Роль презентации при закреплении и повторении материала.
Роль презентации при закреплении и повторении материала.
В концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. А это означает, что одним из результатов обучения и воспитания в школе должно быть овладение учащимися современными компьютерными технологиями и способность использовать полученную информацию для дальнейшего самообразования и развития информационных компетенций обучающимися.
В настоящее время активно исследуются различные аспекты использования мультимедиа в образовании, выделяются технические и психолого-педагогические особенности мультимедийных технологий, подчеркивается необходимость их целенаправленного и продуктивного применения в учебно-воспитательном процессе. Большинство педагогов и психологов отмечают, что современные информационные технологии, в том числе и мультимедиа, открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить эффективность обучения. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. Трудно провести урок без привлечения средств наглядности, возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать. На помощь пришли компьютерные технологии. Одной из наиболее удачных форм ИКТ является - презентация.
«Презентация» в переводе с английского языка – представление. Мультимедийные презентации - способ представления информации с помощью компьютерных программ PowerPoint, Windows Movie Maker, являющихся удобным и эффективным способом, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, объединяющие в себе всё, что способствует удерживанию непроизвольного.
Опыт применения презентаций на уроках позволяет сделать вывод о том, что это приводит к целому ряду положительных эффектов: облегчается процесс усвоения материала, урок обогащается эмоциональной окрашенностью, возрастает уровень наглядности, повышается интерес к предмету, учащиеся легче усваивают учебный материал. Презентации по физике делают сложную тему урока простой и интересной, запоминающейся и наглядной. Большинство опытов, изучаемых на уроках физики, провести в обычных условиях невозможно, а школьный курс требует знания этих процессов. Показать такие опыты можно с помощью готовых презентаций по физике, а также проверить знания с помощью тестов и викторин, или вывести табличные данные на проектор во время лабораторной работы. Презентацию можно использовать на любых этапах урока. При этом можно использовать её только на одном этапе и потом работать как обычно, можно весь урок провести с помощью мультимедийного сопровождения Последовательное использование презентаций формирует такую форму мышления как аналогия. Применение анимации позволяет продемонстрировать динамику преобразований, моделировать условие задач, дозировать предъявляемую информацию, а также варьировать последовательность ее предъявления в зависимости от уровня подготовки учащихся или их активности на уроке. Но следует придерживаться некоторых принципов:
всё занятие не должен быть «завязано» на презентации;
необходимо так построить урок, чтобы не исключалась возможность работы с классической доской
формы и место использования презентации на занятиях зависят формы урока
Но применение презентации на уроке не должно быть самоцелью. Она не должна заменять все остальные дидактические средства, которые есть в арсенале учителя. Применение презентации должно быть оправдано. Если урок по этой теме будет более эффективным с применением презентации, то тогда презентацию надо использовать, если нет - от неё лучше отказаться и провести урок с использованием традиционных дидактических средств. Кроме того, использование презентации на уроке предполагает применение таких технических средств как компьютер и медиапроектор, что накладывает на них ограничения по использованию на уроке, согласно требованиям СанПиНа. Если пренебречь некоторыми требованиями, то применение презентации может превратиться в фактор усталости, подавления и рассеивания внимания (например, в случае плохой видимости и обзорности).
Эффективные приемы применения компьютерных презентаций:
* На этапе изучения нового материала - разнообразное иллюстрирование понятий и объектов, выделение причинно-следственных связей, структуры и взаимосвязи изучаемых понятий.
* На этапе актуализации базовых знаний - возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. Особенно удобно при предъявлении чертежей, рисунков, схем.
* На этапе отработки и закрепления навыков - возможность быстрого предъявления большого числа разных по форме заданий, алгоритмов, образцов, шаблонов.
Часто при закреплении и повторении темы приходится использовать печатный материал. Здесь важно учитывать объем, структуру и формат демонстрируемой печатной информации. Очень важно не загромоздить экран текстом. Большой объем печатной информации плохо воспринимается с экрана. Лучше всего демонстрировать не все сразу, а используя эффект «по щелчку».
Информационные технологии при разумном использовании способны принести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний. Презентация позволяет осуществить смену видов деятельности и тем самым снимает эмоциональную и психологическую нагрузку на учащихся в учебном процессе.
Список литературы
Клюева Т.А. Алгоритм создания презентаций для проведения уроков, лабораторных и практических работ: Методические рекомендации / Т.А. Клюева. – М.: Проспект, 2009. – С. 223.
Сахарусова Т.А. Использование информационных технологий для повышения уровня мотивации всех участников образовательного процесса / Т.А. Сахарусова. – Волгоград: БХВ, 2008. – С. 117.
Мультимедиа презентации как метод обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Советова, Е. В. Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е. В. Советова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007