Разработка урока по физической культуре «Умей управлять собой»
Разработка урока по физической культуре
«Умей управлять собой»
(урок ориентирован на учащихся 10-11 класс, девушки)
Урок по материалу раздела «Гимнастика с основами акробатики», проведенный на базе 11 класса имеет цель – развитие координационных и кондиционных способностей.
Уровень физической подготовленности учащихся:
средний – 17 человек,
ниже среднего – 3 человека.
Из 20 обучающизся: 12 занимаются в основной группе, 8 отнесены по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе (диагнозы: ВСД, гастродуоденит, нарушение осанки).Количество занимающихся– 15 чел.
Временно освобожденные – 5чел.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: по гимнастике
Тема урока: «Умей управлять собой»
Проблема:
§ умение владеть своим телом в пространстве и сохранять равновесие
§ умение контролировать каждое свое движение
§ чувствовать любую частичку своего тела
§ подчинять разуму работу определенной мышечной группы
§ гармония, красота, пластика
Цель урока: развитие координационных и кондиционных способностей.
Задачи урока:
1. Оздоровительные:
а) Закрепление навыков правильной осанки
б) Развитие координационных (ритм, равновесие, ориентирование впространстве) и кондиционных способностей (силы, гибкости).
2. Образовательные:
а) Разучить комбинацию упражнений в равновесии;
б) Закрепление: акробатической комбинации,
комплекса общеразвивающих упражнений со скакалкой;
в) Совершенствовать поворот кругом в движении;3. Воспитательные:
а) Воспитание самостоятельности, дисциплинированности, смелости;
б) Овладение учащимися организаторскими навыками проведениязанятий.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь и оборудование: гимнастические: скамейки, бревно, маты, скакалки; ковровая дорожка, секундомер, карточки-задания (2 шт.), тестовый контроль(2 варианта).
№ Содержание Дозировка Организационно-методическиеуказания
1 2 3 4
I Вводно-подготовительнаячасть 12мин.
1 Построение в 1 шеренгу. Команды «Равняйсь!», «Смирно!», «По порядкурассчитайсь!»; Приветствие. Постановка проблемы. Сообщение цели и задач урока.
Задание освобожденным. 2мин. Учащиеся, освобожденные от физической нагрузки, выполняют сегодня теоретическое задание. А Чащина Дарья и Исмаилова Севинч оказывают вам методическую помощь на акробатике и дополнительных заданиях. «Направо!» «Налево бегом марш!»
2 Бег слабой интенсивностьюпо залу в колонне по 1 15сек. Бежать спокойно. Следим за дыханием.
3 Бег с вращением рук вперед в плечевых суставах 15сек. Руки в кулак, бежим вращая руками.
4 Бег приставными шагами:
левым боком,
правым боком
10сек.
10сек. Приставными шагами левым боком марш! Правым боком!
5 Бег спиной 10сек. Спиной - марш!
6 Бег с высоким подниманиембедра 15сек. С высоким подниманиембедра – марш!
7 Бег с захлестом голени .15сек. С захлестом голени – марш!
Шагом!
8 Ходьба на носках руки напоясе. 15сек. Прямые ноги, смотрим вперед, следим за осанкой.
9 Ходьба на пятках руки за голову. 15сек. Локти развести, спина прямая.
10 Общеразвивающие упражнения в движении
а) И.п. – руки перед грудью
1- 2 – рывки руками перед грудью.
3- 4 – отведение рук в сторону.
15 сек. «Руки перед грудью ставь!» Отведение рук. Руки держать на уровне плеч.
б) И.п. – левая рука вверх.
Смена положения рук на каждый шаг 15 сек. Следим за осанкой, руки прямые.
1 2 3 4
11 Ходьба в колонне по1 и раздача скакалок по ходу движения 30 сек. Получив скакалку, скакалку сложить вчетверо, взять в правую руку.
12 Перестроение из колонны по1 в 4 шеренги. 30 сек. «Направляющий на месте» «Класс, стой! Налево! «На первый - четвертый рассчитайсь!». Первые на месте,вторые на 2,третьи на 4, четвертые на 6 шагов вперед «марш»!
13 Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений со скакалкой. 6,5 мин. Учитель: «Организатор Сукиасян Кима. Не торопись, Кима, называй исходные положения каждого упражнения, исправляй ошибки, оказывай методическую помощь.
Упр№1 И.п. - стойка ноги врозь, скакалка внизу.
1 – подняться на носки, скакалку вверх.
