании»;
Приказ Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;(1-4 классы)
Приказ Минобразования России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; (1-4 классы)
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ«Больше-Машляковская СОШ» , утвержденный приказом № 150 о/д от 21.08.2015г.
Учебный план МБОУ «Больше-Машляковская СОШ» на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом № 133 о/д от 20.08.2016г.;
Годовой календарный учебный график МБОУ «Больше-Машляковская СОШ» на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом № 140 о/д от 20.08.2016г.;
Программы общеобразовательных учреждений по окружающему миру попо
На основе программы и учебника «Окружающий мир». Трафимовой Г.В., Трафимова С.А., Федотовой О.Н. 3 класс УМК «Перспективная начальная школа» 2011 г.
2. Место предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУ « Больше – Машляковская СОШ» на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю. Всего 68 часов.
3. Общая характеристика курса «Окружающий мир»
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных коммуникативных, регулятивных).
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования:
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта (опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации);
последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся могут быть ознакомлены с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, осадкомер, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).
Одной из задач обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучении свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.
Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
4. Основное содержание 3 класс (68ч)
Человек и природа (52ч)
Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус_ модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океан на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины и на территории России (Юго-Восточная и Западно -Сибирская). Особенности поверхности и родного края (краткая характеристика на основе наблюдений и собеседования со взрослыми).
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.
Вещества, тела, частицы. Вещество- это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (это то, что создано человеком). Природные тела (тела живой природы)- человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др. ) искусственные тела- предметы. Молекулы и атомы- мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.
Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль. Природный газ и др. твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды- твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком , твердом и газообразном состояниях. Вода- растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь.
Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.
Круговорот воды в природе.
Воздух- это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений.
Погода и ее составляющие: движение воздуха- ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определение направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой».
Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых.
Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.
Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото- единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.
Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек- защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер- шмели- мыши-кошки). Природные сообщества родного края (два- три примера). Посильное участие в охране природы родного края.
Человек и общество (12ч)
Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья Конституции российской Федерации : гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции). Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных серебряных и золотых монетах).
Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль)- весна (март, апрель, май)- лето (июнь, июль, август)- осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век- отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля (XII век- деревянный, XIV век- белокаменный, XV век- из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.
Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей- основателей городов (Ярослав Мудрый- Ярославль, Юрий Долгорукий- Кострома, Переславль- Залесский). Основные достопримечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI -XVII вв., Троице- Сергиева лавра (монастырь) в Сергиеве Посаде- XIV в., музей «Ботик» в Переславле- Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме- XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире- XII в.).
Город Санкт- Петербург. План –карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). строительство города. Санкт- Петербург- морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города: Петровская (Сенатская) площадь, памятник Петру I «Медный всадник». Петропавловская крепость (Петровские ворота, Петропавловский собор). Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец. Эрмитаж.
Правила безопасного поведения (4ч)
Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.
Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым.
Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде ( учет дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»).
Быстрая помощь человеку на котором тлеет (загорелась) одежда.
Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).
Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.
5. Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков
Тесты – 1
6. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Тест
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Промежуточная аттестация по предмету «Окружающий мир» проводится согласно положения о формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
7. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин,
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Метапредметными результатами изучения предмета«Окружающий мир» являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание
8. УМК, используемый для реализации данной рабочей программы:
1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир 3 класс: Учебник. В 2 ч. М.: Академкнига/Учебник, 2013.
2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. М.: Академкнига/Учебник, 2014.
3.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. М.: Академкнига/Учебник, 2014.
