Разработка урока по физической культуре «Умей управлять собой»


Разработка урока по физической культуре
«Умей управлять собой»
(урок ориентирован на учащихся 10-11 класс, девушки)
 
            Урок по материалу раздела «Гимнастика с основами акробатики», проведенный на базе 11 класса имеет цель – развитие координационных и кондиционных способностей.
                      Уровень физической подготовленности учащихся:
                                                         средний – 17 человек,
                                                         ниже среднего – 3 человека.
            Из 20 обучающизся: 12 занимаются в основной группе, 8 отнесены по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе (диагнозы: ВСД, гастродуоденит, нарушение осанки).Количество занимающихся– 15 чел.
Временно освобожденные – 5чел.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: по гимнастике
Тема урока: «Умей управлять собой»
Проблема:
§   умение владеть своим телом в пространстве и сохранять равновесие
§   умение контролировать каждое свое движение
§   чувствовать любую частичку своего тела
§   подчинять разуму работу определенной мышечной группы
§  гармония, красота, пластика
Цель урока: развитие координационных и кондиционных способностей.
Задачи урока:
1.  Оздоровительные:
а) Закрепление навыков правильной осанки
б) Развитие координационных (ритм, равновесие, ориентирование впространстве) и кондиционных способностей (силы, гибкости).
2. Образовательные:
а) Разучить комбинацию упражнений в равновесии;
б) Закрепление: акробатической комбинации,
        комплекса общеразвивающих упражнений со скакалкой;
в) Совершенствовать поворот кругом в движении;3. Воспитательные:
а) Воспитание самостоятельности, дисциплинированности, смелости;
б) Овладение учащимися организаторскими навыками проведениязанятий.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь и оборудование: гимнастические: скамейки, бревно, маты, скакалки; ковровая дорожка, секундомер, карточки-задания (2 шт.), тестовый контроль(2 варианта). 
 

   № Содержание Дозировка Организационно-методическиеуказания
1 2 3 4
I Вводно-подготовительнаячасть 12мин.  
1 Построение в 1 шеренгу. Команды «Равняйсь!», «Смирно!», «По порядкурассчитайсь!»; Приветствие. Постановка проблемы. Сообщение цели и задач урока.
Задание освобожденным. 2мин. Учащиеся, освобожденные от физической нагрузки, выполняют сегодня теоретическое задание. А Чащина Дарья и Исмаилова Севинч оказывают вам методическую помощь на акробатике и дополнительных заданиях. «Направо!» «Налево бегом марш!»
 
 
2 Бег слабой интенсивностьюпо залу в колонне по 1 15сек. Бежать спокойно. Следим за дыханием.
3 Бег с вращением рук вперед в плечевых суставах 15сек. Руки в кулак, бежим вращая руками.
4 Бег приставными шагами:
левым боком,
правым боком  
10сек.
10сек. Приставными шагами левым боком марш! Правым боком!
5 Бег спиной 10сек. Спиной - марш!
6 Бег с высоким подниманиембедра 15сек. С высоким подниманиембедра – марш!
7 Бег с захлестом голени .15сек. С захлестом голени – марш!
Шагом!
8 Ходьба на носках руки напоясе. 15сек. Прямые ноги, смотрим вперед, следим за осанкой.
9 Ходьба на пятках руки за голову. 15сек. Локти развести, спина прямая.
10 Общеразвивающие упражнения в движении    
а) И.п. – руки перед грудью
1- 2 – рывки руками перед грудью.
3- 4 – отведение рук в сторону.
  15 сек. «Руки перед грудью ставь!» Отведение рук. Руки держать на уровне плеч.
б) И.п. – левая рука вверх.
Смена положения рук на каждый шаг 15 сек. Следим за осанкой, руки прямые.

 
1 2 3 4
11 Ходьба в колонне по1 и раздача скакалок по ходу движения 30 сек. Получив скакалку, скакалку сложить вчетверо, взять в правую руку.
12 Перестроение из колонны по1 в 4 шеренги. 30 сек. «Направляющий на месте» «Класс, стой! Налево! «На первый - четвертый рассчитайсь!». Первые на месте,вторые на 2,третьи на 4, четвертые на 6 шагов вперед «марш»!
13 Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений со скакалкой. 6,5 мин. Учитель: «Организатор Сукиасян Кима. Не торопись, Кима, называй исходные положения каждого упражнения, исправляй ошибки, оказывай методическую помощь.
Упр№1 И.п. - стойка ноги врозь, скакалка внизу.
1 – подняться на носки, скакалку вверх.
2 – опуститься на стопу, скакалку на лопатки.
3 – подняться на носки, скакалку вверх.
4 – и.п. 4 – 6 повтСкакалку сложенную вчетверо держать хватом сверху за концы.
При потягивании смотрим вверх; контролируем осанку.
Упр№2 И.п. - стойка ноги врозь, скакалка на груди.1 - наклон головы назад,
скакалка спереди2 - наклон головы вперед,
скакалка на груди. 6-8 повт. Скакалку спереди науровне плеч.
Упр№3 И.п.- стойка ноги врозь, скакалка внизу,
1 – скакалка спереди.
2 – скакалка сверху.
3 – скакалка спереди.
4 – и.п. следим за осанкой. Руки прямые, следим за осанкой.
Упр№4 И.п.- стойка ноги врозь, скакалка внизу,
1 – скакалка влево.
2 – и.п.
3 – скакалка вправо.
4 – и.п. 4-6 повт. Следим за осанкой.