2 – опуститься на стопу, скакалку на лопатки.
3 – подняться на носки, скакалку вверх.
4 – и.п. 4 – 6 повтСкакалку сложенную вчетверо держать хватом сверху за концы.
При потягивании смотрим вверх; контролируем осанку.
Упр№2 И.п. - стойка ноги врозь, скакалка на груди.1 - наклон головы назад,
скакалка спереди2 - наклон головы вперед,
скакалка на груди. 6-8 повт. Скакалку спереди науровне плеч.
Упр№3 И.п.- стойка ноги врозь, скакалка внизу,
1 – скакалка спереди.
2 – скакалка сверху.
3 – скакалка спереди.
4 – и.п. следим за осанкой. Руки прямые, следим за осанкой.
Упр№4 И.п.- стойка ноги врозь, скакалка внизу,
1 – скакалка влево.
2 – и.п.
3 – скакалка вправо.
4 – и.п. 4-6 повт. Следим за осанкой.
1 2 3 4
Упр.№5 И.п.- стойка ноги врозь, скакалка
внизу.
1 – скакалка вверху.2-3 – отведение назад.
4- и.п. 4-6 повт. Руки прямые.
Упр.№6 И.п.- стойка ноги врозь, скакалка спереди.
1 – поворот туловища влево.2 – и.п.
3 – поворот туловища вправо.
4 - и.п. 4-6 повт. Руки на уровне плеч, прямые.Контролируем осанку.
Упр.№7 И.п. – стойка ноги врозь, скакалка на лопатках.1 – наклон влево, скакалка вверх.
2 – и.п.
3 – наклон вправо, скакалка вверх.4 – и.п. 4-6 повт. Скакалка строго вверх, руки прямые.
Упр.№8 И.п. – широкая стойка ноги врозь, скакалка на лопатках.
1 – наклон, вперед прогнувшись, скакалка вверх.
2 – и.п. 6-8 повт. Спина прямая,смотрим вперед.
Упр.
№9 И. п. – широкая стойка ноги врозь, скакалка вверху.
1 – глубокий наклон вперед.
2 – и.п.
3 – наклон назад, прогнуться.
4 – и.п. 4-6 повт. Колени не сгибать.
Упр.№10 И.п. – основная стойка, скакалка внизу.
1 – выпад левой вперед, скакалка вверху.
2 – и.п.
3 – выпад правой вперед, скакалка вверху
4 – и.п. 4-6 повт. Выпад – глубокий.Спина прямая.Руки не сгибать.
Упр.№11 И.п. - основная стойка, скакалка на лопатках.
1 – мах левой вперед, скакалка спереди.
2 – и.п.
3 – равновесие на левой, скакалка спереди.
4 – и.п.
5-8 то же правой4-6 повт. Контролируем осанку. Ноги прямые, тянем носок.
1 2 3 4
Упр.
№12 И.п. – основная стойка ноги врозь, скакалка внизу.
1 – шаг левой вперед через скакалку, прогнуться.
2 – и.п.
3 – шаг правой вперед через скакалку, прогнуться.
4 – и.п. 4-6 повт. Перенести центр тяжести на впереди стоящую ногу.
II Основная часть. 23 мин.
1 Прыжки со скакалкой.
Измерение ЧСС.
1 мин. Прыгают все кому можно. Подготовительная группа до первого свистка (30 сек), 2-ой свисток – заканчивает основная группа (45 сек). Затем измеряем пульс. Результаты после восстановления.
2 Перестроение в колонну по одному. Восстановление (ходьба по кругу) Построение в 1 шеренгу. Измерение ЧСС. Сообщение учителю результатов 1 и 2 измерения ЧСС. 2 мин. 2,3,4 номера кругом! «В шеренгу марш! «Направо» «Налево в обход шагом марш! Восстанавливаем дыхание, сдаем скакалки Чащиной Даше.
3 Показ упражнения в равновесии.
Деление класса на 2 группы – отделения.
Объяснение задания. 2 мин Показывает упражнения Овсенян Ани.
4 Работа по отделениям. 18 мин.
1. Отделение
Комбинация упражнений в равновесии.
Продольно.
- сед углом
- равновесие
- ходьба на носках с движениями рук на пояс, в стороны, вверх, вперед, на бедра
- упор, стоя на одном колене, руки на пояс
- полушпагат, руки в стороны
- прыжком упор присев
- вставая, наклон вперед
- ходьба: мах высокий, шаг 9мин. Методическая помощь – учитель.
