Предупреждение негативных проявлений в подростковом возрасте. Упущенные возможности.
Предупреждение негативных проявлений в подростковом возрасте.
Упущенные возможности.
Сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.
Воспитание нового поколения представляет собой отдельную, особо сложную проблему, которая становится национальным делом. Сегодня подростка нужно защитить от агрессивной пропаганды вседозволенности и насилия, научить достойно жить в меняющемся социуме, создавая «островки безопасности» в различных объединениях и проектировать дружественную социальную среду. Система профилактики асоциального поведения школьников тесно связана с вопросом усиления сопротивляемости личности негативным влияниям социальной среды. Важнейшей задачей профилактики негативных явлений среди детей и подростков является формирование навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих ребятам не только противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения, что, безусловно, очень важно, но и умения общаться, сотрудничать в коллективе, понимать других людей. Также мы формируем чувство собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, так как ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Основой ранней профилактики является, прежде всего, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста. Ведь именно вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности ребенка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям. Процесс социальной адаптации личности – это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Экстремальные ситуации, возникающие в области экономических, политических, собственно социальных и духовных отношений в обществе требуют от индивида психического и физического здоровья для успешной деятельности, знания и умения в использовании наиболее эффективных механизмов адаптации в различных сферах функционирования государства, своего саморазвития.
Датский философ ,Серен Кьеркегор, сказал: «Даже если человек страдает сам из-за себя, разве не лучше, чтобы ему помогли, если кто-то на это способен?»
Нам надо воспитать социально активного законопослушного гражданина. Ведь быть социально активным - значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье. Ребенок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте . Поэтому особое значение для воспитания имеет включенность детей в социально значимую деятельность, создание условий для получения опыта общения, решения конфликтов, нравственного выбора.
В своей работе классного руководителя я выделила три фактора, способствующие формированию негативных проявлений в поведении детей и подростков.
На мой взгляд, в современных условиях одним из таких факторов является:
Социально-экономическое положение семьи ребенка, к огромному сожалению в современных условиях – это факт
Социальная апатия, равнодушие. Внешне в семье все хорошо, родители работают, материально обеспечены, а ребенок безынициативен, ничем, кроме развлечений, не интересуется? К сожалению, позицию «моя хата с краю» сегодня часто встречается в нашем обществе. И такое отношение к жизни самих взрослых (родителей) не может не отразиться на личности ребенка. Систему ценностей в этом случае определяет идеология потребления.
Притупление чувства боли, сострадания, ценности человеческой жизни, сформированное под влиянием виртуального пространства. В наш век информационных технологий и все большей погруженности ребенка в виртуальный мир очень остро стоит проблема равнодушного отношения к жизни в целом – к окружающим людям, к истории нашей Родины, к природе. Отсутствие сострадания ведет к проявлению немотивированной агрессии, вандализма, экстремизма и т.п.
И, соответственно, я стараюсь с самого начала работы с классом определить и выявить эти три ,так называемые «группы риска».
Для этого темой одного из первых классных часов я беру тему либо о войне, либо о каких-то событиях в современном мире которые могут вызвать у детей те или иные эмоции. После такого классного часа я прошу написать ребят краткие отзывы о нем, высказать свое отношение к обсуждаемому событию. Как правило, после ознакомления с их, так называемыми сочинениями я как раз и выделяю данные группы, если они есть.
Далее я наблюдаю за этими детьми, за их поведением в коллективе, наблюдаю их активность в общественной жизни класса. Делаю соответствующие выводы. Как правило это занимает 1 четверть.
Если дети из вышеназванных « групп риска» никак не меняются в течение четверти, а ведь очень важна роль гимназии с ее традициями, с ними ребята знакомятся уже в первые два месяца, детского коллектива и педагогов в процессе формирования гражданской позиции ребенка, его личности, я уже начинаю встречаться и беседовать с их родителями. На мой взгляд, очень важно при общении с родителями соблюдать следующие правила:
–проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
–исключить жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
–не беседовть в присутствии учащегося;
–не предъявлять претензии к родителям;
–всячески подчёркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;
–советы и рекомендации давать не навязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи.
Конечно же, в повседневной жизни ребенка особенно возрастает роль школы, детского коллектива и педагога в процессе формирования гражданской позиции ребенка, его личности. Поэтому я стараюсь как можно чаще именно детям из моих « групп риска» давать различные поручения, которые помогают им справиться со своими комплексами, иначе, занять более активную позицию, более внимательно отнестись к окружающим.
Влияние детского коллектива играет ключевую роль в формировании социальных отношений. Иногда правильно выстроенные и направленные отношения в коллективе помогают гораздо больше, чем все беседы с родителями.
Для профилактики негативных явлений в классе я стараюсь:
• прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;
• развивать социальную активность, побудить и привить интерес к окружающему миру;
• научить сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности;
• оптимизировать положительный опыт, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Классному руководителю очень важно наблюдать за своими воспитанниками, стараться ничего не упустить, вовремя заметить те проявления негатива, которые порой не замечают родители.
На мой взгляд категорично запрещать что-либо ребенку или утверждать, что его поступок неприемлем, без объяснения причин-нельзя!!! А как лучше объяснит, конечно же на каком-либо ярком примере, смоделировав, а порой и придумав соответствующую ситуацию.