4.Справочные пособия, энциклопедии;
5.Таблицы;
№п\п
Тема
Планируемые результаты
Кол-во часов
дата
Предметные
метапредметные
личностные
план
факт
1
Наш мир знакомый и загадочный. Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир»
Научится:
ориентироваться в учебнике; работать с условными обозначениями
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
3.09
2
Глобус – модель земного шара
Научится:
характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения
добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения
7.09
3
Материки
и океаны
на глобусе
Научится находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
10.09
4
Формы поверхности Земли. Обобщение по теме «Изображение Земли
на глобусе»
Научится:
сравнивать и различать формы земной поверхности
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения
14.09
5
Географическая карта
Научится:
характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения
17.09
6
Учимся читать карту
Научится:
находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем
21.09
7
План местности
Научится:
характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края; составлять план местности
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
28.09
8
Холмы и овраги
Научится:
моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
1.10
9
Экскурсия «Основные формы поверхности родного края»
Научится:
ориентироваться на местности с помощью компаса
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
5.10
10
Стороны горизонта
Научится:
ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
8.10
11
Ориентирование на местности. Компас
Научится:
ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
12.10
12
Обобщение по теме «О чем рассказала карта». Готовимся к школьной олимпиаде!
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем
15.10
13
Тела, вещества, частицы
Научится:
приводить примеры веществ; сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
19.10
14
Твердые вещества, жидкости и газы
Научится:
сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы
добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие
22.10
15
Вода – необыкновенное вещество
Научится:
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях,
характеризовать эти свойства
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
26.10
16
Обобщение
по теме «Из чего все на свете». Готовимся
к школьной олимпиаде!
Свойства воды в жидком состоянии (первое заседание клуба)
Научится:
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний
Научится:
измерять температуру воды с помощью градусника
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
29.10
17-18
Термометр и его устройство
Научится:
исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
9.11
12.11
19
Свойства воды
в твердом состоянии (свойства льда) (второе заседание клуба)
Научится:
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях;
характеризовать эти свойства
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
16.11
20
Свойства воды
в газообразном состоянии
Научится:
исследовать свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях,
характеризовать эти
свойства
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
19.11
21
Обобщение
по теме «Вода
и ее свойства». Готовимся
к школьной олимпиаде!
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
2
23.11
22-23
Круговорот
воды в природе
Научится:
характеризовать круговорот воды в природе
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
26.11
30.11
24
Туман и облака. Осадки
Научится:
характеризовать круговорот воды в природе
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
3.12
25
Вода – растворитель (третье заседание клуба)
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
7.12
26
Растворы в природе
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
10.12
27
Почему воду надо беречь?
Научится:
готовить доклады и обсуждать полученные сведения
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
14.12
28
Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе». Готовимся к школьной олимпиаде!
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
17.12
29
Океан, которого нет на карте и глобусе
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
21.12
30-31
Воздух – это смесь газов
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем
24.12
11.01
32
Свойства воздуха (четвертое заседание клуба)
Научится:
измерять температуру
воздуха с помощью градусника
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
14.01
33
Обобщение по теме «Воздух
и его свойства». Готовимся
к школьной олимпиаде!
Научится:
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воздуха
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
18.01
34
Температура воздуха
Научится:
готовить доклады и
обсуждать полученные сведения
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
21.01
35
Ветер
добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем
25.01
36
Что такое погода?
28.01
37
Обобщение по теме «Движение воздуха». Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?»
Научится:
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых; характеризовать свойства полезных ископаемых
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
1.02
38
Горные породы
Научится:
готовить доклады и
обсуждать полученные сведения
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
4.02
39
Разрушение
горных пород
Научится:
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
8.02
40
Что такое минералы?