 
1 2 3 4
Упр.№5 И.п.- стойка ноги врозь, скакалка
 внизу.
1 – скакалка вверху.2-3 – отведение назад.
4- и.п. 4-6 повт. Руки прямые.
Упр.№6 И.п.- стойка ноги врозь, скакалка спереди.
1 – поворот туловища влево.2 – и.п.
3 – поворот туловища вправо.
4 - и.п. 4-6 повт. Руки на уровне плеч, прямые.Контролируем осанку.
Упр.№7 И.п. – стойка ноги врозь, скакалка на лопатках.1 – наклон влево, скакалка вверх.
2 – и.п.
3 – наклон вправо, скакалка вверх.4 – и.п. 4-6 повт. Скакалка строго вверх, руки прямые.
Упр.№8 И.п. – широкая стойка ноги врозь, скакалка на лопатках.
1 – наклон, вперед прогнувшись, скакалка вверх.
2 – и.п. 6-8 повт. Спина прямая,смотрим вперед.
Упр.
№9 И. п. – широкая стойка ноги врозь, скакалка вверху.
1 – глубокий наклон вперед.
2 – и.п.
3 – наклон назад, прогнуться.
4 – и.п. 4-6 повт. Колени не сгибать.
Упр.№10 И.п. – основная стойка, скакалка внизу.
1 – выпад левой вперед, скакалка вверху.
2 – и.п.
3 – выпад правой вперед, скакалка вверху
4 – и.п. 4-6 повт. Выпад – глубокий.Спина прямая.Руки не сгибать.
Упр.№11 И.п. - основная стойка, скакалка на лопатках.
1 – мах левой вперед, скакалка спереди.
2 – и.п.
3 – равновесие на левой, скакалка спереди.
4 – и.п.
5-8 то же правой4-6 повт. Контролируем осанку. Ноги прямые, тянем носок.

 
1 2 3 4
Упр.
№12 И.п. – основная стойка ноги врозь, скакалка внизу.
1 – шаг левой вперед через скакалку, прогнуться.
2 – и.п.
3 – шаг правой вперед через скакалку, прогнуться.
4 – и.п. 4-6 повт. Перенести центр тяжести на впереди стоящую ногу.
II Основная часть. 23 мин.  
1 Прыжки со скакалкой.
Измерение ЧСС.  
1 мин. Прыгают все кому можно. Подготовительная группа до первого свистка (30 сек), 2-ой свисток – заканчивает основная группа (45 сек). Затем измеряем пульс. Результаты после восстановления.
2 Перестроение в колонну по одному. Восстановление (ходьба по кругу) Построение в 1 шеренгу. Измерение ЧСС. Сообщение учителю результатов 1 и 2 измерения ЧСС. 2 мин. 2,3,4 номера кругом! «В шеренгу марш! «Направо» «Налево в обход шагом марш! Восстанавливаем дыхание, сдаем скакалки Чащиной Даше.
3 Показ упражнения в равновесии.
Деление класса на 2 группы – отделения.
Объяснение задания. 2 мин Показывает упражнения Овсенян Ани.
4 Работа по отделениям. 18 мин.  
  1. Отделение
Комбинация упражнений в равновесии.
Продольно.
 - сед углом
 - равновесие
 - ходьба на носках с движениями рук на пояс, в стороны, вверх, вперед, на бедра
 - упор, стоя на одном колене, руки на пояс
 - полушпагат, руки в стороны
 - прыжком упор присев
 - вставая, наклон вперед
 - ходьба: мах высокий, шаг 9мин. Методическая помощь – учитель.
 
 
Руки хватом снизу.
 
Смотреть вперед, контролировать осанку.
 
 
 
 
 
Нога прямая, тянем носок.
 

 
1 2 3 4
  короткий, руки на пояс - присед
 - поворот в приседе на 180°
 - приставные шаги с подскоком
 Поперек.
 - приставные шаги вправо (влево), руки на пояс
 - соскок прогнувшись   Поворот через левое плечо, правая впереди.
 