Руки хватом снизу.
Смотреть вперед, контролировать осанку.
Нога прямая, тянем носок.
1 2 3 4
короткий, руки на пояс - присед
- поворот в приседе на 180°
- приставные шаги с подскоком
Поперек.
- приставные шаги вправо (влево), руки на пояс
- соскок прогнувшись Поворот через левое плечо, правая впереди.
Тянем носок, нога прямая, следим за осанкой.
Колени не сгибать, руки вверх, прогнуться.
а) Разучить комбинацию упражнений в равновесии наполу.
Посменно.
б) Дополнительное задание №1.
Поднимание и опускание согнутых ног до положения прямого угла на гимнастической стенке. 10- 15
раз Хват руками снизу, поднять ноги и медленно опустить.
в) Разучить комбинацию упражнений на гимнастической скамейке и бревне.
Поочередно. 1-2
раза Подготовительная группа разучивает на скамейке, пользуясь карточкой и помогая друг другу. Основная группа разучивает со мной на бревне. Выполнив комбинацию, идем на дополнительное задание №2.
г) Дополнительное задание№2
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа или стоя на коленях.
7-20 раз Руки сгибать полностью, грудью касаться пола.
д) Построение в 1 шеренгу.
Смена мест занятий
30 сек. В одну шеренгу «Становись!». «Направо!». Налево в обход «марш!».
2. Отделение.
Акробатика. 9мин. Методическую помощь вам оказывает Исмаилова Севинч.
а) «Складной нож» из и.п. лежа на спине поднять туловище и ноги и согнуться в тазобедренном суставе – фронтально.
7-10 раз Носками ног касание за головой.
б) Закрепление акробатической комбинации.
Кому нельзя выполнять акробатические элементы, делают только связку из 5 упражнений
1 2 3 4
И.п.- основная стойка руки в стороны.
- мах левой (правой) вперед
- согнуть левую (правую) подтянуть к груди, руки назад
- махом левой (правой) назад - равновесие
- выпад левой (правой) вперед, руки в стороны
- мах левой (правой) вперед, коснуться руками носка ноги
- основная стойка – упор присев
- два кувырка вперед в упор присев
- стойка на лопатках в начале комбинации, плюс дополнительные задания
Нога прямая, тянуть носок.
Колено выше.
Прогнуться, тянуть носок.
Глубокий выпад.
Прямая нога, носок тянуть.
Группироваться.
Тянуть носок.
- касание носками ног за головой, руки вдоль туловища
- перекат в упор присев
- кувырок назад в полушпагат руки в стороны
- сед, левая (правая) в сторону
- наклон к ноге
- сед ноги врозь – наклон вперед
- сед ноги вместе – наклон вперед
- сед в упоре сзади – ноги скрестно - сед углом
Посменно
Поочередно
1-2 раза
1 раз
Следим за осанкой.
Ноги прямые, носки тянуть.
в) Дополнительное задание:
- приседания руки за голову
- сгибание и разгибание рук в упоре сзади
10-15 раз
10-15 раз Методическую помощь оказывает Чащина Дарья.
Спина прямая, пятки от пола не отрывать, локти развести.
Руки сгибать полностью, не касаться пола.
1 2 3 4
г) Построение в 1 шеренгу.
Смена мест занятий
1 мин В одну шеренгу «Становись!». «Направо!».Налево в обход «марш!».
III Заключительная часть. 5 мин.
1 Построение в одну шеренгу, руки на пояс. «Руки на пояс ставь! Разомкнись!»
2 Поворот кругом в движении - совершенствование 5-7раз «Шагом, марш!» «Кругом, марш!»
3 Подведение итогов.
Оценку 5 получают наши инструкторы методисты: Чащина Дарья, Исмаилова Севинч, Сукиасян Кима.
Тесты проверю, на следующем уроке скажу оценки.
На уроке все работали отлично, благодарю за урок!…
Домашнее задание: держать уголок от 10 до 30 сек, подготовить поворот «кругом» к зачету.
Рекомендации
Урок ориентирован на учащихся – девушек 10 – 11 класса со средним и ниже среднего уровнем развития физической подготовленности. Оснащение учебно-спортивной базы образовательного учреждения – минимум обязательного спортивного оборудования и инвентаря.
Недостаток снарядов и оборудования можно компенсировать за счет дополнительных заданий, уменьшая время отдыха между подходами при выполнении комбинаций.