Научится:
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых; характеризовать свойства полезных ископаемых
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении проблемы
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
11.02
41
Полезные ископаемые
Научится:
исследовать в парах свойства полезных ископаемых;
характеризовать свойства полезных ископаемых
добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица)
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем
15.02
42
Свойства полезных ископаемых (пятое заседание клуба)
Научится:
характеризовать свойства полезных ископаемых
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
15.02
43
Почему надо беречь полезные ископаемые
Научится:
характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
18.02
44
Обобщение по теме «Тайны недр Земли»
Научится:
обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы
добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
18.02
45
Как образуется почва
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
22.02
46
Почва и ее состав (шестое заседание клуба)
Научится:
обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы
добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
25.02
47
Экскурсия «Почвы родного края»
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
3.03
48
Зачем и как люди заботятся
о почве (седьмое заседание клуба)
Научится:
характеризовать природные сообщества на примере поля
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
3.03
49
Обобщение по теме «Почва»
Научится:
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения
добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица)
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
7.03
50
Лес и его обитатели
Научится:
характеризовать природные сообщества на примере леса
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем
10.03
51
Луг и его обитатели
Научится:
характеризовать природные сообщества на примере луга
добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
14.03
52
Поле и его обитатели
Научится:
определять характер взаимоотношений человека с природой; находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
17.03
53
Пресный водоем и его обитатели
Научится:
определять характер взаимоотношений человека с природой; находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
31.03
54
Болото и его обитатели
Научится:
характеризовать природные сообщества на примере болота
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
4.04
55
Экскурсия «Природные сообщества родного края»
Научится:
соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
7.04
56
Обобщение по теме «Природные сообщества»
Научится:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
соблюдать правила экологического поведения в природе
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
7.04
57
Значение лесов
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
11.04
58
Безопасное поведение в лесу (восьмое заседание клуба)
Научится:
соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
14.04
59
Луг и человек
Научится:
различать прошлое, настоящее и будущее; соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля; соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры
добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
18.04
60
Надо ли охранять болота? Дары рек и озер
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
21.04
61
Безопасное поведение у водоемов (девятое заседание клуба)
Научится:
соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
25.04
62
Человек – защитник природы
Научится:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
соблюдать правила экологического поведения в природе
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
28.04
63
Природа будет жить!
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем
28.04
64
Обобщение по теме «Человек
и природные сообщества»
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
2.05
65
Лента времени
Научится:
описывать достопримечательности Московского Кремля
2.05
66
Золотое кольцо России
Научится:
находить на карте Российской Федерации города Золотого кольца, город Санкт-Петербург;
описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов
Золотого кольца
5.05
Итоговый тест.
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем
12.05
67
Путешествие
по Санкт-Петербургу (десятое заседание клуба)
Научится:
описывать достопримечательности Санкт-Петербурга
16.05
68
Обобщение
по теме «Путешествие в прошлое». Готовимся к школьной олимпиаде!
Научится:
находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии)
19.05
Приложение к рабочей программе по окружающему миру (примерный итоговый тест)
1 вариант
1.Какие вещества входят в состав воздуха?
1) водород, медь, цинк
2) хлор, фтор, йод
3) кислород, азот, углекислый газ
2.Какая из цепей питания указана правильно?
1) сосна – дятел – жук-короед
2) слизни – капуста – жаба
3) рожь – мышь – змеи – орлы
3.Как называется линия, которая делит земной шар на два полушария:
а) параллели б) экватор в) меридианы
4.Какое слово пропущено: яйцо – личинка - - бабочка?
1) куколка 2) икринка 3) птенец
5.Уменьшенная модель земного шара:
а) карта б) компас в) глобус
6.Прибор для определения сторон горизонта называется
а) термометр б) компас в) барометр
7.Большие участки суши, окруженные со всех сторон океанами:
а) материки б) равнины в) горы
8.Вода в природе может находиться:
а) в двух состояниях
б) в трёх состояниях
в) в четырёх состояниях
9.Солнце – это:
а) планета б) звезда в) спутник
10.Показатели погоды - это -...
а) годовое количество осадков
б) температура воздуха, направление ветра, осадки
в) среднегодовая температура воздуха.
11.Какова главная заслуга леса?
а) много зелени,
б) сохраняет воду,
в) снабжение кислородом.
12.Переход воды из жидкого состояния в водяной пар-это:
1) нагревание 3) замерзание
2) испарение 4) охлаждение
13. Почва- это . . .
а) верхний плодородный слой земли,
б) недра земли
в) перегной, песок и глина
15