Тянем носок, нога прямая, следим за осанкой.
Колени не сгибать, руки вверх, прогнуться.
а) Разучить комбинацию упражнений в равновесии наполу.
Посменно.    
б) Дополнительное задание №1.
Поднимание и опускание согнутых ног до положения прямого угла на гимнастической стенке. 10- 15
раз Хват руками снизу, поднять ноги и медленно опустить.
в) Разучить комбинацию упражнений на гимнастической скамейке и бревне.
Поочередно. 1-2
раза Подготовительная группа разучивает на скамейке, пользуясь карточкой и помогая друг другу. Основная группа разучивает со мной на бревне. Выполнив комбинацию, идем на дополнительное задание №2.
г) Дополнительное задание№2
 - сгибание и разгибание рук в упоре лежа или стоя на коленях.  
7-20 раз Руки сгибать полностью, грудью касаться пола.
д) Построение в 1 шеренгу.
Смена мест занятий
  30 сек. В одну шеренгу «Становись!». «Направо!». Налево в обход «марш!».
  2. Отделение.
Акробатика. 9мин. Методическую помощь вам оказывает Исмаилова Севинч.
а) «Складной нож» из и.п. лежа на спине поднять туловище и ноги и согнуться в тазобедренном суставе – фронтально.
  7-10 раз Носками ног касание за головой.
б) Закрепление акробатической комбинации.
 
   
 
 
  Кому нельзя выполнять акробатические элементы, делают только связку из 5 упражнений

 
1 2 3 4
  И.п.- основная стойка руки в стороны.
 - мах левой (правой) вперед
 - согнуть левую (правую) подтянуть к груди, руки назад
 - махом левой (правой) назад - равновесие
 - выпад левой (правой) вперед, руки в стороны
 - мах левой (правой) вперед, коснуться руками носка ноги
 - основная стойка – упор присев
 - два кувырка вперед в упор присев
 - стойка на лопатках   в начале комбинации, плюс дополнительные задания
Нога прямая, тянуть носок.
Колено выше.
 
Прогнуться, тянуть носок.
 
Глубокий выпад.
 
Прямая нога, носок тянуть.
 
 
Группироваться.
Тянуть носок.
    - касание носками ног за головой, руки вдоль туловища
 - перекат в упор присев
 - кувырок назад в полушпагат руки в  стороны
 - сед, левая (правая) в сторону
 - наклон к ноге
- сед ноги врозь – наклон вперед
 - сед ноги вместе – наклон вперед
 - сед в упоре сзади – ноги скрестно - сед углом
Посменно
 
Поочередно  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1-2 раза
1 раз  
 
 
 
 
 
 
Следим за осанкой.
 
Ноги прямые, носки тянуть.
в) Дополнительное задание:
 
- приседания руки за голову
 
 
- сгибание и разгибание рук в упоре сзади  
 
 
10-15 раз
 
10-15 раз Методическую помощь оказывает Чащина Дарья.
Спина прямая, пятки от пола не отрывать, локти развести.
Руки сгибать полностью, не касаться пола.
1 2 3 4
г) Построение в 1 шеренгу.
Смена мест занятий
  1 мин В одну шеренгу «Становись!». «Направо!».Налево в обход «марш!».
III Заключительная часть. 5 мин.  
1 Построение в одну шеренгу, руки на пояс.   «Руки на пояс ставь! Разомкнись!»
2 Поворот кругом в движении - совершенствование 5-7раз «Шагом, марш!» «Кругом, марш!»
3 Подведение итогов.
Оценку 5 получают наши инструкторы методисты: Чащина Дарья, Исмаилова Севинч, Сукиасян Кима.
Тесты проверю, на следующем уроке скажу оценки.
На уроке все работали отлично, благодарю за урок!…
Домашнее задание: держать уголок от 10 до 30 сек, подготовить поворот «кругом» к зачету.    
 
 
Рекомендации
 
 Урок ориентирован на учащихся – девушек 10 – 11 класса со средним и ниже среднего уровнем развития физической подготовленности. Оснащение учебно-спортивной базы образовательного учреждения – минимум обязательного спортивного оборудования и инвентаря.
Недостаток снарядов и оборудования можно компенсировать за счет дополнительных заданий, уменьшая время отдыха между подходами при выполнении комбинаций.
Нагрузка задается индивидуально после определения максимального теста (МТ). В зависимости от подготовленности:
                              половина от МТ
                              или четверть от МТ.
Необходимо, чтобы на уроке все учащиеся активно работали в меру своих сил и возможностей.
Девушкам, временно освобожденным от физических нагрузок, можно давать на уроках тестовые задания по теории предмета, также они могут быть активными помощниками учителя, оказывая методическую помощь своим товарищам в выполнении упражнений.
 
