Психологическое сопровождение старшеклассников при подготовке к ЕНТ Эмоции и поведение


Алимбетовская средняя школа-детский сад
Психологическое сопровождение старшеклассников при подготовке к ЕНТ.
(Эмоции и поведение)
Психолог Старченко А.Ю.
Психологическое сопровождение старшеклассников при подготовке к ЕНТ. (Эмоции и поведение)
 
 В  школе важна не только техническая сторона вопроса: знание тестов, умение заполнять листы ответов. Немаловажно  умение расслабиться, преодолеть волнение, суметь сконцентрироваться на выполнении тестовых заданий.
Психологическая подготовка к ЕНТ:
- Как повторять материал перед экзаменом
- Как вести себя во время тестирования
- Как справиться со стрессом
- Как выплеснуть отрицательные эмоции
- Обсуждение «Мои планы на будущее»
  Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок.
   «Мозговой штурм»
 Родителям предлагается следующая инструкция: «У каждого из нас есть свои собственные идеи и предложения о том, как помочь ребенку готовиться к ЕНТ. Если мы поделимся друг с другом нашими идеями, это значительно обогатит каждого из нас и в конечном счете позволит нам лучше помогать детям». Родителей нужно разделить на группы по 5 — 6 человек. Каждой группе нужно дать лист бумаги и ручку и объяснить задание: «Сейчас в течение пяти минут вам нужно вспомнить, придумать и записать как можно больше предложений и  идей о том, как родители могут помогать, своим детям готовиться к ЕНТ. Не оценивайте реалистичность этих идей и не критикуйте их. Ваша задача — просто «накидать» как можно больше идей».
   Когда время, отведенное на обсуждение, заканчивается, нужно попросить родителей озвучить тот список идей, который у них получился. Очень важно при этом всячески поддерживать, одобрять и положительно оценивать родительские высказывания.
 Рекомендации психолога
    Какие рекомендации может дать психолог?
   1. «Очень важно оказать помощь ребенку в организации режима дня, так как сами дети зачастую пренебрегают простыми гигиеническими правилами.Например, дети часто волнуются, так  как им кажется, что объем материала очень большой, они не  успеют все выучить к экзаменам. Для того чтобы эта задача стала для детей более реальной, мы можем оказать им помощь в  распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально, у него  достаточно времени для этого. Часто дети не могут сами этого  сделать, и наша помощь может быть как нельзя кстати.
 2.  Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребенок высыпался. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. В состоянии утомления работоспособность снижается, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше позаниматься на свежую голову, выспавшись, чем допоздна сидеть за тестовыми заданиями.
  3.  Нужно ли на время экзаменов освобождать ребенка от домашней работы? Это вопрос непростой, потому что иногда дети начинают манипулировать своей учебой, чтобы избежать помощи по дому: «Я и так много занимаюсь, а меня еще заставляют мыть посуду». Физически легкая работа может выступать в роли разгрузки, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому нужно решать в индивидуальном порядке с учетом особенностей ребенка.
 4. Особое значение в этот период имеет наш собственный эмоциональный настрой. Безусловно, для нас самих период ЕНТ  является очень тревожным. Если ребенок видит, как мы переживаем, пьем валерьянку, он как бы заражается нашим напряжением и тревогой.
    Во время подготовки к ЕНТ наша задача — создание эмоционально  спокойной, ненапряженной атмосферы. Ребенку бывает трудно  опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играем мы, взрослые.  Важно создать для ребенка ситуацию успеха, говорить ему о том,  что мы в него верим. Однако при этом следует дать понять, что  ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не  совсем таким, каким хотелось бы (особенно в том случае, если  ребенок очень ответственный и старается соответствовать ожиданиям взрослых).
    Иногда может показаться, что подобный настрой может детей расхолаживать: если у меня и так все получится, зачем я буду  стараться?
    Дело в том, что существует определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. Очень высокий уровень волнения, наоборот, приводит к ступору, мешает деятельности. Все  силы уходят на то, чтобы справиться с волнением.
    Экзамены — ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Ощущение огромной важности экзамена не стимулирует ребенка, а, напротив, мешает подготовке. В этом случае следует немного снизить значимость ситуации. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно.
    Как выйти из плена отрицательных эмоций
Далеко не любые отрицательные эмоции опасны. Но  иногда напоминают заевшую пластинку….
Но  есть несколько приемов, при помощи которых всю энергию и мысли можно направить на новую деятельность.
—   Первое. Научитесь сбрасывать напряжение – мгновенно расслабляться. Для этого надо овладеть навыками аутотренинга.
—              Второе. Давайте отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто хорошо отдыхает. Лучший отдых для нервной системы – сон, в том числе и кратковременный дневной  (от 5 до 30 минут). Попробуйте вместо традиционной чашки кофе практиковать полудрему, легкий сон. Эффект поразит вас.
—              Третье. Вытесняйте неприятные эмоции, заменяя их приятными. Сделать это трудно. Станиславский утверждал, что чувствам нельзя приказывать, но чувства можно «выманивать». Техника «выманивания» может быть разнообразной. Например, попытайтесь усилием воли переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают у вас положительные эмоции.
Таковы основные заповеди психогигиены, которым психолог рекомендует следовать как выпускникам, так и их родителям. Осознать их – значит, сделать первый шаг на пути управления своей нервной системы.