Нагрузка задается индивидуально после определения максимального теста (МТ). В зависимости от подготовленности:
половина от МТ
или четверть от МТ.
Необходимо, чтобы на уроке все учащиеся активно работали в меру своих сил и возможностей.
Девушкам, временно освобожденным от физических нагрузок, можно давать на уроках тестовые задания по теории предмета, также они могут быть активными помощниками учителя, оказывая методическую помощь своим товарищам в выполнении упражнений.
Приложение 1. Тестовый контроль основ знаний, 10-11 класс
Вариант 1
1. Здоровье – это …
а) отсутствие болезней;
б) отсутствие физических дефектов;
в) состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
2. Основным средством физического воспитания являются:
а) естественные силы природы;
б) гигиенические факторы;
в) физические упражнения.
3. Какова структура урочных форм занятий?
а) вводная, разминочная, восстановительная части;
б) вводная, основная, заключительная;
в) организационная, самостоятельная, низкоинтенсивная части.
4. Наиболее информативным, объективным и широкоиспользуемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является…
а) ЖЕЛ (жизненная емкость легких);
б) МПК (максимальное потребление кислорода);
в) ЧСС (частота сердечных сокращений).
5. Оптимальный диапазон нагрузок в занятиях с оздоровительной целью должен составлять…
а) 130 – 170 уд/мин;
б) 80 – 90 уд/мин;
в) не ниже 200 уд/мин.
6. К объективным критериям самоконтроля можно отнести…
а) настроение, самочувствие, аппетит, сон, желание заниматься; б) пульс, АД, частоту дыхания, ЖЕЛ, антропометрию;
в) потоотделение, нарушение режима, наличие болевых ощущений.
7. Показатель ЧСС в первую очередь характеризует…
а) функциональное состояние сердечнососудистой системы;
б) специальную работоспособность человека;
в) функциональные возможности системы дыхания.
8. Определяющую роль для состояния здоровья человека играет…
а) образ жизни;
б) наследственность;
в) климат.
9. Физическая нагрузка – это …
10. Дозировать нагрузку – значит …
11. Основной метод тренировки в оздоровительном беге …
12. Надежным критерием интенсивности нагрузки в оздоровительном беге является …
Тестовый контроль основ знаний, 10-11 класс
Вариант 2
1. Каким законом конкретизируются правовые основы занятий физической культурой и спортом в стране?
2. Когда он был принят?
3. Что представляет собой «Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре»?
4. Какими еще документами регламентируются занятия физической культурой и спортом?
5. Какие физические упражнения приносят наибольшую пользу здоровью?
6. Утомление – это…
7. Защитные действия в баскетболе:…
8. Эстафетная палочка передается только в … метровой зоне передачи.
9. Перечислите формы самостоятельных индивидуальных занятий физическими упражнениями.
10. Понятие «физическая культура личности».
Приложение 2. – Карточки задания
Карточка задание №1
Акробатическая комбинация
«Складной нож» 7-10 раз
И.п.- основная стойка руки в стороны.
1. мах левой (правой) вперед
2.согнуть левую (правую) подтянуть к груди руки назад
3.махом левой (правой) назад - равновесие
4.выпад левой (правой) вперед, руки в стороны
5.мах левой (правой) вперед, коснуться руками носка ноги
6.основная стойка – упор присев
7-8.два кувырка вперед в упор присев
9.стойка на лопатках, касание носками ног за головой, руки вдоль туловища
10.перекат в упор присев
11.кувырок назад в полушпагат руки в стороны
12.сед, левая (правая) в сторону
13.наклон к ноге
14.сед ноги врозь – наклон вперед
15.сед ноги вместе – наклон вперед
16.сед в упоре сзади – ноги скрестно 17. сед углом 10-20сек
Дополнительное задание
1. Сгибание и разгибание рук в упоре сзади на гимнастической скамейке, 10-15 раз
2. Приседание руки за голову, 10-15 раз
Карточка задание №2
Комбинация упражнений в равновесии.
Продольно.
1.сед углом
2.равновесие
3-8.ходьба на носках с движениями рук на пояс, в стороны, вверх, вперед, на бедра
9. упор, стоя на одном колене, руки на пояс
10. полушпагат, руки в стороны
11. прыжком упор присев
12. вставая, наклон вперед
13. ходьба: мах высокий, шаг короткий, руки на пояс
14. присед
15. поворот в приседе на 180°
16. приставные шаги с подскоком
Поперек.
17. приставные шаги вправо (влево), руки на пояс
18. соскок прогнувшись