Приложение 1.    Тестовый контроль основ знаний, 10-11 класс
Вариант 1
1.     Здоровье – это …     
а) отсутствие болезней;
б) отсутствие физических дефектов;
в) состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
      2. Основным средством физического воспитания являются:
          а) естественные силы природы;
          б) гигиенические факторы;
          в) физические упражнения.
      3. Какова структура урочных форм занятий?
          а) вводная, разминочная, восстановительная части;
          б) вводная, основная, заключительная;
          в) организационная, самостоятельная, низкоинтенсивная части.
      4. Наиболее информативным, объективным и широкоиспользуемым в     практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является…
          а) ЖЕЛ (жизненная емкость легких);
          б) МПК (максимальное потребление кислорода);
          в) ЧСС (частота сердечных сокращений).
      5. Оптимальный диапазон нагрузок в занятиях с оздоровительной целью должен составлять…
          а) 130 – 170 уд/мин;
          б) 80 – 90 уд/мин;
          в) не ниже 200 уд/мин.
      6. К объективным критериям самоконтроля можно отнести…
          а) настроение, самочувствие, аппетит, сон, желание заниматься;          б) пульс, АД, частоту дыхания, ЖЕЛ, антропометрию;
          в) потоотделение, нарушение режима, наличие болевых ощущений.
      7. Показатель ЧСС в первую очередь характеризует…
          а) функциональное состояние сердечнососудистой системы;
          б) специальную работоспособность человека;
          в) функциональные возможности системы дыхания.
      8. Определяющую роль для состояния здоровья человека играет…
          а) образ жизни;
          б) наследственность;
          в) климат.
      9. Физическая нагрузка – это …
     10. Дозировать нагрузку – значит …
     11. Основной метод тренировки в оздоровительном беге …
     12. Надежным критерием интенсивности нагрузки в оздоровительном беге является …
 
 
Тестовый контроль основ знаний, 10-11 класс
Вариант 2
1.     Каким законом конкретизируются правовые основы занятий физической культурой и спортом в стране?
 
2.     Когда он был принят?
 
3.     Что представляет собой «Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре»?
 
4.     Какими еще документами регламентируются занятия  физической культурой и спортом?
 
5.     Какие физические упражнения приносят наибольшую пользу здоровью?
 
6.     Утомление – это…
 
7.     Защитные действия в баскетболе:…
 
8.     Эстафетная палочка передается только в … метровой зоне передачи.
 
9.     Перечислите формы самостоятельных индивидуальных занятий физическими упражнениями.
 
10.                        Понятие «физическая культура личности».
 
Приложение 2. – Карточки задания
 
Карточка задание №1
Акробатическая комбинация                                                                               
«Складной нож» 7-10 раз                                                                                    
И.п.- основная стойка руки в стороны.                                                                
      1. мах левой (правой) вперед
      2.согнуть левую (правую) подтянуть к груди руки назад
      3.махом левой (правой) назад - равновесие
      4.выпад левой (правой) вперед, руки в стороны
      5.мах левой (правой) вперед, коснуться руками носка ноги
      6.основная стойка – упор присев
      7-8.два кувырка вперед в упор присев
      9.стойка на лопатках, касание носками ног за головой, руки вдоль туловища
     10.перекат в упор присев
     11.кувырок назад в полушпагат руки в  стороны
     12.сед, левая (правая) в сторону
     13.наклон к ноге
     14.сед ноги врозь – наклон вперед
     15.сед ноги вместе – наклон вперед
     16.сед в упоре сзади – ноги скрестно     17. сед углом 10-20сек
 
 
Дополнительное задание
1.     Сгибание и разгибание рук в упоре сзади на гимнастической скамейке,  10-15 раз
      2. Приседание руки за голову, 10-15 раз
                                            
                                          
Карточка задание №2
Комбинация упражнений в равновесии.                                                             
 
Продольно.                                                                                                                                                                                                                                           
   1.сед углом                                                                                                            
   2.равновесие
  3-8.ходьба на носках с движениями рук на пояс, в стороны, вверх, вперед, на бедра                                                            
  9. упор, стоя на одном колене, руки на пояс
 10. полушпагат, руки в стороны
 11. прыжком упор присев
 12. вставая, наклон вперед
 13. ходьба: мах высокий, шаг короткий, руки на пояс
 14. присед
 15. поворот в приседе на 180°
 16. приставные шаги с подскоком
Поперек.
 17. приставные шаги вправо (влево), руки на пояс
 18. соскок прогнувшись