Вот личный пример:
В прошлом выпуске у меня учился мальчик очень умный, отличник, которого все очень любили. И вот, в 6 классе, я стала замечать, что на контрольных работах он специально подсказывает ребятам неверные ответы а когда они спрашивают его, почему он так делает, он нарочито громко, чтобы я слышала отвечает: «Надо самому учить!». Так вот, на одной из контрольных работ, я усложнила вариант одной его задачи. Он очень переживал, чуть не плакал, долго не мог ее решить, а после урока обратился ко мне с просьбой , ему помочь. Вот тут я и объяснила ему, что чувствуют ребята, которым он нарочно отвечал неправильно. До конца учебы в гимназии этого больше не повторялось!
Еще пример:
После праздничного чаепития, две пятиклассницы, обнявшись стали шатаясь выходить из класса под разухабистое исполнений песни «Мороз,мороз…»,, изображая из себя пьяных. Во время следующего классного часа, я нашла повод ,и продемонстрировала видеосюжет о поведении людей в неадекватном состоянии, причем никак не выделяя этих учениц. По их лицам я поняла, что больше этого не будет.
Беседы о вредных привычках я начинаю с ребятами уже с пятого класса. Пока, слава Богу , ни один мой ученик не опозорил и не подвел меня.
Для учащихся, особенно в подростковом возрасте очень важен пример товарищей. Мы знаем множество ситуаций, в которых дети перенимают негативный пример товарищей. Поэтому очень важно рассказывать им не только о негативных проявлениях, но и подчеркивать и одобрять положительные примеры поведения. Не забывать хвалить, благодарить, говорить, что гордишься ими!!
В нашей отечественной педагогике был накоплен большой опыт социализации детей и подростков. Это пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – все они способствовали формированию и развитию социальных взглядов подростков. В условиях современной действительности помочь решить эти задачи может участие ребят в добровольческих инициативах.
Это прежде всего такие мероприятия, как:
• благотворительные акции (помощь детям из детских домов, пожилым людям, детям-инвалидам).Причем это не обязательно сбор игрушек и отправление посылок. Можно просто переписываться как с отдельным классом, так и конкретно с каким-либо ребенком.
• патронат над ветеранами войны;
• экологические акции (помощь бездомным животным, птицам в зимний период и т.п.).
Немного о позитивном образце поведения.
Рассмотрим пример.
Несколько лет назад две моих ученицы купили цветы и 9 мая поехали на Поклонную гору поздравлять ветеранов. Это была их личная инициатива, девочки никак не афишировали свой поступок. Я узнала об этом случайно, и, конечно, не могла не рассказать об этом другим ребятам.
На следующий год ребят, которые поехали поздравлять ветеранов, стало больше, причем я никого не заставляла, они решили это сами!
Важно, что это не инициатива «сверху», не обязательное плановое мероприятие, это гражданская позиция, потребность этих ребят.
В добровольческой деятельности очень важен личный пример учителя. Хорошо, когда классные руководители, учителя-предметники сами принимают участие в подобных мероприятиях, интересуются у ребят как идут дела, поощряют активных учеников, рассказывают о своем личном участии в данном событии.
Г. Гегель сказал: «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе».
Безусловно, добровольческая деятельность не должна восприниматься как героизм, как нечто исключительное. Социально ответственное поведение, умение сострадать и помогать – социальная норма, а не подвиг. Надеюсь, что есть много добрых поступков, совершенных нашими детьми, о которых мы просто не знаем.
Завершая свое выступление, я еще раз хочу подчеркнуть, что очень важно дать возможность каждому ребенку проявить себя, внимательней присмотреться к нему, не упустить время доброты!
Всего и надо что вглядеться – Боже мой!Всего и надо, что внимательно вглядеться,И не уйти, и никуда уже не детьсяОт этих глаз, от их внезапной глубины.Всего и надо, что вчитаться – Боже мой!Всего и надо, что помедлить над строкою.Не пролистнуть нетерпеливою рукою,А задержаться, прочитать и перечесть.Мне жаль неузнанной до времени строки,Но все ж строка – она со временем прочтется,И перечтется много раз и ей зачтется,И все, что было в ней останется при ней.Но вот глаза – они уходят невзначай.Как некий мир, который так и не открыли, Как некий Рим, который так и не отрыли,И не отрыть уже, и в этом вся печаль.
«Даже если человек страдает сам из-за себя,
разве не лучше, чтобы ему помогли,
если кто-то на это способен?»
Серен Кьеркегор.
В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает. Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, умениями в одной из областей культуры: увлекаться театром, живописью, каким-то направлением в литературе, играть на гитаре, рисовать, петь, заниматься спортом, разбираться в моде, подпитываться информацией из сети Интернет и быть просто культурным человеком. Уважение у ребят вызывает классный руководитель, который духовно богат, справедлив, имеет свои принципы, умеет защищать интересы своего класса и свои собственные интересы. Важным качеством ученики считают обладание чувством юмора, умение не довести ситуацию до конфликта, оказать педагогическую поддержку. Приоритетными для настоящего классного руководителя являются принятие каждого ребенка, уважение его как личности.
Классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создает не просто класс, он создает команду, коллектив, который учится, живет, работает и отдыхает как единое целое. Коллектив — единый организм, где каждый школьник — яркая индивидуальность. Давайте же работать так, чтобы наши дети чувствовали себя нужными обществу и были счастливы.
«Даже если человек страдает сам из-за себя,
разве не лучше, чтобы ему помогли,
если кто-то на это способен?»
Серен Кьеркегор.
–проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов;
–исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения;
–не беседуйте в присутствии учащихся, требуйте конфиденциальной встречи;
–не предъявляйте претензии к родителям;
–всячески подчёркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;
–советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи;