Презентация для родительского собрания Роль семьи в формировании и коррекции различных форм нежелательного поведения ребенка


Роль семьи в формировании и коррекции различных форм нежелательного поведения ребенка В детстве закладывается всё то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что мы, взрослые, вкладываем в ребёнка с раннего детства, сохраняется в нём, как в копилке, на долгие годы, переправляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. -упрямство-негативизм-агрессивность-лживость Это достаточно устойчивые особенности характера (и формирующейся личности) ребенка, складывающиеся в течение как минимум ряда лет, и в первую очередь в семейной атмосфере. Во всех формах нежелательного поведения именно семья играет ключевую роль. УПРЯМСТВО, НЕГАТИВИЗМ Пики негативизма приходятся на 3-4 года и 12-13 лет Причины:-требование беспрекословного подчинения, особенно в категоричной форме и когда неясны основания требований-неучет советов ребенка, отказ от его помощи, чрезмерный контроль, опека, недооценка его самостоятельности, сознательности, знаний и умений-стремление навязать подростку (а четвероклассники – младшие подростки) чуждое убеждение, не соответствующее уже сформировавшимся собственным убеждениям-необоснованное вмешательство в личные дела подростка {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ДолженствованиеВозможностьТы должен хорошо учиться!Ты должен думать о будущем!Ты должен уважать старших!Ты должен слушать учителей и родителей!Я уверен(а), что ты можешь хорошо учиться!Интересно, каким человеком ты хотел бы стать?Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека!Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться!О себе взрослые чаще говорят «в ключе» возможного:-Я могу тебя наказать!-У меня есть полное право!-Я знаю, что делать!-Я старше и умнее!Долженствование вообще тяжело переживается тем, к кому обращено: оно вызывает у человека (любого возраста!) тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не «вытянуть» возложенной на него тяжелой ноши долга.Если нет диалога с ребенком – его «невысказанность» будет прорываться пререканиями, упрямством, непослушанием, негативизмом, грубостью и нарушением дисциплины. Общие причины неблагополучия:Негативный пример родителей:Агрессивность родителей (ссоры и драки между ними, агрессивное отношение к окружающим)Тревожность родителей (часто тревоги и страхи родителей и детей очень похожи)Родительская ложь (особенно частая и в присутствии детей) в большинстве случаев прямо связана с развитием детской лживости (даже если самим родителям их ложь представляется «обыденной» или «почти незаметной»)Частые наказания (особенно физические)Страх наказания («только обман может меня спасти» – наиболее частый мотив детской лжи) Нам, взрослым, очень важно «быть знакомыми» с этими негативными особенностями у самих себя, а также быть готовыми к развитию противоположных им позитивных качеств в общении с детьми (неагрессивное поведение, уверенное поведение, искренность, открытость и т.д.) АГРЕССИВНОСТЬПример семьи (отсутствие «адекватного образца» и позитивного опыта, искажение этических и моральных ценностей)Нарушение эмоциональных отношений между родителями и детьми (недостаточная теплота, непоследовательная либо исключительно суровая дисциплина)Негативное влияние СМИ (обучение агрессивному поведению, притупление чувствительности к агрессии) – все проблемы можно успешно решать с помощью агрессии (в фильмах, как правило, счастливый конец) ЧТО ДЕЛАТЬ?«на личном уровне» моделировать неагрессивные формы поведения для своих детейПоощрять неагрессивное поведение детей и подростковПо возможности ограждать отнасилия по телевидению, заранее оценивая содержание программСмотреть программы вместе с детьми и комментировать их с тем, чтобы дети были восприимчивы, а не равнодушны к злу и страданиям, вызываемым актами насилияОбсуждать «моральный облик» персонажей, возможные последствия агрессивных действий (реальные, а не «киношные») Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций (жестов, мимики, взгляда) словам. ЛОЖЬ (ЛЖИВОСТЬ) Родители и учителя являются для детей главными авторитетами, от которых они к тому же зависят ( от родителей – больше, от учителей - немало). Эти отношения зависимости порождают разнообразные ситуации, которые побуждают детей лгать. Интересы родителей и учителей в вопросе детской лжи явно пересекаются, потому что чаще всего дети лгут о том, как обстоят их дела в школе. Основные мотивы лжи:Избегание наказанияСтремление добыть нечто, чего иначе не получитьЗащита друзей от неприятностейСамозащита или защита другого человекаСтремление завоевать признание и интерес со стороны окружающихЖелание не создавать неловкую ситуациюИзбегание стыдаОхрана личной жизни, своей приватностиСтремление доказать свое превосходство над тем, в чьих руках власть У взрослых нет особого повода считать себя лучше и честнее детей: нам просто реже приходится лгать – в основном потому, что сокращение контактов со своими родителями приводит к сокращению многочисленных поводов для лжи, возникающих при ежедневном общении, а в отношениях с начальством на работе почти не играет роли фактор возраста (оба участника взаимодействия - взрослые) Часто мы сами провоцируем или подкрепляем ложь:Задавая ребенку многочисленные вопросы (притом не очень нужные), которые воспринимаются как вторжение на личную территориюКонцентрируя на ребенке, когда он лжет, «отрицательное внимание» (обычно эта реакция, выражающая беспокойство или гнев)Провокационный вопрос (когда родитель уже знает правду): Ну, как сегодня в школе? (все равно, что специально добиваться лжи от ребенка и предоставлять ему возможность упражняться в ней) Что делать?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Привычная фразаЖелательная фразаНу, как сегодня в школе?Сегодня звонил учитель, чтобы узнать, почему ты не был в школе. Я очень не люблю, когда звонят из школы, и была бы весьма признательна, если бы меня избавили от такого рода разговоров.Приемы, проверенные на практике:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Произнесите просто «гм» и уйдите, чтобы заняться своими деламиВедите себя так, как будто слушаете не своего, а соседского ребенка, которого нет никакой нужды «Выводить на чистую воду» (например, попробуйте реагировать с выражением подлинного интереса)Скажите: «Я чувствую себя неловко, так как мне все время кажется, что меня обманывают, поэтому я хотел(а) бы прекратить разговор» Идеальных родителей нет. Никто не может вырастить идеального ребенка. Так уж устроен человек. Но мы можем получать большее удовольствие от себя и своих детей, если попытаемся научиться понимать себя и свои поступки. При разработке презентации использованы материалы с сайта «Первое сентября»1september.ru